ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
24 октября 2017 года Дело № А55-30779/2016
город Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Балашевой В.Т., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ижбирдиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2017 года по делу № А55-30779/2016 (судья Каленникова О.Н.),
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к акционерному обществу "РН-Транс" о взыскании 565 221 руб. 18 коп.,
третьи лица: акционерное общество «РНПК», общество с ограниченной ответственностью «БалтТрансСервис»,
с участием:
от истца – представитель ФИО1 (доверенность от 11.09.2017),
от ответчика – представитель ФИО2 (доверенность от 01.12.2016),
от третьих лиц – представители не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в деле А55-26663/2016 истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с Акционерного общества "РН-Транс" в пользу Открытого акционерного общества "РЖД" платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования станций, по причине, зависящей от грузополучателя в сумме 2 787 662 руб. 68 коп.
Определением от 01.12.2016 в отдельное производство выделено требование о взыскании платы за время нахождения вагонов, непринадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования станций, по причине, зависящей от грузополучателя по поездам № 0982-045-2231 в сумме 318 295 руб. 56 коп., № 2200226-2231 в сумме 9 325 руб. 54 коп., № 2200-226-2231 в сумме 30 641 руб. 06 коп., № 2200-233-2231 в сумме 3 412 руб. 56 коп., № 2200-558-2231 в сумме 35 947 руб. 52 коп., № 2200-572-2231 в сумме 69 275 руб. 44 коп., № 2200-688-2231 в сумме 89 385 руб., № 2200-688-2231 в сумме 8 938 руб. 50 коп., итого на сумму: 565 221 руб. 18 коп.
Решением суда первой инстанции от 13.07.2017 г., по делу № А55-30779/2016 исковые требования удовлетворены частично.
Взыскано с Акционерного общества "РН-Транс" в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования станций по причине, зависящей от грузополучателя, в сумме 246925 руб. 62 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 272 руб. 83 коп.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество "РЖД" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 13.07.2017 г., и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что вывод суда первой инстанции, изложенный в решении, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. Заявитель ссылается на то, что в актах общей формы составленных на промежуточных станциях указана причина задержки вагонов в пути следования, а именно вина ответчика. Извещения о задержке вагонов и об их отправлении направлялись также именно ответчику. Вывод суда первой инстанции о том, что ответчик не является участником перевозочного процесса, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии третьих лиц.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержал жалобу по доводам в ней изложенным.
Представитель ответчика считал решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом отзыва ответчика истец уточнил основание иска и указал, что между ОАО «Российские железные дороги» (Перевозчик), закрытым акционерным обществом «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (ЗАО «РНПК» (Пользователь), 06 марта 2013 года заключен договор №2-12/143.
В соответствии с дополнительным соглашением №01 от 01.04.2016 года в §18 данного Договора внесены изменения согласно которым АО «РН-Транс» (далее Ответчик) являясь контрагентом АО «РНПК», самостоятельно уплачивает Истцу установленные сборы, плату и штрафы предусмотренные Договором и ст.39 Федеральным законом от 10 января 2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». (Приложение №1)
Согласно Соглашению №1 от 01.04.2016 между ОАО «РЖД», АО «РНПК» и Ответчиком, последний согласился с условиями Договора (Приложение №2). Согласно:
-§ 1 Договора Истец осуществляет подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборку вагонов с железнодорожного пути необщего пользования.
-§ 14 Договора в соответствии с приказом МПС России № 70 от 10.10.2003 г. «О Методике по разработке и определении. Технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки из вагонов» устанавливаются технологические нормы на погрузку, выгрузку грузов, указанные в приложение №1 к Договору №2-12/143 от 06.06.2013 г. на подачу и уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования ЗАО «РНПК» при станции Стенькино Московской железной дороги.
- подпункту г) § 18 Договора Ответчик уплачивает плату за вр нахождения вагонов не принадлежащих перевозчику на железнодорожных путях общего пользования станций по причинам, зависящим от « грузополучателей, грузоотправителей по ставкам согласованным сторонами».
