ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-30933/16 от 21.09.2017 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-24124/2017

г. Казань Дело № А55-30933/2016

28 сентября 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2017 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Коноплевой М.В., Муравьева С.Ю.,

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «ТольяттиСельСтрой» – Дубининой Л.В., доверенность от 30.11.2016,

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области ответчика – Ряховой Л.В., доверенность от 30.12.2016 № 12-6075,

закрытого акционерного общества «Долина» – Дубининой Л.В., доверенность от 01.02.2017,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТольяттиСельСтрой»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.03.2017 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)

по делу № А55-30933/2016

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТольяттиСельСтрой», Самарская область (ОГРН 1116382000437, ИНН 6382060909) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, с участием третьих лиц: федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью «Время Плюс», г. Самара, закрытого акционерного общества «Долина», г. Тольятти, мэрии г.о. Тольятти,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ТольяттиСельСтрой» (далее – заявитель, общество, ООО «ТольяттиСельСтрой») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области (далее – регистрирующий орган, Управление Росреестра) о признании незаконными отказы в государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0303063:554, 63:09:0303063:555, 63:09:0303063:556 (сообщения об отказе в государственной регистрации от 22.11.2016 № 63/009/341/2016-6214, 63/009/341/2016-6217, 63/009/341/2016-6219), об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0303063:554, 63:09:0303063:555, 63:09:0303063:556.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены – федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, общество с ограниченной ответственностью «Время Плюс», закрытое акционерное общество «Долина», мэрия г.о. Тольятти (далее – третьи лица).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.03.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 14.09.2017 до 21.09.2017. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «ТольятгиСельСтрой» является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:09:0303063:550, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.10.2014 серии 63-АН № 041757, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0303063:547.

25 марта 2016 года ООО «ТольяттиСельСтрой» произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 63:09:0303063:550, в результате которого в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельных участках с кадастровый номерами 63:09:0303063:554, 63:09:0303063:555, 63:09:0303063:556.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) содержатся сведения о земельных участках со статусом «временный»:

- с кадастровым номером 63:09:0303063:554, уточненной площадью 1294 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, расположенном по адресу: г. Тольятти, р-н Центральный, ш. Южное;

- с кадастровым номером 63:09:0303063:555, уточненной площадью 923 152 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, расположенном по адресу: г. Тольятти, р-н Центральный, пересечение Хрящевского, Южного и Обводного шоссе;

- с кадастровым номером 63:09:0303063:556, уточненной площадью 2619 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, расположенном по адресу: г. Тольятти, р-н Центральный, ш. Южное.

Сведения об указанных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости по заявлению о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости № 63?0?1?174/3303/2016-525, поданного представителем ООО «ТольяттиСельСтрой» Дубининой Л.В. 09.03.2016 на основании межевого плана от 04.01.2016, подготовленного ООО «Роспроект» в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0303063:550, расположенного: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, пересечение Хрящевского, Южного и Обводного шоссе, северо-восточная часть кадастрового квартала 63:09:0303063.

В июле 2016 года общество обратилось в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0303063:554, 63:09:0303063:555, 63:09:0303063:556, образованные в результате раздела названного земельного участка.

Государственная регистрация права собственности ООО «ТольяттиСельСтрой» на земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0303063:554, 63:09:0303063:555, 63:09:0303063:556 была приостановлена по причине отсутствия в кадастровых паспортах информации о территориальной зоне, в которой расположены вновь образованные участки, а также в связи с отсутствием заявления о прекращении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0303063:550.

На запрос о принадлежности образованных земельных участков к территориальной зоне Управление Росреестра получило от мэрии г.о. Тольятти ответ от 23.08.2016 № 6568/5, в котором указано, что многоконтурный земельный участок площадь. 92,32 га с кадастровым номером 63:09:0303063:555 расположен в соответствии с картой градостроительного зонирования г.о. Тольятти, утвержденной решением Думы г.о. Тольятти от 24.12.2008 № 1059 в нескольких территориальных зонах: Ж-5, ПК-1, Ц-1, Ц-3, Ц-4, Ц-7 и на территории общего пользования.

