ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-34240/20 от 22.08.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-7043/2023

г. Казань Дело № А55-34240/2020

23 августа 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,

судей Савкиной М.А., Желаевой М.З.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023

по делу № А55-34240/2020

по исковому заявлению муниципального образования городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636) о взыскании убытков,

третьи лица: Министерство образования и науки Самарской области, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 116 «Солнечный» городского округа Тольятти, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 «Лучик» городского округа Тольятти, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 120 «Сказочный» городского округа Тольятти, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Лесовичок» городского округа Тольятти, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Красная гвоздика» городского округа Тольятти, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 «Якорек» городского округа Тольятти, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 104 «Соловушка» городского округа Тольятти, - СБУ «Школа № 26» структурное подразделение детский сад, Министерство управления финансов Самарской области, Управление Федерального казначейства по Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное образование городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти (далее – Администрация, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Министерства финансов РФ, ответчик) о взыскании убытков, возникших в результате предоставления мер социальной поддержки в виде бесплатного присмотра и ухода за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также в отношении детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных учреждениях: МБУ детский сад № 116 «Солнечный», МБУ детский сад № 22 «Лучик», МАОУ детский сад № 120 «Сказочный», МАОУ детский сад № 27 «Лесовичок», МБУ детский сад № 56 «Красная гвоздика», МБУ детский сад №36 «Якорек», МБУ детский сад № 104 «Соловушка», СБУ «Школа № 26» - структурное подразделение детский сад в размере 3 156 138 руб. (с учетом принятых судом уточнений исковых требований).

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в дел в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования и науки Самарской области, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 116 «Солнечный» городского округа Тольятти, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 «Лучик» городского округа Тольятти, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 120 «Сказочный» городского округа Тольятти, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Лесовичок» городского округа Тольятти, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Красная гвоздика» городского округа Тольятти, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 «Якорек» городского округа Тольятти, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 104 «Соловушка» городского округа Тольятти, СБУ «Школа № 26» - структурное подразделение детский сад, Министерство управления финансов Самарской области, Управление Федерального казначейства по Самарской области,

Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2023 по делу № А55-34240/2020 иск удовлетворен частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации взысканы убытки, возникшие в результате предоставления мер социальной поддержки в виде бесплатного присмотра и ухода за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также в отношении детей с туберкулезной интоксикацией, в муниципальных образовательных учреждениях в размере 3 072 908 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 решение Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2023 оставлено без изменения.

Не согласившись с решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда Министерство финансов РФ обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в жалобе.

В частности заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, считает, что заявленные убытки не являются расходными обязательствами ответчика.

От Министерства образования и науки Самарской области поступил отзыв на кассационную жалобу с ходатайством о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.

От Министерства управления финансами Самарской области поступил отзыв на кассационную жалобу. Министерство полагает обжалуемые судебные акты в части довода об отсутствии у Самарской области полномочий по финансированию мер социальной поддержки, предусмотренных в части 3 статьи 65 Закона об образовании обоснованными, поскольку действующим законодательством не предусмотрены полномочия Самарской области по финансовому обеспечению таких расходов, убытки истца подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета. Также Министерство просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителя.

От Администрации поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Также Администрации просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие ее представителя.

Арбитражным судом кассационной инстанции указанные ходатайства удовлетворены.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.

Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций установили, что плата за присмотр и уход за детьми, осваивающими общеобразовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях г.о.Тольятти установлена: на 2018 год, на период с 01.01.2019 по 31.05.2019 постановлением Мэрии г.о.Тольятти от 07.11.2014 № 4138-п/1 «Об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях г.о.Тольятти, реализующих образовательные программы дошкольного образования», с учетом изменений, внесенных постановлением Мэрии г.о.Тольятти от 06.04.2016 № 1059-п/1, с 01.06.2019 - постановлением Администрации г.о.Тольятти от 23.05.2019 № 1428-п/1 «Об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях г.о.Тольятти, реализующих образовательные программы дошкольного образования».

При расчете платы за присмотр и уход за детьми с туберкулезной интоксикацией размер платы за присмотр и уход за детьми определен с учетом рекомендуемых среднесуточных наборов продуктов (норм питания) для питания детей и подростков больных и инфицированных туберкулезом в противотуберкулезных учреждениях (стационарах), санаториях и амбулаторных условиях, доведенных до департамента образования Мэрии г.о.Тольятти письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.05.2007 № 15-3/839-09.