Материалами дела подтверждается, что между ОАО «Российские железные дороги» (Перевозчик), Закрытым акционерным обществом «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (ЗАО «РНПК» (Пользователь), ЗАО «РН-Транс» (Грузовладелец), 26 мая 2015 года заключен договор №2-12/143-07/4350015/0659Д (т.1 л.д. 31-35). Между сторонами подписан протокол согласования разногласий от 23 сентября 2015 года (т.1 л.д. 36-37).
В соответствии с п.1.1. договора Пользователь предоставляет Грузовладельцу во временное пользование железнодорожные пути необщего пользования для производства грузовых операций.
Пунктом 1.3. договора определено, что Грузовладелец оплачивает Перевозчику сборы и платежи в соответствии с разделом 3 договора. Грузовладелец обеспечивает погрузку, выгрузку грузов круглосуточно, а также в выходные и праздничные дни.
Общее количество вагонов одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования устанавливается в соответствии с условиями договора от 14 марта 2008 года.
Согласно п.2.4. договора уведомление о подаче вагонов передается Перевозчиком в адрес Грузовладельца по телефону. О готовности вагонов к уборке Грузовладелец передает Перевозчику уведомление по телефону с последующим письменным подтверждением.
В соответствии с пунктом 3.2. договора Грузовладелец уплачивает Перевозчику, в том числе: плату за пользование вагонами с момента фактической подачи на места погрузки, выгрузки до получения уведомления о готовности вагонов к уборке, а также за время ожидания их подачи по причинам, зависящим от Грузовладельца или Пользователя согласно Тарифному руководству №2.
Как указывал истец, по дорожным ведомостям грузополучателю - АО «РН-Транс» на станцию Стенькино 2 прибыли порожние цистерны под погрузку грузов с просроченным сроком доставки.
Вагоны следовали в составе поездов № 0982-045-2231, № 2200-226-2231, № 2200¬233-2231, № 2200-558-2231, № 2200-572-2231, № 2200-688-2231, что подтверждается натурным листом поезда.
Причиной нарушения сроков доставки вагонов на станцию Стенькино-2 послужила задержка вагонов в пути следования на промежуточных станциях Ряжск, Дягилево, Стенькино 1, Проня, Рязань 1, Алпатьево, Шелухово, Сасово в связи с занятостью путей необщего пользования вследствие нарушения ответчиком технологических норм погрузки-выгрузки вагонов.
Пунктом 1.2. Методических рекомендаций по оформлению ОАО «РЖД» задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Распоряжения ОАО «РЖД» № 558р от 22.03.2012 (далее - «Распоряжение №558») определены причины неприема вагонов железнодорожной станцией назначения, зависящие от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования.
В числе прочих, названа занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, возникшая из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В материалы дела истцом представлены документы, подтверждающие основания задержки вагонов в пути следования в связи с невозможностью принятия их станцией назначения по причинам, зависящим от ответчика, а именно: памятки приемосдатчика, подтверждающие нарушение ответчиком технологических сроков погрузки-выгрузки вагонов и занятость путей необщего пользования в указанные даты, анализ занятости путей необщего пользования, а также акты общей формы.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта, за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе, в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
Таким образом, нормами действующего законодательства установлена обязанность внесения платы за пользование путями общего пользования в связи с невозможностью приема станцией назначения по причине, зависящей от грузополучателя. Указанное условие могло и не согласовываться сторонами в договоре. Следовательно, ссылки ответчика на незаключенность договора от 01 июля 2015 года, при наличии законодательно урегулированном обязательстве грузополучателя вносить плату за пользование путями общего пользования, являются необоснованными.
В силу статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава, размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Согласно Постановлению Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 года №35/12 «Об утверждении правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство №2)» за время нахождения вагонов, контейнеров федерального железнодорожного транспорта (далее - вагонов, контейнеров) у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в настоящем Тарифном руководстве.
