ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-33743/2021 от 20.07.2022 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail:info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

26 июля 2022 года                                                                               Дело № А55-33743/2021

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 20 июля 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  26 июля 2022 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Сергеевой Н.В., Бажана П.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Сурайкиной А.В.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «СЭНДИ» -  директор ФИО1.(протокол от 10.01.2019),

от Администрации сельского поселения Светлое поле Красноярского района Самарской области -  представитель ФИО2.(доверенность от 15.06.2021),

от Администрации муниципального района Красноярский Самарской области -  представитель не явился, извещено,

от Управления Росреестра по Самарской области -  представитель не явился, извещено,

от Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области -  представитель не явился, извещено,

от Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры -  представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по  апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «СЭНДИ»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 мая 2022 года по делу                          № А55-33743/2021 (судья Степанова И.К.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СЭНДИ»,

к Администрации сельского поселения Светлое поле Красноярского района Самарской области,

к Администрации муниципального района Красноярский Самарской области,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных

требований относительно предмета спора,

Управления Росреестра по Самарской области,

Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,

Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры,

об оспаривании бездействия,

                                                    УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «СЭНДИ» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Администрации сельского поселения Светлое поле Красноярского района Самарской области, Администрации муниципального района Красноярский Самарской области (далее - ответчики), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Самарской области, Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры (далее – третьи лица), о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Светлое поле Красноярского района Самарской области в части решения вопроса по приведению характеристик земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:2808 в соответствии с осуществляемой заявителем деятельностью и законодательством РФ и об обязании Администрацию сельского поселения Светлое поле Красноярского района Самарской области и Администрацию муниципального района Красноярский Самарской области привести в соответствие характеристики земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:2808 (территориальную зону, категорию земель, вид разрешенного использования), предполагающим добычу полезного ископаемого-песка, в целях устранения допущенных нарушений прав заявителя.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 мая 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью «СЭНДИ» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, требования ООО «СЭНДИ» удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.

В жалобе указывает на то, что на ООО «СЭНДИ», одновременно как собственника земельного участка, так и недропользователя, возложена обязанность оформить земельный участок для добычи полезного ископаемого, а поскольку соответствующими полномочиями обладает ответчик, полагает, что факт незаконного бездействия Администрации сельского поселения Светлое поле Красноярского района Самарской области в части решения вопроса по приведению характеристик земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:2808 в соответствие с осуществляемой заявителем деятельностью материалами дела доказан.

Администрация сельского поселения Светлое поле Красноярского района Самарской области апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в письменных пояснениях на нее. Ссылается на то, что ни в основных, ни во вспомогательных, ни в условно-разрешенных видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указанной зоны Ж8, добыча полезных ископаемых не предусмотрена. Администрацией поселения, начиная с января 2018 года, рассматривались обращения ООО «СЭНДИ», в которых содержались требования изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:2808 и/или вид территориальной зоны, в которой он расположен (переписка представлена в материалы дела).

Министерство лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на то, что ООО «СЭНДИ» как победителю аукциона предоставлено право пользования участком недр «Жареный Бугор» - лицензия СМР 80109 TP от 09.07.2015 сроком действия до 09.07.2025 с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча песка строительного.

Участок недр местного значения «Жареный Бугор» был включен в установленном порядке в Перечень участков недр местного значения по Самарской области (приказ министерства от 31.10.2014 № 457).

Действовавшее ранее положение пункта 6 статьи 11 Закона РФ «О недрах», согласно которого предоставление лицензии на пользование недрами осуществлялось только при наличии согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр утратило силу в 2008 году.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «СЭНДИ» в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представитель  Администрации сельского поселения Светлое поле Красноярского района Самарской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание представители Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Администрации муниципального района Красноярский Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, письменных пояснений, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

ООО «СЭНДИ» является собственником земельного участка площадью 72000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в границах ОАО «Красноярское», кадастровый номер 63:26:0000000:2808, на основании договора купли-продажи земельного участка от 10.12.2013, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.12.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.12.2013 сделана запись регистрации № 63-63-26/616/2013-147.

