АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-15030/2022
г. Казань Дело № А55-31357/2020
14 февраля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Хакимова И.А., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «АвтоКом»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.08.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021
по делу № А55-31357/2020
по исковому заявлению акционерного общества «Автоваз» (ОГРН <***>, ИНН <***>, Самарская область, г. Тольятти) о взыскании расходов с акционерного общества «АвтоКом» (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Самара), связанных с заменой некачественных изделий, третьи лица: - публичное акционерное общество «Калужский завод автомобильного электрооборудования», общество с ограниченной ответственностью «Кинешма Аутомотив Компонентс», общество с ограниченной ответственностью «Рутс Автоком»,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Автоваз» (далее – АО «Автоваз», истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением (с учетом уточнений) к акционерному обществу «АвтоКом» (далее – АО «АвтоКом», ответчик) о взыскании расходов, связанных с заменой некачественных изделий в размере 1 152 569 руб. 10 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: публичное акционерное общество «Калужский завод автомобильного электрооборудования», общество с ограниченной ответственностью «Кинешма Аутомотив Компонентс», общество с ограниченной ответственностью «Рутс Автоком».
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.08.2021 по делу № А55-31357/2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021, исковые требования удовлетворены, с АО «АвтоКом» в пользу АО Автоваз» взысканы расходы, связанные с заменой некачественных изделий в размере 1 152 569 руб. 10 коп., расходы по уплате государственной пошлине в сумме 24 526 руб. АО «Автоваз» из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 15 руб.
В кассационной жалобе акционерное общество «АвтоКом» просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями договора поставки от 15.11.2010 № 174303 между АО «АВТОВАЗ» (покупатель) и АО «АвтоКом» (продавец), продавец поставил покупателю комплектующие изделия для сборки и эксплуатации автомобилей и предоставил гарантию соответствия качества данных изделий требованиям согласованной на него технической документации.
В период гарантийной эксплуатации автомобилей были выявлены изделия ненадлежащего качества, полученные от АО «АвтоКом», что привело к отказу в работе узлов, агрегатов и систем автомобиля.
В соответствии с пунктом 5.2 Приложения № 1 к договору при обнаружении товараненадлежащего качества в период гарантийной эксплуатации автомобиля покупатель предоставляет продавцу рекламационный акт, оформленный на предприятии сервисно-сбытовой сети, выполнившем гарантийный ремонт.
Как следует из рекламационных актов, причиной появления дефектов комплектующих изделий явился производственный брак изготовителя (продавца).
Согласно пункту 5.2 приложения № 1 к договору оформленные предприятием по техническому обслуживанию автомобилей АО «АВТОВАЗ» рекламационные документы предоставляются продавцу и являются достаточными для предъявления претензии продавцу за поставку товара ненадлежащего качества.
В адрес ответчика направлены претензии с требованием возместить АО «АВТОВАЗ» расходы, причиненные поставкой изделий ненадлежащего качества.
Претензии оставлены продавцом без ответа и удовлетворения.
В адрес АО «АвтоКом» направлено предарбитражное уведомление от 14.10.2019 № 89000/23-725, которое также оставлено без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций проанализировали условия договора поставки от 15.11.2010 N 174303, оценили в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, руководствовались положениями статей 307, 309 - 310, 469, 475 - 476, 485, 506, 518 ГК РФ и удовлетворили заявленные требования.
Согласно положениям статьи 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу части 2 статьи 476 ГК РФ в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Согласно части 2 статьи 469 ГК РФ, если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Суды отметили, что при заключении договора истец согласился с тем, что требования к качеству товара определяются также и его фактической пригодностью к эксплуатации в автомобилях ВАЗ в течение гарантийного срока. В рассматриваемом случае выявлены комплектующие изделия ненадлежащего качества.
В силу части 1 статьи 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
Согласно части 1 статьи 475 ГК РФ если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
Согласно пункту 5.4 приложения № 1 к договору для компенсации убытков, понесенных покупателем по гарантии, последний подтверждает свои расходы расчетом затрат. Расчет затрат по возвращаемым зарекламированным изделиям и изделиям неподлежащим возврату производится с применением коэффициента 1,00 от стоимости товара, признанного некачественным.
Стоимость товара определяется условиями договора на момент расчета затрат по зарекламированным изделиям и включает в себя суммы налогов, предъявляемых покупателю при приобретении изделий, в т.ч. НДС.
Исходя из части 1 статьи 485 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, либо, если она договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, по цене, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 424 ГК РФ, а также совершить за свой счет действия, которые в соответствии с законом, иными правовыми актами, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа.
Согласно части 2 статьи 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Доводы ответчика о непредставлении АО «Автоваз» доказательств в подтверждение расходов истца ввиду выявленного брака изделий в гарантийный период исследованы судами и обоснованно отклонены.
Условия и порядок возмещения продавцом (ответчиком) расходов покупателя (истца), связанных с заменой изделий ответчика ненадлежащего качества, выявленных в гарантийный период эксплуатации, предусмотрены договором поставки от 15.11.2010 № 174303, а именно пунктом 6.2 договора, согласно которому продавец несет ответственность за качество поставленного товара на всех этапах, начиная с производства, поставки товара, сборки и эксплуатации автомобилей. Продавец гарантирует качество поставленной продукции и отсутствии в ней каких-либо несоответствий и дефектов, в том числе скрытых. Продавец осведомлен о назначении производимого товара и условиях его применения. Продавец несет ответственность при выявлении покупателем несоответствия товара при их монтаже, испытаниях и гарантийной эксплуатации, носящий скрытый характер и не выявленного принятыми у покупателя методами контроля или имеющего свойства соответствующие техническим требованиям, но ухудшающие потребительские свойства автомобиля и влияющие на безопасность.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 469 ГК РФ, если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Исходя из целей, изложенных в договоре поставки, главным требованием к качеству товара является безотказная работа комплектующего изделия при эксплуатации автомобиля (пункт 4.11 приложения № 1 к договору).
