АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-60306/2020
г. Казань Дело № А55-33978/2018
09 июня 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Средневолжская химическая компания» – ФИО1 (доверенность от 01.06.2020),
третьего лица – администрации городского округа Тольятти – ФИО2 (доверенность от 27.12.2019),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и администрации городского округа Тольятти
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019
по делу № А55-33978/2018
по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Средневолжская химическая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – администрации городского округа Тольятти, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее – ТУ Росимущества в Самарской области) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью «Средневолжская химическая компания» (далее – ООО «СВХК», общество) о взыскании неосновательного обогащения в размере 4 078 440 руб. 29 коп., за период с 01.01.2016 по 25.11.2017 в сумме 3 821 814 руб. 67 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2016 по 25.11.2017 в сумме 256 625 руб. 62 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму неосновательного обогащения с 26.11.2017 по день фактического возврата неосновательного обогащения, рассчитанные на основании ключевой ставки Банка России действующей в соответствующие периоды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ, привлечены, – администрация городского округа Тольятти (далее – администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.07.2019, исковые требования ТУ Росимущества в Самарской области удовлетворены частично, с ООО «Средневолжская химическая компания» в пользу ТУ Росимущества в Самарской области взыскано 2 568 418 руб. 72 коп., в том числе неосновательное обогащение в сумме 2 384 714 руб. 07 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 183 704 руб. 65 коп.; проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму неосновательного обогащения с 26.11.2017 по день фактического возврата неосновательного обогащения, рассчитанные на основании ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды. В остальной части иска отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019 решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований, с ТУ Росимущества в Самарской области в пользу ООО «Средневолжская химическая компания» взысканы судебные расходы в сумме 130 100 руб. из которых 3000 руб. расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, 127 100 руб. расходов на проведение экспертизы.
В кассационных жалобах ТУ Росимущества в Самарской области и администрации городского округа Тольятти, поданных в Арбитражный суд Поволжского округа, постановление суда апелляционной инстанции предлагается отменить как принятое с нарушением норм действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ Росимущества в Самарской области ООО «СВХК» возражает против изложенных в ней доводов, просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ООО «СВХК» возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, земельный участок с кадастровым номером 63:09:0302053:1015, площадью 1 814 818 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, 2А находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается записью о регистрации права от 28.09.2016 № 63-63/009-63/009/341/2016-9148/1.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, на территории Самарской области осуществляет ТУ Росимущества в Самарской области на основании Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 № 278.
С даты государственной регистрации права собственности Российской Федерации полномочия собственника участка, в том числе по администрированию доходов, поступающих от использования участка, осуществляет Территориальное управление.
ТУ Росимущества в Самарской области принято распоряжение от 03.10.2014 № 517-р о разделе земельного участка площадью 1862064,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 2А с кадастровым номером 63:09:0302053:0061, находящегося в федеральной собственности, и о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:1014 в собственность обществу с ограниченной ответственностью «Инвест Инжиниринг».
Согласно кадастровому паспорту от 23.11.2015 из земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:0061 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0302053:1014 и 63:09:0302053:1015.
ООО «СВХК» направило в адрес ТУ Росимущества в Самарской области заявление (от 28.07.2017 вх. № 24/326, от 28.07.2017 исх. № 55) о предварительном согласовании предоставления ООО «СВХК» в собственность без проведения торгов земельного участка площадью 37 189 кв. м, с условным кадастровым номером 63:09:0302053:1015:ЗУ2, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:1015 площадью 1 814 818 кв. м
Цель использования испрашиваемого в собственность земельного участка с условным кадастровым номером 63:09:0302053:1015:ЗУ2 - для дальнейшей эксплуатации зданий, сооружений, автомобильных дорог.
На названном земельном участке расположены здания, сооружения, автомобильная дорога, принадлежащие ООО «СВХК» на праве собственности: здание (лит. А93) - цех синтетических порошков, площадью 11 153,10 кв. м, расположенное по адресу: объекта: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 2А, кадастровый (или условный) номер: 63:09:0302053:1436;
- здание (лит. А94) - бытовки на 500 мест, площадью 1 536,00 кв. м, расположенное по адресу: объекта: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 2А, кадастровый (или условный) номер: 63:09:0302053:1441.
