512/2022-46511(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-23763/2022
г. Казань Дело № А55-31479/2021 06 октября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гусмановой А.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции (онлайн заседание) представителя:
общества с ограниченной ответственностью «Траст» – ФИО1, доверенность от 18.08.2021,
в отсутствие администрации муниципального района Волжский Самарской области, извещенной надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района Волжский Самарской области
[A1] на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.04.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022
по делу № А55-31479/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Траст» к администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным постановления, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Траст» (далее – общество «Траст», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального района Волжский Самарской области (далее – администрация) от 02.08.2021 № 1975, обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в месячный срок по вступлению в законную силу судебного акта разработать и утвердить схему расположения земельного участка площадью 1 197 кв.м., прилегающего к земельному участку с кадастровым номером 63:17:1404001:1146, имеющего ориентировочную адресную часть: расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, пос. Просвет, кадастровый квартал 63:17:1404001, согласно следующим ориентировочным координатам, указанным в заявлении.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.04.2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022, заявленные требования удовлетворены: признано незаконным постановление администрации от 02.08.2021 № 1975 «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», на администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в месячный
[A2] срок по вступлению в законную силу судебного акта разработать и утвердить схему расположения земельного участка площадью 1 197 кв.м., прилегающего к земельному участку с кадастровым номером 63:17:1404001:1146, имеющего ориентировочную адресную часть: расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, пос. Просвет, кадастровый квартал: 63:17:1404001, согласно следующим ориентировочным координатам:
Номер точки | Координаты | |||||||
X | Y | |||||||
1397481,64 | ||||||||
1397505,49 | ||||||||
1397536,45 | ||||||||
1397528,03 | ||||||||
1397484,63 | ||||||||
1397481,64 | ||||||||
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация
обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу «Траст» в удовлетворении заявленных требований, считая, что судами неправильно применены нормы материального права.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
По ходатайству общества «Траст» судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции (онлайн заседание) в соответствии со статьей 153.2 АПК РФ.
[A3] В отзыве на кассационную жалобу общество «Траст» возражало против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, указало на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просило оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направила.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 18.06.2021 общество «Траст» в лице директора ФИО2 обратилось в администрацию с заявлением о разработке и утверждении схемы расположения земельного участка. Цель использования земельного участка: для строительства, реконструкции и эксплуатации зданий, строений, сооружений, предназначенных для хранения и стоянки транспортных средств, не имеющих оборудования для технического обслуживания и ремонта автомобилей (за исключением смотровых ям, эстакад); размещение парковок.
Постановлением от 02.08.2021 № 1975 администрация отказала в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в связи с тем, что подготовка заинтересованным лицом в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, не допускается; а также в связи с изломанностью границ испрашиваемого земельного участка.
[A4] Общество «Траст» полагая, что отказ администрации нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь положениями статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), определяющей порядок образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона, учитывая положения статьи 11.10 ЗК РФ, а также требованиями части 5 статьи 200 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требования заявителя, признав незаконным постановление администрации от 02.08.2021 № 1975 «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», поскольку в случаях, когда заинтересованные в предоставлении земельного участка граждане или юридические лица ограничены в подготовке схемы расположения земельного участка в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, законом предусматривается обязанность уполномоченного органа самостоятельно подготовить схему расположения земельного участка по заявлению заинтересованного лица.
Довод администрации о том, что порядок, указанный в пункте 3 статьи 39.11 ЗК РФ и в пункте 4 статьи 39.11 ЗК РФ не предусматривает обязанность уполномоченного органа на подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с поступившими заявлениями, был предметом рассмотрения судов предыдущих инстанции и правомерно отклонен ввиду следующего.
В соответствии со статьей 39.11 ЗК РФ образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона возникает либо по инициативе органа государственной власти
[A5] или органа местного самоуправления, либо по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц.
В случае предоставления земельного участка в аренду, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ), который по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, заключается на торгах.