27.12.2013 Решением Собрания представителей №40 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области. Согласно ПЗЗ, земельный участок с кадастровым номером 63:26:0000000:2808 имеет вид разрешенного использования - для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Как указал заявитель, в 2014 году им была заказана проектная документация на комплексную жилищную застройку земельного участка - проект поселка коттеджного типа, была начата процедура согласования проекта застройки с Администрацией муниципального образования Красный Яр, однако, на земельном участке были обнаружены запасы песка. В соответствии с действующим федеральным законодательством до извлечения песка из указанного месторождения запрещено использовать земельный участок под комплексную жилищную застройку. Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области включило указанное месторождение песка в реестр участков недр для проведения аукциона на право пользования участком недр местного значения. По итогам аукциона на общих правилах победителем было объявлено ООО «СЭНДИ», которому выдана лицензия СМР №80109 TP от 09.07.2015 на добычу полезного ископаемого - песка строительного на участке недр «Жареный Бугор» с кадастровым номером 63:26:0000000:2808.

Заявитель также указал, что 30.03.2016  и 20.12.2017 в целях приведения в соответствие вида разрешённого использования с целями, указанными в лицензии СМР №80109 TP от 09.07.2015, в процессе подготовки лицензионной документации со стороны общества были направлены в адрес Администрации с.п. Светлое Поле и Администрации м.р. Красноярский Самарской области соответствующие заявления.

Однако вопрос по изменению вида разрешенного использования со стороны вышеуказанных органов не был решён со ссылками на отсутствие такой обязанности и компетенции как у Администрации с.п. Светлое Поле, так и у Администрации м.р. Красноярский Самарской области. В ходе проверки, проводимой Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, 15.06.2020 обществом были повторно направлены заявления об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:2808 в адрес главы с.п. Светлое Поле и главы м.р. Красноярский Самарской области, в ответах которых письмами от 23.06.2020 и 22.06.2020 содержались отказы от проведения соответствующих мероприятий. Общество дважды (26.08.2020 и 11.11.2020) обращалось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, по результатам рассмотрения поданных заявлений обществом были получены уведомления о возврате заявления. 11.12.2020 заявитель обратился в Администрацию с.п. Светлое Поле с просьбой утвердить проект планировки и межевания территории и отнести земельный участок с кадастровым номером 63:26:0000000:2808 к территориальной зоне, предполагающей добычу полезного ископаемого, поскольку, как полагает, заявитель,  для осуществления данной деятельности общество имеет все предусмотренные законом основания, а также полный комплект разрешительной документации. 21.12.2020 письмом исх. №1489 Администрация с.п. Светлое Поле отказала истцу в принятии мер по изменению территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:2808, указав, что подготовкой проекта планировки и межевания территории должен заниматься правообладатель самостоятельно за счет собственных средств.

Заявитель считает такой ответ не соответствующим требованиям действующего законодательства, поскольку вопрос о подготовке документации по планировке территории самостоятельно правообладателем был сформулирован в п. 2 ч. 1.1 ст. 45 ГрК РФ, однако с 30.12.2020 это положение утратило силу.

Заявитель ссылается на обращение 14.05.2021 в Администрацию с.п. Светлое Поле с просьбой в соответствии с ч.1 ст.45 ГрК РФ подготовить документацию по планировке территории и отнести указанный участок к территориальной зоне, предполагающей добычу полезного ископаемого - песка и на постановление от 17.06.2021 № 67 «Об отклонении предложения ООО «СЭНДИ» о внесении изменении в Правила землепользования и застройки с.п. Светлое Поле м.р. Красноярский Самарской области, которое заявитель считает незаконным.

Заявитель также ссылается на повторные обращения 15.11.2021 в Администрацию с.п. Светлое Поле, а также в Администрацию м.р. Красноярский Самарской области с просьбой в соответствии с ч.1 ст. 45 ГрК РФ подготовить документацию по планировке территории и отнести указанный участок к территориальной зоне, предполагающей временную добычу полезного ископаемого - песка.

