АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-60931/2020
г. Казань Дело № А55-35679/2019
04 марта 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Хакимова И.А., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
от публичного акционерного общества «Т Плюс» - ФИО1 доверенность от 26.03.2020,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020
по делу № А55-35679/2019
по исковому заявлению акционерного общества «Предприятие тепловых сетей» о признании незаконным пункта 1 предписания Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.09.2019 № 09‑243‑09‑19‑567/2-В и об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Предприятие тепловых сетей» (далее – АО «ПТС», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным пункта 1 предписания Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора) от 06.09.2019 № 09-243-09-19-567/2-В, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2020 заявление АО «ПТС» удовлетворено, пункт 1 оспариваемого предписания признан незаконным и отменен. Суд обязал Управление Ростехнадзора устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Ростехнадзора, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить.
В судебном заседании 25.02.2021 представитель публичного акционерного общества «Т плюс» заявил ходатайство о замене, в порядке статьи 48 АПК РФ, акционерного общества «Предприятие тепловых сетей» на ее правопреемника – публичное акционерное общество «Т плюс».
Ходатайство судом удовлетворено, суд определил произвести процессуальное правопреемство по делу № А55‑35679/2019, заменив акционерное общество «Предприятие тепловых сетей» на публичное акционерное общество «Т плюс».
В отзыве на кассационную жалобу публичное акционерное общество «Т плюс» просит оставить вынесенные судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 07.08.2019 № 3800-р Управлением Ростехнадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «ПТС» с целью исполнения приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.07.2019 № 261 «О контроле хода подготовки объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимнем периоде 2019 - 2020 годов», по результатам которой составлен акт от 06.09.2019 № 09-243-09-19-567-В и выдано предписание № 09‑243‑09‑19-567/2-В об устранении выявленных нарушений в срок до 06.12.2019.
Не согласившись с выданным предписанием в части 1 пункта, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, судебные инстанции, руководствуясь положениями пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении, частями 5 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации"), пунктом 6.13 Свода правил "Организация строительства" (СП 48.13330.2011, утвержден Приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2010 № 781), приказом Минэнерго России от 20.10.2014 № 755 "Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа Самара на период с 2014 по 2029 год" пришли к выводу о том, что изготовление проектной документации предшествует строительству объекта. Действующим законодательством изготовление проектной документации для существующих объектов капитального строительства не предусмотрено.
Суд кассационной инстанции признает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
В силу положений статей 198 и 200 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. В силу статьи 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
На основании приказа Минэнерго России от 20.10.2014 № 755 «Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа Самара на период с 2014 по 2029 год» АО «ПТС» присвоен статус единой теплоснабжающей организации города Самара, осуществляющей, кроме того, содержание и обслуживание более 460 км бесхозяйных сетей в городе Самара.
Согласно пункту 1 предписания от 06.09.2019 № 09‑243‑09‑19‑567/2‑В Управление Ростехнадзора обязало АО «ПТС» устранить нарушение пункта 2.8.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, подпункта 5 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденному Приказом Минэнврго России от 12.03.2013 № 103: при эксплуатации тепловых сетей, переданных на содержание и эксплуатацию АО «ПТС» по Постановлениям главы г.о. Самара как бесхозяйные, не хранятся и не используются в работе: утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки, и др.) со всеми последующими изменениями; акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки тепловых энергоустановок и тепловых сетей, акты приемки тепловых энергоустановок и тепловых сетей в эксплуатацию; исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей; технические паспорта тепловых сетей..
Вместе с тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, перечисленные в предписании документы отсутствуют, поскольку они не передавались в АО «ПТС» ни при закреплении за обществом бесхозяйных сетей, ни позднее.
АО «ПТС» не участвовало в строительстве данных тепловых сетей. Какая – либо документация (чертежи, схемы, графические и текстовые материалов, зафиксировавшие точное фактическое расположение, размеры и детали трубопроводов и их составляющих в том виде, в котором они выполнены при строительстве и вводе в эксплуатацию) у заявителя не имеется.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, общество указало, что АО «ПТС» не является лицом, ответственным в соответствии с законодательством Российской Федерации за хранение или использование на бесхозяйных тепловых сетях документов, в создании которых АО «ПТС» не участвовало и которые не были переданы при закреплении за АО «ПТС» указанных сетей, в связи с чем, заявитель не является лицом, обязанным в соответствии с законодательством составлять указанные в пункте 2.8.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок документы.
В силу положений частей 5, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство тепловых сетей, проектная документация в полном объеме подготавливаются лицом, ведущим строительство указанных сетей.
Аналогичное требование содержится в пункте 6.13 Свода правил «Организация строительства» (СП 48.13330.2011, утв. Приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2010 № 781), согласно которому лицо, осуществляющее строительство, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно вести исполнительную документацию.
Пункт 2.8.1 ПТЭ ТЭ регламентирует необходимость хранения и использования в работе утвержденной проектной документации. Её хранение и использование в работе определяется необходимостью установления изначального состояния тепловых сетей и возможности проверки соответствия фактического состояния тепловых сетей проектам.
Согласно пункту 6.13 СП 48.13330.2011 исполнительная документация подлежит постоянному хранению у застройщика (технического заказчика).
Технический паспорт тепловой сети также составляется до ввода в эксплуатацию данной тепловой сети.
