ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-36920/2022 от 28.11.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-10094/2023

г. Казань Дело № А55-36920/2022

01 декабря 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ананьева Р.В.,

судей Карповой В.А., Вильданова Р.А.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи секретарем Габитовой И.И.,

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующего в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде представителя:

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – Владимирцева Н.Н. (доверенность от 23.12.2022),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента градостроительства городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара

на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2023

по делу № А55-36920/2022

по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара (ИНН 6315800001, ОГРН 1026300959871), г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (ИНН 6317053595, ОГРН 1046300581590), г. Самара, о признании действий незаконными,

с участием заинтересованных лиц: администрации городского округа Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара, Министерства лесного хозяйства и природопользования Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) об отказе в государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием городской округ Самара на земельный участок площадью 308 367 кв.м с кадастровым номером 63:01:0000000:37055, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, лесной квартал № 1, выделы № 1-10, изложенного в уведомлении от 26.01.2023 № КУВД-001/2022-46951015/4; понуждении Управления Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования городской округ Самара на вышеуказанный земельный участок.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Департамент управления имуществом г.о. Самара и Департамент градостроительства городского округа Самара, не согласившись с принятыми судебными актами, обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявители кассационных жалоб указали на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области, явившийся в судебное заседание, с кассационными жалобами не согласен, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационных жалоб.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационных жалоб.

Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу № А55-15555/2008 признаны незаконными действия Департамента лесного хозяйства Самарской области, выразившиеся в изготовлении планов лесных участков от 18.07.2008 №№ 06-09/1745, 06-09/1746, 06-09/1747, 06-09/1748, 06-09/1749, 06-09/1750; от 21.07.2008 №№06-09/1782, 06-09/1783, 06-09/1784, 06-09/1785, 06-09/1786, 06-09/1787, 06-09/1788, 06-09/1789, 06-09/1790, 06-09/1791, 06-09/1792, 06-09/1793, 06-09/1794, 06-09/1795, как не соответствующие положениям Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года; на Департамент лесного хозяйства Самарской области возложена обязанность по исключению в месячный срок из государственного лесного реестра записей с номерами 2-2008-07, 3-2008-07, 4-2008-07, 5-2008-07, 6-2008-07, 7-2008-07, 8-2008-07, 9-2008-07, 10-2008-07, 11-2008-07, 12-2008-07, 13-2008-07, 14-2008-07, 15-2008-07, 16-2008-07, 17-2008-07, 18-2008-07, 19-2008-07, 20-2008-07, 21-2008-07; а также прекращены разделы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, открытые на лесные участки, расположенные по следующим адресам: Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 8, 17, 26, 35, 55, 72, 73, площадью 775,00 га; Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 74, 80-82, 89-91, 93-95, площадью 1176,00 га; Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 1-4, 7, 8, 11, 12, площадью 809,00 га; Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 74, 75, площадью 283,00 га; Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 15, 16, площадью 218,00 га; Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 47, 48, площадью 117,00 га; Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 76-81, площадью 524,00 га; Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал 2, выделы 2-4, площадью 38,00 га; Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 1, 9, 18, площадью 350,00 га; Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 82-88, площадью 700,00 га; Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал 4, площадью 137,00 га; Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал 66, выделы 20, 21, 25, площадью 11,00 га; Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал 36, выделы 5, 10, кварталы 53, 54, выделы 2, 19-21, 26, 27, кварталы 56, 65, площадью 183,00 га; Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 42, 43, площадью 340,00 га; Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 83, 96, площадью 192,00 га; Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 29-36, 37, выделы 1-13, 16-21, 23-38, 42-45, площадью 328,00 га; Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 50-58, площадью 388,00 га; Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 5, 6, 9, 10, 13, 14, 17, площадью 562,00 га; Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 41, 44, 45, площадью 349,00 га; Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 18, 28, 38, 39, 40, площадью 638,00 га.

Данным судебным актом было установлено, что лесные участки, входящие в состав Самарского лесничества, расположены в границах муниципального образования городской округ Самара (городские леса), то есть на землях иных категорий, что позволяет в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации отнести их к землям населенных пунктов.

Решением Ленинского районного суда г.Самары от 15.11.2015 по делу № 2-3879/2015, вступившим в законную силу, на администрацию городского округа Самара возложена обязанность провести работы по лесоустройству, провести кадастровые работы и постановку земельных участков, занятых лесами, площадью 8 118 га, расположенные в границах городского округа Самара, на государственный кадастровый учет, включить в реестр муниципальной собственности городского округа Самара земельные участки, занятые лесами, площадью 8 118 га, расположенные в границах городского округа Самара, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарков, расположенных на землях городского округа Самара, на которых расположены городские леса.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 01.06.2018 № 462 «Об определении количества лесопарков на землях населенных пунктов городского округа Самара Самарской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ и внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 № 435 «Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ» предусмотрено, что расположенный на землях городского округа Самара лесопарк исключается из подведомственных региону лесничеств и муниципалитет получает полномочия по распоряжению этими земельными участками.

В целях исполнения решения Ленинского районного суда г. Самары от 15.11.2015 по делу № 2-3879/2015 администрацией городского округа Самара принято постановление от 24.03.2016 № 285 «Об организации проведения работ по лесоустройству, кадастровых работ и постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых лесами, расположенных в границах городского округа Самара, разработке лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарков, расположенных на землях городского округа Самара, на которых расположены городские леса, и учете в реестре муниципального имущества городского округа Самара земельных участков, занятых лесами, расположенных в границах городского округа Самара».