Как пояснял заявитель, в том числе и в суде апелляционной инстанции, на протяжении нескольких лет он неоднократно обращался в компетентные органы по разрешению вопроса о приведении в соответствие вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:2808 с целями, предусмотренными лицензией СМР №80109 TP от 09.07.2015. Полученные многочисленные отказы Администрации с.п. Светлое Поле, а также Администрации м.р. Красноярский Самарской области, в том числе, отказ от 17.06.2021 в отнесении земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:2808 к территориальной зоне, предполагающей добычу полезного ископаемого - песка, заявитель считает нарушающими его права и охраняемые законом интересы как собственника земельного участка, имеющего лицензию на пользование недрами, так как органы власти на протяжении нескольких лет предъявляют обществу обвинения в нецелевом использовании земельного участка и угрожают привлечением к ответственности в административном порядке. Заявитель считает, что в рассматриваемом случае самостоятельно привести характеристики земельного участка в соответствие с осуществляемой деятельностью и законодательством РФ он не имеет возможности, а уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления не выполняют свои обязанности, прямо указанные в законодательстве, ссылаясь на ст. 45 ГрК РФ.

Ссылаясь на ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ, заявитель просит восстановить срок для подачи заявления об оспаривании бездействия органа местного самоуправления и признании его незаконным.

Администрация сельского поселения Светлое поле Красноярского района Самарской области в обоснование возражений указала, что земельный участок расположен в жилой территориальной зоне с видом разрешенного использования «Зона комплексной застройки» (Ж8). В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области, утвержденными Решением Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области от 27 декабря 2013 г. № 40 (в редакции Решения Собрания Представителей сельского поселения Светлое Поле от 23.11.2017 года № 55), зона Ж8 предназначена для обеспечения правовых условий формирования перспективных жилых районов на основании с размещением объектов общественно-делового назначения, инженерной и транспортной инфраструктуры. При этом ни в основных, ни во вспомогательных, ни в условно-разрешенных видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указанной зоны Ж8 добыча полезных ископаемых не предусмотрена. Администрацией поселения были рассмотрены обращения общества, в которых содержались просьбы и требования изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:2808. Администрацией поселения по результатам рассмотрения обращений заявителя направлены  обществу следующие разъяснения:

-  исх. № 30 от 17.01.2018 (на обращение, зарегистрированное за вх. № 684 от 20.12.2017) о территориальной зоне Ж8 и недропользовании в указанной зоне;

-  исх. № 619 от 23.06.2020 (на обращение, зарегистрированное за вх. № 771 от 15.06.2020) о территориальной зоне Ж8 и запрете добычи полезных ископаемых в указанной зоне в соответствии с ПЗЗ;

-  исх. № 899 от 31.08.2020 (на обращение, зарегистрированное за вх. № 317 от 28.08.2020) о видах разрешенного использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне Ж8;

-  исх. № 1489 от 21.12.2020 (на обращение, зарегистрированное за вх. № 1739 от 11.12.2020) о порядке подготовки документации по планировке территории её комплексному развитию по инициативе правообладателей.

Кроме того Администрация поселения указала, что правоотношения администрации поселения и общества были предметом проверки со стороны Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, которая принимала участие в проверке жалоб гр. ФИО3 на незаконное осуществление ООО «СЭНДИ» деятельности по добыче песка. По жалобам гр. ФИО3 был поставлен вопрос о проведения проверки законности выдачи ООО «СЭНДИ» лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу строительного песка на участке недр Жареный Бугор в границах муниципального района Красноярский Самарской области серия СМР № 80109 вид TP и осуществления ООО «СЭНДИ» на основании этой лицензии деятельности по добыче песка.

Администрация поселения указала, что в соответствии с действующей градостроительной документацией земельные участки должны использоваться собственниками в соответствии с видами разрешенного использования данной территориальной зоны. На дату выдачи обществу лицензии Генеральный план сельского поселения Светлое Поле был принят и утвержден Решением Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области № 38 от 20.12.2013, также были приняты и утверждены ПЗЗ. Поскольку обязанность оформления земельного участка для добычи песка (недропользования) лежит на самом недропользователе, то получение лицензии обществом не влечет автоматической возможности добычи песка, а требует соответствующего предмету недропользования оформления вида разрешенного использования земельного участка и территориальной зоны, в которой он находится. Администрация поселения указала также на проведенную прокуратурой проверку соблюдения администрацией законодательства по вопросу изменения территориальной зоны, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером 63:26:0000000:2808, на направленное 29.03.2021 администрации поселения представление заместителя прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры № 15-2021, который потребовал рассмотреть обращение ООО «СЭНДИ» на заседании Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области о внесении изменений в Правила.

