ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань Дело № А55-32728/2009
07 сентября 2010 года
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.
судей Махмутовой Г.Н., Федоровой Т.Н.
при участии представителей:
заявителя – ФИО1 (доверенность от 12.01.2010 № 12/01-33),
ответчика – ФИО2 (доверенность от 21.05.2010 № 98),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2010 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 (председательствующий судья Филлипова Е.Г., судьи Попова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу № А55-32728/2009
по заявлению администрации муниципального района Безенчукский Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
при участии третьего лица – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального района Безенчукский (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий министерства имущественных отношений Самарской области (далее – министерство имущественных отношений) по включению объекта недвижимости – межрайонный газопровод высокого давления ПУРГ, ШГРП, расположенного в Самарской области от ст. Обшаровка Приволжского района до с. Преполовенка Безенчукского района, протяженностью 10115,45 п.м в реестр имущества Самарской области и обязании исключить вышеуказанный объект из реестра имущества Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010, заявление администрации удовлетворено, действия министерства имущественных отношений Самарской области по включению объекта недвижимости – межрайонный газопровод высокого давления ПУРГ, ШГРП, расположенного в Самарской области от ст. Обшаровка Приволжского района до с. Преполовенка Безенчукского района, протяженностью 10115,45 п.м в реестр имущества Самарской области признаны незаконными; на министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения об исключении названного объекта недвижимости из реестра имущества Самарской области.
Министерство имущественных отношений не согласилось с вынесенными судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований администрации отказать, ссылаясь на обоснованность включения газопровода в реестр имущества Самарской области, наличие спора о праве на данное имущество.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждено материалами дела, 07.08.2001 между муниципальным учреждением «Управление по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству Безенчкуского района» (заказчик) и открытым акционерным обществом «Самараагропроммехмонтаж» (генподрядчик) заключен договор строительного подряда (государственный контракт № 1) на строительство газопровода высокого давления Обшаровка-Преполовенка.
Постановлением главы администрации Приволжского района от 22.10.2001 № 486/2.8 за муниципальным учреждением «Управление по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству Безенчукского района» закреплен земельный участок площадью 0,21 га в постоянное бессрочное пользование и земельный участок площадью 2,31 га для строительства газопровода высокого давления Обшаровка-Преполовенка.
Распоряжением администрации Безенчукского района Самарской области от 15.01.2002 № 23 муниципальное учреждение «Управление по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству Безенчкуского района» реорганизовано в комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Факт осуществления заявителем расходов на строительство газопровода высокого давления Обшаровка-Преполовенка установлен судами и подтвержден материалами дела (платежными поручениями от 13.07.2004 № 755, от 29.12.2004 № 1784, от 20.02.2004 № 172, от 06.10.2004 № 1138).
Главой администрации Безенчукского района Самарской области 26.06.2007 утвержден акт приемки законченного строительством объекта – газопровода высокого давления Обшаровка-Преполовенка.
Постановлением администрации Безенчукского района Самарской области от 26.06.2007 № 534 межрайонный газопровод высокого давления Обшаровка-Преполовенка Безенчукского района Самарской области введен в эксплуатацию.
Как видно из материалов дела, газопровод высокого давления, протяженностью 10115,45 п.м. ПУРГ-800, ГРПШ 13-1 ВУ, расположенный по адресу: Самарская область, с. Обшаровка-Преполовенка Безенчукского района, внесен в реестр имущества Самарской области 30.05.2003.
По утверждению министерства имущественных отношений, данный объект является собственностью Самарской области на основании Закона Самарской области от 10.12.2001 № 89-ГД «Об областном бюджета на 2002 год», что подтверждается выписками из реестра имущества Самарской области.
В соответствии с частью 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Материалами дела подтверждается, что в 2005 году из средств бюджета Самарской области в рамках исполнения областного бюджета 2005 года осуществлялосьфинансирование строительства спорного объекта в виде субсидий.
Таким образом, субсидии из областного бюджета носят безвозмездный (безвозвратный) характер. Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2002 год» является бюджетным документом, содержащим в себе роспись доходов и расходов Самарской области, а также форму образования доходов и порядок расходов бюджетных средств, в связи с чем этот закон вопреки доводам ответчика не может являться основанием возникновения права собственности субъекта Федерации на объект недвижимого имущества.
Суд первой инстанции, принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что строительство спорного объекта недвижимости окончено только лишь в 2007 году и данный объект введен в эксплуатацию постановлением администрации Безенчукского района Самарской области от 26.06.2007 № 534, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения его в реестр имущества Самарской области 30.05.2003.
В соответствии со статьей 34 Закона Самарской области от 03.04.2002 № 15-ГД «О порядке распоряжения и управления собственностью Самарской области» основаниями для внесения в реестр и исключения из него имущества Самарской области являются: свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество; постановления Самарской Губернской Думы; постановления и распоряжения Губернатора, Правительства Самарской области; акты приема-передачи объектов; решения суда, в том числе в случаях принудительного обращения объектов в собственность Самарской области; решения уполномоченного органа по управлению имуществом; договоры купли-продажи, мены или документы об иной сделке; планы приватизации; иные основания, предусмотренные действующим законодательством.
В данном случае министерство имущественных отношений каких-либо доказательств, подтверждающих правомерность включения спорного объекта в реестр имущества Самарской области в не представило.
В силу положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействий) незаконными возникает у граждан, организаций и иных лиц в случае, если оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что оспариваемые действия по включению спорного объекта недвижимости в реестр имущества Самарской области не соответствуют положениям действующего гражданского законодательства и Закону Самарской области от 03.04.2002 № 15-ГД «О порядке распоряжения и управления собственностью Самарской области», а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах оспариваемые действия министерства имущественных отношений по включению рассматриваемого объекта недвижимости в реестр имущества Самарской области являются незаконными.
Доводы ответчика о том, что нахождение в реестре имущества Самарской области указанного газопровода не нарушает прав администрации (не препятствует оформлению права собственности), несостоятельны. Незаконное включение имущества в реестр имущества Самарской области нарушает права заявителя на указанное имущество, поскольку необоснованно ограничивает права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.
Обоснованно отклонен судами предыдущих инстанций и довод министерства имущественных отношений о том, что спор по данному делу является спором о праве, являющимся предметом рассмотрения по арбитражному делу № А55-14-34/2009, так как предметом рассмотрения по настоящему арбитражному делу являются действия министерства по включению указанного газопровода в реестр имущества Самарской области, а не признание права собственности на указанное имущество за каким-либо лицом.
Довод жалобы о том, что спорный газопровод носит характер межрайонного не подтвержден никакими доказательствами и не опровергает возражений заявителя о том, что газопровод обслуживает только интересы Безенчукского района Самарской области.
Иные доводы кассационной жалобы правильность выводов судебных инстанций не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 по делу № А55-32728/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Э.Г. Баширов
Судьи Г.Н. Махмутова
Т.Н. Федорова