В соответствии с пунктом 7 Приказа Ростехнадзора от 07.04.2008 № 212 паспорт тепловой сети представляется должностному лицу органа Ростехнадзора лицом, осуществляющим обслуживание тепловой сети, для выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию тепловой сети.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что пункт 1 оспариваемого предписания является неисполнимым, поскольку тепловая сеть, переданная обществу, не являлась вновь возводимым объектом, на который может быть получена проектная документация.
Как указали суды, в ходе рассмотрения дела, Управлением Ростехнадзора не были представлены доказательства, опровергающие довод общества о том, что обязанность хранить проектную документацию находится в прямой взаимосвязи с ее фактическим наличием.
Кроме того, как установили суды, закрепление за АО «ПТС» бесхозяйных тепловых сетей носит временный характер.
После постановки органом местного самоуправления городского округа Самара сетей на учет в качестве бесхозяйных и оформления права муниципальной собственности обязанность АО «ПТС» по содержанию и техническому обслуживанию данных сетей будет прекращена в силу части 6 статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении» (орган местного самоуправления передает на содержание и техническое обслуживание бесхозяйные тепловые сети до признания права муниципальное собственности на них).
Таким образом, на АО «ПТС», осуществляющее временное содержание и техническое обслуживание данных сетей, неправомерно возлагаются обязанности по восстановлению исходной документации на данные тепловые сети.
Учитывая содержание оспариваемого предписания, суды признали, что предписание Управления Ростехнадзора не отвечает признаку исполнимости, как по способу устранения нарушения, так и по объему - конкретному перечню бесхозяйных тепловых сетей, в отношении которых не хранится и не используется в работе проектная и иная документация.
Отсутствие в оспариваемом предписании определенности в указании конкретного места выявленных и подлежащих устранению нарушений и способа их устранения свидетельствует о несоответствии оспариваемого предписания критериям определенности и исполнимости властного указания государственного органа, осуществляющего контрольные функции.
При рассмотрении настоящего спора суды также приняли во внимание выводы судов по делу № А55-13458/2019, рассмотренному с участием этих же лиц по заявлению АО «ПТС» о признании недействительными пунктов 64, 65 предписания Управления Ростехнадзора № 07-050-02-19-021-В от 11.02.2019, содержащих аналогичные требования.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.01.2020 по указанному делу, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции 05.03.2020 и Арбитражным судом Поволжского округа 20.07.2020 заявленные требования общества удовлетворены, пункты 64, 65 предписания Управления Ростехнадзора признаны недействительными, нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, возлагающими на заявителя необоснованные и незаконные обязанности, а также создающими иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что АО «ПТС» берет плату за содержание, обслуживание бесхозяйных тепловых сетей и передачу по ним тепловой энергии, следовательно, АО «ПТС» фактически эксплуатирует данные сети, в связи с чем, к обществу в отношении бесхозяйных тепловых сетей применяются все требования пункта 2.8.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, был предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанциях и ему дана надлежащая оценка.
Согласно части 6 статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации), орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные тепловые сети в течение 30 дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
При этом тариф АО «ПТС» не позволяет покрыть расходы АО «ПТС» по содержанию и обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей ввиду значительного ограничения органом регулирования тарифов роста тарифа на тепловую энергию в течение нескольких лет, с целью непревышения индекса изменения платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, утверждаемого Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»).
АО «ПТС» как единая теплоснабжающая организация в отношении закрепленных за ним бесхозяйных тепловых сетей выполняет лишь содержание и обслуживание.
В содержание тепловых сетей, согласно пункту 2.1 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 13.12.2000 № 285 входит их поддержание в работоспособном, технически исправном состоянии; соблюдение режимов теплоснабжения по количеству и качеству тепловой энергии и теплоносителей; поддержание на границе эксплуатационной ответственности параметров теплоносителей; соблюдение требований промсанитарии, пожарной и экологической безопасности; соблюдение оперативно-диспетчерской дисциплины.
В техническое обслуживание тепловых сетей входят операции контрольного характера и некоторые технологические операции восстановительного характера.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭ) не содержат запрета содержания и обслуживания тепловых сетей без перечисленных в пункте 1 оспариваемого предписания документов, поскольку их отсутствие не является препятствием для деятельности по содержанию и обслуживанию тепловых сетей.
Кроме того, в соответствии с пунктами 2.4.3 и 2.4.4. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок определена необходимость наличия проектов при монтаже и реконструкции тепловых энергоустановок, а оформление актов скрытых работ - в период строительства и монтажа зданий и сооружений, промежуточной приемки узлов оборудования и сооружений.
Таким образом, использование указанной документации при содержании и обслуживании тепловых сетей, в объемы которого не входит проведение их реконструкции, строительство и монтажа, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок не регламентируют.
Следовательно, как указали суды, отсутствие у АО «ПТС» не переданной ему проектной и иной документации на закрепленные за ним бесхозяйные сети не препятствует их содержанию, обслуживанию и не влияет на надежность теплоснабжения
С учетом вышеизложенного, исследовав материалы дела, проанализировав собранные по делу доказательства и доводы сторон в совокупности и во взаимосвязи, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание в части пункта 1 является недействительным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, возлагает на заявителя необоснованные и незаконные обязанности, а также создает иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Несогласие управления с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с положениями части 2 статьи 287 АПК РФ установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций.
Поскольку, суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов по делу и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальное правопреемство по делу № А55‑35679/2019, заменив акционерное общество «Предприятие тепловых сетей» на публичное акционерное общество «Т плюс».
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 по делу № А55-35679/2019 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья И.Ш. Закирова
Судьи И.А. Хакимов
С.В. Мосунов