ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-31431/20 от 01.02.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-13828/2021

г. Казань                                                 Дело № А55-31431/2020

08 февраля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 01.02.2022.

Полный текст постановления изготовлен – 08.02.2022 .

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,

при участии представителей:

Министерства имущественных отношений Самарской области – Нестеровой С.В., доверенность,

Губернатора Самарской области – Нестеровой С.В., доверенность,

в отсутствие:

иных лиц – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021

по делу № А55-31431/2020

по заявлению индивидуального предпринимателя Тамояна Зораба Ростамовича к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании незаконным отказа, с участием администрации Сызранского района Самарской области, администрации сельского поселения Варламово, Губернатора Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Тамоян Зораб Ростамович (далее – предприниматель) обратился Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее – министерство) о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства (возврате ходатайства) о переводе земельного участка с кадастровым номером 63:33:0212008:1 из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, выраженный в письме от 14.08.2020 № 12-03/10377, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Сызранского района Самарской области, администрация сельского поселения Варламово, Губернатор Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021, требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ министерства в рассмотрении ходатайства заявителя о переводе земельного участка в кадастровым номером 63:33:0212008:1 из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, выраженный в письме от 14.08.2020 № 12-03/10377, обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем рассмотрения заявления в установленном порядке в тридцатидневный срок с момента вступления в силу решения по настоящему делу.

Министерство, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 01.02.2022 на 13:50.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:33:0212008:1, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, к.с.т. «Швейник», участок № 42, в районе пос. Варламово.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.03.2004 земельный участок с кадастровым номером 63:33:0212008:1, имеет назначение: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 684,00 кв. м, разрешенный вид использования: для ведения садоводства.

15.07.2020 предприниматель обратился к Губернатору Самарской области с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 63:33:0212008:1 из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

По результатам рассмотрения заявления министерство письмом от 14.08.2020 № 12-03/10377 в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения отказало. Ходатайство и пакет приложенных к нему документов возвращены заявителю.

Полагая данный отказ в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка незаконным, нарушающим права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из признания действий министерства противоречащими закону.

Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Обязанность доказывания нарушенного права лежит на заявителе.

 В качестве основания для отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка и возврате документов указано на то, что перевод земельных участков сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий в исключительных случаях.

В пакете документов отсутствовали документы, подтверждающие наличие исключительного случая для перевода земельного участка с кадастровым номером 63:33:0212008:1.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела заинтересованное лицо указывало на отсутствие у него полномочий по изменению категории земельного участка.

Указанные возражения министерства судами двух инстанций признаны несостоятельными.

Спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования: для ведения садоводства.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

На основании пункта 8 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель, установленные названной выше нормой, не изменяют компетенцию органов, уполномоченных принимать решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

В силу пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Согласно статье 2 Закона № 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» перевод земель из одной категории в другую отнесен к полномочиям Правительства.

В соответствии с положениями пункта 2.1. постановления Губернатора Самарской области от 22.08.2006 № 209 (в редакции от 24.10.2006) в ведение министерства входит подготовка в соответствии с действующим законодательством совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Самарской области документов для перевода земель из одной категории в другую. При этом министерство не наделено полномочиями по принятию официальных решений по ходатайству о переводе за подписью руководителя (заместителя) Министерства. Такими полномочиями наделено Правительство Самарской области.

Согласно подпункта 1.1 части 1 статьи 4 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД (в редакции от 22.07.2021) «О земле» к полномочиям Губернатора Самарской области в области земельных отношений относятся перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности Самарской области, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, земель, государственная собственность на которые не разграничена, или земельных участков в составе таких земель, за исключением земель, необходимых для федеральных нужд.

В обоснование ходатайства о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую предпринимателем указано, что в соответствии с Правилами землепользования застройки сельского поселения Варламово муниципального района Сызранский Самарской области указанный земельный участок расположен в территориальной зоне «ИТ Зона инженерной и транспортной инфраструктуры».

В названных Правилах землепользования в перечень основных видов разрешенного использования земельных участков в данной территориальной зоне – садоводство, огородничество отсутствуют (л.д. 21, 67-74).

Администрацией названного района предпринимателю отказано в изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка, поскольку изменение категории земельного участка в данном случае отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (л.д. 75-76).

Ходатайство заявителя о переводе земельного участка в другую категорию было направлено в адрес Губернатора Самарской области 15.07.2021.

В соответствии с пунктом 2.3 Приказа министерства от 26.07.2013 № 1512 (ред. от 06.11.2019) «Об утверждении Административного регламента министерства имущественных отношений Самарской области по предоставлению государственной услуги «Перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности Самарской области, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, земель, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земель, необходимых для федеральных нужд» (далее – Административный регламент) результатом предоставления государственной услуги является: принятие распоряжения Губернатора Самарской области о переводе либо об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую; - возврат ходатайства, не подлежащего рассмотрению, заинтересованному лицу с указанием причин, послуживших основанием для отказа в приеме ходатайства для рассмотрения.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства. Данный перечень является закрытым.

Пунктом 2.6.2 Регламента перечислен исчерпывающий перечень документов и информации, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые заявитель должен представить самостоятельно, что было сделано предпринимателем.

Согласно пункту 2.6.4 Регламента ходатайство о переводе должно содержать, в том числе «обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую».

Согласно пункту 2.8 Административного регламента заявителю (его уполномоченному представителю) возвращается ходатайство о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и прилагаемые к нему документы в следующих случаях: с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства, в том числе отсутствуют документы, указанные в пункте 2.6.2 Регламента.

Органы государственной власти не вправе требовать каких-либо документов, не предусмотренных действующим законодательством.

Министерством отказано в рассмотрении ходатайства заявителя на основании того, что перевод земельных участков сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий в исключительных случаях. В пакете документов отсутствовали документы, подтверждающие наличие исключительного случая для перевода земельного участка с кадастровым номером 63:33:0212008:1 из состава земель одной категории в другую и заявителем не указаны основания для перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую.

В вышеназванном ходатайстве предпринимателем приведено обоснование такого перевода.

При таких обстоятельствах ссылки министерства на отсутствие в пакете документов, представленных заявителем, документов, подтверждающих наличие исключительного случая, установленного для земель сельскохозяйственных угодий, для перевода земельного участка с кадастровым номером 63:33:0212008:1 из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, признаны судами необоснованными.

Судами при рассмотрении настоящего дела установлена совокупность оснований для признания действий уполномоченного органа противоречащим закону, отказа министерства в рассмотрении ходатайства (возврате ходатайства) о переводе земельного участка с кадастровым номером 63:33:0212008:1 из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, выраженный в письме от 14.08.2020 № 12-03/10377.

К установленным судами обстоятельствам нормы права приведены правильно.

В кассационной жалобе кассатор приводит доводы, которым судами двух инстанций дана надлежащая правовая оценка.

Фактически отказ в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка в иную категорию основан на том, что министерство намерено установить цель дальнейшего использования предпринимателем названного участка, что не позволяет ему возвратить ходатайство без рассмотрения.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021 по делу № А55-31431/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                   С.Ю. Муравьев

Судьи                                                                          В.А. Карпова

                                                                                     Ф.В. Хайруллина