ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-35948/18 от 10.06.2019 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления оглашена 10 июня 2019 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2019 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

судей Драгоценновой И.С., Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,

с участием:

от акционерного общества "Тевис"  - представители Горшков М.С. (доверенность от 09.01.2019), Сюкляева Е.А. (доверенность от 29.12.2018),

от  Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - представитель Зубарева М.В. (доверенность от 26.04.2019),

от Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области - представитель Иванов А.С. (доверенность от 23.01.2019),

от общества с ограниченной ответственностью  «Патриот» - представитель не явился, извещено,

от Администрации г.о. Тольятти - представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июня 2019 г. в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества "Тевис"  на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 апреля 2019 года по делу № А55-35948/2018 (судья Медведев А.А.)

по заявлению открытого акционерного общества "Тевис" 

к  Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области,

Департаменту ценового и тарифного регулирования Самарской области,

 с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

общества с ограниченной ответственностью  «Патриот»,

Администрации г.о. Тольятти

о признании недействительным приказа

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Тевис" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит:

1. признать недействительным приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.08.2018 г. № 270 «Об установлении индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ОАО «ТЕВИС» в части установления для ОАО «ТЕВИС» платы за подключение объекта капитального строительства «Комплекс многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями V этап строительства, секция 1,2А,3, ЗА, ЗБ, 2, 1А» с нагрузкой 1,508 Гкал/час в индивидуальном порядке в части неприменения фактически обоснованных затрат в размере 9 606,13 тыс. руб. (без НДС), как несоответствующего Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";

2. обязать Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем установления для ОАО «ТЕВИС» платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения объекта капитального строительства «Комплекс многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями. V этап строительства. Секция 1, 2А, 3, 3А, 3Б, 2, 1А ООО «Патриот» в размере 19 206,3 тыс. руб. (без НДС).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Патриот».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 апреля 2019 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

С 06.05.2019 г. открытое акционерное общества «ТЕВИС» привело организационно правовую форму, а также учредительные документы в соответствии с нормами главы 4 ГК РФ, в связи с чем фирменное наименование заявителя стало – акционерное общество «ТЕВИС».

В апелляционной жалобе акционерное общество «ТЕВИС» просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором требования заявителя удовлетворить в полном объеме. Считает, что решение суда первой инстанции вынесено с учетом не полного и всестороннего рассмотрения представленных доказательств, что привело к неверному применению норм материального права, а также нарушению прав и законных интересов заявителя.

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области представило письменный отзыв, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области просил в отзыве оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель акционерного общества «ТЕВИС» доводы, изложенные в жалобе, поддержал.

Представитель Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области – возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по доводам, изложенным в отзыве.

Представители общества с ограниченной ответственностью  «Патриот», Администрации г.о. Тольятти  в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, выслушав доводы явившихся участников процесса, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ОАО «ТЕВИС» является теплосетевой организаций, которая осуществляет подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения объектов Автозаводского района г.о. Тольятти.

27.04.2016 г. ООО «Патриот» обратилось в ОАО «ТЕВИС» с запросом о выдаче технических условий на подключение объекта к системе теплоснабжения.

17.05.2016 г. ОАО «ТЕВИС» выданы технические условия исх№4246 на подключение объекта «Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями. Этап строительства - III, IV,V», расположенного на земельных участках 63:09:0103035:2974, 63:09:0103035:2975, 63:09:0103035:2976,63:09:0103035:2977,63:09:0103035:3405,63:09:0103035:3406, 63:09:0103035:3407 к системе теплоснабжения ОАО «ТЕВИС», с согласованной максимальной тепловой нагрузкой на объект: «V этап, поз. 2» - 3,03237 Гкал/час, в том числе на отопление: - 1,513697 Гкал/час, на ГВС - 1,51874 Гкал/час .

