ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-36274/2009 от 14.10.2010 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А55-36274/2009

20 октября 2010 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Арукаевой И.В.,

судей Гильмановой Э.Г., Фатхутдиновой А.Ф.,

при участии представителя:

ответчика – Бакиевой Г.И. (доверенность от 05.05.2010),

в отсутствие:

заявителя – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Миргазиева Миряхё Камиловича

на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.02.2010 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Попова Е.Г.)

по делу № А55-36274/2009

по заявлению индивидуального предпринимателя Миргазиева Миряхё Камиловича к администрации городского округа Сызрань Самарской области о признании недействительным пункта 3 постановления главы администрации городского округа Сызрань от 06.11.2009 № 3078 и обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Миргазиев Миряхё Камилович (далее – заявитель, предприниматель, ИП Миргазиев М.К.) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным пункта 3 постановления главы администрации городского округа Сызрань Самарской области (далее – администрация) от 06.11.2009 № 3078 «Об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков…, кадастровый номер 63:08:0101018:97, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ГСК гараж № 1 по ул. Советская, 61» и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем издания постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, кадастровый номер 63:08:0101018:97, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ГСК гараж № 1 по ул. Советская, 61, «для строительства гаража» на «под объектом торговли (магазин)».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.02.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприниматель обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неполное исследование обстоятельств дела.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает кассационную жалобу без участия представителей предпринимателя, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.

Согласно статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 14.10.2010 до 13 часов 50 минут.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, заслушав явившегося в судебное заседание представителя администрации, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьями 274-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ИП Миргазиеву М.К. на праве собственности принадлежит земельный участок кадастровый номер 63:08:0101018:97 площадью 31,00 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, гараж № 1, ул. Советская, 61, что подтверждается свидетельством на право собственности серия 63-АБ №492840 (л.д. 8).

Из кадастрового паспорта земельного участка № 63-00-102/09-14406 усматривается вид разрешенного использования земельного участка – для строительства гаража (л.д.78).

Как следует из акта проверки соблюдения требований земельного законодательства, спорный земельный участок используется ИП Миргазиевым М.К. под размещение магазина «Салон цыетов».

20 января 2009 года предприниматель обратился в администрацию городского округа Сызрань с заявлением о проведении публичных слушаний на предмет изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для строительства гаража» на «под магазин» (л.д.10).

Постановлением администрации городского округа Сызрань от 30.09.2009 № 2662 было принято решение о проведении публичных слушаний по указанному вопросу (л.д.16-17).

Публичные слушания по данному вопросу проведены 06.10.2009, и по их результатам принято решение о невозможности изменения вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка (л.д.19).

Из протокола публичных слушаний от 06.10.2009 усматривается, что руководитель Комитета имущественных отношений Администрации городского округа, руководитель Финансового управления Администрации городского округа Сызрань, представитель АТИ Жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань, руководитель Управления экономического развития и инвестиций Администрации городского округа Сызрань, главный специалист Правового Управления Администрации городского округа Сызрань, главный специалист Управления по Потребительскому рынку Администрации городского округа Сызрань, главный специалист Комитета по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань возражали против изменения вида разрешенного использования земельного участка. (л.д.40-41).

Согласно названному протоколу публичных слушаний от 06.10.2009 рекомендовано отказать в изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В основе рекомендации об отказе указано, что предпринимателем не получены технические условия на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения в ПТО ООО «Сызраньводоканал», отсутствует централизованная канализационная система для принятия сточных вод, объект недвижимости на спорном земельном участке используется в качестве магазина «Цветы», торговая площадь магазина ориентировочно составляет 22,8 кв.м., согласно требованиям СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 № 78, для магазина с такой торговой площадью требуется земельный участок площадью около 182,4 кв.м.

На основании проведенных публичных слушаний главой администрации городского округа Сызрань принято постановление от 06.11.2009 № 3078, в соответствии с которым предпринимателю отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 63:08:0101018:0097, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ГСК гараж № 1 по ул. Советской, 61 (л.д.9).

Не согласившись с постановлением администрации, предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным пункта 3 указанного постановления и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из того, что оспариваемое постановление соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

На территории городского округа Сызрань порядок организации и проведения публичных слушаний регламентируется Положением о публичных слушаниях в городском округе Сызрань, утвержденным Решением Думы городского округа Сызрань Самарской области от 28.01.2009 № 8.

