ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-3708/2021 от 21.06.2022 АС Поволжского округа

271/2022-28024(2)




АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-19362/2022

г. Казань Дело № А55-3708/2021
22 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2022 года..

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:  председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф., 

судей Сибгатуллина Э.Т., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:

заявителя – Еремеевой Л.А., доверенность от 24.01.2022,

в отсутствие: 
ответчика – извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  муниципального предприятия городского округа Самара «Благоустройство» 

на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2021 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 08.02.2022 

по делу № А55-3708/2021

по заявлению муниципального предприятия городского округа Самара  «Благоустройство» к Контрольно-счетной палате городского округа Самара о  признании недействительным ненормативного акта, 


[A1] УСТАНОВИЛ:

муниципальное предприятие городского округа Самара  «Благоустройство» (далее – предприятие, МП «Благоустройство») обратилось  в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании  недействительным представления Контрольно-счетной палаты г.о. Самара  (далее – палата, КСП г.о. Самара) от 24.12.2020 № Пр-03/04-15. 

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2021 в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 08.02.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе предприятие просит отменить принятые по делу  судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм  материального права. 

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный  суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены. 

Палатой в соответствии с планом работы на 2020 год проведена  проверка эффективности осуществления финансово-хозяйственной  деятельности предприятия за 2017-2019 годы, текущий период 2020 год, о чем  составлен акт проверки от 30.11.2020. 

По результатам проверки палатой выдано представление от 24.12.2020   № Пр-03/04-15, которым предприятию предлагалось принять следующие  меры: обеспечить надлежащее санитарное, техническое и противопожарное  состояние объекта имущества муниципальной казны база отдыха  «Дорожник»; обеспечить уплату в бюджет платы за землю: обеспечить  составление первичных учётных документов при совершении факта  хозяйственной жизни, оформить первичные учетные документы по хранению  имущества и товара; утвердить в учётной политике формы первичных  учётных документов по хранению товарно-материальных ценностей;  обеспечить соблюдение положения по оплате труда, не допускать  необоснованные расходы на выплату премий работникам, производить  материальное стимулирование работников при наличии основания для  начисления премии по данным бухгалтерской отчетности, показателей планов  и отчётов о финансово-хозяйственной деятельности; обеспечить соблюдение 


[A2] требований Устава предприятия в части получения и использования прибыли,  создания резервного фонда, социального фонда, фонда материального  поощрения работников, перечисления в бюджет г.о. Самара части прибыли,  остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных  платежей; обеспечить внутренний контроль совершаемых фактов  хозяйственной жизни оформить документально результаты проверок  внутреннего контроля: обеспечить внесение в бухгалтерский учёт и  бухгалтерскую отчётность исправлений в соответствии с требованиями  законодательства о бухгалтерском учете порядком исправления ошибок, не  допускать искажений бухгалтерской (финансовой) отчётности; признать в  бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчетности суммы административных  штрафов на дату вступления в силу постановления по делу об  административном правонарушении, пени за несвоевременную уплату  налогов и страховых взносов в бюджет; обеспечить предоставление  достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности; обеспечить выполнение  утвержденных планов финансово-хозяйственной деятельности, безубыточный  результат деятельности; рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности  должностных лиц, виновных в допущении недостатков, выявленных в ходе  проверки. 

Не согласившись с указанным представлением палаты, предприятие  обратилось в арбитражный суд. 

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды правомерно  исходили из следующего. 

Как усматривается из материалов дела, пунктом 1 оспариваемого  представления заявителю вменяется нарушение пунктов 3.2.5, 3.2.6 договора  аренды имущества муниципальной казны от 03.04.2006 № 000065М,  заключенного с Департаментом управления имуществом г.о. Самара (далее –  департамент). Предприятием допущено ненадлежащее санитарное,  техническое и противопожарное состояние объекта имущества  муниципальной казны в аренде – базы отдыха «Дорожник», которое  длительное время не используется в деятельности предприятия, территория  находится в состоянии непригодном к использованию по назначению,  запущена, заросла порослью деревьев и кустарников, домики полуразрушены. 


[A3] По мнению предприятия, приведение объектов с помощью текущего и  капитального ремонта в надлежащее техническое состояние не представляется  возможным. 