30.11.2017 г. в ОАО «ТЕВИС» поступило заявление ООО «Патриот» исх. №184 о выдаче условий на подключение и заключении договора о подключении к централизованным тепловым сетям предполагаемого к строительству объекта: «Комплекс многоквартирных многоэтажных жилых домов со встроено-пристроенными нежилыми помещениями. V этап строительства. Позиция 2. Секция 1,2А,3,ЗА.ЗБ,2,1А», расположенного по адресу г.Тольятти, Автозаводский район, Приморский бульвар, д.61., соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ от 16.04.2012г. № 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", с планируемой к подключению нагрузкой: Общая: 1,508 Гкал/час, в т.ч. на отопление: 0,953 Гкал/час и на горячее водоснабжение: 0,555 Гкал/час.

11.12.2017 г. ООО «Патриот» предоставило дополнительные сведения и информацию исх. №192 к ранее направленному заявлению.

Уведомлением исх. №14278 от 14.12.2017г. документы ООО «Патриот» приняты к рассмотрению.

21.12.2017 г. ОАО «ТЕВИС» обратилось в Министерство энергетики Российской Федерации с заявлением исх.№ 14665 о внесении изменения в схему теплоснабжения городского округа Тольятти, утвержденную Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.08.2014 г. №521 (актуализированную Приказом Минэнерго России от 20.11.2015г №871) и включением в нее мероприятия «- участок тепловой сети - строительство участка тепловой сети от камеры Ут5 до стены многоквартирного дома поз.2, секция 1,2А,3,3А.3Б,2,1А, д.100мм L=360 п.м, ориентировочной стоимостью 4,566 млн. руб.», по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения вышеуказанного объекта ООО «Патриот» .

21.12.2017 г. ОАО «ТЕВИС» обратилось в Министерство энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской области с заявлением исх.№ 14666 о включении в инвестиционную программу на 2018-2020 гг. мероприятия: «- участок тепловой сети - строительство участка тепловой сети от камеры Ут5 до стены многоквартирного дома поз.2, секция 1,2А,3,3А.3Б,2,1А, д.100мм L=360 п.м, ориентировочной стоимостью 4,566 млн. руб.», обеспечивающего техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта ООО «Патриот».

23.01.2018 г. ОАО «ТЕВИС» получен ответ Минэнерго России исх.№09-177 от 22.01.2018 об учете предложений ОАО «ТЕВИС» при ежегодной актуализации схемы теплоснабжения г.о. Тольятти.

05.02.2018 г. ОАО «ТЕВИС» получен ответ Министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской области исх №15/650 от 29.01.2018 г. о невозможности совершения вышеуказанного действия без внесения данного мероприятия в схему теплоснабжения г.о. Тольятти.

07.03.2018 г. ОАО «ТЕВИС» направлено обращение исх.№3054 в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о корректировке инвестиционной программы в сфере теплоснабжения для учета мероприятий ООО «Патриот».

Корректировка Инвестиционной программы ОАО «ТЕВИС» на 2018-2020 г.г. утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области № 177 от 18.06.2018г., в том числе включены мероприятия для объекта ООО «Патриот»:

-  п. 1.3.13. «Модернизация участка тепловой сети 1 ввода по эстакаде с увеличением диаметра с 2dl000мм на 2dl200мм от опоры М-67 в сторону УПМ-2- 28,65м трассы (всего 3462м трассы) ООО «Патриот»;

-  п. 1.1.46. «Строительство насосной станции в районе уз. 17-4 на м-к. район «36 квартал», ПИР»;

-  п. 1.1.54. «Строительство участка тепловой сети от камеры Ут5 до стены ж.д.поз.2 секция 1,2А,3,3А.3Б,2,1А, ООО «Патриот», 2dl 00мм-180м».

05.07.2018 г. ОАО «ТЕВИС» обратилось в Министерство энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской области с заявлением исх.№7451 об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ОАО «ТЕВИС» объекта капитального строительства «Комплекс многоквартирных многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями. V этап строительства. Позиция 2. Секция 1, 2А, 3, 3А, 3Б, 2, 1А» заявителя ООО «Патриот» (вх. № 966/р от 10.07.2018).

