ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-36055/20 от 01.09.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru   e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-21321/2022

г. Казань                                                 Дело № А55-36055/2020

05 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,

судей Сабирова М.М., Савкиной М.А.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом  судебном заседании кассационную жалобу  администрации городского округа Тольятти

на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022

по делу № А55-36055/2020

по исковому заявлению муниципального образования городской округ Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области о взыскании убытков,

третьи лица: Министерство образования и науки Самарской области, МБУ «Школа № 1», МБУ «Школа № 4», МБУ «Школа № 11», МБУ «Школа № 18», МБУ «Школа № 25», МБУ «Школа № 43», МБУ «Школа № 47», МБУ «Кадетская школа № 55», МБУ «Школа № 58», МБУ «Школа № 59», МБУ «Лицей № 60», МБУ «Школа № 75», МБУ «Школа № 80», МБУ «Школа № 90», МБУ «Школа № 91», Министерство управления финансами Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное образование городской округ Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти обратилось в арбитражный суд с иском, в котором просит взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования городской округ Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти (далее– Администрация)убытки, возникшие в результате предоставления мер социальной поддержки в виде предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья муниципальных бюджетных образовательных учреждений городского округа Тольятти МБУ «Школа № 1», МБУ «Школа № 4», МБУ «Школа № 11», МБУ «Школа № 18», МБУ «Школа № 25», МБУ «Школа № 43», МБУ «Школа № 47», МБУ «Кадетская школа № 55», МБУ «Школа № 58», МБУ «Школа № 59», МБУ «Лицей № 60», МБУ «Школа № 75», МБУ «Школа № 80», МБУ «Школа № 90», МБУ «Школа № 91», не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в размере 6 552 202 руб.

Определением от 05.04.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц муниципальные бюджетные образовательные учреждения городского округа Тольятти МБУ «Школа № 1», МБУ «Школа № 4», МБУ «Школа № 11», МБУ «Школа № 18», МБУ «Школа № 25», МБУ «Школа № 43», МБУ «Школа № 47», МБУ «Кадетская школа № 55», МБУ «Школа № 58», МБУ «Школа № 59», МБУ «Лицей № 60», МБУ «Школа № 75», МБУ «Школа № 80», МБУ «Школа № 90», МБУ «Школа № 91».

Определением от 10.02.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица Министерство управления финансами Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2022 по делу № А55-36055/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022 решение Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2022 оставлено без изменений.

Не согласившись с решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда Администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в жалобе.

В частности заявитель кассационной  жалобы не согласен  с выводами  арбитражных  судов,  указывает  на неправильное применение и толкование  норм  права, считает, что иск  предъявлен  к  надлежащему  ответчику.

От Министерства управления финансами Самарской области поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором соглашается с доводами в части об отсутствии у Самарской области полномочий по финансированию расходов в соответствии с частью 7 статьи 79 Закона об образовании, поскольку действующим законодательством не предусмотрены полномочия Самарской области по финансовому обеспечению таких расходов,  являются вопросом местного значения.

От Министерство образования и науки Самарской области поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором указывает, что расходы   по    обеспечению   бесплатным двухразовым   питанием   обучающихся   с   ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях в соответствии с частью 7 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ не могут быть отнесены к расходам Самарской области, также вышеуказанные расходы не могут быть отнесены к полномочиям Российской Федерации.

От Министерства финансов Российской Федерации поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  отзывов на нее, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами первой и  апелляционной инстанций   норм материального и процессуального права, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.

Арбитражные  суды  первой и  апелляционной  инстанций  установили,  что силами ЗАО «Комбинат школьного питания «Дружба» в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 оказывались услуги по предоставлению бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающими в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях МБУ «Школа № 1», МБУ «Школа № 4», МБУ «Школа № И», МБУ «Школа № 18», МБУ «Школа № 25», МБУ «Школа № 43», МБУ «Школа № 47», МБУ «Кадетская школа № 55», МБУ «Школа № 58», МБУ «Школа № 59», МБУ «Лицей № 60», МБУ «Школа № 75», МБУ «Школа № 80», МБУ «Школа № 90», МБУ «Школа № 91», учредителем которых является муниципальное образование - городской округ Тольятти, функции и полномочия учредителя Учреждения от имени городского округа Тольятти исполняет мэрия городского округа Тольятти (в настоящее время - администрация городского округа Тольятти)

Расходы на предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, двухразового питания в Школах рассчитаны на основе тарифов на оказание платных услуг, сформированных и утвержденных в 2017 году в ЗАО «КШП «Дружба» -приказ № 16 от 20.09.2016, в соответствии с постановлением мэрии городского округа Тольятти от 21.09.2010 № 2602-п/1 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат по предоставлению бесплатного, льготного питания обучающимся в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа Тольятти»                         (в редакции постановления от 14.07.2016 № 2268-п/1).

