ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-35588/20 от 18.07.2022 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

25 июля 2022 года                                                                         Дело № А55-35588/2020

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2022 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

судей Бажана П.В., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,

с участием:

от публичного акционерного общества "Т Плюс" - представитель Сорокин Я.В. (доверенность от 25.02.2022),

от общества с ограниченной ответственностью "Специализированная теплосетевая организация" - представитель Пятаева М.В. (доверенность от 16.08.2021),

от Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации - представитель не явился, извещено,

от Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации - представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июля 2022 года в помещении суда апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс"

 на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2022 года по делу № А55-35588/2020 (судья Шабанов А.Н.)

по иску публичного акционерного общества "Т Плюс"

к обществу с ограниченной ответственностью "Специализированная теплосетевая организация",

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации,

Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации

 об обязании,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество "Предприятие тепловых сетей" обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Специализированная теплосетевая организация", в котором просило:

1. обязать общество с ограниченной ответственностью "Специализированная теплосетевая организация" в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную подготовить документы, информацию во исполнение требований, предусмотренных разделом III Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» и направить подготовленные документы и информацию в Комиссию по проверке теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду в целях подтверждения готовности ООО «Специализированная теплосетевая организация» к отопительному периоду, а именно:

-  соглашение об управлении системой теплоснабжения;

- график тепловых нагрузок на отопительный сезон 2020-2021 и утвержденные режимные карты работы тепловых сетей в осенне-зимний период 2020-2021;

- информацию о проведении противоаварийных тренировок по отработке взаимодействия персонала и администрации города по ликвидации аварий в условиях низких температур наружного воздуха, информацию об исполнении программы замены инженерных сетей;

- положение о диспетчерской службе ТСО, оперативные актуализированные схемы тепловых сетей и ЦТП, схемы оперативных переключений тепловых сетей;

- режимные карты тепловых сетей;

- информацию об организации контроля режимов потребления тепловой энергии;

-  информацию о проведении работ по контролю за скоростью распространения коррозии на трубопроводах тепловых сетей и о восстановлении тепловой изоляции тепловых сетей;

-  информацию об обеспечении проверки качества строительства (перекладки, ремонта) тепловых сетей подрядными организациями, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при выполнении работ, в соответствии Законом о теплоснабжении;

- заключение экспертизы промышленной безопасности на Тепловые сети;

- разработать и утвердить график аварийных отключений потребителей;

- подготовить расчеты допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов;

- подготовить план ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения, согласованный с администрацией города;

- информацию по устранению повреждений, влияющих на включение отопления потребителей после ГИ и капитального ремонта; о проведении технического освидетельствования трубопроводов;

- информация о наличии не выполненных в установленные сроки предписаний Ростехнадзора, влияющих на надежность работы в отопительный период.

2. обязать общество с ограниченной ответственностью "Специализированная теплосетевая организация" в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на учет и регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов, эксплуатируемых ООО «Специализированная теплосетевая организация» тепловых сетей, указанных в Реестре тепловых сетей, не поставленных на учет в Средне-Поволжском управлении Ростехнадзора.

3. обязать общество с ограниченной ответственностью "Специализированная теплосетевая организация" в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу в отношении сетей, перечисленных в Реестре тепловых сетей, на эксплуатацию которых ООО «СТО» не получена лицензия, подготовить пакет документов, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,11 и III классов опасности», федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и направить в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заявления о выдаче лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,11 и III классов опасности на осуществление работ - использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.

4. обязать общество с ограниченной ответственностью "Специализированная теплосетевая организация" заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Публичное акционерное общество "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о замене истца открытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" на его правопреемника публичное акционерное общество "Т Плюс", в связи с тем, что открытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей" 01.02.2021 прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к публичному акционерному обществу "Т Плюс".

Протокольным определением от 04.02.2021 произведена замена истца акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" на его правопреемника публичное акционерное общество "Т Плюс".

Определением суда от 14.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации.

Определением суда от 23.11.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации.

Впоследствии от истца поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором просил обязать ООО «Специализированная сетевая организация» в течении 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда осуществить постановку на учет и регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов, находящихся в эксплуатации общества тепловых сетей; обязать ООО «Специализированная сетевая организация» в установленном Законом порядке получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,2,3 классов опасности на осуществление работ - использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2022 года заявление истца об изменении предмета исковых требований принято судом. В иске отказано. Возвращена публичному акционерному обществу "Т Плюс" уплаченная в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 20 872 руб. 00 коп.