Как указала Администрация, по требованию природоохранной прокуратуры предложение ООО «СЭНДИ» рассмотрено комиссией по подготовке проекта Правил и отклонено, со ссылкой на ст. 33 Градостроительного кодекса РФ, Уставом поселения, 17.08.2021 администрацией поселения было принято Постановление № 67 «Об отклонении предложения ООО «СЭНДИ» о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области».

По объяснениям администрации поселения, после получения письма заместителя Главы м.р. Красноярский, которым администрация поселения уведомлялась о необходимости принятия мер к ООО «СЭНДИ» по факту разработки песчаного карьера вблизи населенного пункта Жареный Бугор Красноярского района Самарской области путем инициирования процедуры изъятия земельного участка у ООО «СЭНДИ». 27 октября 2021 г. Администрация м.р. Красноярский Самарской области направила в Росреестр, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Прокурору Самарской межрайонной прокуратуры письмо исх. № 4177, в котором сообщила о разработке плана мероприятий, «дорожной карты», по прекращению пользования ООО «СЭНДИ» недрами.

Администрация поселения полагает отсутствующим бездействие и считает свои действия законными, а также законным постановление № 67, т.к. все обращения общества были рассмотрены, на них даны соответствующие ответы, а постановление № 67 принято в соответствии с имеющимися у администрации поселения полномочиями, при соблюдении процедуры рассмотрения вопроса о внесении изменений в ПЗЗ, и в соответствии ПЗЗ, а также Генеральным планом, которыми установлена территориальная зона, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером 63:26:0000000:2808.

Кроме того Администрация ссылается на то, что градостроительные территориальные зоны устанавливается с учетом необходимости развития территорий, по результатам публичных слушаний.

С учетом изложенного Администрация поселения отсутствующими правовые основания для подготовки проектов планировки территории, которые бы изменяли территориальную зону, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером 63:26:0000000:2808, а утверждение общества о невозможности в соответствии с действующим федеральным законодательством до извлечения песка из указанного месторождения использовать земельный участок под комплексную жилищную застройку считает необоснованным в связи с отсутствием ссылки на федеральное законодательство. Нарушений прав и законных интересов ООО «СЭНДИ» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности администрация поселения также не усматривается, так как добычу песка на земельном участке, расположенном в черте населённого пункта, как на «участке недр» со статусом «горный отвод» общество осуществляет незаконно. Кроме того, администрация поселения считает пропущенным срок на обращение в арбитражный суд, уважительности причин пропуска которого, в заявлении общества не содержится.

Администрация муниципального района Красноярский Самарской области полагает, что лицензия на геологическое изучение, разведку и добычу песка получена ООО «СЭНДИ» после утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области. Кроме того, внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области не относится к полномочиям администрации района в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», таким образом, не представляется возможным обязать администрацию района привести в соответствие характеристики рассматриваемого земельного участка (территориальную зону, категорию земель, вид разрешенного использования), предполагающие добычу на земельном участке полезного ископаемого -песка в силу закона.

Согласно доводам министерства, месторождение песка строительного «Жареный Бугор» эксплуатируется с 2017 года с ежегодным объемом добычи 20-50 тыс. м3, при указанном объеме добычи срок отработки запасов полезного ископаемого составит около 12 лет. Отсутствие согласия лица, считающего себя собственником земельного участка, на котором расположен спорный участок недр, не является препятствием для проведения аукциона. Таким образом, при предоставлении права пользования участком недр любому выигравшему торги лицу, оно будет иметь приоритет для заключения договора аренды земельного участка под месторождением. Тогда как обязанность оформления земельного участка, необходимого для ведения работ, связанных с пользованием недрами, закреплена за недропользователем. Министерство  также обратило внимание на сведения из публичной кадастровой карты, согласно которым, спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и находится в частной собственности ООО - «СЭНДИ» является владельцем земельного участка с кадастровым номером 63:26: 00000002808 с 13.12.2013 согласно свидетельству о государственной регистрации права 63-АЛ № 006354.

