ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-342/2022 от 01.11.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-9024/2023

г. Казань Дело № А55-342/2022

08 ноября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хисамова А.Х.,

судей Арукаевой И.В., Кормакова Г.А.,

при осуществлении видеозаписи и ведении протокола помощником судьи Замятиной Н.И., при участии в судебном заседании до перерыва с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:

истца – Кузнецовой Д.Е. (доверенность от 09.01.2023),

ответчика – Кирсанова Э.А. (доверенность от 09.01.2023), Медведевой А.В. (доверенность от 09.01.2023),

при ведении протокола судебного заседания после перерыва с использованием системы веб-конференции (онлайн заседания) секретарем судебного заседания Гариповой Л.А., при участии в судебном заседании представителей:

истца – Кузнецовой Д.Е. (доверенность от 09.01.2023),

ответчика – Медведевой А.В. (доверенность от 09.01.2023),

в отсутствие третьих лиц – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Самарский завод слоистых пластиков»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2023, дополнительное решение Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2023

по делу № А55-342/2022

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к обществу с ограниченной ответственностью «Самарский завод слоистых пластиков» о взыскании долга, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «НПФ «Муниципал», общество с ограниченной ответственностью «ТрансРесурс»,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» (далее – истец, ООО «ЭкоСтройРесурс») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Самарский завод слоистых пластиков» (далее – ответчик, ООО «СЗСП») о взыскании 2 264 831,15 руб. задолженности по договору от 07.12.2020 № ТКО-9245 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

До принятия судебного акта по существу заявленного спора от ООО «СЗСП» поступило встречное исковое заявление к ООО «ЭкоСтройресурс» о признании договора от 07.12.2020 № ТКО-9245 незаключенным.

К участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «НПФ «Муниципал», общество с ограниченной ответственностью «ТрансРесурс».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2023 с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в размере 2 264 831,15 руб., а также расходы по государственной пошлине в размере 34 324 руб. Дополнительным решением Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2023 в удовлетворении встречного иска ООО «СЗСП» отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2023 принятые по делу решения оставлены без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт которым отказать в удовлетворении исковых требований ООО «ЭкоСтройРесурс».

В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В частности, заявитель кассационной жалобы указал на ошибочность выводов судов о заключенности договора от 07.12.2020 № ТКО-9245, поскольку выводы сделаны без исследования фактических обстоятельств дела, указал на отсутствие доказательств оказания услуг и незаконное распределение бремени доказывания.

Истец представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, обжалуемые судебные акты без изменения.

В судебном заседании суда кассационной инстанции с использованием системы видеоконференц-связи принимали участие представители сторон.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 16 часов 01.11.2023.

После перерыва в судебном заседании принимали участие представители сторон. Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ), представителей в суд не направили.

В силу части 5 статьи 163 АПК РФ лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.

Арбитражный суд Поволжского округа, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела и проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, только в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, приходит к следующим выводам.

Как установлено судами, с 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Самарской области осуществляется региональным оператором – ООО «ЭкоСтройРесурс».

В материалы дела представлены Выписки из ЕГРН, согласно содержанию которых ответчику на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: - нежилое здание (производственный корпус) с кадастровым номером 63:170507003:172 площадью 4916,3 м2, расположенное по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Преображенка, ул. Промышленная, здание 1А; нежилое здание (здание производственного корпуса прессования, термо-маслянная установка, помещение расширительного бака, чиллерная №2, компрессорная № 2, реверсивная) с кадастровым номером 63:17:0507003:156 площадью 3497,7 м2, расположенное по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Преображенка, ул. Промышленная, 1А, Литер А; нежилое здание (административно-бытовое) с кадастровым номером 63:17:0000000:5237 площадью 1522,5 м2, расположенное по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Преображенка, ул. Промышленная, 1-Б/1.

В материалы дела также представлен договор от 07.12.2020 № ТКО-9245 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО «ЭкоСтройРесурс» и ООО «СЗСП», по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель - ООО «СЗСП» (ответчик) обязуется оплачивать услуги РО по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО определяется согласно приложению № 1 к договору.

Согласно пункту 6 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Начисление платы по договору производится с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 5 договора - с 01.01.2019.

Размер ежемесячной платы отражается в универсальном передаточном документе, который потребитель обязан подписать, скрепить печатью и один экземпляр вернуть региональному оператору.

Оплата услуг производится до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО (пункт 7 договора).

Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 № 846 и Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 № 95, от 19.12.2019 № 781, от 18.12.2020 № 830 утвержден предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019-2021 годы в сумме 598,16руб./м3 (с учетом НДС).

