ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-34827/20 от 24.02.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-12729/2021

г. Казань Дело № А55-34827/2020

01 марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,

судей Тюриной Н.А., Арукаевой И.В.,

до перерыва:

при участии представителя истца – ФИО1 (доверенность от 27.09.2021),

в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

после перерыва:

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Самаратеплоресурсы»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.05.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021

по делу № А55-34827/2020

по исковому заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Самаратеплоресурсы» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о возложении обязанности,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, администрации городского округа Самара,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Предприятие тепловых сетей» (далее – АО «ПТС», в настоящее время ПАО «Т Плюс», истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Самаратеплоресурсы» (далее – ООО «Самаратеплоресурсы», ответчик) о возложении на ответчика обязанности в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную подготовить документы и информацию во исполнение требований, предусмотренных разделом III Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 №103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» (далее – Правила № 103), и направить подготовленные документы и информацию в Комиссию по проверке теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду в целях подтверждения готовности ООО «Самаратеплоресурсы» к отопительному периоду, а именно:

соглашение об управлении системой теплоснабжения;

график тепловых нагрузок на отопительный сезон 2020-2021 и утвержденные режимные карты работы тепловых сетей в осенне-зимний период 2020- 2021 гг.;

информацию о проведении противоаварийных тренировок по отработке взаимодействия персонала и администрации города по ликвидации аварий в условиях низких температур наружного воздуха, информацию об исполнении программы замены инженерных сетей;

положение о диспетчерской службе ТСО, оперативные актуализированные схемы тепловых сетей и ЦТП, схемы оперативных переключений тепловых сетей;

режимные карты тепловых сетей;

информацию об организации контроля режимов потребления тепловой энергии;

информацию о проведении работ по контролю за скоростью распространения коррозии на трубопроводах тепловых сетей и о восстановлении тепловой изоляции тепловых сетей;

информацию об обеспечении проверки качества строительства (перекладки, ремонта) тепловых сетей подрядными организациями, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при выполнении работ, в соответствии Законом о теплоснабжении;

заключение экспертизы промышленной безопасности на тепловые сети;

разработать и утвердить график аварийных отключений потребителей;

подготовить расчеты допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов;

подготовить план ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения, согласованный с администрацией города;

информацию по устранению повреждений, влияющих на включение отопления потребителей после ГИ и капитального ремонта;

о проведении технического освидетельствования трубопроводов;

информацию о наличии не выполненных в установленные сроки предписаний Ростехнадзора, влияющих на надежность работы в отопительный период;

- в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на учет и регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов, эксплуатируемых ООО «Самаратеплоресурсы», тепловых сетей, указанных в приложениях №2/3, №2/5, №2/7, №2/8, №2/9 к договору от 14.01.2019 №75/3200-FA057/02-014/0001-2019;

а также в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить пакет документов, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 №492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,11 и III классов опасности», Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и направить в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заявления о выдаче лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,11 и III классов опасности на осуществление работ - использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и администрация городского округа Самара.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.05.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021, исковые требования удовлетворены, на ответчика возложены спорные обязанности. Такдже с ООО «Самаратеплоресурсы» в пользу ПАО «Т Плюс» взыскано 18 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «Самаратеплоресурсы» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением ими норм права и направить дело на новое рассмотрение.

Заявитель жалобы отрицает возможность удовлетворения иска, предъявленного теплоснабжающей организацией, и ссылается на то, что ни условия заключенного сторонами договора, ни нормы действующего законодательства не предусматривают требуемого истцом и примененного к ответчику судами способа защиты права.

Также указывает, что суд неправомерно обязал ответчика предоставить в Комиссию информацию (документы), не предусмотренные пунктом 13 Правил № 103, а также документы, которые отсутствуют у ответчика, так как последний не имеет во владении центральных тепловых пунктов и источников тепловой энергии.

Кроме того, обращает внимание на то, что получение лицензии и постановка на учет производственных объектов носит заявительный характер, ввиду чего считает спорное понуждение не приемлемым.

Подробнее доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

В отзыве на кассационную жалобу и дополнительных пояснениях по делу ПАО «Т Плюс» просило оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Администрация городского округа Самара в отзывах на кассационную жалобу также просило оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в своих пояснениях на кассационную жалобу не выразило свою позицию относительно возможности ее удовлетворения.

В судебном заседании суда кассационной инстанции 21.12.2021 в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение кассационной жалобы отложено на 25.01.2022 на 13 часов 40минут.