Согласно Приказу Федеральной службы по тарифам №127-т/1 от 29 апреля 2015 года «Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство №2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 года №35/12, тарифное руководство устанавливает порядок определения платы за нахождение подвижного состава, используемого при грузовых перевозках, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования ОАО "Российские железные дороги".
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления соответствующей платы.
Согласно пункту 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 26 (далее - Правила №26), задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указываются номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузополучателя. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Аналогичный порядок задержки вагонов в пути следования определен Распоряжением ОАО «Российские железные дороги» от 22 марта 2012 г. №558р «Об утверждении методических рекомендаций по оформлению ОАО «РЖД» задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования», предусматривающим, что в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о невозможности приема вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, начальник станции оперативно информирует начальника Дирекции управления движением о возникновении таких причин и о необходимости задержки в пути следования вагонов.
Начальник Дирекции управления движением принимает решение об отстановке поезда от движения, определяет станцию, на которой будут задержаны вагоны, контейнеры. В соответствии с принятым решением уполномоченный представитель Дирекции передает распоряжение начальникам станций задержки и назначения вагонов.
В этом распоряжении указывается номер и индекс поезда, количество задерживаемых вагонов, контейнеров в поезде, дата и время передачи распоряжения, наименование грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, причины задержки вагонов, контейнеров в пути следования.
Распоряжениями от 29.04.2016 № 1130, № 325 от 25.01.2016, от 30.04.2016 № 1140, от 31.12.2015 № 5474, №5489 приказано отставить от движения поезда (т. 1, л.д. 74; т. 2 л.д. 3; т. 3 л.д. 3, 135; т. 4, л.д. 5).
Согласно п.2.5. Распоряжения №558р при отставлении поезда от движения уполномоченный работник станции задержки вагонов, составляет на все задержанные вагоны, контейнеры акт общей формы с указанием наименования станции задержки, номера и индекса поезда, номеров вагонов, контейнеров, номера распоряжения начальника Дирекции управления движением, даты, времени и причины отставления поезда от движения, передает в информационные системы сообщение 204 с кодом "01".
Уполномоченный работник станции назначения регистрирует поступившие распоряжения в книге входящих приказов (распоряжений) и на основании распоряжения и телеграммы (телефонограммы) начальника станции задержки вагонов, контейнеров передает извещение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования в письменной форме грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования.
Ответчик был извещен о задержке и отправлении задержанных вагонов в пути следования извещениями № 162 от 04.05.2016, № 159 от 29.04.2016, № 520 о 31.12.2015, № 7 от 04.01.2016, № 34 от 25.01.2016, № 37 от 30.01.2016, № 504/1 от 31.12.2015, № 8/1 от 11.01.2016, № 161 от 30.04.2016, № 160 от 04.05.2016, № 25 от 18.01.2016, № 29 от 21.01.2016, № 56/1 от 04.05.2016, № 53 (1) от 29.04.2016, что подтверждается отметкой о получении извещения представителями Ответчика ФИО3, ФИО4 по доверенности № РНТ-946/15 от 01.12.2015 (т. 1, л.д. 72-73; 107-108; т. 2, л.д. 1-2; 117-118т. 3, л.д. 2. т. 4, л.д. 3-4; 80-81).
Извещения переданы грузополучателю на станциях Ряжск, Дягилево, Стенькино 1, Проня, Рязань 1, Алпатьево, Шелухово, Сасово, составлены акты общей формы.
Согласно п.3.1. Распоряжения №558р об освобождении мест погрузки, выгрузки, расположенных на железнодорожном пути необщего пользования, в местах общего пользования, освобождении железнодорожных путей станции или устранении других причин, повлекших за собой задержку вагонов, контейнеров в пути следования по вине грузополучателя, начальник станции оперативно информирует начальника Дирекции управления движением. Дирекция управления движением после получения указанной информации действует в порядке, установленном пунктом 2.2 настоящих Рекомендаций, оформляя распоряжение об отправлении вагонов, контейнеров, задержанных в пути следования, согласно приложению 4 к настоящим Рекомендациям.
