ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-32529/17 от 24.10.2018 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

31 октября 2018 года                                                                            Дело № А55-32529/2017

г.Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2018 года. 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Корнилова А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1 с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «Трансгруз» - представителя ФИО2 (доверенность от 14.02.2017),

от главы городского округа Самара – представителя ФИО3 (доверенность от 08.01.2018),

от администрации городского округа Самара - представителя ФИО3 (доверенность от 08.01.2018),

от третьих лиц: департамента градостроительства городского округа Самара - представителя ФИО4 (доверенность от 12.07.2018),

от Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области – представителя ФИО5 (доверенность от 11.09.2018),

от министерства строительства Самарской области – представителя ФИО6 (доверенность от 10.01.2018),

от государственного казенного учреждения Самарской области «Управление капитального строительства» - представителя ФИО7 (доверенность от 07.06.2018),

            рассмотрев в открытом судебном заседании 24 октября 2018 года апелляционные жалобы министерства строительства Самарской области, администрации городского округа Самара, департамента градостроительства городского округа Самара

            на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 мая 2018 года по делу №А55-32529/2017 (судья Филатов М.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Трансгруз» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Самара, к главе городского округа Самара, г. Самара, к администрации городского округа Самара, г. Самара, третьи лица: департамент градостроительства городского округа Самара, г. Самара, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, г. Самара, министерство строительства Самарской области, г. Самара, государственное казенное учреждение Самарской области «Управление капитального строительства», г. Самара,

            о признании недействительным постановления,

У С Т А Н О В И Л:

            Общество с ограниченной ответственностью «Трансгруз» (далее - ООО «Трансгруз», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к главе городского округа Самара, к администрации городского округа Самара о признании недействительным постановления № 847 от 20.09.2017 об отмене разрешения на строительство от 29.08.20165 № 63-301000-136-2016, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.  

            К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент градостроительства городского округа Самара (далее - департамент градостроительства), управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области (далее - управление государственной охраны объектов культурного наследия), министерство строительства Самарской области (далее - министерство строительства), государственное казенное учреждение Самарской области «Управление капитального строительства» (далее -  ГКУ «УКС»).

            Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 мая 2018 года заявленные требования удовлетворены, постановление № 847 от 20.09.2017 главы городского округа Самара об отмене разрешения на строительство от 29.08.2016 № 63-301000-136-2016 признано недействительным. На администрацию городского округа Самара, главу городского округа Самара по вступлении решения суда в законную силу возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С администрации городского округа Самара в пользу ООО «Трансгруз» взысканы расходы на оплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

В апелляционной жалобе министерство строительства просит решение судаизменить, исключив указание на то, что оспариваемое постановление главы городского округа Самара от 20.09.2017 № 847 «Об отмене разрешения на строительство от 29.08.2016 № 63-301000-136-2016» было вынесено в отсутствие полномочий в сфере выдачи и отмены разрешений на строительство, а также, что министерство строительства Самарской области вправе принимать решения о правомерности (неправомерности) ранее принятых муниципальных актов в целях их отмены в порядке самоконтроля.

В апелляционных жалобах администрация городского округа Самара, департамент градостроительства городского округа Самара просят решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что часть земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства «Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и 3-х уровневым подземным паркингом», находится в зоне подземных сооружений - метрополитена. Вопрос о пересечении охранных, технических зон метрополитена с планируемым к возведению объектом подлежал обязательному исследованию в рамках рассматриваемого спора, поскольку удовлетворение требований истца приведет к возобновлению строительства спорного объекта и в случае его нахождения в указанных зонах может повлечь негативное воздействие на объекты метрополитена, а со стороны объектов метрополитена - на возводимое здание.

Также в апелляционных жалобах указано, что заявителем при подаче документов для получения разрешения на строительство был представлен градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) от 17.07.2014, в котором отсутствовали сведения о пересечении зон предполагаемого к строительству объекта и зон объектов культурного наследия. При этом согласно подлиннику ГПЗУ от 17.07.2014, хранящемуся в архиве департамента градостроительства, было установлено ограничение в части расположения запроектированного объекта капитального строительства на земельном участке ввиду его нахождения в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности «А» объекта культурного наследия (памятники истории и культуры) регионального значения «Ансамбль застройки Самарской площади» (г.Самара, площадь Самарская: ул.Галактионовская, 189/ ул.Самарская, 188а, б; ул.Самарская, 203; ул.Самарская, 2036/ ул.Садовая, 2126, в; ул. Самарская, 205а; ул.Галактионовская, 191/ул.Самарская, 190). Согласно представленной заявителем проектной документации возведение объекта планировалось осуществлять именно в указанной зоне, что свидетельствует о нарушении градостроительных норм и является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Трансгруз» просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 25 июля 2018 года рассмотрение дела было отложено на 16 час 15 мин 13 августа 2018 года, в целях соблюдения процессуальных прав лиц, участ­вующих в деле, учитывая, что апелляционная жалоба министерства строительства Самар­ской области была принята судом апелляционной инстанции к производству только 12 июля 2018 года (т.е. за 12 дней до судебного заседания).