В судебном заседании 25.01.2022, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области, с участием представителей сторон, поддержавших свои позиции, в порядке статьи 163 АПКРФ объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 31.01.2022.

В судебном заседании 31.01.2022, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области, с участием явившихся в Арбитражный суд Самарской области представителей сторон, поддержавших ранее изложенные позиции, а также представителей третьего лица, изложивших свои доводы по существу рассматриваемого спора, судебное разбирательство по делу в порядке статьи158 АПКРФ отложено на 17.02.2022 на 15 часов 40 минут.

В судебном заседании 17.02.2022 с участием представителя истца в порядке статьи 163 АПКРФ объявлен перерыв до 17 часов 00 минут 24.02.2022.

Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заявило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ПАО «Т Плюс» (ранее ? АО «ПТС») является единой теплоснабжающей организацией (ЕТО), отвечающей за соблюдение параметров качества поставляемой тепловой энергии, теплоносителя потребителям на территории городского округа Самара, и обеспечение надежности теплоснабжения потребителей; ООО «Самаратеплоресурсы» является теплосетевой организацией (ТСО), оказывающей услуги по передаче тепловой энергии по тарифам, устанавливаемым приказами Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области.

Между ООО «Самаратеплоресурсы» и АО «ПТС» заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 14.01.2019 №75/3200-FA057/02-014/0001-2019 (в редакции протокола согласования разногласий и дополнительных соглашений к договору), согласно условиям которого теплосетевая организация приняла на себя обязательство осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническим регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и (или) передачу тепловой энергии, теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязалась оплачивать указанные услуги на условиях, определяемых настоящим договором.

Согласно пункту 2.2.1 договора теплоснабжающая организация обязалась обеспечивать в точках приема, указанных в Приложении №2 к настоящему договору, подачу тепловой энергии, теплоносителя, переданных теплосетевой организацией, в соответствии с объемами мощности тепловых сетей и с тепловой нагрузкой, распределенной по каждой точке поставки, согласно Приложению №1 к настоящему договору.

В пункте 2.2.2. перечислены обусловленные обязательствами теплоснабжающей организации по договорам теплоснабжения с потребителями принципы осуществления подачи тепловой энергии, теплоносителя в точки приема, в числе которых - осуществление подачи тепловой энергии, теплоносителя на цели отопления в пределах отопительного периода, начало и окончание которого устанавливается в соответствии с действующим законодательством с учетом климатических данных; осуществление подачи тепловой энергии, теплоносителя на цели горячего водоснабжения постоянно с возможностью приостановления на период проведения плановых ремонтных работ.

В соответствии с согласованными сторонами приложениями к договору теплоснабжающая организация обязалась оказывать услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя конечным потребителям посредством следующих тепловых сетей:

- тепловая сеть от ТК-10 до ЦТП (включая ЦТП) по ул.Аврора, 110 (приложение №2/3);

- тепловая сеть от ТК-5 до нежилого помещения по ул.Аврора, 114А (приложение №2/4);

- тепловая сеть от ТК-1 (включая ТК-1) до ТК-2 (включая ТК-2) по ул. Потапова, 78в (приложение №2/5);

- тепловая сеть от ТК-1 до внешней стены МКД по адресу: ул.Мяги, 24А и тепловая сеть от ТК-1 до внешней стены МКД по адресу: ул.Мяги, 24Б (приложение №2/6);

- тепловая сеть от УТ-2 до УТ-1 (включая УТ-1), от УТ-1 до внешней границы стены МКД по ул.Красноармейская, 99 (приложение №2/7 в редакции дополнительного соглашения от 02.07.2019 № 5/1);

- тепловая сеть от ТК-73 до ТК-74, от ТК-74 до внешней стены МКД по ул.Мичурина, 4 (приложение №2/8 в редакции дополнительного соглашения от 02.07.2019 №75/1);

- тепловая сеть от УТ-13 до ЦТП по адресу: ул.Товарная, 5 (приложение №2/9).

Перечисленные тепловые сети эксплуатируются ООО «Самаратеплоресурсы» на основании договоров аренды от 12.07.2018 №0518 (с ООО «ФинГруппИнвест»), от 04.04.2018 №А-110 (с ООО «АРД-Недвижимость»), от 12.07.2018 (с ИП ФИО2), от 13.02.2018 №01/18т (с ООО «Строительная компания Сервис-Д»), от 09.01.2018 №09/01/18 (с ООО «Строительная компания ГРАД»), от 01.01.2018 №0618 (с ООО «Премьер»), от 10.05.2018 №0718 (с ООО «ФинГруппИнвест»).