- цех технической фосфорной кислоты, назначение: здание, площадь: 9 283,00 кв. м, этажность: 5, литера А72А73, инвентарный номер: 0006993, адрес объекта: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 2А строение 72, кадастровый (или условный) номер: 63:09:0302053:1325.
- градирня ПНФФ, назначение: сооружение, площадь: 132,80 кв. м, инвентарный номер 0006993, подземная этажность: 1, литера С32, адрес объекта: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 2А, строение 303, кадастровый (или условный) номер: 63:09:0302053:1264.
- здание (лит. А97) - перегрузочный узел № 2, назначение: нежилое здание, 1- этажный, общая площадь 33,4 кв. м, инвентарный № 0002214, лит. А97, адрес (местонахождение) объекта: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 2А, кадастровый (или условный) номер: 63:09:0302053:1438.
- здание (лит. А208) - столовая на 160 мест, назначение: здание, площадь: 1214,70 кв. м, этажность: 2, литера А208, инвентарный номер 0007034, адрес объекта: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 2А, строение 208, кадастровый (или условный) номер: 63:09:0302053:1383, существующие ограничения: ипотека. Здание (лит. A32) - производственный корпус, бытовки, назначение: нежилое здание, 1- этажный, общая площадь 3858,9 кв. м, инв. № 0006965, лит. A32, адрес (местонахождение) объекта: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 2А, кадастровый (или условный) номер: 63:09:0302053:1367.
- здание (лит. АЗЗ) - отделение абсорбции, назначение: нежилое здание, 2-этажный, общая площадь 558.7 кв. м, инвентарный № 0006965, лит. АЗЗ, адрес (местонахождение) объекта: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 2А, кадастровый (или условный) номер: 63:09:0302053:1353.
- здание (лит. А34) - отделение абсорбции, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 178.7 кв. м, инвентарный № 0006965, лит. А34, адрес (местонахождение) объекта: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 2А, кадастровый (или условный) номер: 63:09:0302053:1374.
- сооружение, назначение: нежилое, транспортное, 7.4. сооружения дорожного транспорта, адрес объекта: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, восточнее здания, имеющего адрес: улица Новозаводская, 2-а, строение 332, кадастровый (или условный) номер: 63:09:0302053:2026.
ТУ Росимущества в Самарской области направило в адрес ООО «СВХК» претензию от 13.12.2017 № 13755 с требованием погасить задолженность за пользование частью земельного участка (доля 37189/18148180) за период с 01.01.2016 по 25.11.2017 в сумме 3 821 814 руб. 67 коп., проценты 256 625 руб. 62 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму неосновательного обогащения с 26.11.2017 по день фактического возврата неосновательного обогащения, рассчитанные на основании ключевой ставки Банка России действующей в соответствующие периоды.
Неисполнение обществом требований, указанных в претензии, послужило ТУ Росимущества в Самарской области основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку договорные отношения между истцом и ООО «СВХК» в заявленном периоде, относительно пользования земельным участком площадью 37 189 кв. м с кадастровым номером 63:09:0302053:1015:ЗУ2, отсутствовали, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции, учитывая, что в данном случае арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,01%, при отсутствии у общества задолженности, отказал в удовлетворении исковых требований.
Содержащиеся в постановлении суда апелляционной инстанции выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Отсутствие договорных правоотношений не исключает возмездности пользования земельным участком под принадлежащим ответчику на праве собственности недвижимым имуществом и не освобождает его от обязанности произвести оплату за такое пользование. Поэтому правовым основанием для взыскания с фактических пользователей земельных участков неосновательно сбереженных ими денежных средств являются статья 1102 ГК РФ и статьи 35, 36, 65 ЗК РФ (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 № 241/10, от 15.11.2011 № 8251/11, от 17.12.2013 № 12790/13).
В рассматриваемом случае, исходя из принципа платности землепользования, установленного подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и статьей 65 ЗК РФ, понимается неосновательное обогащение в виде арендных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Государственные органы, обладая необходимой дискрецией при определении размера арендной платы и порядка ее расчета, одновременно связаны требованиями федерального законодательства (статья 39.7 ЗК РФ и Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582).
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (действующее с 04.08.2009, далее - Постановление № 582).