Распоряжениями от 03.05.2016 №1168, № 18 от 04.01.2016, № 381 от 30.01.2016, № 96 от 11 .01.2016 предписано отправить ранее отставленные от движения поезда (т. 1, л.д. 75; 110; т. 2 л.д. 4; 120; т. 3 л.д. 4; т. 4, л.д. 6, 83).
В соответствии с п.3.3. Распоряжения №558р уполномоченный работник станции задержки вагонов, контейнеров после получения распоряжения начальника Дирекции управления движением обязан: составить второй акт общей формы на окончание задержки вагонов, сделать в железнодорожной транспортной накладной в графе "Отметки перевозчика" и дорожной ведомости под наименованием груза соответствующую отметку.
По факту задержки вагонов на промежуточных станциях по вине грузополучателя были составлены акты общей формы №№ 142, 146, 1/3807, 1/3811, 1/3812, 1/3815, 1/39151/2334, 1/8, 1/71, 1/72, 34, 37, 1/780, 1/785, 413, 7, 1/255, 1/256, с указанием причин задержки, не зависящей от перевозчика, и времени задержки и отправления подвижного состава, не принадлежащего перевозчику, на инфраструктуре ОАО «РЖД».
Суд апелляционной инстанции установил, что вагоны, как это следует из актов общей формы и представленных железнодорожных накладных, следовали в адрес ответчика и третьего лица - ООО «БалтТрансСервис», являющихся в спорных перевозках грузополучателями. Представленными в дело документами истец подтвердил, что все вагоны, плата за нахождение которых на путях общего пользования взыскивается в рамках рассматриваемого спора, прибыли на станцию назначения с нарушенными сроками доставки.
Оформление увеличения срока доставки грузов осуществляется по прибытии задержанных в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения в порядке, установленном пунктом 4 распоряжения ОАО "РЖД" от 9 ноября 2011 г. N 2409р. (пункт 3.5. Распоряжения №558р).
По прибытии на станцию назначения задержанных в пути следования вагонов, контейнеров с фактическим нарушением нормативного срока доставки уполномоченный работник станции назначения дополнительно рассматривает обоснованность отнесения задержки поезда в пути следования на вину грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
В этих целях на станции назначения по каждому дню за период задержки вагонов, контейнеров в пути следования ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, под погрузкой и выгрузкой в местах общего пользования на основании сведений памяток приемосдатчика, актов общей формы и условий договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, подачу и уборку вагонов, оказание услуг при организации работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования (пункт 3.6. Распоряжения №558р).
При наличии доказательств вины грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования в задержке вагонов, контейнеров в пути следования уполномоченный работник станции назначения составляет новый акт общей формы, в котором указываются станция задержки вагонов, контейнеров, причины их задержки, номер и индекс поезда, количество задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, номера и даты распоряжений, на основании которых они задержаны и отправлены.
Как следует из представленных истцом Анализа занятости путей необщего пользования в спорные периоды, а также памяток приемосдатчика, на момент задержки на промежуточных станциях, пути необщего пользования, на которые могли быть поданы вагоны, следовавшие в адрес ответчика, были заняты.
Уполномоченный работник станции назначения формирует комплект первичных документов, позволяющий доказать, что отстановка поезда от движения произошла из-за задержки грузополучателем, владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования приема вагонов, находящихся на станции назначения, включающий в себя:
- акт общей формы станции назначения по факту задержки вагонов, контейнеров в пути следования, подписанный грузополучателем, владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования, в том числе подписанный с разногласиями, возражениями;
- памятки приемосдатчика, подтверждающие сверхнормативное нахождение вагонов на железнодорожных путях необщего пользования и в местах общего пользования, составленные по этой причине акты общей формы о задержке подачи или приема вагонов на пути необщего пользования, в места общего пользования;
- копии извещения грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования о дате и времени задержки и отправления вагонов с отметкой о получении их указанными лицами либо копию почтовых уведомлений о получении ими этих извещений.