К заявлению приложена пояснительная записка и перечень обосновывающих документов, среди которых была инвестиционная программа ОАО «ТЕВИС» в сфере теплоснабжения, утвержденная приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 18.06.2018 №177, а также заключение ООО «Научно-производственным предприятием «ТЕПЛОТЭКС» (далее ООО «НПП «ТЕПЛОТЭКС»).

В соответствии с п. 12 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 (далее - регламент), министерством было открыто дело об установлении индивидуальной платы за подключение (исх. № 15/6897 от 24.07.2018).

Согласно п. 20 регламента решение об установлении цен (тарифов) на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также решение об установлении цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов).

Министерством направлено письмо в адрес ОАО «ТЕВИС» о согласовании размера платы за подключение (исх. № 15/7134 от 01.08.2018).

Однако на заседании Коллегии от 14.08.2018 ОАО «ТЕВИС» представило письмо о несогласии с размером платы и просило о продлении срока рассмотрения дела (исх. № 8837 от 09.08.2018).

По решению органа регулирования этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.

Срок рассмотрения дела продлен письмом министерства от 09.08.2018 исх. № 15/7452 до 07.09.2018.

Повторно вопрос об установлении платы за подключение рассматривался на заседании Коллегии министерства 23.08.2018, однако организация повторно предоставила письмо с просьбой переноса рассмотрения вопроса об установлении платы до утверждения скорректированной инвестиционной программы (исх. № 9251от 23.08.2018)

Поскольку срок рассмотрения дела по индивидуальной плате истекал 07.09.2018, членами коллегии 28.08.2018 было принято решение установить индивидуальный размер платы в размере 9 600,17 тыс. руб.

Индивидуальный размер платы установлен приказом № 270 от 28.08.2018 «Об установлении индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ОАО «ТЕВИС» объекта капитального строительства «Комплекс многоквартирных многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями. V этап строительства. Позиция 2. Секция 1, 2А, 3, 3А, 3Б, 2, 1А», расположенного по адресу: Самарская область г.о. Тольятти, Автозаводский район, Приморский бульвар, д. 61 заявителя ООО «Патриот».

Вышеуказанный приказ опубликован на сайте Правительства Самарской области 31.08.2018г. и вступил в силу по истечении 10 дней с момента опубликования, т.е. 10.09.2018.

ОАО «ТЕВИС» считает, что принятый приказ не обоснован и нарушает его права и законные интересы в связи с тем, что регулятором, в нарушение норм действующего законодательства, расходы (П2) учтены частично, а не полностью.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливаются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).

Пунктом 8 части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что плата за технологическое присоединение подлежит регулированию.

Согласно ст. 13 Федерального закона №190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона.

Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки.

Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.

В силу части 1 статьи 14 Закона N 190-ФЗ подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных поименованным Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Частью 10 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Пунктом 106 Основ ценообразования N 1075 установлено, что плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения, в соответствии с Законом о теплоснабжении, Градостроительным законодательством Российской Федерации, Правилами подключения N 307 и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания по расчету тарифов в сфере теплоснабжения N 760-э), исходя из подключаемой тепловой нагрузки, а также в случае, указанном в пункте 109 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, - в индивидуальном порядке.

Согласно п. 109. Основ ценообразования №1075 при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение устанавливается в индивидуальном порядке.

Согласно п. 110. Основ ценообразования №1075 в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:

а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика;

б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;

в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;

г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.

Индивидуальный размер платы был установлен приказом № 270 от 28.08.2018 «Об установлении индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ОАО «ТЕВИС» объекта капитального строительства «Комплекс многоквартирных многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями. V этап строительства. Позиция 2. Секция 1, 2А, 3, ЗА, ЗБ, 2, 1А», расположенного по адресу: Самарская область г.о. Тольятти, Автозаводский район, Приморский бульвар, д. 61 заявителя ООО «Патриот».

Расчет экспертной группы (табл. 1) выполнен на основании Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, а также в соответствии с утвержденной министерством Инвестиционной программой ОАО «ТЕВИС» (приказ от 18.06.2018 № 177).