Определением суда от 13 августа 2018 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Рогалевой Е.М. на судью Корнилова А.Б. в связи с нахождением в очередном ежегодном отпуске, после чего рассмотрение дела было начато заново.

В порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 13 августа 2018 года объявлен перерыв до 10 час 00 мин 15 августа 2018 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 15 августа 2018 года.

На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 15 августа 2018 года рассмотрение дела было отложено на 12 час 10 мин 26 сентября 2018 года в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств.

В порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 26 сентября 2018 года объявлен перерыв до 13 час 50 мин 03 октября 2018 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 03 октября 2018 года.

На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 03 октября 2018 года рассмотрение дела было отложено на 13 час 50 мин 24 октября 2018 года, в связи с необходимость выяснения обстоятельств, связанных с установлением технических зон строительства Самарского метрополитена (их размер и границы) в границах земельного участка, принадлежащего ООО «Трансгруз» на праве собственности, и прилегающей к нему территории.

В судебном заседании представители министерства строительства, администрации городского округа Самара, главы городского округа Самара, департамента градостроительства, управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.

Представители ГКУ «УКС» поддержали представленные письменные пояснения.

Представитель ООО «Трансгруз» возражал против удовлетворения апелляционных жалоб и просил оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, ООО «Трансгруз» является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:01:0508001:543, площадью 2606 +/- 17,87 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Самарская/Ульяновская/Галактионовская, д. 174/16/173, что подтверждается выпиской из ЕГРП о земельном участке от 17.10.2017 (т. 1, л.д. 16-34). Категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «многоквартирные дома выше 4 этажей в пределах исторической части города».

В соответствии с постановлением главы городского округа Самары от 27.04.2012 № 384 «О предоставлении разрешений на условно-разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в городском округе Самара» представлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: улица Самарская/улица Ульяновская/улица Галактионовская, 174/16/173 в Ленинском районе города Самары, для строительства жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями (торгово-офисными) и подземным паркингом (т. 3, л.д. 87).

Заявитель предоставил необходимый пакет документов и обратился к главе городского округа Самара за получением разрешения на строительство многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и трех уровневым подземным паркингом. Глава городского округа Самара ФИО8 выдал заявителю разрешение на строительство 29.08.2016 за № 63-301000-136-2016, со сроком действия до 29.08.2019 (т.1, л.д.12-14).

Впоследствии в целях приведения муниципальных правовых актов в соответствии с действующим законодательством указанное разрешение было отменено постановлением администрации г.о. Самара от 20.09.2017 № 847 «Об отмене разрешения на строительство от 29.08.2016 № 63-301000-136-2016», подписанным главой городского округа Самара ФИО8  (т. 1, л.д.15).

Заявитель в обоснование заявленных требований указал, что не представляется возможным установить причины и мотивы принятия указанного постановления, препятствует реализации права на защиту ООО «Трансгруз». Заявитель считает немотивированным оспариваемое постановление.

Указанные обстоятельства послужили для заявителя основанием обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.

Заинтересованные лица в обоснование свих возражений ссылаются на следующие обстоятельства.

В целях получения ООО «Трансгруз» разрешения на строительство, застройщиком в орган местного самоуправления был представлен ГПЗУ от 17.07.2014 № RU63301000-2233, оформленный на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0508001:543, площадью 2606 +/- 17,87 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Самарская/Ульяновская/Галактионовская, д. 174/16/173 (л.д. 91-93 т. 3). Вместе с тем, как указывает департамент градостроительства, им было выявлено несоответствие представленного ООО «Трансгруз» ГПЗУ с планом, хранящимся в архиве департамента, в части обозначения мест допустимого размещения объектов капитального строительства на земельном участке (т. 3, л.д. 94-96).