Дошкольные образовательные учреждения: МБУ детский сад № 116 «Солнечный», МБУ детский сад № 22 «Лучик», МАОУ детский сад № 120 «Сказочный», МАОУ детский сад № 27 «Лесовичок», МБУ детский сад № 56 «Красная гвоздика», МБУ детский сад № 36 «Якорек», МБУ детский сад № 104 «Соловушка», СБУ «Школа № 26» - структурное подразделение детский сад, учредителями которых является муниципальное образование -г.о.Тольятти, функции и полномочия учредителя которых от имени г.о.Тольятти исполняет Администрация г.о.Тольятти, в период с 01.01.2018 по 31.12.2019 оказывали услуги по присмотру и уходу за детьми, отнесенными федеральным законодательством к льготной категории без взимания родительской платы.

Согласно представленному истцом уточненному расчету размер расходов учреждений за присмотр и уход за детьми, отнесенными федеральным законодательством к льготной категории, за период с 01.01.2018 по 31.12.2019 составил 3 156 138 руб.

Полагая, что при предоставления мер социальной поддержки в виде бесплатного присмотра и ухода за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также в отношении детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных учреждениях: МБУ детский сад № 116 «Солнечный», МБУ детский сад № 22 «Лучик», МАОУ детский сад № 120 «Сказочный», МАОУ детский сад № 27 «Лесовичок», МБУ детский сад № 56 «Красная гвоздика», МБУ детский сад № 36 «Якорек», МБУ детский сад № 104 «Соловушка», СБУ «Школа № 26» - структурное подразделение детский сад Администрацией были понесены убытки в размере 3 156 138 руб., истец направил в адрес ответчика претензию с требованием возместить муниципальному образованию городской округ Тольятти в лице Администрации понесенные убытки.

Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

При рассмотрении настоящего спора арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующих установленных по делу обстоятельств.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета (пункт 2 статьи 84 БК РФ).

Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

В пункте 34 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) определено, что присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Как следует из части 2 статьи 65 Закона № 273-ФЗ, за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно части 3 статьи 65 Закона № 273-ФЗ за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ) предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Вместе с тем, Закон № 159-ФЗ не относит присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, к дополнительным гарантиям по социальной поддержке.

Рассматриваемая норма предусмотрена Законом № 273-ФЗ. Законом субъекта Российской Федерации аналогичные нормы не предусмотрены, а решение данного вопроса, в том числе механизм финансового обеспечения обязательств по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, за детьми с туберкулезной интоксикацией, в соответствии с Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации не отнесены.

При таких обстоятельствах арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что затраты, связанные с реализацией предусмотренной частью 3 статьи 65 Закона № 273-ФЗ нормы об освобождении от взимания платы за присмотр и уход в отношении детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с туберкулезной интоксикацией являются расходными обязательствами Российской Федерации, поскольку предусмотрены федеральным законом и не относятся к полномочиям (предметам ведения), осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (субвенций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации).

Аналогичная позиция отражена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2019 № 301-ЭС19-18960, от 19.04.2021 № 301-ЭС21-3811.

Проверив расчет убытков, суды признали их обоснованными в размере 3 072 908 руб., указав, что данные расходы истец обоснованно относит к своим убыткам, подлежащим возмещению за счет Российской Федерации.

В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Подпунктом 5.6. пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ» определено, что Министерство финансов РФ осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета.

При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что заявленные истцом требования правомерно предъявлены к Министерству финансов РФ, а взыскание производится судом за счет казны Российской Федерации, удовлетвори исковые требования в части взыскания убытков в сумме 3 072 908 руб.

Доводы кассационной жалобы изучены судом, однако, они подлежат отклонению, поскольку указанные в кассационной жалобе доводы не опровергают законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и правильности выводов судов, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.

Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.

Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.

При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено. Нормы материального права применены правильно.

Таким образом, на основании вышеизложенного суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 по делу № А55-34240/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Н.Ю. Мельникова

Судьи М.А. Савкина

М.З. Желаева