Вместе с тем, министерство информирует о направленных ООО «СЭНДИ»: письме о соблюдении требований законодательства РФ и проведении добычных работ на землях категории «земли промышленности» и уведомлении о нарушении условий пользования недрами, закрепленными лицензией СМР 80109 ТР. Министерство указывает на возможное досрочное прекращение права пользования недрами ООО «СЭНДИ» на основании пунктов 2, 5 части 2 статьи 20, статьи 21 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» по истечении трех месяцев с даты получения уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях (11.11.2021), при условии, если в указанный срок нарушения не будут устранены.

Управление Россреестра ссылается на привлечение общества к административной ответственности по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ за использование земельного участка не по целевому назначению.

По объяснениям Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, прокуратурой 20.05.2020 совместно со специалистами Управления Росреестра по Самарской области и Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:2808. Установлено, что данная территория относится к участку недр местного значения «Жареный Бугор». Право пользования указанным участком предоставлено ООО «СЭНДИ» на основании лицензии от 09.07.2015 СМР 80109 TP сроком действия до 09.07.2025 с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча песка строительного. Разработка карьера ведется на земельном участке с кадастровым номером 63:26:0000000:2808, отнесенным к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - для комплексного освоения в целях жилищного строительства. В связи с использованием земельного участка не по целевому назначению прокуратурой в адрес директора ООО «СЭНДИ» 20.05.2020 внесено представление.

Обществом заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в арбитражный суд, ссылаясь на многочисленную переписку с администрацией.

Суд, исходя из обстоятельств спора, и в целях соблюдения права общества на обращение в суд, правомерно признал уважительными причины пропуска срока и восстановил пропущенный срок.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых в удовлетворении заявления отказано.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

27.12.2013 Решением Собрания представителей №40 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области (далее - ПЗЗ). Согласно ПЗЗ, земельный участок с кадастровым номером 63:26:0000000:2808 имеет вид разрешенного использования - для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Министерством ООО «СЭНДИ» выдана лицензия СМР №80109 TP от 09.07.2015 на добычу полезного ископаемого - песка строительного на участке недр «Жареный Бугор» с кадастровым номером 63:26:0000000:2808. Обязанность оформления земельного участка, необходимого для ведения работ, связанных с пользованием недрами, закреплена за недропользователем.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области, утвержденными Решением Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области от 27 декабря 2013 г. № 40 (в редакции Решения Собрания Представителей сельского поселения Светлое Поле от 23.11.2017 года № 55), зона Ж8 предназначена для обеспечения правовых условий формирования перспективных жилых районов на основании с размещением объектов общественно-делового назначения, инженерной и транспортной инфраструктуры.

При этом ни в основных, ни во вспомогательных, ни в условно-разрешенных видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указанной зоны Ж8 добыча полезных ископаемых не предусмотрена.

Как установил суд и следует из материалов дела, Администрацией поселения  рассмотрены обращения общества, в которых содержались просьбы и требования изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:2808, направлены обществу следующие разъяснения:

-  исх. № 30 от 17.01.2018 (зарегистрировано вх. № 684 от 20.12.2017) о территориальной зоне Ж8 и недропользовании в указанной зоне;

-  исх. № 619 от 23.06.2020 (зарегистрировано вх. № 771 от 15.06.2020) о территориальной зоне Ж8 и запрете добычи полезных ископаемых в указанной зоне в соответствии с ПЗЗ;

-  исх. № 899 от 31.08.2020 (зарегистрировано вх. № 317 от 28.08.2020) о видах разрешенного использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне Ж8;

-  исх. № 1489 от 21.12.2020 (зарегистрировано вх. № 1739 от 11.12.2020) о порядке подготовки документации по планировке территории её комплексному развитию по инициативе правообладателей.

Предложение ООО «СЭНДИ» рассмотрено комиссией по подготовке проекта ПЗЗ и отклонено.