Согласно приказа ЗАО «КШП «Дружба» от 20.09.2016 № 6 на 2017 год стоимость завтрака для детей ОВЗ 7-11 лет составила 54,00 руб., стоимость завтрака для детей 11-18 лет составила 58,00 руб., стоимость обеда для детей 7-11 лет составила 62,00 руб., стоимость обеда для детей 11-18 лет составила 68,00 руб.

Размер расходов по предоставлению бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающими в организации, осуществляющей образовательную деятельность за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 составил 6 552 202 руб.

Денежные средства, необходимые для предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающими в организации, осуществляющей образовательную деятельность получены организацией, осуществлявшей обеспечение питанием, в виде субсидии, предусмотренной в бюджете городского округа Тольятти на соответствующий финансовый год (НПА 2017 г.) и перечисленной в ЗАО «Комбинат соответствии с прилагаемыми платежными документами.

Полагая, что порядок возмещения указанных расходов действующим законодательством не установлен, истец заявил, что муниципальное образование городской округ Тольятти в спорный период понесло убытки в вышеуказанной сумме, которые  должны  быть возмещены  ответчиком.  В связи с чем, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды первой  и апелляционной  инстанций   исходили  из следующих установленных по делу обстоятельств, оценки доказательств и  применения  норм права.

Подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Вместе с тем, пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), что организация предоставления названного в подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ образования (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает, что в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам, а также могут предоставляться в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 63.1).

Согласно пункту 1 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон № 273-ФЗ.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, содержание которой аналогично положениям подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.

При этом в соответствии с частью 2 этой же статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий в том числе по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ и к ним относятся в том числе:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1);

-создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4).

Специальные нормы, регулирующие вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Федерального закона № 273-ФЗ.

Частью 1 указанной статьи установлено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Согласно части 4 данной статьи обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов органами местного самоуправления.

Федеральный закон № 273-ФЗ, регулируя в статье 34 основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования, в пункте 2, непосредственно касающемся мер социальной поддержки и стимулирования, предусмотрел, что обучающиеся питанием обеспечиваются в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В пункте 7 этой же части закреплено право предоставления иных мер социальной поддержки, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.

Арбитражные  суды с учетом  толкования  указанных выше норм, пришли  к выводу, что поскольку положениями статьи 37 Федерального закона № 273-ФЗ полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения, следовательно, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения.

Учредителем муниципальных бюджетных образовательных учреждений муниципальных бюджетных образовательных учреждений городского округа Тольятти МБУ «Школа № 1», МБУ «Школа № 4», МБУ «Школа № 11», МБУ «Школа № 18», МБУ «Школа № 25», МБУ «Школа № 43», МБУ «Школа № 47», МБУ .«Кадетская школа № 55», МБУ «Школа № 58», МБУ «Школа № 59», МБУ «Лицей № 60», МБУ «Школа № 75», МБУ «Школа № 80», МБУ «Школа № 90», МБУ «Школа № 91» является муниципальное образование – городской округ Тольятти, функции и полномочия учредителя Учреждения от имени городского округа Тольятти исполняет мэрия городского округа Тольятти (в настоящее время - Администрация городского округа Тольятти).

Следовательно, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения, в рассматриваемой ситуации к Администрации городского округа Тольятти.

Истец  указывает, что полномочия по предоставлению мер поддержки в виде предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья относятся к полномочиям Российской Федерации, ссылаясь  при этом на отсутствие полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации  в указанной сфере.

Относительно полномочий по финансированию указанной меры социальной поддержки арбитражные  суды пришли к выводу, что поскольку положениями статьи 37 Федерального закона № 273-ФЗ полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения, следовательно, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения.

Следовательно, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения, в рассматриваемой ситуации к Администрации городского округа Тольятти.

В соответствии с частью 7 статьи 79 Федерального закона                      «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Механизм финансового обеспечения данного обязательства Законом об образовании и иными федеральными законами не определен, и соответствующие расходы не отнесены, в том числе, к расходам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 части 3 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее -Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в пункте 3 части 1 статьи 8 Закона об образовании.

Важно подчеркнуть, что такое полномочие субъекта Российской Федерации  как обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение образования не может включать обязанность по финансированию льгот на питание.

Федеральными органами исполнительной власти, включая финансовый орган Российской Федерации, приводятся разъяснения применения указанных положений. Так, например, письмом Минфина России от 30.12.2015 № 02-10-09/77616 сформирована позиция о конкретных видах расходов, которые могут нестись в рамках реализации указанного выше полномочия.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона об образовании органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий в том числе по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.

Наличие в Законе об образовании права на предоставление дополнительной поддержки, предусмотренное статьей 8, исключает законодательное закрепление аналогичной обязанности и, соответственно, корреспондирующего ей полномочия.

Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ            «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-Ф3) реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.

Вместе с тем пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи9 Федерального закона № 273-Ф3 к ним относятся в том числе:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1);

создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4).

Согласно частям 6, 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся.

На основании пункта 2 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.