В апелляционной жалобе публичное акционерное общество "Т Плюс" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе ссылается на то, что своевременная готовность тепловых сетей к отопительному сезону 2020-2021 годов в установленном законом порядке ответчиком не подтверждена. Представленное ответчиком в материалы дела письмо от 29.09.2021 вх. № 32231 о направлении в Администрацию г.о. Самара документов, предусмотренных пунктом 13 Правил оценки готовности, на основании которых были выдан акт готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов и паспорт готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов, не подтверждает готовность к отопительному сезону в период с 2020-2021 годов, о котором изначально были заявлены требования.

Считает, что вывод суда первой инстанции о том, что ответчиком были исполнены требования по предоставлению информации и документов, подтверждающих соответствие тепловых сетей ответчика требованиям, предусмотренным Правилами оценки готовности, в действительности не соответствует обстоятельствам дела и был сделан при неправильном применении норм материального права, а именно при неправильном истолковании закона.

В апелляционной жалобе также указывает, что суд первой инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, посчитал неподлежащим удовлетворению требование истца об обязании ответчика в установленном законом порядке получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на осуществление работ - использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия, между тем указанный вывод, по мнению истца, был сделан в несоответствии с установленными судом обстоятельствами дела.

Истец считает, что лицензия, представленная ответчиком, на эксплуатацию опасных производственных объектов № ВХ-53-027726 от 13.08.2019 серия АВ № 222193, выданная Средне-Поволжским управлением Федеральной Службы по экологическому технологическому и атомному надзору, подлежит обязательному переоформлению. Однако, несмотря на длительность рассмотрения настоящего дела (с декабря 2020 года), ответчиком до настоящего времени не была получена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов, что является самостоятельным основанием для удовлетворения требований о возложении обязанности на ответчика в установленном законом порядке получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на осуществление работ - использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.

Кроме того, в апелляционной жалобе ссылается на то, что судом первой инстанции нарушено право истца на рассмотрение судебного спора в разумные сроки, поскольку рассмотрение иска откладывалось 17 раз.

Общество с ограниченной ответственностью "Специализированная теплосетевая организация" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель  публичного акционерного общества "Т Плюс" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.

Представитель общества с ограниченной ответственностью "Специализированная теплосетевая организация" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представители Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации, Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации в судебное заседание не явились, своих представителей в суд не направили.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из представленных в суд документов, ПАО «Т Плюс»  наделено статусом  Единой теплоснабжающей организации и отвечает за соблюдение параметров качества поставляемой тепловой энергии, теплоносителя потребителям на территории г.о. Самара и обеспечение надежности теплоснабжения указанных потребителей.

ООО «Специализированная теплосетевая организация» является теплосетевой организацией. Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области   «Об индексации тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в ценовой зоне теплоснабжения в муниципальном образования городской округ Самара Самарской области» от 27.04.2021 №  111 для ООО «Специализированная теплосетевая организация» установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.