Поставка тепловой энергии и теплоносителя конечным потребителям посредством указанных тепловых сетей осуществляется на основании договоров теплоснабжения, заключенных АО «ПТС»: от 29.11.2017 №54407т (с ООО «Управляющая компания ПРОМСВЯЗЬ», ул.Авроры, 110); от 01.10.2017 №54406т (с ООО «АРД-Недвижимость»; ул.Авроры, 110); от 01.10.2017 №54339то (с ИП ФИО2; ул.Авроры, 114А); от 01.06.2017 №51034но (с ФИО3 - владелец нежилого помещения в МКД по ул.Красноармейская, 99); №51449но (с ФИО4 - владелец нежилого помещения в МКД по ул. Никитинская, 22); от 01.08.2017 №51280но (с ФИО5 - владелец нежилых помещений в МКД по ул.Мичурина, 4); от 01.05.2017 №51065 (с ФИО6 - владелец нежилого помещения в МКД по ул.Мичурина, 4); от 01.11.2016 №50284ко (с ТСН «Мичурина, 4»; МКД по ул.Мичурина, 4); №ТЭ3000-00813 (с ФИО7 - владелец нежилого помещения в МКД по ул.Мичурина, 4); №ТЭ3000-00226 (с ФИО8 - владелец нежилого помещения в МКД по ул.Мичурина, 4); от 01.02.2018 №ТЭ3000-00095 (с ФИО9 - владелец нежилого помещения в МКД по ул.Мичурина, 4); непосредственная форма управления населения в МКД №№99, 101, 103 по ул.Красноармейской, №22 по ул.Никитинской, №110 по ул.Авроры.

Обращаясь в суд с настоящим иском, ПАО «Т Плюс» указало, что в нарушение действующего законодательства ООО «Самаратеплоресурсы» не исполнило требования, предусмотренные пунктом 13 раздела III Правил №103, не подтвердило готовность тепловых сетей к отопительному сезону, что, в свою очередь, лишает истца возможности гарантировать исполнение им своих обязательств по соблюдению параметров качества поставляемой тепловой энергии, теплоносителя в точки поставки тепловой энергии, теплоносителя, на границе сетей ООО «Самаратеплоресурсы» и потребителей, и по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

Кроме того, в обоснование исковых требований ПАО «Т Плюс» ссылалось на то, что тепловые сети ООО «Самаратеплоресурсы», подключенные к его сетям в точках поставки (тепловые камеры), не имеют оборудования, позволяющего снизить параметры теплоносителя (температура, давление) до критериев, которые исключают попадание тепловых сетей под действие Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон №116-ФЗ). В эксплуатации ООО «Самаратеплоресурсы» находятся тепловые сети, посредством которых оказываются услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя конечным потребителям, с параметрами, превышающими установленные Законом №116-ФЗ и федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности параметры (температура и давление), и имеющие диметр более 100 мм, что подтверждается приложениями №2/3, №2/5, №2/7, №2/8, №2/9 к договору №75, договорами аренды тепловых сетей, заключением экспертизы промышленной безопасности на сети ПАО «Т Плюс».

Как указывает истец, ООО «Самаратеплоресурсы» в отношении указанных тепловых сетей не исполнило обязанности по постановке на учет и регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, следовательно, не обеспечило безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов (эксплуатируемых тепловых сетей), посредством которых осуществляются услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по договору от 14.01.2019 №75/3200-FA057/02-014/0001-2019.

Также истец указал, что ответчик осуществляет деятельность в отсутствие необходимой для того лицензии.

Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 2, 15, 17, 20, 23.11 Федерального закона от 27.07.2020 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее- Закон № 190-ФЗ), пунктами 21, 21(1), 124 (4) Правил организации теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 308, Правилами № 103, Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 №492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,11 и III классов опасности», Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 №536, постановлением администрации городского округа Самара от 07.06.2020 №509, и установив, что ответчиком допущены нарушения требований действующего законодательства, регламентирующие деятельность сетевой организации, пришли к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика требуемых истцом обязательств.

Судебная коллегия, ознакомившись с доводами кассационной жалобы, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Законом № 190-ФЗ, который устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В части 17 статьи 2 Закона №190-ФЗ определено, что надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

На основании подпунктов 7, 8 части 5 статьи 20 Закона №190-ФЗ теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, надежное теплоснабжение потребителей.