16 ноября 2016 года представителем ООО «ТольяттиСельСтрой» подано заявление о государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0303063:550 и приобщено письмо регистратору (от 06.10.2016 № 53), в котором ООО «ТольяттиСельСтрой» сообщало о наличии кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) (пересечения границ земельного участка с границами территориальных зон, установленных Правилами землепользования и застройки г.о.Тольятги), а также об обстоятельствах дела, установленных решением от 14.04.2015 Арбитражного суда Самарской области при рассмотрении дела № А55-27668/2014.

Управление Росреестра привлечено к участию в указанном деле в качестве третьего лица, в связи с чем при проведении правовой экспертизы регистратор должен был учесть наличие данного судебного акта и квалифицировать отнесение участка с кадастровым номером 63:09:0303063:550 к нескольким территориальным зонам в качестве кадастровой ошибки, не являющейся основанием для признания документов, представленных заявителем, по форме и содержанию не соответствующими требованиям законодательства.

Сообщениями от 22.11.2016 № 63/009/341/2016-6214, 63/009/341/2016-6217, 63/009/341/2016-6219 Управление Росреестра отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на земельные участки на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), указав, что земельный участок с кадастровым номером 63:09:0303063:555 расположен в нескольких территориальных зонах.

Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Основания для государственной регистрации прав, а также требования, предъявляемые к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьями 17, 18 Закона о регистрации. Основания для отказа в государственной регистрации прав содержатся в статье 20 указанного Закона.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В государственной регистрации может быть отказано на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

По мнению заявителя, отнесение земельного участка с кадастровым номером 63:09:0303063:555 к нескольким территориальным зонам и, как следствие, наличие пресечения границ указанного земельного участка с границами территориальных зон, не являлось препятствием в осуществлении раздела участка с кадастровым номером 63:09:0303063:550 и внесении в ГКН сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 63:09:0303063:554, 63:09:0303063:555, 63:09:0303063:556, поскольку указанное пересечение является кадастровой ошибкой. Указанная ошибка возникла вследствие внесения в ГКН некорректных сведений о границах территориальных зон, утвержденных правилами землепользования и застройки г.о. Тольятти, в границах участка с кадастровым номером 63:09:0303063:550. Наличие указанной кадастровой ошибки установлено Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области в 2015 году. Указанная выше кадастровая ошибка подлежит исправлению согласно части 4 статьи 28 Закона о регистрации в порядке информационного взаимодействия, на что указано в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 12.03.2014 № ОГ-Д23-1534). Данные обстоятельства были установлены Арбитражным судом Самарской области при рассмотрении дела № А55?27668/2014 (решение от 14.04.2015).

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.

В соответствии со статьей 9, 13 Закона о регистрации регистрирующий орган проводит правовую экспертизу документов, представленных на регистрацию права, а именно их действительность и наличие соответствующих прав у лица, проверяет законность сделки и устанавливает отсутствие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами. Правовая экспертиза регистрирующего органа сводится к проверке представленных на регистрацию документов на предмет их полноты и соответствия требований Закона о регистрации.

Согласно статье 22.2 Закона о регистрации, действовавшего на момент рассмотрения указанных заявлений, государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков.

Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

По общему правилу, приведенному в части 2 статьи 34 ГрК РФ, границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; естественным границам природных объектов; иным границам.

В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В свою очередь, существование земельного участка как объекта недвижимости и индивидуально определенной вещи, имеющей свои уникальные характеристики, подтверждает его государственный кадастровый учет (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», далее – Закон о кадастре недвижимости).

Пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ и пунктом 6 части 2 статьи 26 Закона о кадастре недвижимости установлено, что формирование и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, границы которого пересекают несколько территориальных зон, не допускается.

В соответствии со статьей 1, 30 ГрК РФ, статьей 11.9 ЗК РФ границы территориальных зон, устанавливаемые правилами землепользования и застройки, должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне.