Между тем, как указали суды, классификация основных средств,  включаемых в амортизационные группы, утверждена постановлением  Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 и применяется для  целей ведения налогового учета в соответствии со статьей 258 Налогового  кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). 

Правила определения срока полезного использования для целей  бухгалтерского и налогового учета отличаются. В бухгалтерском учете срок  полезного использования основных средств, в течение которого использование  объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход)  организации, устанавливается при принятии объекта к учету на основании  пунктов 4, 20 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств»  ПБУ 6/01», утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 2 6н. 

Согласно пункту 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету  основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н,  для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования  объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления,  а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в  организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой  входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер  (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность  объектов основных средств. 

Имущество базы отдыха «Дорожник» согласно приложению 1  «Перечень имущества на 01.04.2006» к договору аренды имущества  муниципальной казны от 03.04.2006 № 000065 является арендованным  имуществом, и, следовательно, не было принято к учету предприятия, а  находится на учете у собственника имущества муниципальной казны -  департамента. 

Предприятием не представлена инвентаризация арендованных  основных средств, проведение которой предусмотрено пунктами 1.3, 2.11, 3.7  Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых  обязательств, утвержденных приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. По 


[A4] указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на  документы, подтверждающие принятие этих объектов в аренду. 

Предприятием не представлены какие-либо документы по обращению к  собственнику имущества (департаменту) о невозможности приведения  объектов аренды муниципальной казны с помощью текущего и капитального  ремонта в надлежащее техническое состояние. 

В ходе проверки палата пришла к выводу, что в результате бездействия  предприятия допущена частичная утрата муниципального имущества. 

Таким образом, соблюдение пунктов 3.2.5, 3.2.6 договора аренды  имущества муниципальной казны от 03.04.2006 № 000065 М, заключенного с  департаментом, является обязанностью предприятия. 

Предприятие считает незаконной обязанность по содержанию  арендованного имущества, ссылаясь на 100% износ базы отдыха. 

Однако, как отметили суды, предприятием не представлены  доказательства по принятию мер к принятию решения об изменении условий  договора о содержании имущества, либо принятия решения о списании  имущества в соответствии с постановлением администрации городского  округа Самара от 25.11.2009 № 1274 (ред. от 23.01.2020) «Об утверждении  Положения о порядке списания муниципального имущества городского  округа Самара» (далее – Постановление № 1274). 

Согласно пункту 1.3. Постановления № 1274 начисление 100%  амортизации не является основанием для списания объекта с учета. Объекты  списываются только в случае их ликвидации, реализации, безвозмездной  передачи иным организациям (за исключением государственных и  муниципальных организаций), физическим лицам, национальным  организациям и правительствам иностранных государств, международным  финансовым организациям. 

Мерами могут быть действия направленные на списание имущества в  случае их ликвидации, реализации, безвозмездной передачи иным  организациям. 

Согласно письму департамента от 21.01.2021 № 39-1501/432,  направленного в адрес предприятия 18.01.2021, необходимо устранить  нарушения надлежащим соблюдением санитарного, технического и  противопожарного состояния объекта. 


[A5] Предприятие не принимало меры к устранению вменяемого нарушения.  В ходе судебного разбирательства заявителем направлялось письмо в адрес  департамента, где он просит исключить имущество из договора аренды  имущества муниципальной казны от 03.04.2006 № 000065 в связи с  необходимостью несения расходов на содержание указанного имущества. 

Тем не менее, предприятие не указывает, какие его права нарушены и  какому закону не соответствует пункт 1 представления от 24.12.2020 № ПР03/04-15. 

Следовательно, выводы судов о наличии нарушения являются  правомерными. 

Пунктом 2 оспариваемого представления заявителю вменяется  нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 65 Земельного  кодекса Российской Федерации, а именно, отсутствие оплаты за пользование  земельными участками под объектами недвижимого имущества,  закрепленными на праве хозяйственного ведения по адресам: г. Самара,  Красноглинский район, пос. Козелки; г. Самара, Ленинский район, ул.  Аксакова. д.11. 

В целях устранения нарушений предприятию в соответствии со  статьей 14 Положения о КСП г.о Самара предлагалось соблюдать требования  земельного законодательства о платности использования земельных участков  под объектами имущества, закрепленными на праве хозяйственного ведения,  обеспечить уплату в бюджет платы за землю. 