Региональным оператором в адрес ответчика сопроводительным письмом от 26.12.2020 направлен для подписания договор от 07.12.2020 № ТКО-9245 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно приложению № 1 к которому указаны принадлежащие ответчику объекты недвижимости.

В частности, в приложении указаны объекты недвижимости - офис, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Преображенка, ул. Промышленная, владение 1-А; склад площадью 3497,70 м2 (кадастровый номер 63:17:0507003:156), расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Преображенка, ул. Промышленная, владение 1-А; склад площадью 4916,3 м2 (кадастровый номер 63:170507003:172), расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Преображенка, ул. Промышленная, здание 2 А.

При этом, объем принимаемых ТКО в отношении первого помещения рассчитан исходя из количества сотрудников, объем принимаемых ТКО в отношении второго и третьего помещений рассчитан исходя из их площади.

В ответном письме от 26.01.2021 ответчик отказался подписывать договор, указав, что региональным оператором неверно указаны адреса объектов; здания, характеристики которого применены в расчете, являются производственными и в них не образуется ТКО, вывоз отходов, образующихся от производственной деятельности, осуществляется ООО НПФ «Муниципал» на основании договора.

Получив письмо от 26.01.2021, региональный оператор попросил предоставить документы, подтверждающие сведения о принадлежащих потребителю объектах недвижимости.

Получив от ответчика выписку из ЕГРН, истец направил на подписание договор от 01.04.2021 № ТКО-24909 на оказание услуг по обращению с ТКО, где в приложении к договору в качестве объектов недвижимости, применяемых к расчету, указаны: нежилое здание с кадастровым номером 63:17:0000000:5237 (712 м2 из 1522,5 м2), нежилое здание с кадастровым номером 63:17:0507003:155 площадью 83,3 м2.

Данный договор от 01.04.2021 подписан со стороны ответчика.

Ссылаясь на то, что договор от 01.04.2021 направлен взамен договора от 07.12.2020, поскольку офис, отраженный в приложении № 1 к договору от 07.12.2020 и нежилое здание площадью 1522,5 м2 с кадастровым номером 63:17:0000000:5237, отраженное в приложении № 1 к договору от 01.04.2021, являются одним и тем же объектом, а производственные здания ТКО не образуют, в них осуществляется производство декоративного бумажно-слоистого пластика, ответчик в возражениях на иск указал, что выставленные по договору от 01.04.2020 УПД подписаны им и оплачены, в рамках договора от 01.04.2021 № ТКО-24909, в связи с чем, требования истца удовлетворению не подлежат.

Направляя в адрес потребителя письмо от 17.08.2021, региональный оператор пояснил, что договором на оказание услуг по обращению с ТКО 5 от 07.12.2020 № ТКО-924 предусмотрено условие о коммерческом учете ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.

Письмом от 08.09.2021 ответчик направил в адрес истца акт от 07.09.2021 о нарушении обязательств по договору от 07.12.2020№ ТКО-9245, где также указал, что услуги по договору от 07.12.2020 фактически не оказывались, расчет стоимости услуг произведен неверно, следовательно, договор считается незаключенным, поскольку между сторонами не достигнуто соглашение по существенным условиям договора.

В ответ на данное письмо региональный оператор повторно указал на отсутствие оснований для перерасчета размера платы за оказание услуг по вывозу ТКО, сославшись на имеющуюся у ответчика возможность при отсутствии собственной контейнерной площадки осуществлять складирование ТКО в любых местах накопления ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Самарской области.

По расчету истца, задолженность ответчика по оказанию услуг за обращение с ТКО в период с 01.01.2019 по 31.06.2021 составила 2 264 831,15 руб. (сумма задолженности не включает размер ежемесячной платы по вывозу ТКО в отношении здания, поименованного в приложении № 1 к договору от 07.12.2020 как «офис»).

Объем оказанных услуг по вывозу ТКО исходя из площади двух производственных зданий 4916,3 м2 и 3497,7 м2, принадлежащих ответчику, и не учтенных в договоре от 01.04.2021, составил 126,211 м3 в месяц.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

В свою очередь ООО «СЗСП» обратился в суд с иском о признании договора от 07.12.2020 № ТКО-9245 незаключенным с связи с несогласованием сторонами существенных условий договора.

Разрешая спор, суды руководствовались положениями статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее - Правила № 505) и, установив, что учет объема ТКО произведен истцом исходя из норматива накопления ТКО, а это значит, что потребитель (ответчик) вправе складировать образовавшиеся ТКО на любых открытых площадках, внесенных в территориальную схему, при том, что доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию ТКО, равно как и доказательств вывоза ТКО, образуемых ответчиком, иными лицами ответчик не представил, суды удовлетворили требования ООО «ЭкоСтройРесурс» в полном объеме, отказав в удовлетворении встречного иска.

