ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-30662/2022 от 21.12.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-11063/2023

г. Казань Дело № А55-30662/2022

25 декабря 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Хлебникова А.Д.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1 (доверенность от 01.06.2022), ФИО2 (доверенность от 01.06.2022),

ответчика – ФИО3 (доверенность от 20.12.2023 № 01-07-23/35993), ФИО4 (доверенность от 29.03.2022 № 01-07-24/08737),

в отсутствие:

третьего лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сервис по декларированию грузов «ТРАНЗИТ»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023

по делу № А55-30662/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сервис по декларированию грузов «ТРАНЗИТ» (Самарская область, г. Тольятти) о признании недействительными решений Самарской таможни (г. Самара), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – общества с ограниченной ответственностью «Мастертранс» (Самарская область, г. Тольятти),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью СДГ «ТРАНЗИТ» (далее - заявитель, ООО СДГ «ТРАНЗИТ», общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Самарской таможни (далее - таможенный орган, Самарская таможня) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее – ДТ), после выпуска товаров: от 02.09.2022 по ДТ № 10418010/111019/0272694; от 05.09.2022 по ДТ №10418010/071020/0284357; от 05.09.2022 по ДТ № 10418010/020320/0056689; от 05.09.2022 по ДТ № 10418010/120520/0122966; от 05.09.2022 по ДТ №10418010/200120/0011115; от 05.09.2022 по ДТ №10418010/040620/0148621; от 06.09.2022 по ДТ № 10418010/041220/0357358, обязании Самарской таможни устранить нарушенные права и законные интересы ООО СДГ «ТРАНЗИТ» путем возврата уплаченной антидемпинговой пошлины по ДТ № 10418010/240720/0201288 (товар № 1, № 2) в размере 4 097 934 руб. 61 коп.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.06.2023 по делу № А55-30662/2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью «Сервис по декларированию грузов «ТРАНЗИТ» просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещено.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Самарская таможня провела в отношении ООО «Мастертранс» в 2021 году выездную таможенную проверку, по результатам которой составлен акт проверки от 04.06.2021 № 10412000/210/040621/А000137, и в 2022 году проверку таможенных, иных документов и (или) сведений, по результатам которой составлен акт проверки от 30.08.2022 № 10412000/210/300822/А000884.

На основании данных актов заинтересованным лицом приняты оспариваемые решения. Таможенный орган пришел к выводу о неподтверждении страны происхождения товара, что повлекло за собой неуплату дополнительной антидемпинговой пошлины в размере 25 635 000 руб.

ООО «СДГ Транзит» оспорило решения таможенного органа в судебном порядке.

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.

В соответствии с пунктом 2 статьи 314 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенный орган вправе направлять запросы в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую или уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и получения дополнительных документов или сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров.

В соответствии с пунктом 29 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальным правилам определения происхождения товаров), утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 №49 (далее - Правила), при обнаружении таможенным органом государства-члена признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или содержит недостоверные сведения, таможенный орган государства-члена вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты о происхождении товара, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан такой сертификат (далее - запрос о верификации).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 34 Правил, в случае, если уполномоченным органом не представлен ответ на запрос о верификации в 6-ти месячный срок, установленный пунктом 30 Правил, сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным.

В соответствии со статьей 322 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений является формой таможенного контроля.

Согласно статье 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, может проводиться как до, так и после выпуска товаров.

Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится путем анализа документов и сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.

В рамках проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенный орган вправе осуществлять сбор и анализ дополнительной информации, в том числе направлять запросы в государственные органы и иные организации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 314 ТК ЕАЭС, если в таможенной декларации заявлено о том, что происхождение товаров неизвестно либо происхождение товаров считается неподтвержденным:

1) ввозные таможенные пошлины исчисляются исходя из ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, если иное не установлено в соответствии с Договором о Союзе;

2) специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и (или) наименования, если иное не установлено в соответствии с Договором о Союзе.

Согласно абзацу 1 пункта 34 Правил, подпункту 4 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС, если уполномоченным органом не представлен ответ на запрос о верификации и (или) дополнительные документы в 6-ти месячный срок, установленный пунктом 30 Правил.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС если происхождение товаров считается неподтверждённым, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и (или) наименования, если иное не установлено в соответствии с Договором.

В силу пункта 1 Решения Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 21.08.2018 № 139 «О продлении действия антидемпинговой меры в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» применяется антидемпинговая мера посредством введения сроком по 20.08.2023 включительно антидемпинговой пошлины в размерах 41,5%.