Суд первой инстанции верно отметил, что в связи с тем, что на момент подачи заявления ОАО «ТЕВИС» в министерство, заявки на подключение от прочих заявителей поданы не были, размер платы за подключение рассчитан экспертной группой только с учетом доли ООО «Патриот», исходя из объема подключаемой нагрузки, исключая расходы, относящиеся на прочих заявителей. При учете затрат по данному пункту в размере, предложенном ООО «ТЕВИС» (при дальнейшем установлении платы на подключение для одного или нескольких потребителей из числа прочих) произошел бы повторный учет одних и тех же расходов, что в соответствии с п. 21 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» - не допускается.

Согласно действующему законодательству в случае обращения остальных потребителей оставшаяся сумма может быть распределена соразмерно их доле в вышеуказанной инвестиционной программе.

Пунктом 11 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 изменение размера платы за подключение к системе теплоснабжения, установленной в индивидуальном порядке, возможно в случае изменения технических условий, а также условий подключения (технологического присоединения) в части изменения величины подключаемой нагрузки, местоположения точки (точек) подключения и требований к строительству (реконструкции) сетей.

Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что если при корректировке инвестиционной программы технические условия для данного объекта изменились, то ОАО «ТЕВИС» вправе обратиться в регулирующий орган с заявлением о корректировке размера индивидуальной платы за подключение.

В случае корректировки инвестиционной программы ОАО «ТЕВИС» может исключить остальных потребителей, указав только ООО «Патриот», соответственно могут измениться параметры технологического присоединения, а также его стоимость.

Как указывают ответчики, при обращении за технологическим присоединением только ООО «Патриот» возникает вопрос о целесообразности проведения мероприятий в части ПИР строительства насосной станции, так как подключаемая нагрузка ООО «Патриот» составляет 1, 508 Гкал/ч., а мероприятие в инвестиционной программе ОАО «ТЕВИС» рассчитано для подключения нескольких объектов потребителей с нагрузкой 10, 672 Гкал/ч. ОАО «ТЕВИС» заключило договор на технологическое присоединение только с ООО «Патриот», не проработав возможность одномоментного заключения договора с остальными потребителями, указанными в инвестиционной программе, тем самым создав для себя экономические риски при установлении тарифа на технологическое присоединение.

Третье лицо поддержало доводы ответчиков, указав в своем отзыве, что выполнение заявленных обществом "ТЕВИС" мероприятий для подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома общества "Патриот" к тепловым сетям является избыточным, следовательно, экономически нецелесообразным и в силу п. 33 Основ ценообразования не подлежат включению в состав платы за подключение.

По мнению ООО "Патриот", выполнение мероприятия: "Расходы на строительство насосной станции в районе уз. 17-4 на м-к район "36 квартал". Проектно-изыскательские работы (ПИР) на объекты: ООО "Патриот" (поз. 1, секция 1 и поз. 2 секция 1,2А, 3, ЗА, ЗБ, 2,1А); ООО "СтройСтандарт"; ООО "Вельт Плюс"; ООО "Строй Дом", не может повлиять на техническую возможность подключения многоквартирного дома к тепловым сетям, поскольку, данное мероприятие представляет собой исключительно проектно-изыскательские работы без строительства насосной станции.

Проектно-изыскательские работы представляют собой комплекс работ по проведению инженерных изысканий, разработке технико-экономических обоснований строительства, подготовке проектов, рабочей документации, составлению сметной документации для осуществления строительства объектов, зданий, сооружений, но не строительство таких объектов.

Результатом проектно-изыскательских работ является отчет по результатам инженерных изысканий и проектная документация, которые сами по себе не способны повлиять на техническую возможность подключения многоквартирного дома к тепловым сетям.

Таким образом, в целях подключения многоквартирного дома выполнение данного мероприятия не является обязательным, следовательно, в данном случае недостаточное финансирование и (или) невыполнение этого мероприятия не может повлиять на обязательства ОАО "ТЕВИС" перед ООО "Патриот" по подключению многоквартирного дома к тепловым сетям.