В соответствии с пунктом 4.11 приложения № 1 к договору товаром ненадлежащего качества считается товар с отклонениями от установленных требований согласованного сторонами конструкторского или технического документа на момент поставки данного товара, контрольного образца внешнего вида и отклонениями, приводящими к отказу в работе узлов, агрегатов, систем автомобиля». В случае выявления товара ненадлежащего качества в период гарантийной эксплуатации покупатель имеет право его забраковать.
Таким образом, при заключении договора ответчик согласился с тем, что требования к качеству продукции определяется, в том числе, фактической пригодностью к эксплуатации в автомобилях производства АО «АВТОВАЗ» в течение гарантийного срока, а изделия, отказавшие в работе автомобиля в период его гарантийной эксплуатации, нарушают условие о качестве товара и считается товаром ненадлежащего качества.
Согласно пункту 6.4 договора, пункту 5.1 приложения № 1 «Общие условия поставки товара (комплектующих изделий) в АО «АВТОВАЗ» к договору (далее – приложение № 1 к договору) продавец несет ответственность за товар ненадлежащего качества, обнаруженный покупателем в период гарантийной эксплуатации автомобиля. Гарантийные сроки хранения и эксплуатации устанавливаются в нормативной документации на товар. При этом гарантийный срок эксплуатации на товар считается равным гарантийному сроку на автомобиль и начинает течь одновременно с гарантийным сроком на автомобиль. Стороны могут согласовать гарантийный срок большей продолжительности исходя из обычаев делового оборота и складывающейся на рынке ситуации.
Пунктом 5.2 приложения № 1 к договору установлено, что при обнаружении товара ненадлежащего качества в период гарантийной эксплуатации автомобиля покупатель предоставляет продавцу рекламационный акт, оформленный на предприятии сервисно-сбытовой сети, выполнившем гарантийный ремонт. В рекламационном акте указываются дата составления акта, данные автомобиля (модель, государственный номер, номер кузова, дата продажи, пробег), обозначение и наименование дефектного товара, описание дефекта. Рекламационный акт является достаточным для предъявления претензии продавцу за поставку товара ненадлежащего качества.
Согласно пункту 5.3 приложения № 1 к договору детали, зарекламированные в период гарантийной эксплуатации автомобилей и включенные в перечень изделий, подлежащих возврату, вместе с рекламационными актами возвращаются покупателем в адрес продавца.
Пунктом 5.5 приложения № 1 к договору стороны согласовали порядок возмещения гарантийных расходов по невозвращаемым изделиям и определили, что не подлежат возврату: изделия, зарекламированные на ПССС, расположенных в отдаленных регионах; изделия, не включенные в «Перечень изделий, подлежащих возврату»; изделия, ремонт которых произведен без их замены.
Перечень ПССС, расположенных в отдаленных регионах и перечень изделий, подлежащих возврату, определяется покупателем.
Копии рекламационных актов на такие изделия по реестру направляются в адрес продавца вместе с уведомлением о наличии зарекламированных изделий.
В соответствии с пунктом 5.4 приложения № 1 к договору продавец обязан возместить покупателю расходы, возникшие вследствие поставки товара ненадлежащего качества, выявленного в процессе гарантийной эксплуатации автомобиля. Для компенсации убытков, понесенных покупателем по гарантии, последний подтверждает свои расходы расчетом затрат. Стоимость товара определяется условиями настоящего договора на момент расчета затрат.
Согласно пункту 5.10 приложения № 1 к договору продавец несет ответственность по условиям настоящего договора за все зарекламированные изделия, обнаруженные в период гарантийной эксплуатации автомобилей, в том числе за изделия, поставленные по предыдущим договорам поставки.
Суды признали, что истцом выполнены обязательства, предусмотренные вышеприведенными пунктами договора, а именно, ответчику переданы зарекламированные изделия с оформленными на них рекламационными актами по возвращаемым изделиям, а также направлены уведомления о наличии невозвращаемых зарекламированных изделий, забракованных в гарантийный период эксплуатации, в соответствии с пунктом 5.4 приложения № 1 к договору подтверждены расходы расчетом затрат.В отношении возвращенных зарекламированных изделий исследования ответчиком не проводились. По невозвращаемым изделиям продавец не воспользовался правом в пределах срока хранения зарекламированных изделий на предприятиях сервисно-сбытовой сети (ПССС) осмотреть и принять невозвращаемые зарекламированные изделия непосредственно на ПССС по предварительному согласованию с покупателем.
Доводы ответчика о пропуске срока исковой давности по требованиям, заявленным в претензиях от 18.09.2018 № 89000/23-1083, от 26.02.2020 № 89000/23-126, от 02.09.2019 № 89000/23-612, исследованы судами и получили надлежащую правовую оценку .
Как указали суды, в соответствии со статьей 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается с момента, когда управомоченное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Предприятия сервисно-сбытовой сети (ПССС) не являются структурным подразделением АО «АВТОВАЗ» и момент обращения потребителя на предприятия сервисно-сбытовой сети не является моментом, когда АО «АВТОВАЗ» могло и должно было узнать о нарушении своего права. Такой момент определяется датой составления центром удовлетворенности потребителей АО "АВТОВАЗ" расчетов затрат к претензиям.
Судебная коллегия полагает, что судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 03.08.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 по делу № А55-31357/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Н. Ольховиков
Судьи И.А. Хакимов
Р.Р. Мухаметшин