Доказательством нарушения Ответчиком технологических норм погрузки и выгрузки грузов на железнодорожном пути необщего пользования, установленных Приложением №1 к Договору №2-12/143 от 06.06.2013 г., приведших к бросанию поезда по спорными вагонами, являются памятки приемосдатчика формы ГУ-45 ВЦ.
Согласно накопительным ведомостям по неподписанным Ответчиком актам общей формы образовалась задолженность в размере 438 141 рублей 08 копеек.
Доводы ответчика опровергаются представленными в дело доказательствами.
Согласно приложению № 1 к Договору № 2-12/143 технологические нормы погрузки грузов в вагоны на путях необщего пользования установлены -от 1,25 до 5,62 часа (в зависимости от груза). Однако, как усматривается из памяток приемосдатчика, представленными в материалы дела, данный срок систематически нарушался ответчиком, и вагоны грузились свыше установленных договором норм в период задержки вагонов в пути следования.
В судебное заседание предоставлен подробный анализ занятости путей необщего пользования, проведенный на основе памяток приема-сдатчика, представленных в материалы дела.
Анализ данных документов позволяет сделать вывод, что все пути, исходя из предельного количества выгружаемых на них вагонов, в спорный период были заняты вагонами ответчика, как на момент бросания спорных вагонов, так и во время всего периода задержки на промежуточной станции.
Памятки приемосдатчика являются двусторонним документом. Следовательно, представитель ответчика, подписывая памятку без возражений, удостоверяет изложенную в ней информацию. Довод ответчика о том, что занятость путей общего пользования станции назначения Стентькино-2 должен подтверждаться исключительно актами общей формы, составленными в соответствии с п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ № 26 от 18.06.2003 г. (далее - Правила № 26), о простое вагонов на путях общего пользования станции назначения по вине грузополучателя, не соответствует требованиям норм действующего законодательства, технологии работы станции назначения и условиям вышеуказанных договоров.
Поскольку в соответствии с технологическим процессом станции большая часть прибывших в адрес АО «РН-Транс» вагонов находились на путях общего пользования приемо-отправочного парка станции назначения в составе поездов, до их расформирования и подачи соответствующего уведомления о готовности вагонов к подаче, соответственно акты общей формы не составлялись, а в материалы дела были представлены соответствующие доказательства: журналы закрепления вагонов тормозными башмаками, натурные листы поездов, а также подробная справка по прибытию и отправлению вагонов, подтверждающие занятость путей общего пользования станции назначения за весь период задержки вагонов в пути следования. При этом, занятость путей общего пользования станции назначения обусловлена невозможностью подачи вагонов на соответствующие пути необщего пользования, из-за их занятости,
Более того, в материалах дела были представлены акты общей формы, составленные на станции назначения в порядке, предусмотренном п.4.7. Правил №26.
Довод АО «РН-Транс» о том, что у Ответчика имеются пути отстоя, которыми он владеет по договору аренды, и у ответчика имелась возможность разместить данные вагоны, не соответствует действительности.
В соответствии с п.2.1 Договора Истец производит подачу и уборку вагонов исключительно на местах погрузки, выгрузки.
Таким образом, договорные отношения между ОАО «РЖД» и АО «РН-Транс», не предусматривают работу Истца на путях, не относящихся к местам погрузки выгрузки, и, соответственно, Истец не может выполнять какие либо манипуляции и работы на путях отстоя. ОАО «РЖД» в своих договорных взаимоотношениях с АО «РН-Транс» не затрагивало вышеуказанные работы. Владение путями отстоя на основании договора аренды наличие статуса «владельца пути необщего пользования», как это предусмотрено ст. 2 УЖТ РФ, не предоставляет автоматической возможности подачи Истцом на данные пути вагонов.