По мнению ООО "Патриот", выполнение мероприятия: "Строительство участка тепловой сети от камеры Ут5 до стены ж.д. поз. 2 секция 1, 2А, 3, ЗА, ЗБ, 2, 1А ООО "Патриот", 2dl00 мм- 180мм", в целях подключения многоквартирного дома к тепловым сетям не требуется, поскольку данное мероприятие уже фактически выполнено силами и средствами общества "Патриот".

Поскольку ООО "Патриот" уже построен участок тепловой сети от камеры Ут5 до стены ж.д. поз. 2 секция 1, 2А, 3, ЗА, ЗБ, 2, 1А, то повторное строительство того же участка сети также является нецелесообразным и экономически необоснованным.

Указание о необходимости отнесения на ООО "Патриот" обязанности по выполнению данного мероприятия также содержится в заявлении ООО "Патриот" о подключении объекта.

Таким образом, в целях подключения многоквартирного дома выполнение данного мероприятия не является обязательным, следовательно, в данном случае недостаточное финансирование и (или) невыполнение этого мероприятия не может повлиять на обязательства ОАО "ТЕВИС" перед ООО "Патриот" по подключению многоквартирного дома к тепловым сетям.

В силу п. 110 Основ ценообразования и Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э, поскольку плата за подключение рассчитывается в индивидуальном порядке, в состав платы за подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома к тепловым сетям допускается включение исключительно тех затрат, которые необходимы для создания возможности потребления этим объектом ресурса с заявленной мощностью в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:

1) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика;

2) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;

3) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;

4) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.

При этом орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов (п. 33 Основ ценообразования).

В настоящем случае проведение спорных мероприятии:

1) Расходы на строительство насосной станции в районе уз. 17-4 на м-к район "36 квартал". Проектно-изыскательские работы на объекты: ООО "Патриот" (поз. 1, секция 1 и поз. 2 секция 1, 2А, 3, ЗА, ЗБ, 2, 1А); ООО "СтройСтандарт"; ООО "Вельт Плюс"; ООО "Строй Дом";

2) "Строительство участка тепловой сети от камеры Ут5 до стены ж.д. поз. 2 секция 1, 2А, 3, ЗА, ЗБ, 2, 1А ООО "Патриот", 2dl00 мм-180мм";

3) "Модернизация участка тепловой сети I ввода по эстакаде с увеличением диаметра с 2d 1000 мм на 2d 1200 мм от опоры М-67 в сторону УПМ-2 - 26,65 м трассы (всего 3 462 м трассы), ООО "Патриот" не требуется для создания возможности потребления многоквартирным домом общества "Патриот" тепловой энергии с нагрузкой 1,508 Гкал/час.

По мнению ООО "Патриот", выполнение мероприятия: "Модернизация участка тепловой сети I ввода по эстакаде с увеличением диаметра с 2dl000 мм на 2dl200 мм от опоры М-67 в сторону УПМ-2 - 26,65 м трассы (всего 3 462 м трассы), ООО "Патриот", физически не может повлиять на техническую возможность подключения многоквартирного дома к тепловым сетям, поскольку, тепловые сети, к которым предусмотрено непосредственное подключение дома, не имеют прямого сообщения с рассматриваемым участком тепловой сети I ввода по эстакаде.

Сама по себе модернизация участка тепловой сети I ввода в целом направлена на развитие системы коммунальной инфраструктуры всего Автозаводского района города Тольятти, а не на увеличение мощности (пропускной способности) сети, связанное с подключением многоквартирного дома общества "Патриот".

Кроме того, ОАО "ТЕВИС" не привело обоснование, каким образом увеличится пропускная способность 3-х километровой теплотрассы при замене на нем всего лишь 28-ми метрового участка.

