АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-21681/2022
г. Казань Дело № А55-31255/2021
20 сентября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022
по делу № А55-31255/2021
по иску отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кинель-Черкасскому району к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области об обязании прекратить право оперативного управления на объекты недвижимого имущества федеральной собственности и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области; администрация сельского поселения Кротовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, администрация Кинель-Черкасского района, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кинель-Черкасскому району (далее – ОМВД РФ по Кинель-Черкасскому району) обратился в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее – ТУ Росимущества в Самарской области, Теруправление) об обязании прекратить право оперативного управления Отдела МВД России по Кинель-Черкасскому району на объекты недвижимого имущества федеральной собственности и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, расположенные по адресу: административное здание опорного пункта милиции №1, общей площадью 85,4 кв. м, адрес: <...> (кадастровый номер 63:23:1602026:91); здание гаража опорного пункта милиции № 1, общей площадью 90,5 кв. м, адрес: <...> (кадастровый номер 63:23:1602026:83); земельный участок, общей площадью 1073 кв. м, адрес: Самарская область, КинельЧеркасский район, с. Кротовка, ул. Пионерская, д. 33а кадастровый номер 63:23:1602026:43); об обязании принять в казну Российской Федерации спорные объекты недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, администрация сельского поселения Кротовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, Администрация Кинель-Черкасского района, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022, исковые требования удовлетворены, прекращено право оперативного управления ОМВД РФ по Кинель-Черкасскому району на объекты недвижимого имущества: административное здание опорного пункта милиции № 1, общей площадью 85,4 кв. м, адрес: <...> (кадастровый номер 63:23:1602026:91); здание гаража опорного пункта милиции № 1, общей площадью 90,5 кв. м, адрес: <...> (кадастровый номер 63:23:1602026:83), прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОМВД РФ по Кинель-Черкасскому району на земельный участок, общей площадью 1073 кв. м, адрес: <...> (кадастровый номер 63:23:1602026:43). Суд обязал Теруправление принять в казну Российской Федерации объекты недвижимости: административное здание опорного пункта милиции № 1, общей площадью 85,4 кв. м, адрес: <...> (кадастровый номер 63:23:1602026:91); здание гаража опорного пункта милиции № 1, общей площадью 90,5 кв. м, адрес: <...> (кадастровый номер 63:23:1602026:83); земельный участок, общей площадью 1073 кв. м, адрес: <...> (кадастровый номер 63:23:1602026:43).
В кассационной жалобе Теруправления, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы, обжалуя судебные акты, считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области возражает против изложенных в ней доводов и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в оперативном управлении ОМВД РФ по Кинель-Черкасскому району находятся объекты недвижимого имущества федеральной собственности и постоянном (бессрочного) пользовании земельным участком земельного участка: административное здание опорного пункта милиции № 1, общей площадью 85,4 кв. м, адрес: <...>; здание гаража опорного пункта милиции №1, общей площадью 90,5 кв. м, адрес: <...>; земельный участок, общей площадью 1073 кв.м., адрес: <...>.
Право собственности Российской Федерации на административное здание опорного пункта милиции № 1, учтенное в государственном кадастре недвижимости с кадастровым номером 63:23:1602026:91, а также на земельный участок, учтенный в государственном кадастре недвижимости с кадастровым номером 63:23:1602026:43, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.12.2009.
Право собственности Российской Федерации на здание гаража опорного пункта милиции № 1, учтенное в государственном кадастре недвижимости с кадастровым номером 63:23:1602026:83, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.07.2009
Право оперативного управления Отдела МВД России по Кинель-Черкасскому району на административное здание опорного пункта милиции №1 и здание гаража опорного пункта милиции № 1 зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается записями от 03.12.2014 № 63-63-23/305/2014-306, от 03.12.2014 № 63-63-23/305/2014-304.
Право постоянного (бессрочного) пользования ОМВД России по Кинель-Черкасскому району на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке от 10.12.2014 № 63-63- 23/305/2014-582.
Нежилое административное здание использовалось под опорный пункт милиции № 1 для размещения участковых.
Впоследствии участковые перемещены в другое административное здание, общей площадью 514,4 кв. м (кадастровый номер 63:23:071:2035:135), расположенное по адресу: <...>.
В связи с неиспользованием прежнего нежилого здания, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 84,5 кв. м по назначению принято решение о прекращении права оперативного управления на недвижимое имущество.
Письмами от 27.07.2020 № 22/4/1-16371, № 22/4/1-16372 МВД России, по обращению ГУ МВД России по Самарской области, согласовало отказ от права оперативного управления ОМВД России по Кинель-Черкасскому району на вышеуказанные объекты недвижимого имущества и постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Письмами от 14.08.2020 № 93/6806, от 11.09.2020 № 7699, от 03.06.2021 № 93-4509 в ОМВД России по Кинель-Черкасскому району направлен пакет документов в Территориальное управление, а также справки о балансовой стоимости, предложение по дальнейшему использованию данной недвижимости и письмо о согласовании вопроса о прекращении вещных прав на спорные объекты недвижимости.