Согласно пункту 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, производится по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа. Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров определяется Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289, которым утверждён Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - Порядок № 289).

В соответствии с подпунктом к) пункта 11 Порядка № 289 после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при исчислении таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, применении иных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в случае, если происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с пунктом 5 статьи 314 ТК ЕАЭС по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров.

Из содержания пункта 21 Порядка № 289 следует, что внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, по форме согласно приложению № 1 к Порядку № 289.

Судами установлено, что ООО «Мастертранс» заключило внешнеторговый контракт от 01.03.2018 АТ-010318 с иностранной компанией PRASPED S.R.O (Чехия, Orelska 83/15, PSC 101 00 Praha-Vrsovice, CZ, Company IC: 25099493, DIC: CZ25099493), на поставку комплектующих изделий и запасных частей к автомобилям. Общая сумма по контракту от 01.03.2018 АТ-010318 составляет 52 611 450 руб. В рамках данного контракта одним из импортируемых товаров являлись - «подшипники качения шариковые автомобильные..., подшипники качения роликовые конические автомобильные...».

Данные товары ввезены из Республики Эстония и продекларированы в зоне деятельности Тольяттинского таможенного поста Самарской таможни, а также в регионе деятельности Приволжского таможенного поста (Центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни в соответствии с таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления декларантом ООО «Мастертранс» по ДТ №-№10412110/230418/0004135 (товары №1, №2), 10412110/110518/0004845 (товары №1, №2), 10412110/200718/0007487 (товары №1, №2), 10412110/100818/0008189 (товары №1, №2), 10418010/201118/0025954 (товары №1, №2), 10418010/040620/0148621 (товары №1, №2), 10418010/120219/0032334 (товары №1, №2), 10418010/170419/097037 (товары №1, №2), 10418010/150519/0119206 (товары №1, №2), 10418010/240619/0158678 (товары №1, №2), 10418010/230819/0220724 (товары №1, №2), 10418010/111019/0272694 (товары №1, №2), 10418010/021118/0009736 (товары №1, №2), 10418010/020320/0056689 (товары №1, №2), 10418010/120520/0122966 (товары №1, №2), 10418010/200120/0011115 (товары №1, №2), 10418010/240720/0201288 (товары №1, №2), 10418010/071020/0284357 (товары №1, №2), 10418010/041220/0357358 (товары №1, №2).

На основании договора таможенного представителя с декларантом от 15.05.2013 № 0204/00-13-030 ООО «СДГ «Транзит» является таможенным представителем ООО «Мастертранс».

Согласно сведениям, указанным при таможенном декларировании, компанией ООО «Мастертранс» ввозятся из Эстонии подшипники роликовые конические и подшипники шариковые, отправитель «Vonel Pluss OU» (Эстония, 10152, Tallin,Naftа 16 -14). Страной происхождения указана Чехия, изготовителем подшипников по поставкам ООО «Мастертранс» заявлена организация «Auto Technologies Group S.R.O.» (Чехия), товарный знак «АТ».

В отношении данных товаров заявлены классификационные коды 8482 10 900 8, 8482 20 000 9 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС). Ставка таможенной пошлины - 10%, НДС-20%, страна происхождения - Чешская Республика.

В качестве подтверждения заявленной страны происхождения, декларантом представлены сертификаты о происхождении товара общей формы от 30.09.2019, 13.01.2020, 13.02.2020, 28.04.2020, 20.05.2020, 29.09.2020, 18.11.2020 №№ 104181, 900329, 901879, 101916, 905145, 911195, 913945, выданные торгово-промышленной палатой Чешской Республики (далее также - ТПП Чехии).

В графе 3 указанных сертификатов о происхождении товара заявлено происхождение товаров из Чешской Республики.

В результате проведения контрольных мероприятий таможенным органом получены данные, содержащие признаки того, что ООО «Мастертранс» при декларировании заявлены недостоверные сведения о стране происхождения товара. Таможенным органом получены сведения, указывающие на происхождение товаров из Китайской Народной Республики.

С 16.03.2021 в соответствии со статьей 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) проведена выездная таможенная проверка на основании решения о проведении выездной таможенной проверки от 10.03.2021 №10412000/210/100321/Р000137 в отношении: ООО «Мастертранс» (ОГРН <***>; ИНН <***>; КПП 632101001, место государственной регистрации и адрес места нахождения: 445000, <...>). Предмет проверки: достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, а именно: контроль достоверности сведений о стране происхождения товаров.

Выездная таможенная проверка проводилась в связи с информацией, полученной в результате оперативно-розыскных мероприятий.