Департамент градостроительства указывает, что согласно архивному ГПЗУ было установлено ограничение в части расположения запроектированного объекта капитального строительства на земельном участке. На основании указанных обстоятельств и в целях приведения муниципального правового акта в соответствие с требованиями действующего законодательства, департаментом градостроительства в адрес главы городского округа Самара было сообщено о необходимости приведения указанного муниципального правового акта в соответствие с действующим законодательством.

Распоряжением департамента градостроительства от 17.07.2014 № РД-941 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Самарская/Ульяновская/Галактионовская, д. 174/16/173» был утвержден ГПЗУ по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Самарская/Ульяновская/Галактионовская, д. 174/16/173. При этом по информации департамента градостроительства, находившийся в департаменте ГПЗУ содержал в себе сведения об установленных ограничениях в части расположения объекта капитального строительства на земельном участке. Однако в ГПЗУ, представленном заявителем с заявлением о выдаче разрешения на строительство, от 17.07.2014, отсутствовали сведения о пересечении зон предполагаемого к строительству объекта и зон объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (т. 1, л.д. 59-68).

Департамент градостроительства указал, что из ГПЗУ от 17.07.2014 усматривается, что спорный земельный участок расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности «А» объекта культурного наследия (памятники истории и культуры) регионального значения «Ансамбль застройки Самарской площади» (г. Самара, площадь Самарская: ул. Галактионовская, 189/ул. Самарская, 188а, б; ул. Самарская, 203; ул. Самарская, 203б/ул. Садовая, 2126, в; ул. Самарская, 205а; ул. Галактионовская, 191/ул. Самарская, 190). На момент разработки градостроительного плана от 17.07.2014 действовал приказ министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 № 8 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» (в редакции приказа министерства культуры Самарской области от 04.03.2014 № 25), согласно которому были утверждены границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон в отношении следующих объектов культурного наследия регионального значения, в том числе (абзац 17 пункта 1) для объекта «Ансамбль застройки Самарской площади» (г. Самара, площадь Самарская: ул. Галактионовская, 189/ул. Самарская, 188а, б; ул. Самарская, 203; ул. Самарская, 203б/ул. Садовая, 2126, в; ул. Самарская, 205а; ул. Галактионовская, 191/ул. Самарская, 190) согласно проекту зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль застройки Самарской площади». Приказом министерства культуры Самарской области от 17.03.2015 № 20 абзац 17 пункта 1 обозначенного выше приказа министерства культуры Самарской области признан утратившим силу.

Аналогичная позиция изложена управлением государственной охраны объектов культурного наследия со ссылкой на судебные акты по делу № А55-9792/2017. При этом в адрес администрации городского округа Самара, департамента градостроительства соответствующее письмо № 43/21 управлением было направлено 11.01.2016 (л.д. 156-158).

Суд первой инстанции отклонил ссылки на судебные акты по делу № А55-9792/2017, ссылаясь на то, что предметом указанного спора была правомерность вынесения приказа министерства культуры Самарской области от 03.12.2015 № 23 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», а также приложение к указанному приказу.

Между тем судом первой инстанции необоснованно не был приняты во внимание судебные акты по делу № А55-9792/2017.

Как видно из материалов дела, на момент разработки ГПЗУ от 17.07.2014 действовал приказ министерства Самарской области от 06.06.2012 №8 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» (далее - приказ №8) (в редакции приказа министерства культуры Самарской области от 04.03.2014 №25), согласно которому были утверждены границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон в отношении следующих объектов культурного наследия регионального значения, в том числе «Ансамбль застройки Самарской площади» (г. Самара, площадь Самарская: ул. Галактионовская, 189/ул. Самарская, 188а, б; ул. Самарская, 203; ул. Самарская, 203б/ул. Садовая, 2126, в; ул. Самарская, 205а; ул. Галактионовская, 191/ул. Самарская, 190) согласно проекту зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль застройки Самарской площади» (абзац 17 пункта 1 приказа №8).

Вместе с тем приказом министерства культуры Самарской области от 17.03.2015 №20 абзац 17 пункта 1 приказа №8 был признан утратившим силу.

Однако приказом от 03.12.2015 № 23 управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области были утверждены границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, в том числе и в отношении объекта культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области, - «Дом Е.Н. Кошелевой» (<...> литера А) согласно проекту зон охраны объекта культурного наследия (приложение №47).

