ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-31989/19 от 22.06.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru   e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-4451/2021

г. Казань                                                 Дело № А55-31989/2019

28 июня 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 22.06.2021.

Полный текст постановления изготовлен – 28.06.2021.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,

в отсутствие:

лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.10.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021

по делу № А55-31989/2019

по иску Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, к администрации муниципального района Шигонский Самарской области, обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Волжский Берег», о восстановлении границ лесничества, с участием Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации реестра и картографии по Самарской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, Государственного казённого учреждения Самарской области «Самарские лесничества», Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее – департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с уточненным иском к администрации муниципального района Шигонский Самарской области (в лице Комитета по земельным ресурсам и землеустройству) (далее – администрация), обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Волжский Берег» (далее – агрофирма) о признании недействительными результатов межевания проведенного в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:37:0000000:26 (единое землепользование), земельных участков с кадастровыми номерами 63:37:2101002:4 и 63:37:2101002:26 входящими в состав земельного участка с кадастровым номером: 63:37:0000000:26 (единое землепользование), восстановлении границ и площади кварталов 44, 45 и 52 Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области существовавших до нарушения прав Российской Федерации администрацией с учетом плана перераспределения лесов из колхозных земель, Лесного плана Самарской области, материалов лесоустройства и кварталов 44, 45 и 52 Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области, к агрофирме о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером: 63:37:0000000:26 (единое землепользование); земельных участков с кадастровыми номерами 63:37:2101002:4 и 63:37:2101002:26 входящими в состав земельного участка с кадастровым номером 63:37:0000000:26 (единое землепользование), восстановлении границ и площади кварталов 44, 45 и 52 Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области существовавших до нарушения прав Российской Федерации, признании недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 63:37:2101002:4 площадью 1 001 990 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 63:37:2101002:26 площадью 18 818 кв. м.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 01.12.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Территориальное управление Росимущества в Самарской области (далее – теруправление), Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее – министерство лесного хозяйства), Управление Росреестра по Самарской области (далее – управление), ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» (далее – кадастровая палата), Государственное казённое учреждение Самарской области «Самарские лесничества» (далее – госучреждение), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – министерство природных ресурсов).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.10.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021, в иске отказано.

Министерство лесного хозяйства, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований департамента в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 22.06.2021 на 13:50.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.

Министерством лесного хозяйства в ходе установления в июле 2018 года факта административного правонарушения в форме самовольного захвата и незаконного использования лесного участка территории Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области выявлено наложение земельного участка с кадастровым номером: 63:37:0000000:26 (Единое землепользование) на земли лесного фонда.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее – реестр) земельный участок с кадастровым номером: 63:37:0000000:26 (Единое землепользование), общей площадью 18 818 кв. м расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Шигонский, сельское поселение Волжский Утес, западнее и восточнее с. Комаровка, поставлен на кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для производства сельскохозяйственной продукции. Границы земельного участка в соответствии с законом не установлены.

Агрофирма (правообладатель) права зарегистрировала 27.12.2006 № 63-63-37/011/2006-430.

Согласно, имеющихся в Министерстве материалов лесоустройства 1999 и 2015 годов указанный земельный участок налагается на земли лесного фонда – выдел 36 квартала 45 Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области.

В целях уточнения выявленного Министерством факта наложения земельного участка с кадастровым номером: 63:37:0000000:26 (Единое землепользование) на земли лесного фонда, входящими в состав Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области, департаментом направлен запрос в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» (далее – филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект», учреждение) об установлении посредством определения координат характерных точек границ указанного квартала лесничества и предоставлении данной информации в документальной форме.

Во исполнение запроса департамента о предоставлении информации учреждением проведен сопряженный пространственный анализ данных расположения границ земель лесного фонда входящих в состав Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области и земельного участка иной категории с кадастровым номером 63:37:0000000:26 (Единое землепользование).

Результаты анализа отражены в заключениях от 30.07.2019. На земли лесного фонда расположенные в выделах 29, 30 квартала 44, 15, 26, 33-37 квартала 45, 9, 16, 19, 29-31 квартала 52 Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области, налагается обособленный земельный участок с кадастровым номером 63:37:2101002:4 входящий в состав земельного участка с кадастровым номером 63:37:0000000:26 (Единое землепользование). Площадь наложения, согласно указанного в заключение каталога координат поворотных точек пересекаемых границ лесничества составила 10 627 кв. м, на земли лесного фонда расположенные в выделах 35, 36 квартала 45 Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области, налагается обособленный земельный участок с кадастровым номером 63:37:2101002:26 входящий в состав земельного участка с кадастровым номером 63:37:0000000:26 (Единое землепользование).

Площадь наложения, согласно указанного в заключении каталога координат поворотных точек пересекаемых границ лесничества составила 13 782 кв. м.

По утверждению департамента администрация района при осуществлении в 2006 году своей финансово-хозяйственной деятельности, полагая, что спорный земельный участок, находящийся на территории района, представляет собой земельный участок государственная, собственность на который не разграничена, изданными в ноябре-декабре 2006 года постановлениями произвела незаконное отчуждение части земель лесного фонда и незаконно распорядилась ими по своему усмотрению.

