АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-69928/2020
г. Казань Дело № А55-36729/2019
05 марта 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена – 03.03.2021.
Полный текст постановления изготовлен – 05.03.2021.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Гарифуллиной Л.Р.,
при участии представителей индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2, доверенность,
Департамента экономического развития, инвестиций и торговли городского округа Самара – ФИО3, доверенность,
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связикассационную жалобуиндивидуального предпринимателя ФИО1
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020
по делу № А55-36729/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Самара к Департаменту экономического развития, инвестиций и торговли городского округа Самара, Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным отказа во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов, с участием администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту экономического развития, инвестиций и торговли городского округа Самара (далее – департамент), Департаменту градостроительства городского округа Самара (далее – департамент градостроительства) о признании незаконным отказов во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов, выразившегося в письмах от 03.10.2019 № 01-02/2-04-014231, от 13.09.2019 № 6-МУ-38-Д05-01-01/7370.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, администрация Кировского внутригородского района городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020, в признании незаконными действий департамента отказано.
Предприниматель, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального и материального права.
Департамент экономического развития в отзыве просит в жалобе отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Предприниматель обратился в департамент с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Самара земельного участка с кадастровым номером 63:01:023003:18, общей площадью 78 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Самарская область, г. Самара, район Кировский, ул.Ставропольская/ул. Ливенская.
Данная схема утверждена постановлением администрации от 19.04.2013 № 377 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара».
Письмом департамента от 03.10.2019 № 01-02/2-04-014231 предпринимателю отказано во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов планируемого места размещения нестационарного торгового объекта, ввиду нахождения указанного земельного участка в охранной зоне инженерных коммуникаций и в границах красных линий.
Согласно ответу на межведомственный запрос письмом от 13.09.2019 № 6-МУ-38-Д05-01-01/7370 департамент градостроительства сообщил о нахождении испрашиваемого земельного участка в охранной зоне инженерных коммуникаций и в границах красных линий и сообщил об отсутствии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности сведений о проектах планировки территории, существующих в районе местоположения испрашиваемого земельного участка.
В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе информационного обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, схемой № 1 Основной чертеж. Проектное решение Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539, в отношении испрашиваемого земельного участка функциональная зона не установлена. Размещение объектов местного значения на территории, в границах которой расположены испрашиваемые земельные участки, не планируется.
Не согласившись с отказом, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия оснований для признания действий департамента противоречащими закону.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречит.
Земельный участок с кадастровым номером 63:01:023003:18, общей площадью 78 кв. м, расположенный по вышеуказанному адресу находится в охранной зоне инженерных коммуникаций и в границах красных линий (выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, заключение департамента градостроительства).
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 381 размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 3 статьи 10 Закона № 381 схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Самарской области от 17.06.2019 № 87-п (далее – Приказ № 87-п) Схема разрабатывается уполномоченным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования органом местного самоуправления, с учетом факторов, способствующих: а) обеспечению устойчивого развития территорий, б) достижению нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, в) формированию торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, г) созданию дополнительных условий для развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговой деятельности, д) расширению рынка сбыта товаров российских производителей, е) повышению доступности товаров для населения.
Согласно пункту 2.2 Порядка разработка Схемы осуществляется с соблюдением норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства, правил благоустройства, установленных на территории соответствующего муниципального образования, а также законодательства, регулирующего торговую деятельность.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка в Схему включаются действующие и предполагаемые объекты с учетом факторов, предусмотренных пунктом 2.1 Порядка.
Согласно пункту 3.4 Порядка одним из оснований отказа во включении в Схему по предложению заинтересованного лица является, в том числе несоответствие предлагаемого места расположения нестационарного торгового объекта нормам и требованиям законодательства, предусмотренным пунктом 2.2 Порядка.
Предприниматель обратился в департамент с заявлением от 02.09.2019 № 3551) на включение в Схему планируемого (возможного) к размещению нестационарного торгового объекта для осуществления розничной торговли широким ассортиментом непродовольственных товаров одной группы в соответствии со специализацией предприятия на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0230003:18, почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Самарская область, г. Самара, р-н Кировский, ул. Ставропольская/ул. Ливенская, площадью 78 кв. м.