Постановлением администрации городского округа Самара от 24.11.2021 № 857 утвержден лесохозяйственный регламент Самарского лесничества городского округа Самара.

Департамент градостроительства городского округа Самара письмом от 19.10.2022 № 38-Д05-05/13178 уведомил Департамент управления имуществом г.о. Самара о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых городскими лесами, в связи с чем Департаменту управления имуществом г.о. Самара после завершения указанных работ необходимо учесть земельные участки, занятые городскими лесами, в реестре муниципального имущества городского округа Самара.

Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования городского округа Самара на земельный участок площадью 308 367 кв.м с кадастровым номером 63:01:0000000:37055, расположенный по адресу Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, лесной квартал 1, выделы 1-10.

Управление Росреестра по Самарской области уведомлением от 27.10.2022 № КУВД-001/2022-46951015/1 приостановило государственную регистрацию на основании статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку Департаментом управления имуществом г.о. Самара не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок.

Уведомлением от 26.01.2023 № КУВД-001/2022-46951015/4 Управление Росреестра по Самарской области отказало заявителю в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:37055.

Департамент управления имуществом г.о. Самара, полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, поскольку земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:37055 относится к собственности муниципального образования городского округа Самара, так как находится в границах населенного пункта и относится к городским лесам, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что Департаментом управления имуществом г.о. Самара не представлены доказательства возникновения права собственности муниципального образования городского округа Самара на спорный земельный участок, учитывая, что право государственной собственности на данный земельный участок не разграничено, пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ Управления Росреестра по Самарской области соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.

Доводы кассационных жалоб о том, что данные выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны при неправильном применении норм материального права, судебной коллегией отклоняются.

В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в заявлении о государственной регистрации права собственности на земельный участок указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 № 307, правоустанавливающие документы на земельный участок, подтверждающие предоставление земельного участка органам государственной власти, их территориальным органам, органам местного самоуправления, организациям, указанным в статье 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, подтверждающего предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; копия договора, заключенного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения земельного участка на момент совершения сделки, подтверждающего предоставление земельного участка в аренду, безвозмездное пользование; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В соответствии с подпунктом 9 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

На основании пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

По смыслу статей 17 - 19 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю.

Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю до 01.07.2006 было определено Федеральным законом от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (утратил силу с 01.07.2006 в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Согласно части 2 статьи 2 данного Закона основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней (согласованных с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

В статьях 3 - 5 Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» был предусмотрен перечень оснований внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования возникает право собственности.

Так в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав: земель особо охраняемых природных территорий местного значения; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения; земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» Федеральный закон от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» признан утратившим силу, а в Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» введена статья 3.1, в которой закреплен нормативный механизм разграничения государственной собственности на землю, состоящий в том, что определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона (то есть без проведения каких-либо административных процедур передачи участков) в соответствии в перечисленными в указанной норме критериями.

Закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли прежде всего касаются земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также отдельным (названным в законе лицам) в целях выполнения ими своих функций. В отношении незастроенных публичных участков или участков, не предоставленных лицам, указанным в статье 3.1 Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», разграничение права государственной собственности на дату вступления в силу данной нормы не произошло.

Поскольку из содержания указанной статьи и иных норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к тем отношениям, которые сложились на момент вступления в силу статьи 3.1 Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ее положения должны применяться не только к отношениям, сложившимся по состоянию на 01.07.2006, но и к отношениям, которые возникнут в последующем.

Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2019 № 307-ЭС19-13722.

Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Вместе с тем, доказательств, позволяющих отнести спорный земельный участок к собственности муниципального образования городского округа Самара, в материалы дела не представлено.

Поскольку государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:37055 не разграничена, учитывая отсутствие иных доказательств приобретения права собственности муниципальным образованием городского округа Самара на данный земельный участок, суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемый отказ Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации права собственности муниципального образования городского округа Самара на спорный земельный участок соответствует требованиям действующего законодательства.

При этом судами первой и апелляционной инстанций, правильно была отклонена ссылка Департамента управления имуществом г.о. Самара на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу № А55-15555/2008 и решение Ленинского районного суда г. Самары от 15.11.2015 по делу № 2-3879/2015, поскольку данными судебными актами не было признано право собственности муниципального образования городского округа Самара на спорный земельный участок.

Довод заявителей кассационных жалоб о том, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:37055 включен в границы населенного пункта, в связи с чем данный земельный участок относится к собственности муниципального образования городского округа Самара, несостоятелен.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования является установлением или изменением границ населенных пунктов (подпункт 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

При этом не требуется принятие отдельного акта о переводе земельных участков из одной категории в другую, поскольку в таком случае имеет место установление границ муниципального образования и утверждение генерального плана.

Аналогичная позиция изложена в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2017 № 41-АПГ17-5.

Вместе с тем, включение земельного участка в границы населенного пункта не является основанием для разграничения государственной собственности на такой земельный участок, как в силу Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», действовавшего до 01.07.2006, так и в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Поскольку право государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:37055, включенный в границы муниципального образования городского округа Самара, не разграничено, суды пришли к верному выводу о том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» орган местного самоуправления городского округа вправе осуществлять распоряжение данным земельным участком, однако, это не является основанием для возникновения права муниципальной собственности на указанный земельный участок.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды пришли к верному выводу о том, что требования Департамента управления имуществом г.о. Самара необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2023 по делу № А55-36920/2022 оставить без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья Р.В. Ананьев

Судьи В.А. Карпова

Р.А. Вильданов