Таким образом, в целях подключения многоквартирного дома выполнение данного мероприятия не является обязательным, следовательно, в данном случае недостаточное финансирование и (или) невыполнение этого мероприятия не может повлиять на обязательства ОАО "ТЕВИС" перед ООО "Патриот" по подключению многоквартирного дома к тепловым сетям.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявление общества "ТЕВИС" не может быть удовлетворено, поскольку, заявителем не доказана необходимость осуществления спорных мероприятий непосредственно для подключения многоквартирного дома ООО "Патриот" к тепловым сетям.

Кроме того, суд первой инстанции верно отметил, что размер платы за подключение объекта заявителя ООО «Патриот» включает налог на прибыль в соответствии с п. 110 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075. Налог на прибыль определяется в соответствии с налоговым законодательством.

Учитывая, что ОАО «ТЕВИС» находится на общей системе налогообложения при выставлении платы заявителю ОАО «ТЕВИС» в соответствии с ч. 1 ст. 168 ПК РФ обязано предъявить к оплате сумму по НДС.

Учет НДС в составе расходов индивидуальной платы приведет к повторному учету одних и тех же расходов, что в соответствии с п. 21 постановления Правительства № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» не допускается.

В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.

Арбитражный суд пришел к правильному выводу, что заявитель не доказал, что без выполнения мероприятий на заявленную им сумму 19 206,30 тыс.руб. (без НДС) он не сможет осуществить подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома ООО "Патриот" к тепловым сетям.

Между тем, необоснованное переложение всей стоимости мероприятий, включенных в свой расчет заявителем, лишь на ООО "Патриот" приведет к нарушению прав и законных интересов данного лица.

При этом если при корректировке инвестиционной программы технические условия для данного объекта изменились, то ОАО «ТЕВИС» вправе обратиться в регулируемый орган с заявлением о корректировке размера индивидуальной платы за подключение.

  В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к правильному выводу о том, что приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.08.2018г. № 270 является законным и обоснованным и заявленные акционерным обществом «Тевис» требования удовлетворению не подлежат.

Доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не принимает во внимание по следующим основаниям.

Из апелляционной жалобы усматривается, что акционерное общество  «ТЕВИС» не согласно с установленным министерством тарифом на технологическое присоединение, установленным приказом от 29.08.2018 №270 в части ПИР строительства насосной станции в районе уз. 17-4 на м-к район «36 квартал», а также строительства участка тепловой сети от камеры Ут5 до стены ж.д. поз. 2. Секция 1, 2А, 3, ЗА, ЗБ, 2, 1А ООО «Патриот», 2dl00 мм - 180 м, модернизации участка тепловой сети I ввода по эстакаде с увеличением диаметра с 2d 1000 мм на 2d 1200 мм от опоры М-67 в сторону УПМ-2 - 28,65 м трассы (всего 3 462 м трассы), ООО «Патриот».

В связи с тем, что на момент подачи заявления АО «ТЕВИС» в министерство заявки на подключение от прочих заявителей поданы не были, размер платы за подключение был рассчитан экспертной группой министерства только с учетом доли ООО «Патриот» исходя из объема подключаемой нагрузки, исключая расходы, относящиеся на прочих заявителей. При учете затрат по данному пункту в размере, предложенном АО «ТЕВИС» (при дальнейшем установлении платы на подключение для одного или нескольких потребителей из числа прочих) произошел бы повторный учет одних и тех же расходов, что в соответствии с п. 21 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» - не допускается.

Согласно действующему законодательству в случае обращения остальных потребителей оставшаяся сумма была бы распределена соразмерно их доле в вышеуказанной инвестиционной программе.

Пунктом 11 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 изменение размера платы за подключение к системе теплоснабжения, установленной в индивидуальном порядке, возможно в случае изменения технических условий, а также условий подключения (технологического присоединения) в части изменения величины подключаемой нагрузки, местоположения точки (точек) подключения и требований к строительству (реконструкции) сетей. Таким образом, если при корректировке инвестиционной программы технические условия для данного объекта изменились, то АО «ТЕВИС» вправе обратиться в регулирующий орган с заявлением о корректировке размера индивидуальной платы за подключение.

