ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-35351/17 от 24.09.2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

28 сентября 2018 года Дело № А55-35351/2017

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 24 сентября 2018 года

Постановление в полном объеме изготовлено: 28 сентября 2018 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,

с участием: от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представитель ФИО1.(доверенность от 09.01.2018),

от общества с ограниченной ответственностью «Лада-Гаминдустриале» - представитель ФИО2.(доверенность от 01.12.2017),

от Государственного казенного учреждения Самарской области «Самарские лесничества» - представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2018 по делу №А55-35351/2017 (судья Лихачев А.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лада-Гаминдустриале» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Тольятти Самарской области, к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственного казенного учреждения Самарской области «Самарские лесничества», о признании незаконным бездействия, незаконным решения и обязании,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Лада-Гаминдустриале» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - ответчик), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственного казенного учреждения Самарской области «Самарские лесничества» (далее – третье лицо), о признании незаконным бездействия, незаконным решения и обязании.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2018 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области об отказе в предоставлении в аренду лесного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ставропольское лесничество, Ягодинское участковое лесничество, квартал № 3, выдел № 22, общей площадью 10 000 кв. м., выраженное в письме исх. № 270502/22815 от 06.10.2017.

На Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путём принятия решения о предварительном согласовании предоставления в аренду ООО «Лада-Гаминдустриале» лесного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ставропольское лесничество, Ягодинское участковое лесничество, квартал № 3, выдел № 22, общей площадью 10 000 кв. м.

В остальной части заявления отказано.

С Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Лада-Гаминдустриале» взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.

Не согласившись с выводами суда, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.

В жалобе указывает на наличие оснований для отказа в предоставлении лесного участка.

Общество с ограниченной ответственностью «Лада-Гаминдустриале» апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Лада-Гаминдустриале» в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание представители Государственного казенного учреждения Самарской области «Самарские лесничества» не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

11.07.2017 ООО «Лада-Гаминдустриале» обратилось в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением вх. № 27/15933 от 13.07.2017 о подготовке и утверждении проектной документации на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ставропольское лесничество, Ягодинское участковое лесничество, квартал № 3, выдел № 22, общей площадью 10 000 кв. м., а также с просьбой предоставить предварительное согласование для заключения договора аренды земельного участка для осуществления рекреационной деятельности (вид использования в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ) (т.1 л.д.13).

По результатам рассмотрения указанного заявления Министерством лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области принято решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду на основании подпункта г) пункта 17 Приказа Минприроды России от 28.10.2015 г. №445 «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», о чем заявителю было сообщено письмом исх. №270502/22815 от 06.10.2017 (т.1 л.д.14-17).

Как следует из отказа от 06.10.2017, на основании проведенного натурного обследования испрашиваемого лесного участка заинтересованным лицом было установлено, что на спорном лесном участке имеются капитальные объекты с кадастровыми номерами 63:32:1605001:441, 63:32:1605001:442, 63:32:1605001:443, которые находятся в выделах 17,22 квартала №3 Ягодинского участкового лесничества Ставропольского лесничества.

Заинтересованное лицо полагает, что наличие на лесном участке зданий, сооружений препятствует предоставлению лесного участка в аренду собственникам таких объектов недвижимости.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Лада- Гаминдустриале» в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с п. 21 Положения о Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 г. №528, Министерство является уполномоченным органом, принимающим решения о предоставлении в границах земель лесного фонда лесных участков, о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что заявитель является собственником расположенных на испрашиваемом лесном участке объектов недвижимости с кадастровыми номерами: 63:32:1605001:441, 63:32:1605001:442, 63:32:1605001:443 литеры А2, A3, А8, входящих в состав базы отдыха «Дубки», лит. А, А1-А8.

Согласно кадастровому паспорту от 29.01.2015 г. №63-00-102/15-69961 нежилое здание (Лит. А2) с кадастровым номером 63:32:1605001:441 введено в эксплуатацию в 1994 году; согласно кадастровому паспорту от 02.02.2015 г. №63-00-102/15-83681 нежилое здание (Лит. A3) с кадастровым номером 63:32:1605001:443 введено в эксплуатацию в 1980 году; согласно кадастровому паспорту от 29.01.2015 г. нежилое здание (Лит. А8) с кадастровым номером 63:32:1605001:442 введено в эксплуатацию в 1991 году (т.1 л.д.20-25).

Право собственности на объекты, расположенные по адресу: квартал № 3 Ягодинского лесничества, было зарегистрировано за СП «Лада-Гаминдустриале», что подтверждается регистрационным удостоверением №15238 от 29.01.1996. В связи с реорганизацией СП «Лада-Гаминдустриале» в ООО «Лада-Гаминдустриале» в названное регистрационное удостоверение 11.01.1999 была внесена запись о смене наименования собственника объектов недвижимости (т.1 л.д.19).

Согласно письму МП «Инвентаризатор» от 09.11.2015г. № 203 регистрационное удостоверение № 15238 от 29.01.1996 было выдано в соответствии с действующим на тот момент законодательством (т.1 л.д.18).

Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» закреплено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.

Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.

В соответствии с пунктом 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в том числе, в случае нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержден Приказом Минприроды России от 28.10.2015 № 445 «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее - Приказ №445).

Согласно пункту 12 Приказа №445 в случае, если испрашиваемый лесной участок предстоит образовать или границы лесного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществляется предварительное согласование предоставления лесного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 39.15 Земельного кодекса РФ, заявитель направил в Министерство заявление об утверждении проектной документации на лесной участок расположенный по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ставропольское лесничество, Ягодинское участковое лесничество, квартал № 3, выдел № 22, общей площадью 10 000 кв. м, и предварительном согласовании его предоставления, с приложением документов, предусмотренных действующим законодательством.