Обязанностью теплосетевой организации является осуществление организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя (статья 17 Закона №190-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация в границах поселения теплоснабжения населения; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Исходя из пунктов 1, 4 части 1, части 1.1 статьи 6 Закона № 190-ФЗ полномочия органов местного самоуправления по организации теплоснабжения, в том числе по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, выполнению требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контролю за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 20 Закона №190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (часть 2).

Согласно части 3 статьи 20 названного Федерального закона проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 этой статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива

Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей (часть 5 указанной нормы).

Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному сезону (Правила № 103), которые определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.

В соответствии с порядком проведения проверки, регламентированным в главе II Правил №103, проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов.

В частности, согласно пунктам 2, 5, 6 Правил № 103 проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций к отопительному периоду осуществляется комиссией, которая образуется уполномоченным органом местного самоуправления, в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду, утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа.

В состав комиссии включаются представители уполномоченного органа, образовавшего комиссию.

К работе комиссии по согласованию могут привлекаться представители единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.

В целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и жилищной инспекции.

Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных названными Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения.

В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки.

Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду, который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно Приложению №1 к названным Правилам.

В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки: объект проверки готов к отопительному периоду; объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией; объект проверки не готов к отопительному периоду. При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения (пункты 7, 8 Правил № 103).

Согласно пункту 11 Правил № 103 в случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.

Пунктом 12 Правил № 103 предусмотрено, что организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Согласно пункту 13 Правил № 103 в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций:

1) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении;

2) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения;

3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами;

4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии;

5) функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно:

укомплектованность указанных служб персоналом;

обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения;

6) проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей;

7) организация контроля режимов потребления тепловой энергии;

8) обеспечение качества теплоносителей;

9) организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;

10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии Законом о теплоснабжении;

11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно:

готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи;

соблюдение водно-химического режима;

отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации;

наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;

наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов;

наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления;

проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей;

выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения;

выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;

наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива;

12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями;

13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления;

14) работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.

Согласно пункту 15 Правил №103 к обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требований, указанных в подпунктах 1, 7, 9 и 10 пункта 13 настоящих Правил.

Из материалов дела следует, что Постановлением администрации городского округа Самара от 17.06.2020 №509 «О проверке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии на территории городского округа Самара и признании утроившими силу отдельных муниципальных правовых актов городского округа Самара» в городе Самара была создана межведомственная комиссия по проверке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, в состав которой в целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций включена единая теплоснабжающая организация - АО «ПТС» ? правопредшественник ПАО «Т Плюс».

В соответствии с пунктом 2.1. Приложения № 11 к Постановлению администрации городского округа Самара от 17.06.2020 № 509 задачей комиссии является проведение проверок готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.

Пунктами 3.1.1 Приложения № 11 предусмотрено, что в целях решения возложенной на нее задачи комиссия вправе запрашивать и получать от отраслевых (функциональных) органов администрации городского округа, администраций внутригородских районов городского округа Самара, предприятий, организаций, учреждений независимо от подчиненности и форм собственности, расположенных на территории городского округа Самара, информацию и документы по вопросам, относящимся к деятельности комиссии.

Согласно пункту 4.7. Приложения № 11 члены комиссии обладают равными правами при обсуждении рассматриваемых на заседании вопросов, участвуют в проведении проверки готовности к отопительному периоду лично, без права замены.

Также в Приложении №11 приведен аналогичный вышеизложенному предусмотренному Правилами №103 порядок выполнения комиссией проверок по выполнению требований подготовки, установленных главами III- V Правил №103.

Вышеприведенные нормы носят императивный характер и предусматривают обязательное проведение проверок и составление актов проверки готовности к отопительному периоду.

При этом, как указано выше, принятие мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения на территориях поселений, городских округов, в том числе в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, вышеприведенное правовое регулирование относит к полномочиям органов местного самоуправления с определением порядка реализации полномочий посредством осуществления деятельности комиссии с участием теплоснабжающей организации.

Подпунктом 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пунктом 2 статьи 2, пунктами 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116?ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» регламентируются обязанность и порядок регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, а также получения лицензии на право эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.

В приложении 1 к Закону № 116-ФЗ указано, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Порядок регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов установлен Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371.