Указанным постановлением утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности: экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы, предельно допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, запрета необоснованных предпочтений.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Из писем Министерства экономического развития России от 01.09.2011, от 16.05.2011 № Д23-2026 следует, что при установлении порядка определения размера арендной платы органы местного самоуправления обязаны руководствоваться, в том числе, Основными принципами.
Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением № 582, утвержденных приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 № 710, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Вышеназванным постановлением также утверждены «Правила определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
Правила определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением № 582, регулируют вопросы определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11, в Постановлении № 582 определены соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11 также разъяснено, что применительно к статье 12 ГК РФ и статье 13 АПК РФ суд вправе давать оценку нормативным актам с точки зрения их соответствия вышеуказанным ориентирам при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды земельных участков, в том числе ранее принятым нормативным актам, но только с даты вступления в силу постановления № 582 (04.08.2009).
Подпунктом «а» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением № 582, предусмотрено определение арендной платы на основании кадастровой стоимости в размере 0,01 процента в отношении земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота.
Согласно отчету об оценке от 13.06.2017 № 17-156-И/49, выполненному ООО «Эксперт - оценка» по заказу Территориального управления, рассмотренному на предмет соответствия стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности в соответствии с приказом Росимущества от 23.09.2009 № 272 отделом оценки и аудита Территориального управления (заключение № 759 от 17.07.2017) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:1015 составляет 774 927 000 руб.; рыночная стоимость права аренды составляет 62 239 000 руб.
Из анализа представленного истцом расчета следует, что неосновательное обогащение исчислено ТУ Росимущества в Самарской области пропорционально испрашиваемой ответчиком площади части земельного участка, занятой объектами недвижимости, принадлежащими ООО «СВХК» на праве собственности, учитывая заявление последнего о согласовании в собственность без проведения торгов земельного участка площадью 27 391 кв. м за период с 01.01.2016 по 28.07.2017, и площадью 37 189 кв. м за период с 29.07.2017 по 25.11.2017.
Вместе с тем на основании постановления мэрии г.Тольятти от 21.11.2000 № 3204-1/11-00 ОАО «Фосфор» был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок по адресу <...> площадью – 1 881 519 кв. м для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений, подъездных автомобильных и железных дорог, право пользования было зарегистрировано 08.12.2000.
Постановлением мэра городского округа Тольятти от 03.12.2007 № 3925-1/п указанный земельный участок был предоставлен в аренду ООО «Аком-Инвест» ООО «СВХК», договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Самарской области регистрационный округ от 17.03.2008 № 83.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.11.2003 ОАО «Фосфор» г. Тольятти, признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
На основании договоров купли-продажи недвижимого имущества ООО «СВХК» приобрело в собственность здания, сооружения, автомобильную дорогу.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ данные обстоятельства не подлежали доказыванию вновь при рассмотрении арбитражными судами настоящего дела, в котором участвуют те же лица.
При рассмотрении дела № А55-4286/2013 между теми же сторонами, установлено, что до заключения договора аренды № 1730, признанного недействительным, у ООО «СВХК» было право постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком, которое подлежало переоформлению в силу статьи 3 Федерального закона РФ № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в связи с чем при переходе права собственности на строение, общество приобрело право на использование соответствующей части земельного участка, занятой приобретенными строениями, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежние собственник - ОАО «Фосфор».
Приобретение объектов недвижимости лицами, которым согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляться не может, налагает на этих лиц обязанность до установленной Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» – 01.01.2012, – в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ приобрести соответствующий земельный участок в собственность или аренду по своему выбору (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 342-ФЗ).
Поскольку общество не исполнило обязанность, предусмотренную пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и не обратились до 01.07.2012 с заявлениями о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, данное право не переоформило, размер платы за пользование участком, право государственной собственности на который не разграничено, подлежит определению на основании действовавших в спорный период нормативных правовых актов Самарской области об установлении арендной платы.
В отзыве на иск ООО «СВХК» указывало на то, что с момента приобретения у ОАО «Фосфор» объектов недвижимости к нему перешло и право постоянного (бессрочного) пользования, которое он обязан был переоформить до 01.01.2012, в нарушение закона ООО «СВХК» не приобрело участок в собственность и не заключило договор аренды.