Между истцом, как ЕТО, и ответчиком, как теплосетевой организацией, заключен Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя № 395 от 16.04.2015 в редакции дополнительных соглашений (далее - Договор № 395), в соответствии с которым ответчик оказывает услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя конечным потребителям посредством тепловых сетей (далее - Тепловые сети), указанных в Приложениях к Договору № 395, а именно: г. Самара, ул.Красноармейская, д.1, ул.Ново-Садовая, д.349а, ул.М.Горького, д.78в, ул.Революционная, д.70, ул.Санфировой, д.95, д.104а, д.106а, д.108, д.110, д.112,  ул.Центральная, д.5, д.31,  ул.Авроры,  д.150, ул.5-ая просека, д.99, ул.Ново-Садовая, д.381а, пр.Кирова, д.255, ул.Ленинская/Полевая, д.301/59, ул.Чкалова, д.42-44, ул.Самарская, д.267, ул.М.Тореза, д.79, ул.Дзержинского, д.29, ул.Солнечная, 30, ул.Заводское шоссе, 55, 53, ул.22 Партсъезда, 8, 8а, ул.Отважная, 31, 33, 27, 29,35, ул.Гастелло, 42-44, ул.Карбышева, 67А, 69а,71, ул.Аэродромная, 45, ул.Н-Садовая, д.3, ул.5 просека, 110-110е, ул.Димитрова, 110г,110,110а,110б,110в,  ул.Самарская, д.200а, ул.Осипенко, д.1а, 3, 3а стр. 4,  ул.5-ая просека, 109-133, 135, ул.Авроры, д.63, ул.Корабельная, 10, ул.4 проезд, д.57, ул.Заводское шоссе, 11, ул.Дыбенко, д.23, ул.Майкопская, 12, 14,16, 16а, 18, ул.Димитрова, д.108, ул.Бобруйская, д. 93, ул.Дачная, д.2, ул.Буянова, д.51, ул.Ленинская, 285, ул.Никитинская, 53,55,30, ул.Красноармейская, д.70, 72,74, 76, ул.Рабочая, д.95, ул.Луначарского, д.5, ул.Антонова-Овсеенко, д.59в, ул.Мичурина, д.52, ул.Борская, 108, ул.Московское ш. д.4а, 2б, литер Д, д.4б, ул.Мичурина, д.21, ул.Московское шоссе, литер ЕЕ1, к110, ул.Мичурина, д.21Д, ул.Мичурина, 19в, 23б, 21в, ул.Краснодонская, д. 95/Нагорная, 133, ул.Садовая, д.329, ул.Ленинская, 302, ул.Садовая, 335, 337, ул.Ленинская, 310, ул.Садовая, 331, ул.Печерская, 25, 27, 29, ул.Луначарского, д. 3.

Указанные тепловые сети эксплуатируются ответчиком на основании договоров аренды с третьими лицами.

Посредством тепловых сетей, эксплуатируемых ответчиком, тепловая энергия, теплоноситель поставляются конечным потребителям, с которыми у истца заключены договоры теплоснабжения.   

В г.о.Самара создана межведомственная комиссия по проверке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, состав которой утвержден Постановлением Администрации г.о. Самара от 17.06.2020 № 509 «О проверке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии на территории городского округа Самара и признании утратившими силу отдельных муниципальных правовых актов городского округа Самара», в состав которой включен представитель ПАО «ТПлюс».

В обоснование исковых требований истец указывает, что в нарушение требований действующего законодательства ответчиком не направлены в межведомственную комиссию  документы  по исполнению им требований, предусмотренных разделом III Правил оценки готовности, на предмет соблюдения обязательных требований, установленных техническими регламентами и нормативными актами в сфере теплоснабжения, а именно:

- отсутствует соглашение об управлении системой теплоснабжения (п.п.1 п. 13 Правил оценки готовности),

- не представлен график тепловых нагрузок на отопительный сезон 2020-2021 и утвержденные режимные карты работы тепловых сетей в осенне-зимний период 2020- 2021 (п.п.2 ст. 13 Правил оценки готовности),

- отсутствует информация о проведении противоаварийных тренировок по отработке взаимодействия персонала и администрации города по ликвидации аварий в условиях низких температур наружного воздуха, не представлена информация об исполнении программы замены инженерных сетей (п.п.3 ст. 13 Правил оценки готовности),

- отсутствует  положение о диспетчерской службе ТСО, не представлены оперативные актуализированные схемы тепловых сетей и ЦТП, схемы оперативных переключений тепловых сетей (п.п.5 ст. 13 Правил оценки готовности),

- отсутствуют утвержденные режимные карты тепловых сетей (п.п.6 ст. 13 Правил готовности), отсутствует информация об организации контроля режимов потребления тепловой энергии (п.п.7 ст. 13 Правил оценки готовности),

- отсутствует информация о проведении работ по контролю за скоростью распространения коррозии на трубопроводах тепловых сетей и о восстановлении тепловой изоляции тепловых сетей (п.п.8 ст. 13 Правил оценки готовности),

- отсутствует информация по обеспечению проверки качества строительства (перекладки, ремонта) тепловых сетей подрядными организациями, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при выполнении работ, в соответствии Законом о теплоснабжении (п.п. 10 ст. 13 Правил оценки готовности),

- отсутствуют результаты экспертизы промышленной безопасности; разработанный и утвержденный график аварийных отключений потребителей; расчеты допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; план ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения, согласованный с администрацией города; информация по устранению повреждений, влияющих на включение отопления потребителей после ГИ и капитального ремонта; о проведении технического освидетельствования трубопроводов (п.п.11 ст. 13 Правил оценки готовности),

- отсутствует информация о наличии не выполненных в установленные сроки предписаний Ростехнадзора, влияющих на надежность работы в отопительный период (п.п. 13 ст. 13 Правил оценки готовности).