С целью рассмотрения данного заявления департаментом были направлены запросы в департамент градостроительства, в департамент управления имуществом городского округа Самара, в администрацию Кировского внутригородского района городского округа Самара и в Министерство имущественных отношений Самарской области для предоставления, в том числе как от органов, уполномоченных на распоряжение имуществом, информации о соответствии места расположения нестационарного торгового объекта градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим нормам, противопожарному законодательству, правилам благоустройства, установленным на территории городского округа Самара, а также законодательству, регулирующему торговую деятельность.
Департамент градостроительства письмом от 13.09.2019 № 6-МУ-38-Д05-01-01/7370 предоставлены сведения в департамент из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (ИСОГД) с информацией о невозможности согласования включения земельного участка с кадастровым номером 63:01:0230003:18 в Схему ввиду расположения заявленного земельного участка в границах красных линий, что не соответствует градостроительным нормам.
По результатам полученных ответов в соответствии с пунктом 3.4 Порядка предпринимателю письмом от 03.10.2019 № 1-02/2-04-014231 предпринимателю сообщено о невозможности включения в Схему нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0230003:18 по вышеуказанному адресу, на основании отрицательного заключения департамента градостроительства о нахождении заявленного земельного участка в границах красных линий.
Суды признали, что департаментом соблюден порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, предусмотренный Приказом № 87-п, и отказ во включении в Схему спорного места размещения нестационарного торгового объекта не является произвольным, отказ обоснован наличием решения департамента градостроительства (отрицательным заключением).
Указанные выводы судов кассатором не опровергнуты.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что предприниматель просит включить в Схему планируемый (возможный) к размещению непродовольственный нестационарный торговый объект.
Вместе с тем, согласно сведениям из публичной кадастровой карты, которые находятся в публичном доступе, являются общедоступными, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0230003:18 имеет разрешенное использование: под иными объектами специального назначения; под установку временного павильона «Автомойка».
Ранее от предпринимателя поступало в департамент заявление от 26.04.2019 № 866 о включении в Схему планируемого (возможного) к размещению нестационарного торгового объекта под установку временного павильона «Автомойка» на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0230003:18, общей площадью 78 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, район Кировский, ул. Ставропольская/ул. Ливенская.
То есть в отношении того же самого места расположения, в отношении которого от предпринимателя поступило заявление от 02.09.2019 № 3551.
По результатам рассмотрения заявления от 26.04.2019 № 866 департаментом в письме от 14.05.2019 № 1-02/2-04-011093 указано, что в Схему предусмотрено включение мест для размещения только торговых объектов, включение в Схему заявленного места для размещения объекта со специализацией «под установку временного павильона «Автомойка», не представляется возможным.
С учётом изложенного, департаментом сделан запрос от 07.02.2020 № 1-02/2-04-01773 в администрацию Кировского внутригородского района городского округа Самара о предоставлении следующей информации:
- осуществляется ли хозяйственная деятельность на земельном участке,
заявленном предпринимателем в качестве планируемого места размещения нестационарного торгового объекта;
- о наличии либо отсутствии нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0230003:18 по вышеуказанному адресу в реестре самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка, установленных на территории Кировского внутригородского района городского округа Самара.
Согласно ответу администрации района от 18.02.2020 № 04/3-02/847 специалистами проведено обследование территории по указанному выше адресу.
На земельном участке с кадастровым номером 63:01:0230003:18 расположено нестационарное строение с признаками автомойки (л.д. 78, т. 2).
Вышеуказанная автомойка включена в реестр самовольных построек, установленных на территории Кировского внутригородского района городского округа Самара на земельных участках общего пользования, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, подлежащих демонтажу и/или вывозу.
В суде кассационной инстанции предприниматель не оспаривал нахождение на испрашиваемом земельном участке указанного объекта, собственник которого, по утверждению последнего, неизвестен.
При этом кассатор полагает возможным включение данного земельного участка в Схему, поскольку нахождение автомойки не препятствует осуществлению торговой деятельности.
Вместе с тем, в указанную Схему, в силу положений названного порядка, включены места для размещения исключительно торговых объектов, в сфере торговой деятельности.
Судами не установлено нарушения оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, что в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания незаконным ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, имеющиеся в материалах дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа незаконным и удовлетворения заявленных требований.
К установленным обстоятельствам нормы права применены правильно.
В кассационной жалобе кассатор приводит доводы, которым судами двух инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020 по делу № А55-36729/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.Ю. Муравьев
Судьи Р.В. Ананьев
В.А. Карпова