ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-32765/19 от 13.04.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru   e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-1985/2021

г. Казань                                                 Дело № А55-32765/2019

14 апреля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 13.04.2021.

Полный текст постановления изготовлен – 14.04.2021.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Пирузян Эдварда Мартуновича

на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.08.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2020

по делу №А55-32765/2019

по заявлению индивидуального предпринимателя Пирузян Эдварда Мартуновича, г. Тольятти, к администрации городского округа Тольятти, г. Тольятти, о признании незаконным отказа от 09.08.2019 № 688/2.6 во включении нестационарного торгового объекта в Схему размещения НТО, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, с участие: Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерства промышленности и торговли Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Пирузян Эдвард Мартунович (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к администрации городского округа Тольятти (далее – администрация) о признании незаконным решения об отказе во включении нестационарного торгового объекта (далее – НТО) в Схему размещения НТО, выраженного в письме от 09.08.2019 № 688/2.6, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем включения НТО несезонного модульного павильона – специализация универсальная, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Горького, северо-западнее жилого дома ул. Горького, д. 59, площадью 50 кв. м в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.08.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2020, в требованиях отказано.

Предприниматель, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Администрации в возражении просит в жалобе отказать, полагая судебные акты правильными.

Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в отзыве просит решение по результатам рассмотрения жалобы оставить на рассмотрение суда, рассмотреть кассационную жалобу без участия представителя.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Постановлением администрации от 11.04.2018 № 1142-п/1 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти.

Пирузян Э.М. обратился в администрацию с заявлением о включении в схему размещения НТО нестационарного торгового объекта - несезонного модульного павильона - специализация универсальная, по вышеуказанному адресу.

Письмом администрации от 09.08.2019 № 688/2.6 во включении указанного НТО в схему размещения НТО отказано.

Не согласившись с отказом, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявления, исходили из отсутствия оснований для признания действий администрации противоречащими закону.

Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.

Распоряжением администрации от 07.12.2017 № 10498-р/1 утверждено Положение об отделе развития потребительского рынка администрации, основной целью деятельности отдела является обеспечение решения вопросов местного значения в сферах потребительского рынка и услуг, наружной рекламы на объектах, находящихся в муниципальной собственности городского округа Тольятти, администрирования неналоговых платежей, закрепленных за отделом.

Для достижения поставленной цели отдел организует работы по размещению нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти, выполняет следующие функции: прием заявлений о размещении нестационарного торгового объекта, формирует состав конкурсной комиссии по проведению аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти, определяет размер платы по договору на размещение НТО, формирует схему размещения НТО на территории городского округа Тольятти, организует работу комиссии по проведению аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти, осуществляет работу по подготовке и проведению аукционов на право заключения договоров на размещение НТО, оформляет протоколы по результатам их проведения, заключает договоры с победителями аукционов на право заключения договоров на размещение НТО.

Решение, выраженное в письме от 09.08.2019 № 688/2.6 об отказе предпринимателю во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти, подписано уполномоченным лицом.

В обоснование заявленных требований при оспаривании отказа предприниматель ссылался на то, что администрация не дала объективной оценки представленному предпринимателем экспертному заключению от 26.06.2019 № 36-2019, подготовленного ООО «Финист», не оспорило, не опровергла его, и не указала на основании каких измерений/сведений пришла к выводу об отсутствии между многоквартирным жилым домом и предполагаемым местом размещением НТО противопожарного разрыва, также указал, что по состоянию на день обращения в администрацию, земельный участок по МКД по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Горького, д. 59 не сформирован, его границы не установлены в соответствие с действующим законодательством и их не представляется возможным определить на местности. В связи с чем земельный участок, на котором планируется к размещению НТО, является участком, собственность на который не разграничена.

Данные доводы предпринимателя судами исследованы и признаны необоснованными.

Схемы размещения нестационарных торговых объектов осуществляется с соблюдением норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства, правил благоустройства, установленных на территории соответствующего муниципального образования, а также законодательства, регулирующего торговую деятельность.