По мнению департамента администрацией была незаконно утверждена схема расположения нового земельного участка на кадастровом плане территории муниципального района Шигонский Самарской области, а затем вновь образованному земельному участку была установлена новая категория земли сельхозназначения и вид разрешенного использования участка для производства сельскохозяйственной продукции.

Незаконно сформированный земельный участок поставлен администрацией на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера: 63:37:0000000:26 (Единое землепользование) а в дальнейшем введен в гражданский оборот посредством продажи агрофирме, которое в свою очередь образовало в составе земельного участка с кадастровым номером 63:37:0000000:26 (Единое землепользование) новые обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 63:37:2101002:4 и 63:37:2101002:26 с установленными границами налагающимися на территории кварталов 44, 45 и 52 Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области.

Границы вновь образуемых земельных участков с кадастровыми номерами 63:37:2101002:4 и 63:37:2101002:26, входящими в состав земельного участка кадастровым номером 63:37:0000000:26 (Единое землепользование) с уполномоченным в сфере лесных отношений федеральным органом - Рослесхозом, в установленном законом порядке, согласованы не были.

Проведенные по инициативе администрации работы по межеванию земельных участков с кадастровыми номерами 63:37:2101002:4 и 63:37:2101002:26, входящими в состав земельного участка кадастровым номером 63:37:0000000:26 (Единое землепользование) являются незаконными, а результаты межевания не действительными.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Отказывая в иске, суды двух инстанций исходили из того, чтообразование спорного земельного участка 63:37:0000000:26 осуществлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», с учетом положений статей 38-40 Закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Распоряжением главы Шигонского района Самарской области от 16.11.2004 № 1156 утверждено распределение площадей сельскохозяйственных угодий фонда перераспределения земель по Шигонскому району.

Распоряжением главы Шигонского района Самарской области от 08.04.2011 № 33 в распоряжение от 16.11.2004 № 1156 внесены изменения, распоряжение дополнено указанием на распределение площадей сельскохозяйственных угодий фонда перераспределения земель по Шигонскому району бывшего колхоза «Приморье».

Сведения о земельном участке кадастровым номером 63:37:0000000:26 внесены в реестр 13.08.2006.

Кроме того, суды указали на отсутствие в требованиях департамента оспаривания права колхозной собственности, оспаривания долей, сделок купли-продажи и внесения долей в уставной капитал общества.

Содержащиеся в судебных актах выводы не основаны на правильном применении норм материального права, применительно к установленным по делу обстоятельствам.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-п указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Согласно части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

Исходя из статьи 6 ЛК РФ, леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий.

На основании статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В силу статьи 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство, которое включает в себя, в том числе, и закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (пункт 1 статьи 68 ЛК РФ).

Лесной реестр представляет собой свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и об их границах, лесничествах, с характеристикой лесов.

При определении учета лесного фонда необходимо учитывать и особенности, установленные в Федеральном законе от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», согласно пункту 1 статьи 4.2 и пункту 6 статьи 4.6 которого земельные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

В силу части 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ общее правило о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется, в частности, на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 № 1795-О указал, что Закон № 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона № 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком являлся земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 72 Лесного кодекса Российской Федерации. Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями статьи 68 ЛК РФ, наряду с другими работами включает в себя проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков, таксацию лесов.

Однако судами при рассмотрении спора не соблюдены основные принципы и процедуры устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР), в результате чего не обеспечили исследование вопросов законности формирования спорного участка, возникновения прав на него при наличии установленных исключений о приоритете сведений содержащихся в ЕГРН по отношению к землям сельхозназначения (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 302-ЭС20-13098).

Основной довод истца о том, что спорный земельный участок был сформирован за счет земель лесного фонда ответчиком не опровергнут.

Суды не обеспечили надлежащего исследования границ лесного фонда по материалам государственного лесного реестра, вне зависимости от факта установления границ, неправильно были применены и принципы  о приоритете при наличии противоречий в сведениях двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР).

Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Если на стадии принятия иска суд придет к выводу о том, что избранный способ защиты права собственности или другого вещного права не может обеспечить его восстановление, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения либо оставления без движения.

В соответствии со статьей 148 ГПК РФ или статьей 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.

Принимая решение, суд в силу части 1 статьи 196 ГПК РФ или части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд указывает также в мотивировочной части решения мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В этой связи ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению, по мнению суда, в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования (пункт 3 Пленума № 10/22).

Из заявленной департаментом цели обращения в арбитражный суд с настоящим иском, усматривается спор о границах земельных участков лесного фонда и участков земель сельскохозяйственного назначения вышеназванного единого землепользования.

Правовая определенность в отношении спорных границ земельных участков сторон по итогам рассмотрения арбитражного дела не достигнута.

При таких обстоятельствах судебные акты не могут быть признаны в полной мере законными, подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду необходимо исследовать указанные обстоятельства, предложить сторонам представить дополнительные доказательства заявленных требований и возражений и с учетом установленного разрешить спор.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 02.10.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу № А55-31989/2019 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                   С.Ю. Муравьев

Судьи                                                                          В.А. Карпова

                                                                                     В.А. Петрушкин