Данные сведения в виде ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, внесены в государственный реестр прав на недвижимое имущество, в результате чего часть земельного участка с кадастровым номером 63:01:0508001:543 площадью 2606 кв.м, расположенного по адресу: г.Самара, Ленинский район, ул.Самарская/ ул.Ульяновская, ул .Галактионовская, 174/16/173, вошла в границы зон охраны объекта культурного наследия «Дом Е.Н. Кошелевой».

Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2017 по делу №А55-9792/2017.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные ими доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально- технических, информационных и иных принимаемых, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации, мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Как установлено ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Закона Самарской области от 08.12.2008 № 142-ГД «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Самарской области» границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения - государственным органом охраны объектов культурного наследия области.

В соответствии с п. 2 Положения об управлении, утвержденного постановлением правительства Самарской области от 15.06.2015 №338 (далее - Положение), управление является уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

С учетом требований п. 2.2. Положения, утверждение границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, особых режимов использования земель в границах данных зон и требований градостроительных регламентов в границах территорий данных зон на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия относится к полномочиям управления.

Согласно имеющейся в материалах дела кадастровой выписке от 22.12.2016 №63-00-102/16-1081471 принадлежащий заявителю земельный участок с кадастровым №63:01:0508001:543, на котором на основании разрешения на строительство от 29.08.2016 №63-301000-136-2016 планировалось осуществить строительство многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и 3-х уровневым подземным паркингом, находится в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения «Дом Е.Н. Кошелевой» (<...> литера А (далее - объект), границы, режимы использования и градостроительные регламенты которой утверждены приказом управления государственной охраны объектов культурного наследия от 03.12.2015 № 23.

Указанный приказ согласно пункту 5 вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Приказ управления государственной охраны объектов культурного наследия от 03.12.2015 № 23 был опубликован в газете «Волжская коммуна» от 29.12.2015 № 343 (29542), то есть вступил в силу 09.01.2016.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2017 по делу №А55-9792/2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018, заявителю отказано в удовлетворении требования о признании недействительным абзаца сорок восьмого приказа управления от 03.12.2015 №23 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», а также приложения 47 к указанному приказу, которыми утверждены границы зон охраны объекта, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.

Таким образом, границы зон охраны объекта, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, утвержденные данным приказом, судом признаны законными.

Сведения о наличии соответствующего ограничения (обременения) в использовании принадлежащего Заявителю земельного участка с кадастровым №63:01:0508001:543 22.01.2016 внесены в государственный кадастр недвижимости.

Так, согласно приложению 47 к приказу управления от 03.12.2015 №23 в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта установлены, в том числе следующие ограничения по высоте (высотный регламент).

Высота застройки в режиме регенерации, а также компенсационной, в местах утрат - по первой линии, до двух этажей, 10,0 м. от уровня отметки земли до конькового завершения кровли, с обязательным поддержанием высотных отметок карниза и оконных проемов.

Вместе с тем согласно разрешению на строительство от 29.08.2016 №63-301000-136-2016, отмененному оспариваемым постановлением, на земельном участке с кадастровым №63:01:0508001:543 заявителем планировалось строительство объекта капитального строительства с количеством этажей - 25, что значительно превышает действующие градостроительные регламенты зон охраны объекта.

Таким образом, разрешение на строительство от 29.08.2016 №63-301000-136-2016 было выдано администрацией городского округа Самара без учета ограничений, установленных приказом управления государственной охраны объектов культурного наследия от 03.12.2015 №23.

С учетом требований, установленных п. 22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 №972 (далее - Положение №972), соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. Отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.

Согласно п. 20 Положения № 972 режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия не применяются к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, которые выданы в установленном порядке до вступления в силу правового акта об утверждении зон охраны объекта культурного наследия.

Следовательно, единственным основанием для осуществления строительства объектов капитального строительства, не соответствующих градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия, является полученное до вступления в силу правового акта об утверждении зон охраны объекта культурного наследия разрешение на строительство указанного объекта капитального строительства.

Однако, как следует из материалов дела, отмененное оспариваемым постановлением разрешение на строительство было выдано 29.08.2016, т.е. после утверждения (03.12.2015) границ зон охраны объекта, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

Более того, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.02.2014 63-АМ № 005309, разрешенное использование земельного участка с кадастровым №63:01:0508001:543 - многоквартирные дома 2-4 этажей в пределах исторической части города.

            Что касается доводов апелляционных жалоб о поддельности одного из ГПЗУ 2014 года, суд апелляционной инстанции полагает недоказанным тот факт, что ГПЗУ, представленный заявителем при обращении за получением разрешения на строительство, не был получен заявителем в департаменте градостроительства.