 Истец ссылается на то, что в связи с отсутствием указанных документов ответчиком не получены акт и паспорт готовности к отопительному сезону. Следовательно, по мнению истца, готовность тепловых сетей ответчика к отопительному сезону в установленном законом порядке не подтверждена.

Вместе с тем, суд первой инстанции верно указал, что проверка теплосетевой организации осуществляется комиссией, образованной органами устного самоуправления (п.2, 3 ст.20 Закона о теплоснабжении, п. 5 раздела II Правил оценки готовности);

Участие единой теплоснабжающей организации в осуществлении проверки готовности теплосетевой организации к отопительному периоду прямо предусмотрено Законом о теплоснабжении ч. 2 ст. 20, п. 4 ст.23);

Проверка теплосетевых организаций в г.Самара осуществляется комиссией с участием  ПАО «Т Плюс» (член комиссии) (приложение № 1 к постановлению Администрации г.о. Самара от 07.06.2020 № 509);

В целях проведения проверки комиссия рассматривает документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, предусмотренной главой III Правил оценки готовности, а при необходимости проводит осмотр объектов (п. 6 Правил оценки готовности, п.4.8. Приложения № 11 к Постановлению № 509);

По итогам проверки комиссией принимается решение в виде Акта с оформлением и выдачей паспорта готовности к отопительному сезону (п.7 Правил оценки готовности, п. 4.9, 4.11 Приложения № 11 к Постановлению № 509);

Выдача паспорта готовности осуществляется не позднее 1 ноября ежегодно (п. 10 Правил оценки готовности, п. 14 Постановления № 509).

Ответчиком в материалы дела представлены документы, направленные в Администрацию г.о. Самара, предусмотренные пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду», что подтверждается письмом вх. № 32231 от 29.09.2021. На основании представленных документов Администрацией г.о.Самара 29.09.2021 был выдан акт готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов и паспорт готовности   к отопительному периоду 2021-2022 годов.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ответчиком исполнены требования по предоставлению информации и документов, подтверждающих соответствие тепловых сетей ответчика требованиям, предусмотренными Правилами оценки готовности.

В части исковых требований о соблюдении ответчиком требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 по постановке на учет и регистрации в государственном реестре Опасных производственных объектов трубопроводов, работающих с температурой нагрева воды более 115 градусов Цельсия, под давлением более 0,07 МПа, температурой воды более 115 градусов Цельсия и условным проходом  (диаметром) более 100 мм., судом первой инстанции  установлено следующее.

В соответствии с приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997  № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.1997, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно требованиям п. 224, с учётом п. 223 Норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 №536, трубопроводы горячей воды эксплуатационных категорий Пэ, Шэ, 1Уэ с внутренним диаметром более 100 мм подлежат учету в территориальных органах Ростехнадзора, эксплуатирующей данное оборудование организацией в установленном порядке.

В соответствии с п.227 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020  №536 объекты, в составе которых используется оборудование под давлением, подлежащее учёту в территориальных органах Ростехнадзора или иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, идентифицируемые по признакам, указанным в пункте 3 настоящих ФНП-536 и пункте 2 приложения к Федеральному закону № 116-ФЗ, подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

У ответчика находятся в эксплуатации тепловые сети, посредством которых оказываются услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя конечным потребителям, с параметрами, превышающими установленные Законом № 116 и ФНП (температура и давление) и имеющие диметр более 100 мм, что следует из  технических характеристик тепловых сетей, указанных в Актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за состояние тепловых сетей.

Средне-Поволжским Управлением Ростехнадзора 23.01.2019 ООО    «Специализированная теплосетевая организация» выдано свидетельство о регистрации А53-05640 серии АВ №294802 о том, что в государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрированы участки трубопроводов тепловой сети г.о. Самара регистрационный номер  А53-05640-0001, относящиеся к III классу опасности.