Образование земельного участка, предоставление которого предполагается осуществить посредством проведения аукциона, а также само проведение аукциона могут быть инициированы как органами государственной и муниципальной власти (пункт 3 статьи 39.11 ЗК РФ), так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами (пункт 4 статьи 39.11 ЗК РФ).
Предметом обращения общества «Траст» является предоставление в установленном законом порядке, на аукционе, земельного участка, расположенного в границах населенного пункта пос. Просвет, для чего заявителю необходимо было, чтобы администрация на основании пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ выдала утвержденную им схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для выполнения кадастровых работ.
С учетом указанных обстоятельств, суды обоснованно исходили из того, что применению в настоящем случае подлежат правила пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ.
В силу пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
[A6] 1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
Подготовка заинтересованным в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;
[A7] утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
[A8] предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1,5-19 пункта 8 настоящей статьи;
Из анализа положений пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ следует, что обращение в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, подготовленной заинтересованным в предоставлении такого участка лицом, и последующее проведение межевых и кадастровых работ в соответствии с такой схемой, утвержденной уполномоченным органом или в соответствии с проектом межевания территории, требуется только в том случае, если испрашиваемый земельный участок еще не образован, в отношении него не утвержден проект межевания территории, и если такой участок не поставлен на государственный кадастровый учет.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии
[A9] утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ.
Статьей 11.10 ЗК РФ закреплены положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
По общему правилу подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3 статьи 11.10 ЗК РФ).
Однако, в зависимости от целей образования земельного участка, схему расположения земельного участка вправе подготовить граждане или юридические лица (пункты 4-8 статьи 11.10 ЗК РФ).
Суды пришли к правильному выводу, что в рассматриваемом споре именно администрация является обязанным лицом по подготовке схемы расположения земельного участка, необходимого заявителю и расположенного в населенном пункте, так как подготовку схемы расположения земельного участка в целях его образования из земель или земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка до утверждения
[A10] проекта межевания данной территории заинтересованное в предоставлении земельных участков лицо (гражданин или юридическое лицо) обеспечивать не вправе, что вытекает из пункта 5 статьи 11.10 ЗК РФ.
В связи с изложенным, ссылка администрации на отсутствие у нее обязанности по подготовке схемы расположении земельного участка правомерно отклонена судами как необоснованная. Процедура предоставления земельного участка по инициативе заинтересованного лица предусмотрена пунктом 4 статьи 39.11 ЗК РФ.
В связи с тем, что данным пунктом предусмотрен запрет на подготовку заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, бремя обязанности по подготовке схемы размещения земельного участка в подобном случае возлагается на администрацию.
Из системного толкования вышеприведенных норм земельного кодекса следует, что заинтересованные в предоставлении земельного участка граждане или юридические лица ограничены в подготовке схемы расположения земельного участка в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов.
Однако, как верно указали суды, в подобном случае законом предусматривается обязанность уполномоченного органа самостоятельно подготовить схему расположения земельного участка по заявлению заинтересованного лица.
Иное толкование вышеуказанных положений земельного кодекса приводит к нарушению прав граждан и юридических лиц, ограничивает возможности реализации права организации и гражданина на обращение за представлением образуемого земельного участка.
Аналогичные выводы находят отражение и в судебной практике. Например, в определении Верховного Суда Российской Федерации
[A11] от 23.12.2021 по делу № А55-24751/2020, в рамках которого, как и в рассматриваемом случае, суды обязали администрацию отказавшую подготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в том же поселке Просвет Волжского района Самарской области, совершить такие действия.
При таких обстоятельствах, принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.04.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 по делу № А55-31479/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Электронная подпись действительна.
ПредседательствуюДащнниыйе ЭсПу:дьУядо стоверяю щий центр Казначей ство Росси и Ф.В. Хайруллина
Дата 28.03.2022 5:49:00
Кому выдана Хайруллина Фарида Вильдановна
Судьи Р.В. Ананьев
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:
Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 28.03.2022 5:15:00
Кому выдана Муравьев Сергей Юрьевич
С.Ю. Муравьев
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 28.03.2022 4:01:00
Кому выдана Ананьев Роман Викторович