Как усматривается из материалов дела, при рассмотрении настоящего спора суды, в том числе, исходя из полученного на запрос Управления Росреестра ответа мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 23.08.2016 № 6568/5 установили, что:

-земельный участок площадью 2,61 га с кадастровым номером 63:09:0303063:556 расположен в соответствии с Картой градостроительного зонирования городского округа Тольятти, утвержденной решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 № 1059 в территориальной зоне Ц-7 (полифункциональная зона общественно-производственного назначения);

-многоконтурный земельный участок площадью 92,32 га кадастровый номер 63:09:0303063:555 согласно Карте градостроительного зонирования городского округа Тольятти, утвержденной решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 № 1059, расположен в нескольких территориальных зонах: Ж-5 (зона смешанной жилой застройки), ПК-1 (зона промышленных объектов I-II классов опасности), Ц-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения), Ц-3 (зона объектов здравоохранения и социального обеспечения), Ц-4 (зона объектов спортивного и физкультурно-оздоровительного назначения), Ц-7 (полифункциональная зона общественно-производственного назначения) и на территории общего пользования;

-земельный участок площадью 1,29 га с кадастровым номером 63:09:0303063:554 расположен на территории общего пользования. В соответствии с картой градостроительного зонирования городского округа Тольятти, утвержденной решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 № 1059 территориальная зона не установлена. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.

Постановлением мэрии г.о. Тольятти от 24.04.2010 № 1027-п/1 утверждено Положение об использовании земельных участков, на которые градостроительные регламенты не распространяются или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Пунктом 12.1 данного положения предусмотрено, что видами разрешенного использования земельных участков в границах территорий общего пользования являются, в том числе улицы, проезды, парки, набережные, городские сады, скверы, бульвары.

В соответствии со статьей 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Согласно статье 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

При таких обстоятельствах, сделка по разделу обществом исходного земельного участка и постановка таких земельных участков на кадастровый учет, противоречила требованиям действующего законодательства.

С учетом изложенного, Управление Росреестра законно и обоснованно отказало в государственной регистрации права собственности на земельные участки, образованные в результате раздела исходного земельного участка, расположенного в нескольких территориальных зонах, по основанию, предусмотренному действовавшим на момент принятия решений об отказах абзацем 4 пункта 1 статьей 20 Закона о регистрации.

Правомерно отклонен довод общества о незаконности отказов на наличие кадастровой ошибки в сведениях о границах соответствующих территориальных зон, в связи с чем пересечение границами образуемых земельных участков границ таких зон не может, по его мнению, препятствовать образованию участков и государственной регистрации прав на них.

Как видно из материалов дела, в заявлении отсутствуют ссылки на какие-либо нормы, допускающие возможность образования земельных участков, расположенных в нескольких территориальных зонах, при наличии выявленной в установленном законом порядке кадастровой ошибки. При этом требования названных выше норм, запрещающих образование новых земельных участков, границы которых пересекают установленные правилами землепользования и застройки границы соответствующих территориальных зон, никак не связывают такой запрет со сведениями о границах территориальных зон, содержащимися в кадастре недвижимости, а также не содержат ограничений по применению установленного запрета в случаях кадастровой ошибки.

Ссылка заявителя на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.04.2015 по делу № А55-27668/2014, которым установлено, что границы делимого земельного участка с кадастровым номером 63:09:0303063:550 пересекают границы территориальной зоны, а данное пересечение представляет собой кадастровую ошибку, верно признана судом ошибочной.

Независимо от выводов, каким образом, по мнению суда, должна исправляться кадастровая ошибка, на момент обращения заявителя в Управление Росреестра фактические обстоятельства - факт нахождения спорных земельных участков в нескольких территориальных зонах - не изменились.

Кадастровая палата каких-либо действий по исправлению кадастровой ошибки не предприняла и выводов о кадастровой ошибке не сделала.

Данное обстоятельство регистрирующий орган был не вправе игнорировать, поскольку границы территориальных зон г.о. Тольятти установлены нормативным актом.

Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом (пункт 1 статьи 36 ГрК РФ).

Согласно статье 85 ЗК РФ земельные участки на территории населенных пунктов должны использоваться в соответствии с градостроительными регламентами, установленными для каждой территориальной зоны.

Пунктом 3 указанной статьи ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Поскольку статьями 1 и 7 ЗК РФ прямо предусмотрено императивное правило, согласно которого правовой режим земельного участка напрямую зависит от его принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования, предусмотренного для конкретной территориальной зоны, то указанные положения в обязательном порядке должны соблюдаться при вовлечении соответствующих земельных участков в гражданский оборот согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ (в том числе при предоставлении органами государственной власти в частную собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена).

В соответствии со статьей 56 ГрК РФ, информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности; органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с этим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещают их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (части 1 и 2 статьи 57).

Согласно пункту 5 статьи 57 ГрК РФ порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом структура, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц определены Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности (далее - положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 № 363.

Согласно положению информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах «а» - «з» пункта 1 части 4 статьи 56 ГрК РФ.

Часть 4 статьи 56 ГрК РФ устанавливает, что информационная система включает в себя сведения о документах территориального планирования муниципальных образования, о правилах землепользования и застройки, о документации по планировке территории (пункт 1); дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках (пункт 2); иные документы и материалы (пункт 3).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 8, пунктом 4 статьи 56 ГрК РФ, подпунктами «б» и «з» пункта 3 статьи 28 Устава городского округа Самара, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, включает в себя, в том числе, сведения о территориальном, функциональном зонировании городского округа, планировочных ограничениях на территории городского округа.

Из содержания приведенных норм в их взаимной связи следует, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах в форме копий этих документов, материалов, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, и сведения о документах, материалах и иные сведения как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.

Согласно статье 23 ГрК РФ, генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых, отображаются в том числе территориальные зоны.

Установление обоснованности и законности отражения функциональных зон и территориальных зон в нормативных актах не входит в компетенцию арбитражного суда.

При этом заявитель не лишен возможности оспорить нормативный акт в установленном порядке.

В соответствии со статьей 24 ГрК РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2).

Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с частями 2-14 настоящей статьи (часть 17).

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (часть 10).

Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15).

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Ссылка общества на письмо руководителя Департамента градостроительной деятельности администрации городского округа Тольятти (далее – Департамент) от 07.06.2017 № 987/5.1, также верно признана необоснованной.

Из данного письма следует, что после обращении общества в Департамент с письмом от 22.05.2017, Департаментом было выявлено, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0303063:555, 63:09:0303063:550, 63:09:0303063:547, 63:09:0303063:33 имеют пересечения с границами территориальных зон Ц-1, Ц-3, Ц-4, Ц-7, Ж-5, ПК-1, установленных Правилами землепользования и застройки городского округа Тольятти (утвержденными решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 № 31059). Таким образом, в сведениях ГКН о границах территориальных зон г.о. Тольятти, установленных правилами землепользования и застройки городского округа Тольятти имеется кадастровая ошибка, в части пересечения территориальных зон Ц-1, Ц-3, Ц-4, Ц-7, Ж-5, ПК-1 и территории общего пользования.

Департамент указывает, что данная информация направлена в федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области.

Следовательно, Департаменту стало известно о кадастровой ошибке только после обращения общества, а не от кадастровой палаты. На момент обращения общества с заявлением в Управление Ресреестра, кадастровая ошибка не была выявлена.

В нарушение статьи 65 АПК РФ общество не представило доказательств, опровергающих данный вывод.

Общество не представило в Управление Росреестра доказательства о выявлении кадастровой ошибки до обращения с заявлением о государственной регистрации.

В кадастровом паспорте на земельные участки при разделе, кадастровый инженер также не отразил информацию о кадастровой ошибке.

Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов.

Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат вышеуказанным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 09.03.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 по делу № А55-30933/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья Ф.В. Хайруллина

Судьи М.В. Коноплева

С.Ю. Муравьев