Из материалов дела следует, что Министерство письмом от 04.08.2017 № 270502/17615 сообщило заявителю, что при внесении представленных координат в программу ГИС ИНГЕО установлено наложение границ испрашиваемого лесного участка на границы земельного участка с кадастровым номером 63:32:1605001:23 и предложило представить координаты земельных участков с координатами 63:32:1605001:23, 63:32:1605001:21, 63:32:1605001:22 (т.2 л.д.9).

06.10.2017 Министерством вынесено решение об отказе в предоставлении лесного участка в связи с запретом размещения объектов капительного строительства в лесопарковых зонах.

Учитывая изложенное, довод представителя Министерства, что в данном случае отсутствует бездействие со стороны заинтересованного лица является обоснованным.

В пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ приведен исчерпывающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Наличие на испрашиваемом земельном участке зданий, сооружений, принадлежащих заявителю, к числу таких оснований не относится.

Отказ в предоставлении данного лесного участка заинтересованное лицо мотивировало также п. 3 ст. 105 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которым в лесопарковых зонах запрещается размещать объекты капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

Однако, пункт 3 статьи 105 Лесного кодекса РФ не может быть применен к спорным правоотношениям, так как определяет отношения по использованию лесных участков в лесопарковых зонах, возникающие после введения в действие Лесного кодекса РФ с 01.01.2007 г., в то время как, принадлежащие заявителю объекты введены в эксплуатацию до принятия Лесного кодекса РФ.

Кроме того, ранее Постановлением Администрации Ставропольского района Самарской области от 24.04.1995 №293 заявителю был отведен в аренду на 3 года земельный участок из состава лесного фонда площадью 2,5 га в кв. 3 Ягодинского лесничества Ставропольского лесхоза для культурно-оздоровительных целей (база отдыха «Дубки) (т.1 л.д.26). На основании указанного постановления между Ставропольским парклесхозом и АО «Лада-Гаминдустриале» был заключен договор на аренду участков лесного фонда №13 от 01.01.1995 (т.1л.д.27).

Вышеуказанный земельный участок площадью 2,5 га в 1995 г. формировался с учетом комплекса зданий, сооружений базы отдыха «Дубки», в который также входили нежилое здание Лит. А2 с кадастровым номером 63:32:1605001:441, нежилое здание Лит. A3 с кадастровым номером 63:32:1605001:443 и нежилое здание Лит. А8 с кадастровым номером 63:32:1605001:442, исходя из его фактического использования для организации туристической и культурно-оздоровительной деятельности.

С целью упорядочения границ арендуемого лесного участка в 2007 г. был подготовлен проект его границ, разработанный с учетом фактического расположения комплекса зданий базы отдыха «Дубки».

Суд, отклоняя довод Министерства о наложении границ испрашиваемого лесного участка на границы земельного участка с кадастровым номером 63:32:1605001:23, исходил из того, что актом обследования от 25.07.2017 установлено, что представленные координаты образуемого земельного участка соответствуют фактическому местоположению земельного участка из состава земель лесного фонда, испрашиваемого в аренду (т.2 л.д.15).

В связи с решением Министерства о приведении указанного договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ между ООО «Лада- Гаминдустриале» и Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования был заключен договор аренды лесного участка №113/14 от 13.12.2011 для осуществления рекреационной деятельности (т.1 л.д.33).

Вместе с тем, при постановке лесного участка на кадастровый учет в его границы ошибочно не вошли нежилое здание Лит. А2 с кадастровым номером 63:32:1605001:441, нежилое здание Лит. A3 с кадастровым номером 63:32:1605001:443 и нежилое здание Лит.А8 с кадастровым номером 63:32:1605001:442.

В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ допускается использование лесов, лесных участков для осуществления рекреационной деятельности.

В силу пункта 1 статьи 41 Лесного кодекса РФ под рекреационной деятельностью понимается организация отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

В свою очередь, пункт 3 статьи 105 Лесного кодекса не запрещает осуществление рекреационной деятельности в лесопарковых зонах.

Как верно указал суд, использование лесного участка по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ставропольское лесничество, Ягодинское участковое лесничество, квартал № 3, выдел № 22, общей площадью 10 000 кв. м., для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, входящих в комплекс зданий, сооружений базы отдыха «Дубки», соответствует виду использования лесов на данном лесном участке.

В статье 3 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом и другими федеральными законами.

В силу статьи 9 Лесного кодекса РФ право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены, в частности, гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Поскольку порядок использования земель лесного фонда, в случае нахождения на земельном участке ранее возведенных объектов недвижимости, лесным законодательством не установлен, необходимо руководствоваться нормами земельного и гражданского законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» указан исключительный характер права на приватизацию земельного участка, в соответствии с которым никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию или приобретение в аренду земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.

Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 № 10520/09 по делу № А55-11287/2008, где указано, что нормы статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеют приоритет перед нормой части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права со ссылкой на обязательность заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона, предусмотренную частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в предоставлении лесного участка в аренду, выраженный в письме №270502/22815 от 06.10.2017, нарушает исключительное право заявителя на заключение договора аренды лесного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости.

В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушении указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах требование заявителя о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области об отказе в предоставлении в аренду лесного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ставропольское лесничество, Ягодинское участковое лесничество, квартал № 3, выдел № 22, общей площадью 10 000 кв. м., выраженного в письме исх. № 270502/22815 от 06.10.2017, является обоснованным и правомерно удовлетворено судом.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2018 по делу №А55-35351/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий И.С.Драгоценнова

Судьи В.Е.Кувшинов

Е.Г.Попова