Пунктом 2 части 2 статьи 34 Федерального закона №273-ФЗ закреплено, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования в виде обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ.

Частью 7 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

При этом необходимо отметить, что специальные нормы, регулирующие вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Федерального закона об образовании.

В соответствии с частью 1, частью 4 статьи 37 Федерального закона № 273-ФЗ организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Таким образом, источник финансирования расходов по обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, зависит от формы собственности образовательной организации.

Поскольку полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения, следовательно вопросы связанные с обеспечением питания в образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения, следовательно и обеспечение питанием должно производиться за счет средств местного бюджета.

С учетом установленных  обстоятельств, исходя  из правого  регулирования  спорных правоотношений,  арбитражные суды пришли к выводу, что  поскольку именно муниципальное образование городской округ Тольятти является учредителем муниципальных бюджетных учреждений, следовательно и финансирование расходов связанных с обеспечением бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться муниципальным образованием городской округ Тольятти за счет бюджетных ассигнований местного бюджета, а не за счет казны РФ.

В подтверждении вышеуказанных доводов, федеральный законодатель частью 4 статьи 37 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрел право органа местного самоуправления устанавливать случаи и порядок обеспечения лиц, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, бесплатным питанием, при этом обеспечение обучающихся питанием производится за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов. Аналогичная правовая позиция содержится в Апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2017 по делу № 73-АПГ16-18.

Кроме того, общие вопросы образования, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «е», «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Подпунктами 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона                 № 184-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Исходя из положений подпункта 24 пункта 2 той же статьи Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации также отнесены вопросы социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнародных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.

Согласно пункту 1 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются названными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

С учетом изложенного указанные полномочия субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации финансируют самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых муниципальных образованиям в виде субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Средства федерального бюджета в виде субвенций могут дополнительно привлекаться только в порядке и случаях, установленных федеральными законами, в связи с чем не являются основным источником финансового обеспечения указанных полномочий субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации  расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2, 5 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, а также принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных БК РФ, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации (абз. 3 и 5 пункта  1 статьи 85 БК РФ).

Согласно под.3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 273-Ф3 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с под. 12 пункта 1 статьи 8 вышеуказанного Закона к полномочиям субъектов Российской Федерации также отнесена организация социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

Согласно статье 8 Федерального закона № 273-Ф3 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, а также предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей, в том числе финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях и частных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей.

Вместе с тем, Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает, что в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам, также могут предоставляться в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 63.1).

В соответствии с нормами статьи 8 Федерального закона № 273-Ф3 и статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ именно органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях за счет средств субъекта Российской Федерации.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, а также с учетом положений Федерального закона № 273-ФЗ следует, что расходы связанные с обеспечением питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях должны финансироваться за счет средств местного бюджета, поскольку данные расходы являются одной из форм общегосударственных конституционных гарантий доступности получения начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, реализуемой в том числе, и органами местного самоуправления.

На основании пункта 13 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относиться к вопросам местного значения.

В целях решения указанного вопроса органы местного самоуправления создают и финансируют муниципальные учреждения (пп. 3 пункта 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов                    (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).                  В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Таким образом, в соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 37, 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предоставления дополнительных мер социальной поддержки в виде предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных учреждениях не проживающими в организации, возложено именно на органы местного самоуправления, следовательно финансирование вышеуказанных расходов должно осуществляться городским округом Тольятти за счет бюджетных ассигнований местного бюджета, а не за счет казны Российской Федерации.

В то же время, в соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации  под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Одновременно в соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации  расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:

принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ);

принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;

принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.

Таким образом, вопрос выделения из областного бюджета средств на финансовое обеспечение расходных обязательств связан исключительно с наличием у субъекта Российской Федерации собственных или переданных от Российской Федерации полномочий.

Из объяснений Министерство управления финансами Самарской области следует, что Самарская область соответствующими полномочиями не наделялась, субвенции на осуществление данных полномочий из федерального бюджета бюджету Самарской области в указанный период не предоставлялись.

Это обстоятельство истцом не оспаривалось.

Арбитражные  суды первой  и апелляционной  инстанций  установили,  что расходы в соответствии с частью 7 статьи 79 Закона об образовании не могут быть отнесены к расходам Самарской области, поскольку действующим законодательством не предусмотрены полномочия субъекта Российской Федерации  по финансовому обеспечению таких расходов, а являются вопросом местного значения.

При таких  обстоятельствах, арбитражные  суды не установили правовых  оснований для  удовлетворения  требований  истца.

Доводы кассационной жалобы изучены судом, однако, они подлежат отклонению, поскольку указанные в кассационной жалобе доводы не опровергают законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и правильности выводов судов, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.

Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.

Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.

При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено. Нормы материального права применены правильно.

Таким образом, на основании вышеизложенного суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022 по делу № А55-36055/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                   Н.Ю. Мельникова

Судьи                                                                          М.М. Сабиров

                                                                                     М.А. Савкина