Между тем, суды не учли следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Законом № 89-ФЗ, согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.

При этом под региональным оператором по обращению с ТКО в силу абзаца 27 статьи 1 Закона № 89-ФЗ понимается юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Согласно части 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 426 ГК РФ, статьями 24.6 и 24.7 Закона № 89-ФЗ и пунктами 4, 8 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, предусмотрена обязанность заключения потребителями договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором и оплаты соответствующих услуг.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ твердые коммунальные отходы (ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Действующим законодательством деятельность по обращению с ТКО отнесена к отдельному виду коммунальных услуг.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ).

Пунктом 6 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ определено, что юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором лишь в случае наличия у указанных лиц в собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются ТКО.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО и определены сведения и документы, необходимые для заключения договора и проведения начислений за оказанную региональным оператором услугу по обращению с ТКО.

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами (подпункт «в» пункта 8.1 Правил № 1156).

Согласно пункту 8.17 Правил № 1156 региональный оператор по обращению с ТКО в течение месяца со дня заключения соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом № 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения информации на своем официальном сайте в сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Также региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО размещает в печатных СМИ и на своем сайте в сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.

В силу вышеприведенных положений обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обоюдной, как регионального оператора, так и потребителя.

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определен разделом I.I. Правил № 1156.

Так, согласно пункту 8.4 Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (пункт 8.11. Правил № 1156).

В соответствии с пунктом 8.13. Правил № 1156 подписанный потребителем договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, мотивированный отказ от подписания проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложением к нему предложений о внесении в указанный проект договора изменений в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, потребитель направляет региональному оператору любым способом, позволяющим подтвердить их получение региональным оператором.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8.11 настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.

В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.

В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта (пункт 8.14. Правил № 1156).

В силу пункта 8.15. Правил № 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8.14 настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил.

Как следует из материалов дела, сопроводительным письмом от 26.12.2020 истцом в адрес ответчика направлен договор от 07.12.2020 № ТКО-9245 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который был получен 12.01.2021.

В приложении № 1 к договору указаны объекты недвижимости - офис, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Преображенка, ул. Промышленная, владение 1-А; склад площадью 3497,70 м2 (кадастровый номер 63:17:0507003:156), расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Преображенка, ул. Промышленная, владение 1-А; склад площадью 4916,3 м2 (кадастровый номер 63:170507003:172), расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Преображенка, ул. Промышленная, здание 2 А.

В ответном письме № 29 от 26.01.2021 ответчик отказался подписывать договор, указав, что региональным оператором неверно указаны адреса объектов с кадастровыми номерами 63:17:0507003:156 и 63:17:0507003:1156; указанные здания являются производственными объектами и в них не образуется ТКО, вывоз отходов, образующихся от производственной деятельности, осуществляется ООО НПФ «Муниципал» на основании заключенного с ним договора; административное здание, указанное в Приложении № 1 к договору имеет иной адрес.

В связи с изложенными, истец просил исключить пункты № 2 и 3 из приложения к договору.

Получив письмо от 26.01.2021, региональный оператор попросил предоставить документы, подтверждающие сведения о принадлежащих потребителю объектах недвижимости в форме выписки из ЕГРН, указав, что до момента получения указанных сведений региональный оператор приостанавливает рассмотрение обращения.

26 февраля 2021 года письмом № 94 ООО «Самарский завод слоистых пластиков» направил в адрес регионального оператора выписку из ЕГРН о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости.

Получив от ответчика выписку из ЕГРН, письмом от 08.04.2021 № КУ-05441/21 в ответ на обращение ответчика от 26.02.2021 № 94 истец направил на подписание договор от 01.04.2021 № ТКО-24909 на оказание услуг по обращению с ТКО, где в приложении к договору в качестве объектов недвижимости, применяемых к расчету, указаны: нежилое здание с кадастровым номером 63:17:0000000:5237 (712 м2 из 1522,5 м2), нежилое здание с кадастровым номером 63:17:0507003:155 площадью 83,3 м2.

Данный договор от 01.04.2021 подписан со стороны ответчика.

Таким образом, судами не дана оценка действиям сторон, направленным именно на урегулирование возникших разногласий при заключении договора № ТКО-9245, а также результату урегулирования.

Кроме того, в силу положений пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Как следует из правовой позиции, изложенной в Определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.11.2022 № 304-ЭС22-12944 по делу № А75-7519/2021 в случае не урегулирования существенных условий, в частности, места накопления ТКО, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.

Указанные обстоятельства не были приняты судами во внимание при принятии оспариваемых судебных актов.

Кроме того, судам следовало принять во внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).

Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 (далее - Правила № 1130).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 1130 территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

При этом раздел «Места накопления отходов» содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 Правил № 1130).

Согласно подпункту «а» пункта 12 Правил № 1130 раздел «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.

По пункту 10 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Таким образом, вопреки выводам судов, услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.

Законом № 89-ФЗ определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.

Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 247 Закона № 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил № 1156, следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Предполагая, что в отсутствие места накопления ТКО, внесенного в территориальную схему ответчик имеет возможность складировать отходы в иных местах, внесенных в территориальную схему без исследования доказательств, подтверждающих сам факт оказания услуги, суды допустили ситуацию, когда услуга регионального оператора по обращению с ТКО формально считается предоставленной.

Подобный подход не может быть поддержан, поскольку непрозрачность движения отходов препятствует обеспечению их безопасности, минимизации причиняемого ими вреда.

Кроме того указанный подход противоречит положениям статьи 781 ГК РФ.

Указанная правовая позиция содержится в Определениях СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.11.2022 № 304-ЭС22- 12944 по делу № А75-7519/2021, от 05.10.2023 № 306-ЭС23-9063 по делу № А55-29850/2021.

Присвоение истцу статуса регионального оператора и утверждение тарифа на услуги по обращению с ТКО (с установленным сроком введения его в действие), сами по себе, не означают автоматическое оказание региональным оператором услуг и, как следствие, не являются безусловным основанием для взыскания с потребителя в пользу регионального оператора денежных средств в условиях недоказанности факта оказания соответствующих услуг ответчику.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Считая установленным факт оказания услуг в заявленный период, суды не дали оценку отсутствию в деле доказательств, подтверждающих вывоз и транспортирование ТКО региональным оператором, в том числе с контейнерных площадок общего пользования, размещенных в непосредственной близости от принадлежащих ответчику объектов.

При надлежащем оказании услуг для регионального оператора, как профессионального участника спорных правоотношений, не составляет особой сложности представить доказательства фактического оказания услуг в пользу потребителя.

Кроме того, системное толкование положений пункта 8.12, 8.15 Правил № 1156 и указанной выше правовой позиции, сформированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 № 304-ЭС22-12944, позволяет сделать вывод о том, что когда существенные условия договора, в том числе, место накопления ТКО потребителем и региональным оператором не согласованы, письменный договор в виде одного подписанного сторонами документа не заключен, а региональный оператор настаивает на состоявшемся оказании услуг по обращению с ТКО этому потребителю и необходимости их оплаты, то региональный оператор обязан прямо доказать факт оказания таких услуг достаточными доказательствами, а не ограничиваться ссылкой на презумпцию образования отходов от деятельности потребителя и (или) нормативный объем образования ТКО у данного потребителя.

В соответствии со статьей 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.

В процессе судебного разбирательства именно суд в силу своей руководящей роли руководит процессом и создает условия для исследования доказательств (статьи 8, 9 и 65 АПК РФ), определяет на основе закона, подлежащего применению, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию и выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Суд осуществляет руководство процессом доказывания, исходя при этом не только из пределов реализации участниками процесса своих диспозитивных правомочий, но и из необходимости полного и всестороннего исследования предмета доказывания по делу.

Таким образом, суд оказывает непосредственное влияние на процесс формирования доказательственной базы по делу.

Определяя, какие факты, указанные участвующими в деле лицами, имеют юридическое значение для дела, и имеется ли необходимость в истребовании доказательств или представлении дополнительных доказательств, суд руководствуется нормами права, регулирующими спорные правоотношения.

Исходя из оснований и предмета заявленных требований, обстоятельством, имеющими существенное значение при разрешении заявленного спора, являлось установление факта оказания услуг истцом по настоящему делу посредством предоставления относимых и допустимых доказательств.

Между тем, указанные выше обстоятельства не были исследованы судами, что могло повлечь принятие неправильных судебных актов.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2023, дополнительного решения Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2023 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2023 и направлению дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует установить обстоятельства, входящие в предмет исследования, исследовать и оценить содержание представленных в дело всех доказательств применительно к тому, сведения о каких фактах они содержат и, какие обстоятельства по делу ими устанавливаются (статья 64 АПК РФ); исследовать и дать оценку доводам заявителя жалобы; дать оценку представленным доказательствам и вынести законное и обоснованное решение при правильном применении норм материального и процессуального права.

Кроме того, суду следует решить вопрос о распределении судебных расходов, в том числе государственной пошлины по иску, а также государственной пошлины уплаченной при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2023, дополнительное решение Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2023 по делу № А55-342/2022 отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья А.Х. Хисамов

Судьи И.В. Арукаева

Г.А. Кормаков