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 08.07.2021 сообщило о том, что рассмотрение вопроса о прекращении права оперативного управления станет возможным после получения всех необходимых сведений и ответов.
ОМВД России по Кинель-Черкасскому району, ссылаясь на наличие решения об отказе от права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования и необоснованное несение бремени содержания имущества, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 216, 235, 236, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), 1, 53 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), установив, что истец предпринял все необходимые действия по отказу от закрепленного за ним на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования имущества, а также по передаче его Теруправления, тогда как последний бездействовал по принятию имущества в казну Российской Федерации, удовлетворили исковые требования.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
В соответствии положениями статьи 296 ГК РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В силу пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии со статьей 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Пунктом 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством (пункт 1 статьи 45 ЗК РФ).
Отдел МВД России по Кинель-Черкасскому району является юридическим лицом, владеющим закрепленными за ним имуществом на праве оперативного управления, и осуществляет деятельность, цель, предмет и виды которой определены Положением об Отделе МВД России Кинель-Черкасскому району, утвержденным приказом Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области от 11.09.2017 № 1011.
Суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу, что действующим законодательством предусмотрена возможность отказа от имущества, закрепленного за ОМВД России по Кинель-Черкасскому району на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования и не используемого по назначению (действия по отказу от имущества направлены на соблюдение принципа эффективности бюджетных расходов).
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, 45 ЗК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования и не используемого по назначению.
При этом судами было принято во внимание, что у ОМВД РФ по Кинель-Черкасскому району отсутствует необходимость в использовании спорных объектов недвижимости для осуществления своей деятельности и нахождение данного имущества в оперативном управлении накладывает на истца дополнительное бремя по его содержанию, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
Согласно положениям пунктов 4.1.2, 4.1.9 приложения № 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 № 278 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» ТУ Росимущества в Самарской области самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Судебные инстанции, ссылаясь на положения статей 296, 299, пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», а также на постановление Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений», в редакции на 29.07.2020, которым при размещении государственных органов и организаций определен размер закрепляемой за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения площади под административные цели, правомерно установили, что поскольку спорные нежилые помещения им не используются, не соответствуют целям учреждения, длительное бездействие Росимущества в данной ситуации приводит не только к необоснованным расходам истца, но и к неполучению доходов в бюджет Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судами двух инстанций сделан правильный вывод о том, бездействие ТУ Росимущества в Самарской области, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого истцом, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Судами также учтено, что отсутствие согласия уполномоченного органа на принятие имущества в казну Российской Федерации, не является основанием для отказа в иске, поскольку на Теруправление и на его территориальные органы возложены полномочия по обеспечению эффективного использования федерального имущества и недопущению ситуации, при которой возникает излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что спорное здание и земельный участок истец не использует для осуществления своей деятельности.
Таким образом, бездействие Теруправления, выраженное в непринятии имущества, не используемого истцом, правомерно признано судами противоречащим указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного органа.
Поскольку ОМВД России по Кинель-Черкасскому району вправе отказаться от закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества и передачу его в казну Самарской области, ввиду неиспользования его в соответствии с целями деятельности, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих обоснованность бездействия Теруправления, обладающего соответствующими полномочиями, по принятию спорного имущества в казну, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что требования ОМВД России по Кинель-Черкасскому району о возложении на уполномоченный орган обязанности принять в казну административное здание опорного пункта милиции № 1, общей площадью 85,4 кв. м, здание гаража опорного пункта милиции № 1 правомерны и подлежат удовлетворению.
Аналогичные правовые позиции изложены в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2021 № 306-ЭС21-971, от 10.07.2018 № 307-ЭС18-2637.
В силу пункта 1 статьи 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (пункт 4 статьи 53 ЗК РФ).
Применительно к спорному случаю отказ от права постоянного бессрочного пользования земельного участка, общей площадью 1073 кв. м, адрес: Самарская область, КинельЧеркасский район, с. Кротовка, ул. Пионерская, д. 33а с кадастровым номером 63:23:1602026:43 следует из принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества в силу закона.
Таким образом, поскольку ОМВД России по Кинель-Черкасскому району отказалось от права оперативного управления на объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 63:23:1602026:43, право постоянного (бессрочного) пользования ОМВД России по Кинель-Черкасскому району указанным участком в силу указанных норм также подлежит прекращению.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов двух инстанций и обоснованно ими отклонены как основанные на неправильном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его Теруправлению ввиду неиспользования, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, удовлетворили иск.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 по делу № А55-31255/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья В.А. Петрушкин
Судьи В.А. Карпова
Ф.В. Хайруллина