Ответчиком в материалы дела представлено уведомление Средне-Поволжского Управления Ростехнадзора от 07.06.2021 № 301-16224 о внесении изменений в Реестр  ОПО «Участки трубопроводов тепловой сети г.о. Самара, рег. № А53-05640-0001». Согласно уведомлению от 07.06.2021 № 301-16224 в реестре  Опасных производственных объектов  зарегистрированы  следующие участки тепловых сетей, относящиеся к III классу опасности:  г.Самара, ул.Луначарского, 5, ул.Молодежная, 14,16, 540 квартал (ул.Гастелло, ул.Отважная, ул.Дыбенко), ул.Пятая просека ЖК «Надежда»,  ул.Пятая просека ЖК «Город Солнца», ул.Г.Димитрова, д.110Г, ул.Пятая просека ЖК «Изумрудный город», ул.Корабельная, 10, ул.Осипенко, 3, ул.Дыбенко, 23, ул.Бобруйская, 93,  ул.Майкопская, 12, ул.Ленинская, 285, ул.Луначарского, 3, ул.Арцыбушевская, 45,  ул.Арцыбушевская, 162, ул.Пушкина, 195, ул.Пятая просека, д.д. 129,  131, 133, 135,  ул.Самарская, 200а,  ул.Печерская, 27,29, ул.Краснодонская, 95,  ул.Садовая, 329, 335, 337/ ул.Ленинская, 302,310,  ул.Буянова, 51, ул. Бр.Коростелевых, 152,154, ул.Аэродромная, 98а, 98б, ул.Промышленности, 116, ул.Тухачевского, 80,82, ул.Владимирская, 41а, ул.Буянова, 98,100, ул.Молодежная, 2,2а, ул.Ленинская, 301/59, ул.Самарская, 267, ул.Чкалова, 42,44, ул.Московское шоссе, Санфировой, Стара-Загора, Гастелло,  ул.Никитинская, 55, ул.Никитинская, 30, ул.Енисейская, 62а, пр.Мальцева, 7, Гаражный проезд,  3, ул.А.Толстого, 87/8.

Согласно письмам  Средне-Поволжского Управления  Ростехнадзора  от 16.03.2021 № 301-7515, № 301-7671,  от 26.02.2021 № 301-6006,  от 01.12.2020 № 301-35517  на учет в реестре Опасных производственных объектов  ответчиком поставлены  участки тепловых сетей, относящиеся к IV классу опасности, по адресу:  г.Самара, ул.Авроры, 150 учетный  номер 12429, ул.Революционная, 70  учетный    номер 12426,   ул.Ново-Садовая, 3 учетный  номер 12427,   ул.Санфировой, 95 учетный  номер 12430,  ул.Красноармейская, 1 учетный  номер 12428,  ул.22 Партсъезда, 8 учетный номер 12434,  ул.Заводское шоссе, 55 Авиаагрегат учетный номер 12435,  ул.Дзержинского, 29  учетный номер 12417, пр.Кирова, 255 учетный номер 12419,  ул.Мичурина, 21, Московское шоссе 4а учетный номер 12390.

Участок тепловых сетей по адресу: г. Самара, 4 проезд, 57 зарегистрирован в реестре ОПО  собственником тепловой сети ООО «ГЛОБАЛ Сити»  регистрационный номер А53-05446-0001 (свидетельство о регистрации А53-05446 серии АВ  294242).

Ответчиком исполнена обязанность по постановке на учет и регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов  эксплуатируемых ответчиком тепловых сетей, посредством которых ответчик осуществляет по Договору №395 от 16.04.2015 услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя конечным потребителям, подключенным к сетям ответчика.

В соответствии с п. 12 ст. 12  Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 99-ФЗ от 04.05.2011 эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности относится к лицензируемым видам деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020  N 1661 утверждено положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов   I, II и III классов опасности.

Согласно  п. 1 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утв. постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661, положение  определяет порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Исходя из смысла указанных правовых норм лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации тепловых сетей, относящихся к I, II и III классам опасности. Тепловые сети IV  класса опасности не подлежат включению в лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.

