ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-34436/19 от 21.01.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru   e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-69685/2020

г. Казань                                                 Дело № А55-34436/2019

27 января 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 27 января 2021 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Тольятти

на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020

по делу № А55-34436/2019

по заявлению администрации городского округа Тольятти к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании решения недействительным, обязании, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства природных ресурсов экологии Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

администрация городского округа Тольятти (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее – Министерство), выраженного в письме от 30.07.2019 № 27-050-2/17878, понуждении Министерства в месячный срок с момента вступления решения в законную силу рассмотреть обращение администрации об исключении из государственного лесного реестра и границ Тольяттинского лесничества водных объектов общей площадью 90 га.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов экологии Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, удовлетворив заявленные требования, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы администрация ссылается на нарушение Министерством пункта 2.3 приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, формы и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение», согласно которому, основанием для внесения документированной информации в акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра также являются уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также иные уведомления органа регистрации прав, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Администрация в качестве основания обращения к Министерству за исключением водных объектов из государственного лесного реестра и границ Тольяттинского лесничества указала на невозможность внесения сведений о них в ЕГРН, отметив, что порядок для исключения сведений из государственного лесного реестра предусмотрен названным порядком.

Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемых судебных актов впорядке, предусмотренном главой35 АПКРФ подоводам, изложенным вкассационной жалобе, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, администрация обратилась к Министерству с заявлением во исполнение подпункта «б» пункта 2 перечня Поручений Президента Российской Федерации от 28.12.2016 № Пр-2563 об обеспечении установления границ лесов, расположенных на землях населенных пунктов и внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таких лесах, а также решения Центрального районного суда г. Тольятти от 29.06.2015 по делу № 2-4071/2015, об исключении водных объектов из государственного лесного реестра и границ Тольяттинского лесничества общей площадью 90 га, ввиду невозможности внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости.

Рассмотрев заявление администрации, Министерство в письме от 30.07.2019 № 27-050-2/17878 (вх.) указало на невозможность принять решение о внесении изменений в сведения государственного лесного реестра в части исключения из площади Тольяттинского лесничества водных объектов общей площадью 90 га, поскольку это повлечет за собой нарушение норм действующего законодательства.

Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы Министерства о том, что согласно сведений, внесенных в государственный лесной реестр на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 18.12.2017 № 734 «Об определении количества лесничеств на землях населенных пунктов городского округа Тольятти Самарской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ, признании утратившим силу отдельного положения приказа Рослесхоза от 30.12.2008 № 435», площадь земель населенных пунктов городского округа Тольятти, занятых городскими лесами Тольяттинского лесничества составляет 7 979 га.

Частью 6 статьи 105 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 № 496, от 14.12.2017 № 671, от 15.01.2019 № 10 утвержден перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.

Документами, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, в том числе являются: решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений, решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об установлении или изменении границ населенных пунктов на основании утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, утверждения или изменения схем территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях), лесоустроительная документация, судебные акты.

Таким образом, по мнению Министерства, внесение изменений в государственный лесной реестр возможно исключительно по вышеуказанным основаниям.

Администрация, полагая, что решение Министерства об отказе в исключении водных объектов из государственного лесного реестра и границ Тольяттинского лесничества общей площадью 90 га не соответствует действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Из системного толкования части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствия закону или иному правовому акту, и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Судами установлено, что основанием обращения к заинтересованному лицу за исключением водных объектов из государственного лесного реестра и границ Тольяттинского лесничества администрация указала на невозможность внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости.

В материалы дела администрацией представлены сведения о внесении в реестр водных объектов следующих водных объектов – озер:

Восьмерка (код 11010000511199000000180),

Грязное (код 11010000511199000000130),

Казинское (код 11010000511199000000170),

Новое (код 11010000511199000000160),

Пляжное (код 11010000511199000000200),

Рыбное (код 11010000511199000000150),

Скрытое (код 11010000511199000000140),

Чистое (код 11010000511199000000190), принадлежность к географической единице 11.01.00 - Волга от верховий Куйбышевского водохранилища до впадения в Каспийское море; заключения о статусе водных объектов, составленные обществом с ограниченной ответственностью «Экостандарт «Технические решения».

Исходя из сведений о водных объектах площадь 90 га, указанная в обращении администрации об исключении из государственного лесного реестра и границ Тольяттинского лесничества водных объектов, значительно превышает площадь, содержащуюся в указанных сведениях о них.

Согласно письму Нижне-Волжского бассейнового водного управления от 21.04.2020 № АЕ-8-837/04, сведения о водных объектах – о вышеуказанных озерах внесены в государственный водный реестр.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у Министерства оснований для внесения предложенных изменений в сведения государственного лесного реестра.

В соответствии с частью 9 статьи 91 ЛК РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 названного кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1 статьи 91 ЛК РФ).

Согласно пунктам 12, 13 приказа Минприроды России от 15.01.2019 № 10 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра и внесении изменений в Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденные приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496» (далее – Порядок № 496) изменение документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случаях:

- выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию;

- обнаружения ошибки уполномоченным органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, поступления в указанный уполномоченный орган заявления об ошибке от лиц и органов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу.

Уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, осуществляет исключение сведений из документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, путем внесения соответствующих изменений в соответствии с пунктом 12 названного Порядка, в случаях, предусмотренных частями 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

Согласно пункту 2.1 Порядка № 496, документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются: акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Форма 1); акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (Форма 2); акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3).

Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются не позднее месяца с момента поступления первичной документации, перечень которой утвержден приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496, и форм ведения государственного лесного реестра, утвержденных приказом Минприроды России от 06.10.2016 № 514.

Согласно Письму Рослесхоза от 27.02.2015 № ПК-06-54/1869 Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (форма 1, пункт 3.1 приказа) составляется при поступлении первичных документов, подтверждающих проведение лесоустройства на территории лесничества (участкового лесничества) или лесного участка. Остальная информация является производной от материалов лесоустройства и направлена на изменение первоначально внесенной информации, поэтому при поступлении иных первичных документов составляется Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (форма 2, пункт 3.2 приказа).

К акту прикладываются подлинники первичных документов и впоследствии акты группируются по участковым лесничествам и видам первичной документации.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что администрацией процедура внесения изменений в документированную информацию государственного лесного реестра, предусмотренная законодательством, не соблюдена, в связи с чем пришли к правомерному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявления и понуждении Министерства исключить спорные водные объекты из государственного лесного реестра и границ Тольяттинского лесничества.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Суд кассационной инстанции считает, что судами на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, исходя из положений статей 65, 71 АПК РФ, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены либо изменения судебного акта, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 по делу № А55-34436/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                        Ф.В. Хайруллина

Судьи                                                                               В.А. Петрушкин

                                                                                          А.Ф. Фатхутдинова