Руководствуясь ст. 33 Градостроительного кодекса РФ, Уставом поселения, 17.06.2021 администрацией поселения принято постановление № 67 «Об отклонении предложения ООО «СЭНДИ» о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области», которое заявителем в установленном порядке не оспорено.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности факта бездействия Администрации сельского поселения Светлое поле Красноярского района Самарской области и, соответственно, Администрации муниципального района Красноярский Самарской области, к полномочиям последней не относятся вопросы о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области.

Судом также верно указано, что отношения, возникающие с использованием недр, регулируются Законом о недрах. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 1.2 Закона о недрах).

Согласно статьи 11 Закона о недрах лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом о недрах.

Согласно статье 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.

При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права обратившегося в суд лица (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).

В силу статей 304 и 305 ГК РФ собственник или лицо, не являющееся собственником, но владеющее имуществом по иному основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Иск об устранении нарушений, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законного владения. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

С учетом положений статей 304 и 305 ГК РФ, а также разъяснений, приведенных в пунктах 45 - 49 постановления № 10/22, в предмет доказывания по спору об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения (негаторному иску) входят следующие обстоятельства: наличие (отсутствие) права собственности или иного вещного права либо титульного владения; наличие (отсутствие) фактов нарушений указанных прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В рассматриваемом случае суд верно указал, что из анализа представленных в материалы дела доказательств следует, что требования заявителя к администрациям возникли из спора о реализации заявителем правомочий собственника земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:2808, из наличия препятствий для ведения работ, связанных с пользованием недрами, права пользования которыми получены на аукционе.

По смыслу положений статьи 304 ГК РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 № 153 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения», иск об устранении нарушения права, не связанного с лишением владения, может быть удовлетворен при условии, если действия ответчика являются неправомерными.

Между тем, решения, действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, при несогласии с ними могут быть оспорены заинтересованными лицами, в соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ.

При этом бремя доказывания неправомерности действий (бездействия) ответчика возлагается на истца. Ответчик при этом должен доказать правомерность своего поведения.

Из материалов дела усматривается, что Администрация ссылается на постановление № 67 «Об отклонении предложения ООО «СЭНДИ» о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области».

Между тем, заявителем не представлены доказательства обращения в суд с требованиями о признании недействительным постановления № 67 «Об отклонении предложения ООО «СЭНДИ» о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области».

Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что заявителем выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, в удовлетворении требований правомерно отказано судом.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

ООО «СЭНДИ», обращаясь с апелляционной жалобой, указало, что обжалование Постановления № 67 «Об отклонении предложения ООО «СЭНДИ» о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области» является его правом, а не обязанностью, и что его заявление в суд об обжаловании всех действий и бездействия обеих администраций по вопросам изменения вида разрешенного использования земельного участка и территориальной зоны, в котором он находится, является корректным способом защиты права.

По мнению ООО «СЭНДИ», изменения, внесенные в Правила, были внесены без учета мнения ООО «СЭНДИ», и они не соответствуют п. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, в котором устанавливается, что градостроительные регламенты не распространяются на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.

Однако, из материалов дела усматривается, что Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области, утверждены Решением Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области от 27 декабря 2013 г. № 40, тогда как лицензия СМР №80109 TP на добычу полезного ископаемого - песка строительного на участке недр «Ж ареный Бугор» с кадастровым номером 63:26:0000000:2808 выдана Министерством ООО «СЭНДИ» только от 09.07.2015, лицензия на геологическое изучение, разведку и добычу песка получена ООО «СЭНДИ» после утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области.

Из заявления и материалов дела усматривается, что требования заявителя фактически направлены на изменение категории земельного участка с «земли населенных пунктов» на «земли промышленности».

 Поскольку утвержденными в установленном порядке нормативными актами спорный земельный участок включен в границы населенного пункта, требование заявителя об обязании Администрации сельского поселения Светлое поле Красноярского района Самарской области и Администрации муниципального района Красноярский Самарской области привести в соответствие характеристики земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:2808 (территориальную зону, категорию земель, вид разрешенного использования), предполагающим добычу полезного ископаемого-песка, приведет к правовой неопределенности режима использования спорного земельного участка и его категории.

Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 04 мая 2022 года по делу                          №А55-33743/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                               И.С. Драгоценнова

Судьи                                                                                                              Н.В. Сергеева

                                                                                                                         П.В. Бажан