В силу пунктов 223, 224 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 №536 (далее ? Правила №536), трубопроводы горячей воды эксплуатационных категорий с внутренним диаметром более 100 мм. подлежат учету в территориальных органах Ростехнадзора, эксплуатирующей данное оборудование организацией в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 227 Правил №536 объекты, в составе которых используется оборудование под давлением, подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора или иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, идентифицируемые по признакам, указанным в пункте 3 настоящих Правил и пункте 2 приложения к Федеральному закону № 116-ФЗ, подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

Согласно статье 12 Закона № 99-ФЗ эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.

В пункте 7 Приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов классов опасности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1661, указано, что использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля, относится к виду деятельности, подлежащей лицензированию.

Удовлетворяя иск и возлагая на ответчика спорные обязанности, суды верно исходили из того, что истцом в порядке статьи 65 АПК РФ представлены доказательства того, что ООО «Самаратеплоресурсы», вопреки необходимости соблюдения требований действующего законодательства, не обращалось в Комиссию по проверке теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии на предмет подтверждения готовности к отопительному сезону 2020-2021 годы, при наличии такой необходимости не получило лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов II, II и III классов опасности на осуществление работ - использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия, и не осуществило постановку на учет и регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов эксплуатируемых им тепловых сетей.

При этом из материалов дела следует, что ни созданная для конкретных вышеперечисленных целей как контролирующий орган Комиссия, ни орган Ростехнадзора проверок деятельности ответчика, готовности используемых им объектов, не проводили, предписаний в адрес сетевой организации не выносили, предусмотренные законом административные процедуры не инициировали и не реализовывали. Однако, принимались решения о начале отопительных сезонов.

Наряду с тем, от соблюдения ООО «Самаратеплоресурсы» требований действующего законодательства зависит надежность и безопасность тепловых сетей, расположенных в границах балансовой принадлежности данного Общества, и, как следствие, возможность исполнения ПАО«ТПлюс» его обязательств по осуществлению теплоснабжения потребителей с установленными параметрами качества поставляемого ресурса и обеспечению надежности и безопасности теплоснабжения посредством договорных отношений с ответчиком.

Соответственно, в ходе судебного разбирательства подвержено допущение ответчиком отклонений от стандартов разумного добросовестного поведения. Формальность претензий ресурсоснабжающей компании не усматривается.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, требования истца о понуждении к исполнению обязанностей в натуре, вопреки доводам кассационной жалобы, в конкретной рассматриваемой ситуации признаются основанными и вытекающими из договорных обязательств сторон.

При этом отсутствие в условиях договора оказания услуг прямого указания на обязанность ответчика подготовить и подать соответствующие документы, обратиться в компетентный орган за получением лицензии и постановкой на учет опасных производственных объектов, не означает, что такие обязанности не вытекают из статуса ответчика как сетевой организации по соблюдению обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативно-правовыми актами в сфере теплоснабжения, и не входят в объем обязательств по надлежащему исполнению договорных правоотношений сторон.

Более того, единая теплоснабжающая организация уполномочена на проверку готовности теплосетевой организации к отопительному периоду наряду со специально созданной комиссией.

При таком положении применение истцом спорного способа защиты права признается возможным и допустимым в сложившейся ситуации, а удовлетворение судом исковых требований - законным и обоснованным, направленным на обеспечение надлежащего и безопасного снабжения энергией на соответствующей территории.

При этом доводы кассационной жалобы о несоответствии возложенных на ответчика обязательств обязательствам, предусмотренным законодательством, противоречат фактическим обстоятельствам, что следует из сопоставления содержания требований и пункта 13 Правил №103.

Довод об отсутствии у ответчика возможности исполнения части требований (по возложению на него обязанности разработать графики тепловых нагрузок, режимные карты работы тепловых сетей) не подтвержден в ходе рассмотрения дела документально, не влечет изменение либо отмену обжалуемых судебных актов; более того, может быть приведен и разрешен в порядке исполнения решения суда.

Ссылки заявителя жалобы на неправомерность возложения части спорных обязательств ввиду предусмотренного законом заявительного характера спорных действий (постановка объектов на учет, получение лицензии) также отклоняются судом округа с учетом несоблюдения ответчиком предусмотренного законом порядка до инициирования настоящего спора и отсутствия иных способов воздействия.

При таком положении суд кассационной инстанции полагает, что судами установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.

Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 21.05.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021 по делу №А55-34827/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Т.Н. Федорова

Судьи Н.А. Тюрина

И.В. Арукаева