В ходе проведения выездной таможенной проверки проверяемому лицу выставлено требование о представлении документов и сведений. При анализе представленных документов подтверждающих сведений о заявленной стране происхождения Чехия не установлено.

В ходе проведения выездной таможенной проверки Самарской таможней в Приволжское таможенное управление направлено обращение от 31.03.2021 №07-01-15/07393 в целях оказания содействия, а именно, инициирования запросов в компетентные органы Чешской Республики и Эстонской Республики о предоставлении заверенных копий вышеуказанных сертификатов происхождения, а также копий документов, на основании которых были выданы данные сертификаты при вывозе из Эстонской Республики и Чешской Республики данных товаров.

В отношении товаров, продекларированных ООО «Мастертранс» по вышеназванным ДТ Управлением товарной номенклатуры ФТС России направлен верификационный запрос в уполномоченные органы Чешской Республики (письмо № 06-92/30746).

На момент завершения выездной таможенной проверки ответ от Торгово-промышленной палаты Чешской Республики на запрос ФТС России не поступил.

Выездная таможенная проверка завершена 04.06.2021 с предложением (пункт 5 акта выездной таможенной проверки от 04.06.2021 №10412000/210/ 040621/А000137) после получения ответа от Управления товарной номенклатуры ФТС России инициировать проверку документов и сведений по вопросу проверки: достоверность сведений о стране происхождения товаров.

По информации ФТС России, представленной письмом от 15.06.2022 № 03-05-18/09608, ответ от ТПП Чешской Республики на запрос ФТС России о верификации сертификатов не поступил.

Самарской таможней 27.06.2022 на основании статей 324, 326 ТК Союза проведена проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении ООО «Мастертранс» по правильности определения страны происхождения товаров, продекларированных по вышеуказанным ДТ.

В ходе проведения проверки проверяемому лицу был направлен запрос о предоставлении копий сертификатов происхождения товаров, продекларированных по вышеуказанным ДТ.

В ответ на данный запрос ООО «Мастертранс» предоставило дубликаты сертификатов, представленных при декларировании и в ходе проведения выездной таможенной проверки. В ходе анализа представленной информации и документов подтверждающих сведений о заявленной стране происхождения Чехия также не было установлено.

Таким образом, в связи с непоступлением в таможенный орган ответа на запрос о верификации от уполномоченного органа, выдавшего данные сертификаты в срок, установленный пунктом 30 Правил, сертификаты о происхождении товара не рассматривались таможенным органом в качестве документа о происхождении товара, происхождение товаров признано неподтвержденным.

Поскольку происхождение товаров, продекларированных по вышеуказанным ДТ, декларантом ООО «Мастертранс» не было подтверждено в непреференциальных целях, таможенным органом сделан вывод о необходимости применения дополнительной антидемпинговой пошлины в размере 41,5%.

Судами данный вывод признан верным, соответствующим пунктам 29, 30, 34 Правил, а также пункту 5 статьи 314 ТК ЕАЭС. Рассматриваемые сертификаты о происхождении товаров не подтверждают происхождение товаров, сведения о которых заявлены в вышеназванных ДТ.

Также признана обоснованной оценка представленного обществом ответа из ТПП Чехии. Данный документ невозможно принять во внимание в качестве подтверждения происхождения товара. Ответ уполномоченной организации представлен по истечении установленного пунктом 30 Правил 6-ти месячного срока; ответ не содержит указания на документы, на основании которых выданы спорные сертификаты.

Доводам заявителя о том, что таможенный представитель освобождается от необходимости нести солидарную ответственность с декларантом, если тот представил для декларирования поддельную документацию или документацию, содержащую в себе недостоверную информацию или документацию, полученную незаконным путем, дана надлежащая правовая оценка.

Общество в ходе судебного разбирательства настаивало, что все заявленные ООО "Мастертранс" сведения являются достоверными и соответствуют действительности, доказывают чешское происхождение товаров. Общество не ставило под сомнение какие-либо документы, представленные декларантом в ходе таможенного декларирования, не указывало на то, что какой-либо документ является поддельным или содержит недостоверную информацию.Таможенный представитель настаивал на подлинности всех документов при таможенном декларировании, указывал, что документы получены законным путем и документы имеют юридическую силу.

При таких обстоятельствах суды отказали в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия в кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, в полной мере исследованы судом апелляционной инстанции. Они получили правовую оценку с учетом материалов и обстоятельств дела.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 01.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023 по делу № А55-30662/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Н. Ольховиков

Судьи Э.Т. Сибгатуллин

А.Д. Хлебников