            Относительно осуществления заявителем предполагаемого строительства в технической зоне строительства метрополитена суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

   Согласно пояснениям ГКУ «УКС» земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:0865 на основании распоряжения правительства Самарской области от 11.07.2014 №522-р «О прекращении постоянного (бессрочного) пользования и предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков» предоставлен ГКУ «УКС» на праве постоянного (бессрочного) пользования и предоставлен для проектирования и строительства метрополитена в городе Самара (первая очередь станции метро «Алабинская», «Самарская», «Театральная»), площадь: 181 490,70 кв.м.

   Кадастровая ошибка по устранению наложений земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:0865 на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0508001:543, принадлежащий ООО «Специализированный застройщик «Трансгруз», была исправлена в соответствии с подготовленным межевым планом, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 10.06.2016 №63-00-102/16-503284 и выпиской из ЕГРП от 15.05.2017.

   Строительство объекта «Жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и 3-х уровневым подземным паркингом по адресу: Самарская область, г.Самара, Ленинский район, ул. Самарская/ул.Ульяновская/ул. Галактионовская, 174/16/173» согласно проектной документации размещается в технической зоне метрополитена.

   В соответствии с приложением «Б» Свода правил СП 120.13330.2012 «Метрополитены» (далее - Свод правил) техническая зона для строительства это: городская территория, отводимая в соответствии с генеральным планом развития города для последующего строительства участков линии метрополитена открытым способом, для размещения электродепо и других наземных сооружений, а также строительных площадок при строительстве объектов метрополитена закрытым способом.

   Министерство строительства от 19.12.2013 № 3/12083 в адрес департамента строительства и архитектуры были направлены сведения о положении подземной трассыСамарского метрополитена в целях внесения их в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара. Вместе с тем сведения о технической и охранной зоне внесены не были.

   Согласно пункту 5.26.1 Свода правил охранные и технические зоны метрополитена должны наноситься на топографические планы городской территории масштабов 1:2000, 1:500, а в соответствии с пунктом 5.26.14 на территории города для проектируемых, строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений метрополитена следует устанавливать охранные зоны от воздействия факторов природного и техногенного характера: 100 м в обе стороны от внешнего контура.

   Как следует из пояснений ГКУ «УКС», строительство указанного жилого дома располагается в зоне строительства метрополитена.

   Вместе с тем пунктом 4.5 Свода правил, с учетом изменений, вступивших в законную силу 01.07.2017, (изменения №2, утвержденное Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 № 982/пр) предусмотрена возможность возведения зданий и сооружений в технической зоне до окончания строительства сооружений метрополитена при согласовании с дирекцией строящегося метрополитена (заказчиком строительства метрополитена). Ширина технической зоны должна быть не менее 40 м. При этом предыдущая редакция пункта 4.5 Свода правил содержала иную норму: «Возведение зданий в технической зоне до окончания строительства сооружений метрополитена не допускается».

   В настоящее время ГКУ «УКС» заключен государственный контракт от 19.07.2018 № 559 с ООО «Волгатрансстрой-проект» на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «проектирование и строительство метрополитена в городском округе Самара», I очередь (корректировка проекта на участке ст. «Пл. Революции» - ст. «Алабинская» и ст. «Кировская» - ст. «Крылья Советов»), 6 этап - от станции «Алабинская» до станции «Самарская».

   ООО «Специализированный застройщик «Трансгруз» 12.09.2018 №484 обратилось в ГКУ «УКС» с просьбой согласовать проектную документацию для строительства вышеуказанного жилого дома. С целью принятия обоснованного решения проектная документация по возведению жилого дома была направлена в ООО «Волгатрансстрой - проект».

   Специализированная организация ООО «Волгатрансстрой-проект», рассмотрев указанную документацию, выдало заключение по размещению жилого дома в технической зоне метрополитена при выполнении следующих условий:

-возведение защитной подпорной стены между конструкциями метрополитена и паркинга объекта, предохраняющей здание от недопустимых деформаций, связанных с дальнейшим сооружением тоннелей метрополитена. Конструктив предполагаемой защитной стены должен быть обязательно обоснован соответствующим расчетом;

-создание технического коридора для пропуска инженерных коммуникаций с учетом всех нормируемых расстояний их расположения от обделки метрополитена и конструкций жилого дома.

   ГКУ «УКС» посчитало возможным согласовать размещение жилого дома в технической зоне метрополитена при выполнении данных условий в соответствии с требованиями пункта 4.5 СП 120.13330.2012. Свод правил. Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003.