В случае корректировки инвестиционной программы АО «ТЕВИС» может исключить остальных потребителей, указав только ООО «Патриот», соответственно могут измениться параметры технологического присоединения, а также его стоимость.

Таким образом, при обращении за технологическим присоединением только ООО «Патриот» возникает вопрос о целесообразности проведения мероприятий в части ПИР строительства насосной станции, так как подключаемая нагрузка ООО «Патриот» составляет 1, 508 Гкал/ч., а мероприятие в инвестиционной программе АО «ТЕВИС» рассчитано для подключения нескольких объектов потребителей с нагрузкой 10, 672 Гкал/ч.

Финансирование мероприятия «Строительство насосной станции в районе уз. 17-4 на м-к. район «36 квартал» ПИР» полностью за счет заявителя ООО «Патриот» не правомерно по отношению к заявителю. Отсутствие на данный момент иных заявителей не исключает их появления в дальнейшем. АО «ТЕВИС» ссылается на то, что согласно ПП-787, при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения, подключение объекта заявителя может быть осуществлено за плату, установленную в индивидуальном порядке, без внесения изменения в инвестиционную программу исполнителя и с последующим внесением соответствующих изменений в схему теплоснабжения в установленном порядке. Между тем, в утвержденной инвестиционной программе уже присутствовали мероприятия, обеспечивающие техническую возможность подключения объекта.

Следует также отметить, что согласно информации, представленной департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области (далее - департамент), письмо от ООО «Патриот» о выборе варианта подключения отсутствует.

Кроме того, до настоящего времени в департаменте отсутствует информация об обращении остальных заявителей по подключению к сетям АО «ТЕВИС».

При расчете платы за подключение, экспертная группа министерства руководствовалась данными утвержденной инвестиционной программы. Исходя из вышеизложенного следует вывод, что при расчете индивидуального размера платы за подключение министерством были учтены все параметры инвестиционной программы АО «ТЕВИС», утвержденной приказом министерства от 18.06.2018 № 177, которая действовала на момент утверждения платы. Также ОАО «ТЕВИС» не отозвал свое заявление об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения с целью корректировки инвестиционной программы, в связи с чем у министерства не было законных оснований для отказа в рассмотрении заявки и неустановлении платы на основании представленных документов.

Согласно сведениям, представленным департаментом, информация о том, что объекты ООО «Патриот» подключены к системе теплоснабжения АО «ТЕВИС», а также информация о вынесенных предписаниях антимонопольного органа отсутствует.

Таким образом, ссылку заявителя о том, что для него могут наступить неблагоприятные последствия, суд апелляционной инстанции считает необоснованной.

 Кроме этого, в утвержденной инвестиционной программе уже присутствовали мероприятия, обеспечивающие техническую возможность подключения объекта ООО «Патриот».

В части налогов суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

Размер платы за подключение объекта заявителя ООО «Патриот» включает налог на прибыль в соответствии с п. 110 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075. Налог на прибыль определяется в соответствии с налоговым законодательством.

Учитывая, что АО «ТЕВИС» находится на общей системе налогообложения при выставлении платы заявителю АО «ТЕВИС» в соответствии с ч. 1 ст. 168 НК РФ обязано предъявить к оплате сумму по НДС.

Учет НДС в составе расходов индивидуальной платы приведет к повторному учету одних и тех же расходов, что в соответствии с п. 21 постановления Правительства № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» не допускается.

Следует отметить, что полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов) у министерства с 01.01.2019 отсутствуют.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. При обращении с апелляционной жалобой акционерным обществом «Тевис» по платежному поручению от 15 апреля 2019 года № 1661, уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб.

 В силу положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины составляет 1500 руб., в связи с чем излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:  

Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 апреля 2019 года по делу № А55-35948/2018  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить акционерному обществу "Тевис"   (ИНН 6320000561, ОГРН 1026301976601) из федерального бюджета ошибочно уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 15 апреля 2019 года № 1661 в размере 1500 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                       Н.В. Сергеева

Судьи                                                                                                     И.С. Драгоценнова

                                                                                                                В.Е. Кувшинов