Ответчиком  в материалы дела представлена лицензия на эксплуатацию опасных производственных объектов № ВХ-53-027726 от 13.08.2019 серия АВ № 222193, выданная Средне-Поволжским управлением Федеральной Службы  по  экологическому технологическому и атомному надзору.

Согласно сведениям официального сайта Ростехнадзора http://www.gosnadzor.ru/ в разделе адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности ООО «СТО»  указаны следующие участки тепловых сетей: г.Самара, ул.Луначарского, д.5, ул.Молодежная, д.14, д.16, д.18, ул.Г.Димитрова, д.108, - участки трубопроводов тепловой сети г.о.Самара,  г.Самара, в границах улиц Дыбенко, Отважная, Гастелло, Высоковольтная, тепловая сеть от ТК-12, 540 квартал, г.Самара, Пятая  просека, 99, 99А, 99Б – участок трубопроводов, тепловая сеть от ТК-7, Пятая просека «Надежда», г. Самара, Пятая просека, 110, 110А, 110Б, 110В, 110г, 110Д, 110Е, 110К – участок трубопроводов, тепловая сеть от ТК-8, Пятая просека «Город Солнца», г. Самара, ул. Пятая просека, 109, 111, 113, 115, 117, 119, 121, 123, 125 – участок трубопроводов, тепловая сеть от ТК-2а, Пятая просека «Изумрудный город», г.Самара, ул.Осипенко, 3 – участок трубопроводов, тепловая сеть от ТК-17П, г. Самара, ул.Дыбенко, д.23 – участок трубопроводов, тепловая сеть от ТК-1, г. Самара, ул. Бобруйская, д.93 – участок трубопроводов, тепловая сеть от ТК-1, ул. Майкопская, д.12, 14 – участок трубопроводов, тепловая сеть от ТК-7А, ул.Майкопская, 12, г. Самара, ул. Г.Димитрова, д. 110, 110г, г.Самара, ул.Ленинская, д.285, г.Самара, ул.Корабельная, д.10, г.Самара, ул.Луначарского, д.3, г.Самара, ул.Арцыбушевская, д. 45, г.Самара, ул.Пушкина, д.195, ул.Арцыбушевская, д.162, ул.Пятая просека, д.129, ул.Пятая просека, д.131, ул.Пятая просека, д.133, ул.Пятая просека, д.135, г.Самара, ул.Самарская, д.200а, г.Самара, ул.Ленинская, д.301/59, г.Самара, ул.Аэродромная, д.98а, г.Самара, ул.Никитинская, д.30, г. Самара, ул.Рабочая, д.95, ул.Агибалова, д.48, ул.Никитинская, д.55, г.Самара,  ул.Буянова, д.51, г.Самара, ул.Бр.Коростелевых, д.152, д.154, г.Самара, в границах улиц Московское шоссе, Санфировой, Стара-Загора, Гастелло, г.Самара, ул.Владимирская, д.41А, г.Самара, ул. Промышленности, д.116, г.Самара, ул.Буянова, д. 98, 100, г.Самара, ул. Молодежная, д. 2, 2А, г.Самара, ул.Краснодонская, 95, г.Самара, ул.Печерская, 27,29, г.Самара,  ул. Садовая, 337, 335, 331, 329, Ленинская, 302, 310 (135 квартал), г.Самара, ул. Тухачевского, д. 80,82.   

Также ответчиком представлено заявление о переоформлении лицензии в Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.09.2021, в соответствии с которым ответчик просит  внести в лицензию № ВХ -53-027726 от 13.08.2019 новые адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности: г.Самара, ул.Енисейская, д.62а, ул.А.Толстого, 87/8, ул.Самарская, 267, ул.Санфировой, д.95, ул.А.Толстого, д.70, ул.Чкалова, 42,44.

Ответчиком представлен страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте  № IGSX12075307662000.

По общему правилу распределения бремени доказывания, на основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания возлагается на ту сторону, которая ссылается на соответствующие обстоятельства. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство по правилам части 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции верно признал недоказанными истцом обстоятельства, послужившие основанием для предъявления исковых требований, в связи с чем, судом первой инстанции в иске обоснованно отказано.

В своей апелляционной жалобе истец указывает на необходимость исполнения ответчиком требований по получению акта и паспорта готовности к отопительному периоду, предусмотренных приказом Минэнерго России № 103 от 12.03.2013.