   Вместе с тем на момент издания постановления о выдаче разрешения на строительство указанный запрет на строительство в технической зоне строительства метрополитена действовал, в связи с чем разрешение на строительство было выдано заявителю незаконно. Более того, согласование с ГКУ «УКС» заявитель получил лишь в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.

   При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у главы городского округа Самара законных оснований для выдачи разрешения на строительства вышеуказанного дома на спорном земельном участке.

   Относительно полномочий администрации городского округа Самара по отмене выданного главой городского округа Самара разрешения на строительство судом апелляционной инстанции установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Исходя из данной нормы права, муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти субъекта РФ в случае принятия данных актов органами местного самоуправления в рамках осуществления ими отдельных государственных полномочий.

Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункту 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

Таким образом, разрешение на строительство объекта капитального строительства «Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и 3-х уровневым подземным паркингом», расположенного по адресу: г.Самара, Ленинский район, ул.Самарская/ ул.Ульяновская, ул.Галактионовская, 174/16/173, было выдано в рамках компетенции органов местного самоуправления, не связано с осуществлением ими отдельных государственных полномочий.

При изложенных обстоятельствах в силу прямого указания обозначенной нормы орган местного самоуправления городского округа Самара, выдавший разрешение на строительство, вправе его отменить.

Статьей 3 Закона Самарской области от 29.12.2014 № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области» (далее - Закон № 134-ГД) к полномочиям органов государственной власти Самарской области отнесены полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства (кроме объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации) в тех случаях, когда указанные разрешения в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации должны быть выданы органами местного самоуправления.

Согласно пункта 2.2 Положения о министерстве строительства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 31.10.2007 № 225 (далее - Положение о министерстве), в действующей редакции, министерство выдает в случаях, установленных Законом № 134-ГД, разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства (кроме объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации) в тех случаях, когда указанные разрешения в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации должны быть выданы органами местного самоуправления.

Таким образом, полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области о выдаче разрешений на строительство, Законом №134-ГД, были отнесены к полномочиям органов государственной власти Самарской области.

Как следует из вышеприведенных норм права, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Вместе с тем данные действия могут совершаться в пределах имеющихся у органа, должностного лица полномочий.

Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве министерство строительства является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области (сфера деятельности министерства). Министерство выдает в случаях, установленных Законом №134-ГД, разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства (кроме объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации) в тех случаях, когда указанные разрешения в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации должны быть выданы органами  местного  самоуправления. 

Таким  образом,  к  компетенции министерства отнесены вопросы выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых проведение экспертизы требуется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Необходимо отметить, что Законом осуществлено перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области только в указанной в законе части.При этом в соответствии с требованиями части 7 статьи 51 и части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация указанных полномочий министерством осуществляется на основании поступивших в министерство заявлений застройщиков.

В свою очередь, в соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправленияили должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность отмены муниципальных актовв случаях, не связанных с регулированием осуществления отдельных переданных государственных полномочий, в порядке самоконтроля органом местного самоуправления,издавшим соответствующий правовой акт.

В данном случае оспариваемое постановление вынесено администрацией городского округа Самара вне связи с полномочиями, переданными министерству строительства на основании Закона № 134-ГД, - оно принято в порядке самоконтроля в целях устранения нарушений действующего законодательства.

При этом следует учитывать, что перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в соответствии с Законом № 134-ГД носит срочный характер и не предусматривает необходимости передачи документов, ранее предоставленных для выдачи разрешительной документации в органы местного самоуправления, в связи с чем у министерства строительства отсутствует возможность выявления фактов противоречия закону выданных органами местного управления разрешений на строительство.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у администрации городского округа Самара полномочий на отмену разрешения на строительство, которое было выдано главой городского округа Самара в отсутствие законных оснований в период, когда данные полномочия еще не были переданы органам государственной власти Самарской области.

С учетом вышеизложенного заявленные обществом требования удовлетворению не подлежат.

            На основании п.3 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 17 мая 2018 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления общества отказать.

   Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина министерством строительства Самарской области, администрацией городского округа Самара, департаментом градостроительства городского округа Самара в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд             

П О С Т А Н О В И Л:

            Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 мая 2018 года по делу №А55-32529/2017 отменить. Принять новый судебный акт.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Трансгруз» отказать.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                      Е.Г. Филиппова

Судьи                                                                                                     А.А. Юдкин

                                                                                                                А.Б. Корнилов