Таким образом, общество признавало наличие у него обязательств по внесению платы за спорный период за использование земельного участка, находящегося в публичной собственности.
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0302053:1015 общей площадью 1 814 818 кв. м расположены иные здания и сооружения, принадлежащие на праве собственности физическим и юридическим лицам (ООО «ТЛМЗ», ООО «Аком - Инвест», ООО «СВХК», ООО «Алхим», ФИО4, ФИО5)
Данное обстоятельство также было установлено и в определении Самарского областного суда от 18.06.2019 по делу № 33А-6460/2019 по административному иску гражданина ФИО5 к ТУ Росимущества в Самарской области об оспаривании отказа в предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:1015 общей площадью 1 814 818 кв. м.
При этом судом общей юрисдикции отмечено, что на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0302053:1015, общей площадью 1 814 818 кв. м, принадлежащем Российской Федерации, размещены отходы 1-2 класса опасности от деятельности ОАО «Фосфор», в целях обеспечения безопасности населения городского округа Тольятти, администрацией г.о.Тольятти была проведена инвентаризация отходов и выявлено в том числе 112 тонн технического желтого фосфора (самовозгорающиеся отходы) 1 класса опасности, мероприятия по очистке земельного участка от химических отходов включены в программу «Ликвидация накопленного экологического ущерба и рекультивации бывших промышленных площадок».
Кроме того, вступившим в законную силу постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10.02.2015 по делу № А55-4286/2013 было отмечено о нахождении на спорном участке с кадастровым номером 63:09:0302053:1015 защитных сооружений (бомбоубежищ).
Согласно пункту 10 статьи 39.20 ЗК РФ размер долей в праве общей собственности или размер обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, предоставляемого в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящей статьи, должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям здания, сооружения или помещений в них. Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.
Учитывая, что в спорный период (01.01.2016- 25.11.2017) раздел исходного земельного участка, в порядке статьи 11.4 ЗК РФ собственниками строений не был осуществлен, размер задолженности должен был определяться в порядке, предусмотренном пунктом 10 статьи 39.20 ЗК РФ.
В судебном заседании представитель общества пояснил, что земельные участки под объектами недвижимости, принадлежащих непосредственно ООО «СВХК», в спорный период образованы не были, на кадастровый учет не поставлены.
При таких обстоятельствах при исчислении размера неосновательного сбережения, необходимо исходить из доли землепользователя в обязательстве на общую площадь участка с кадастровым номером 63:09:0302053:1015.
Данный правовой подход был применен и при рассмотрении дела № А55-4286/2013 по иску ТУ Росимущества в Самарской области к ООО «СВХК» о взыскании платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 63:09:0302053:0061 за период с 01.02.2009 по 10.01.2013 (снят с учета 30.09.2016), используемый обществом по договору аренды из которого впоследствии и были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0302053:1014 и 63:09:0302053:1015.
ООО «СВХК» не представило доказательств формирования и постановки на кадастровый учет земельных участков, образованных для целей эксплуатации принадлежащих ему объектов (строений, сооружений).
В силу пункта 15 статьи 39.15 ЗК РФ проведение кадастровых работ для испрашиваемого земельного участка определяется после решения о предварительном согласовании.
При таких обстоятельствах условные номера и площади испрашиваемых участков, которые предстоит образовать, не могли учитываться для определения доли общества в порядке статьи 39.20 ЗК РФ.
Вместе с тем выводы суда апелляционной инстанции, который при определении размера исходил из площади 27 391 кв. м до 01.01.2016, и 37 189 кв. м после указанной даты не основаны на правильном толковании норм материального права, однако данные нарушения не привели к принятию неправильного решения.
В соответствии с пунктом 1 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, порядок определения размера арендной платы установлен Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением № 582 (в редакции от 30.10.2014) размер платы за использование земельных участков, находящихся в федеральной собственности в расчете на год определяется на основании рыночной стоимости земельных участков, а впоследствии, с учетом изменений от 05.05.2017, на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем в силу пункта 3 Правил определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением № 582, в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,01%, в отношении земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (статья 82 АПК РФ).