Из пункта 1.5. названного Положения усматривается, что на публичные слушания в обязательном порядке выносятся вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания должны выноситься: проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами; проект местного бюджета и отчет о его исполнении; проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки; вопросы о преобразовании муниципального образования.

Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства регламентирован статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

На основании указанных в части 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Таким образом, результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.

В то же время, ответственность за правильность принимаемого решения лежит на органе местного самоуправления. Результаты публичных слушаний являются одним из факторов, подлежащих учету при принятии такого решения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, основаниями для принятия оспариваемого в части постановления главы администрации городского округа Сызрань явились следующие обстоятельства: предпринимателем не получены технические условия на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения в ПТО ООО «Сызраньводоканал», отсутствует централизованная канализационная система для принятия сточных вод, объект недвижимости на спорном земельном участке используется в качестве магазина «Цветы», торговая площадь магазина ориентировочно составляет 22,8 кв.м., согласно требованиям СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 № 78, для магазина с такой торговой площадью требуется земельный участок площадью около 182,4 кв.м.

Согласно статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику земельного участка предоставлено право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.

Однако эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Доказательств наличия разрешения на возведение на спорном земельном участке объекта торговли – магазина, в материалы дела не представлено.

Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации к принципам, на основании которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений в сфере градостроительной деятельности, отнесены: обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Таким образом, органы местного самоуправления обязаны руководствоваться данными правовыми принципами при решении вопросов о застройке территории поселений.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; 3) утверждение правил землепользования и застройки поселений; 4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; 6) принятие решений о развитии застроенных территорий.

Судами обоснованно отклонена ссылка предпринимателя на извлечение из проекта Правил застройки и землепользования на территории городского округа Сызрань, поскольку данный проект не принят в установленном порядке, не опубликован, соответственно, не влечет правовых последствий и не может применяться. Более того, утверждение заявителя, что спорный участок будет находиться именно в зоне Ж-3, является предположением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Судами установлено, что отделом экологии администрации г.о. Сызрань не согласовано изменение вида использования вышеозначенного земельного участка в связи с тем, что одним из условий отнесения объекта к стационарной торговой сети является подсоединение его к инженерным коммуникациям, а в указанном помещении отсутствуют водопровод и канализация. Кроме того, указано, что земельный участок находится в центральной части города и образующиеся загрязненные сточные воды от торговли цветами сливаются на прилегающую к нему территорию.

Управление по потребительскому рынку администрации г.о. Сызрань также возражало против изменения вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего предпринимателю, поскольку запрашиваемый земельный участок занят функционирующим объектом торговли, не обеспечивающим соблюдение санитарных правил, что может создавать угрозу здоровью потребителям услуг данного и соседствующих с ним объектов торговли и обслуживания.

По мнению администрации г.о. Сызрань, исходя из требований СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» для магазина с такой торговой площадью требуется земельный участок площадью около 182,4 кв.м.

Согласно пункту 6.2 ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования» при проектировании, выборе места расположения, строительстве и эксплуатации предприятий торговли, включая объекты мелкорозничной сети и предприятия, создаваемые на базе арендуемых объектов, должны соблюдаться установленные требования: к месту расположения и прилегающей территории, архитектурно-планировочному и конструктивном решению, к водоснабжению и канализации, к отоплению и вентиляции, к пожарной и охранной сигнализации.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» санитарные правила разрабатываются в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека.

Санитарные правила должны предусматривать определение санитарно-эпидемиологических требований предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения; установление критериев безопасности и (или) безвредности, гигиенических или иных нормативов факторов среды обитания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39 этого же закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Доказательств, опровергающих доводы администрации о несоблюдении вышеуказанных требований законодательства в целях изменения разрешенного вида использования земельного участка, в материалы дела не представлено, в связи с чем, не установлено наличия достаточных правовых оснований для изменения целевого назначения земельного участка.

Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что пункт 3 постановления главы администрации городского округа Сызрань Самарской области от 06.11.2009 № 3078 соответствуют положениям действующего законодательства и принято в пределах ее компетенции, в связи с чем, суды правомерно отказали в удовлетворении требований ИП Миргазиева М.К.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права и их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Следует отметить, что доводы ИП Миргазиева М.К. фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств по делу, что в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но, в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона,не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 15.02.2010 и постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 по делу № А55-36274/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья И.В. Арукаева

Судьи Э.Г. Гильманова

А.Ф. Фатхутдинова