Согласно п. 2 Правил оценки готовности к отопительному периоду, проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов. Порядок проведения проверки определен разделом II Правил № 103.

ООО «Специализированная теплосетевая организация» провело необходимые мероприятия по готовности к отопительному сезону 2020-2021 г.г., 2021-2022 г.г. Вся документация была представлена в органы местного самоуправления и органы Ростехнадзора при подготовке к отопительному периоду 2020-2021, что подтверждается паспортом готовности к отопительному периоду 2020-2021 г., актом проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 г. Данные документы были представлены в материалы дела. С учетом этого, ПАО «Т Плюс» заявило об уточнении исковых требований и исключило из числа требований понуждение ответчика к подготовке документов и направлении их в Комиссию по проверке теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций к отопительному периоду.

В связи с чем, доводы ПАО «Т Плюс» в апелляционной жалобе о неисполнении ответчиком требований по подготовке и направлению в Комиссию по проверке теплоснабжающих, теплосетевых организаций, потребителей не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции.

В части доводов ПАО «Т Плюс» в апелляционной жалобе об обязании ответчика получить лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов арбитражный апелляционный суд отмечает, что у ответчика на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции уже имелась лицензия № ВХ-53-027726 от 13.08.2019 на эксплуатацию опасных производственных объектов I, II, III классов опасности. Данная лицензия не отменена и действует в настоящее время. ПАО «Т Плюс» указывает о необходимости переоформления лицензии в связи со сменой места нахождения (юридического адреса) ответчика.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 18 ФЗ № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» внесение изменений в реестр лицензий осуществляется в случае изменения адреса места нахождения лицензиата, изменение адреса места нахождения филиала лицензиата в случае, если нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено внесение в реестр лицензий сведений об адресе места нахождения филиала лицензиата, изменение адреса места нахождения на территории Российской Федерации филиала иностранного юридического лица;

Сведения, предусмотренные пунктами 1-6 части 1 настоящей статьи, лицензирующий орган вносит в реестр лицензий в автоматическом режиме на основании полученной из государственных информационных систем информации без поданного в лицензирующий орган заявления о внесении изменений в реестр лицензий.

Таким образом, исходя из смысла указанной нормы закона именно на лицензирующий орган возложена обязанность по внесению в лицензию сведений об изменении юридического адреса организации. Между тем, ответчиком направлена в Северо-Западное Управление Ростехнадзора заявление о внесении изменений в лицензию № ВХ-53-027726 от 13.08.2019 в связи со сменой адреса места нахождения ООО «Специализированная теплосетевая организация». При этом лицензия № ВХ-53-027726 от 13.08.2019  не аннулируется и будет продолжать свое действие. Истец же настаивает на обязывании ответчика получить такую же лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.

Таким образом, ответчик фактически уже исполнил все требования истца, указанные в исковом заявлении, а именно:

получил акт готовности к отопительному сезону 2021-2022 г.г., паспорт готовности к отопительному периоду 2021-2022 г. на основании направленных ранее документов, которые требует направить истец;

оформил   лицензию   на   эксплуатацию   взрывопожароопасных   и   химически   опасных производственных объектов I,   II,   III классов опасности, направил заявление о переоформлении лицензии в Северо-Западное Управление Ростехнадзора с необходимыми документами, осуществил постановку на учет в реестре опасных производственных объектов тепловых сетей, находящихся во владении ответчика.

Довод апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции права истца на рассмотрение судебного спора в разумные сроки судом апелляционной инстанции признан несостоятельным, поскольку не подтверждается материалами дела. Неоднократное отложение судебного разбирательства вызвано необходимостью истребования доказательств и представления сторонами дополнительных доказательств и пояснений в обоснование исковых требований и возражений.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Излишне уплаченная за рассмотрение апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 28568 руб. подлежит возврату ПАО "Т Плюс" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:  

         Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2022 года по делу № А55-35588/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить публичному акционерному обществу "Т Плюс" из федерального бюджета излишне оплаченную государственную пошлину в размере 28 568 руб.,  уплаченную по платежному поручению от 20.12.2017  №8128.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                           Н.В. Сергеева

Судьи                                                                                                          П.В. Бажан

                                                                                                                     И.С. Драгоценнова