В соответствии со ст. 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор между Истцом и Ответчиком не заключался.
Более того, согласно п. 2.9 Правил № 26, договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются с учетом данных технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования, инструкции, плана и продольного профиля железнодорожного пути необщего пользования, а также технологии работы станции примыкания. Отсутствие у Ответчика технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования, инструкции, плана и продольного профиля железнодорожного пути необщего пользования, разработанных в установленном порядке, свидетельствует об отсутствии какой-либо технологии подачи и уборки вагонов на данные пути, не обеспечении безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на данных путях, и не возможности их эксплуатации по назначению.
Таким образом, на основании оценки представленных сторонами доказательств суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о наличии у ответчика обязанности оплачивать плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования.
По расчету истца плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования составила 503 560 руб. 28 коп.
Однако, доводы заявителя жалобы в части отказа в удовлетворении исковых требований не могут быть приняты ввиду следующего.
Ответчиком представлен контррасчет, в соответствии с которым требование на общую сумму 318 295, 56 руб. предъявлено к ответчику необоснованно. Ответчик в указанной ситуации не участвует в перевозочном процессе и не может нести какую-либо ответственность за вагоны, грузополучателем которых не является.
Акты общей формы, составленные в пути следования, представленные Истцом, в материалы дела свидетельствуют о том, что вагоны в поезде с индексом 0982-045-2231 шли в адрес грузополучателя ООО «БалтТрансСервис».
В соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта РФ за время задержки принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Ответчик не являлся грузополучателем задержанных в пути следования вагонов, а также не является владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузополучателем своим локомотивом.
У Ответчика отсутствует какая-либо информация по спорным вагонам (номера ж.д. накладных, станции «бросания», акты общей формы и т.д.).
В соответствии со статьей 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
В соответствии с ч. 2 п. 1.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее по тексту Правила №45), акт общей формы является документом, в котором фиксируются обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузополучателей, грузоотправителей, перевозчика. В этой связи, а так же в соответствии с п. 3.2.1. названных правил, акты общей формы, являющиеся основанием для начисления штрафа, составляются перевозчиком и прикладываются к перевозочным документам.
Акты общей формы, составленные в пути следования, в соответствии с Правилами №45 были приложены к перевозочным документам, по которым грузополучателем вагонов являлось ООО «БалтТрансСервис». Таким образом, перевозчик самостоятельно определил, что ответственность за отставленные вагоны в пути следования, несет именно грузополучатель.
Так как, Ответчик, в данном случае не является ни грузополучателем, ни грузоотправителем, указанные акты общей формы ему не передавались, и не могли быть переданы в силу действующего законодательства.
В соответствии со ст. 2 Устава железнодорожного транспорта РФ оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом.
Следовательно, исходя из вышеприведенного определения, оператор подвижного состава является самостоятельным участником перевозочного процесса и распоряжается своим подвижным составом самостоятельно и по своему усмотрению, т.е. может направлять свои вагоны по различным железнодорожным направлениям с учетом текущей ситуации на станции назначения, в том числе осуществить постановку избытка подвижного состава в отстой, направление вагонов в ремонт и на промывочно-пропарочную станцию.
ООО «БалтТрансСервис», являясь оператором собственного подвижного состава, самостоятельно распоряжается прибывшими в его адрес вагонами.
Вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ, документов, подтверждающих, что вагоны, следовавшие в адрес ООО «БалтТрансСервис», в последующем были предоставлены под погрузку именно ответчику, истцом в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, требования истца подлежали частичному удовлетворению, только в сумме 246 925 руб. 62 коп.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии с ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2017 года по делу № А55-30779/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Судьи | К.К. Туркин В.Т. Балашева С.А. Кузнецов |