Основаниями для отказа во включении НТО, согласно представленной предпринимателем схемы расположения, послужило то обстоятельство, что предполагаемый НТО планируется разместить без учета противопожарного разрыва к жилому дому, расположенному по вышеуказанному адресу, что противоречит пункту 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее – постановление № 390), а также то, что предполагаемое место размещения НТО на придомовой территории многоквартирного жилого дома.

Частью 4.3 Свода правил СП 4.13130 определено, что противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружения производственного, складского и технического назначения в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности принимаются в соответствии с Таблицей 1. Указанный документ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечиваются соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Приказ Росстандарта от 03.06.2019 № 1317).

Пунктом 36 статьи 2 Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что противопожарным разрывом (противопожарным расстоянием) является нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

В соответствии с частью 1 статьи 69 указанного Закона противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.

Администрация, отказывая предпринимателю во включении НТО в Схему размещения, руководствовалась постановлением № 390, которое устанавливает правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и является обязательным для применения.

Судами обоснованно указано на то, что пунктом 74 постановления № 390 (в редакции на дату совершения отказа) установлено, что временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.

На момент обращения предпринимателя в администрацию с заявлением о включении НТО в Схему размещения, действовал Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области и о признании утратившими силу отдельных приказов Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, утвержденный приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 28.10.2016 № 240.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 № 76-ГД «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области» предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на основании договоров аренды земельных участков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"» (далее – Закон № 381) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона №381).

Приказом Министерства промышленности и торговли Самарской области от 17.06.2019 № 87-п утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области (далее – Порядок), согласно пункту 2.1. и пункту 2.2. которого Схема разрабатывается уполномоченным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования органом местного самоуправления.

Разработка Схемы осуществляется с соблюдением норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства, правил благоустройства, установленных на территории соответствующего муниципального образования, а также законодательства, регулирующего торговую деятельность.

Постановлением администрации от 11.04.2018 № 1142-п/1 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти в целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти и повышения доступности товаров для населения.

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка инициаторами изменения Схемы могут быть, в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 3.3. Порядка решение о включении в Схему нестационарного торгового объекта по результатам рассмотрения предложения, внесенного в орган местного самоуправления заинтересованным лицом, принимается органом местного самоуправления с учетом факторов, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Порядка.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.4. Порядка несоответствие предлагаемого места расположения нестационарного торгового объекта нормам и требованиям законодательства, предусмотренным пунктом 2.2 настоящего Порядка, является основанием для отказа органа местного самоуправления во включении в Схему нестационарных торговых объектов по предложению заинтересованного лица.

Разработка Схемы осуществляется с соблюдением норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства, правил благоустройства, установленных на территории соответствующего муниципального образования, а также законодательства, регулирующего торговую деятельность.

Как установлено судами из представленной схемы расположения нестационарного торгового объекта и экспертного заключения от 26.06.2019 № 36-2019 следует, что заключение о соблюдении вышеупомянутых противопожарных требований дано в отношении уже размещенного на данном участке объекта. Следовательно, включение в схему размещения нестационарных торговых объектов обусловлено нахождением на данном участке ранее возведенного строения, законность размещения которого предпринимателем не доказана.

При этом представленное в материалы дела Экспертное заключение от 26.06.2019 № 36-2019, подготовленное ООО «Финист», суды признали ненадлежащим и недопустимым доказательством, поскольку данное заключение не является экспертным, не установлена компетентность лица, его составившего; лицо, его составившее, не предупреждалось об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Дав оценку имеющимся в деле доказательствам в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что заявителем не представлены доказательства того, что ранее возведенное строение находится на допустимом действующим законодательством расстоянии от других объектов.

При таких обстоятельствах суды двух инстанций пришли к выводу, что оспариваемый отказ администрации не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

К установленным обстоятельствам нормы права применены правильно.

В кассационной жалобе кассатор указывает на иную оценку судом кассационной инстанции доказательств по делу.

Однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции таких полномочий не предоставлено.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 31.08.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2020 по делу № А55-32765/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            С.Ю. Муравьев

Судьи                                                                                    Р.В. Ананьев

                                                                                             В.А. Карпова