На основании норм части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта является одним из доказательств по делу и оценивается наряду с другими доказательствами.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции по ходатайству ответчика была проведена судебная экологическая экспертиза по результатам проведения которой экспертом был сделан вывод о том, что земельный участок с условным кадастровым номером 63:09:0302053:1015:ЗУ2 загрязнен тяжелыми металлами/опасными отходами техногенного происхождения, а именно: цинком, свинцом, мышьяком, никелем, и относится к категории «чрезвычайно опасная», подлежит вывозу и утилизации на специализированных полигонах». Кроме того, указал на существующий накопленном экологическом ущербе в период деятельности ОАО «Фосфор» и загрязнении участка в период с 01.01.2016 по 25.11.2017.
Таким образом, экспертом сделан вывод о загрязнении земельного участка заявленной истцом площади, на котором расположены собственные объекты недвижимости ответчика, тяжелыми металлами/опасными отходами техногенного происхождения.
Исходя из анализа сводного отчета выполнения работ по инвентаризации опасных отходов, находящихся на территории бывшего ОАО «Фосфор», экспертного заключения ЗАО «Экрос-Инжиниринг» от 22.05.2013, включением территории в Федеральную целевую программу «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы, Постановление мэрии г. Тольятти от 14.09.2011 № 2720-2011, постановления Мэрии г. Тольятти от 04.05.2013 № 1855-п/11, Постановления Правительства Самарской области от 30.11.2016 № 688, следует, что спорный земельный участок загрязнен именно в той части, на которой находятся объекты ответчика.
Необходимо учитывать, что вступившим в законную силу определением Самарского областного суда от 18.06.2019 № 33А-6460/2019 судебные инстанции установили факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0302053:1015 общей площадью 1 814 818 кв. м отходов 1-2 класса опасности от деятельности ОАО «Фосфор», где мероприятия по его очистке включены в областную программу на 2014-2019 года.
Согласно пункту 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, поскольку факт загрязнения всей площади земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:1015 опасными отходами подтвержден вступившим в законную силу судебным актом и судебной экологической экспертизой в рамках настоящего дела, размер платы с учетом доли общества должен исчисляться по специальным правилам подпункта «а» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, порядка в размере 0,01% от кадастровой стоимости в год за 1 кв. м.
Кроме того, ТУ Росимущества в Самарской области не учтены и взаимосвязанные положения подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ и подпункта «г» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением № 582.
На спорном земельном участке расположено убежище гражданской обороны, что также было учтено при рассмотрении дела № А55-4286/2013.
Учитывая, что в этом случае земельный участок используется, в том числе, для обеспечения обороны, и он может признаваться ограниченным в обороте, исчисление платы производится в размере 1,5 % но не выше размера земельного налога.
При этом, в случае, если такой объект обороны расположен на делимом земельном участке льготное исчисление платы применяется только в отношении части земельного участка, которая необходима для эксплуатации объекта гражданской обороны, что в свою очередь обеспечит дифференцированный подход к определению размера платы для собственников иных объектов, не ограниченных в обороте.
Этих обстоятельств, при определении размера задолженности, уполномоченный орган не учел.
Вместе с тем, учитывая, что в данном случае арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,01% в отношении земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота кадастровая стоимость 1 кв. м спорного участка, за весь период взыскания, составляет 801 руб. 29 коп., арендная плата за 1 кв. м в год составляет 0,08 рублей.
Принимая во внимание то, что в период рассмотрения настоящего дела ООО «СВХК» внесло плату за пользование земельным участком, рассчитанную в размере 0,01% от кадастровой стоимости в год за 1 кв. м, а также проценты, исчисленные на основании статьи 395 ГК РФ по состоянию на дату оплаты 21.01.2020, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии у общества задолженности по арендной плате.
Ссылки заявителей кассационных жалоб о злоупотреблении правом со стороны общества основаны на неправильном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем отклоняются судебной коллегией окружного суда.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 65 ЗК РФ, Постановлением № 582, установив, что кадастровая стоимость земельного участка загрязненного опасными отходами рассчитывается в размере 0,01 от кадастровой стоимости, при отсутствии задолженности, правомерно отказал в иске.
Доводы заявителей кассационных жалоб не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 АПК РФ данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019 по делу № А55-33978/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья В.А. Петрушкин
Судьи А.Ф. Фатхутдинова
Ф.В. Хайруллина