В соответствии с внесенным представлением предприятие обязано  уведомить в письменной форме КСП г. о. Самара о принятых по результатам  рассмотрения представления решениях и мерах, направленных на устранение  нарушений подпункта 7 пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 65 Земельного  кодекса Российской Федерации, что не является требованием об устранении  нарушения в месячный срок. При этом планируемый срок устранения  нарушения указывается объектом контроля в плане-графике мероприятий,  прилагаемом к представлению. 

Согласно пункту 1.1. Устава от 10.08.2015 № 3045 предприятие  действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации,  иными нормативными актами. 


[A6] Предприятием не приняты решения о заключении договора аренды на  земельные участки и (или) уплате в бюджет неосновательного обогащения за  пользование земельными участками. 

Каким образом данным пунктом представления нарушаются права и  законные интересы предприятия, заявителем не указано. 

Уклонение предприятия от заключения договора аренды при  использовании земельных участков образует состав административного  правонарушения (статья 7.1. Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях). 

Согласно письму департамента от 01.07.2021 № 15-07-20/27308, по  адресам Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Козелки,  Ленинский район, ул. Аксакова, д. 11 предприятие пользуется земельными  участками, принадлежащим на праве собственности городскому округу  Самара, без правоустанавливающих документов и предприятию в целях  устранения нарушений законодательства необходимо оформить договоры  аренды. 

Представлением предлагается соблюдать требования земельного  законодательства о платности использования земельных участков под  объектами имущества, закрепленными на праве хозяйственного ведения,  обеспечить уплату в бюджет платы за землю. 

По пункту 3 представления о нарушение пунктов 1, 3, 4 статьи 9 Закона  о бухгалтерском учете - в бухгалтерском учете предприятия отсутствуют:  первичные учетные документы на хранение имущества общества с  ограниченной ответственностью «Кедр-1» по договору от 01.12.2019 № 617 на  оказание услуг по хранению имущества; акт приема-передачи товара в  подтверждение получения заёмщиком (заявитель) 2840 т товара реагентов  противогололедных материалов ПМГ «Бионорд» (далее – реагент) на сумму  53 843,56 тыс. руб., подписание которого предусмотрено пунктом 1.4 договора  займа от 30.12.2019 б/н с заимодавцем обществом с ограниченной  ответственностью Торговый дом «Уральский завод противогололедных  материалов» (далее – общество ТД «УЗПМ»); акт возврата товара  поклажедателю (заявителю) с хранения в количестве 2380 т реагентов на  сумму 39 179,4 тыс. руб. по договору ответственного хранения от 28.12.2018   № 593, заключенного с хранителем обществом ТД «УЗПМ». 


[A7] В ходе проведения контрольного мероприятия и анализа показателей  бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия за 2017-2019 годы,  1 полугодие 2020 года палатой установлено наличие существенной  кредиторской задолженности в составе обязательств бухгалтерского баланса  предприятия по состоянию на 31.12.2017, 31.12.2018, 3.12.2019, 30.06.2019  (страница 12 акта проверки от 30.11.2020). 

В составе кредиторской задолженности предприятия основную сумму  составляет кредиторская задолженность поставщику реагентов обществу ТД  «УЗПМ». 

В составе активов бухгалтерского баланса на конец каждого из  проверяемых периодов основную сумму составляют дебиторская  задолженность и запасы. Исходя из этого у предприятия были запрошены  регистры бухгалтерского учета по учету материально-производственных  запасов на 30.06.2020 (отчетную дату последнего отчетного периода). Остатки  реагентов на 30.06.2020 составляли 3610,38 тонн на сумму 56 806,6 тыс. руб.  из общей суммы запасов в размере 90 113 тыс. руб., или 63% запасов  предприятия, что привело к увеличению кредиторской задолженности  поставщику обществу ТД «УЗПМ» и отвлечению оборотных средств  предприятия на приобретение материалов, необходимых в зимние месяцы  года. 

В связи с наличием на 30.06.2020 большого остатка реагента в ходе  проверки 19.08.2020 в присутствии начальника отдела закупок и материально-технического обеспечения (ОЗ и МТО) предприятия Рамодина С.А. и  начальников специализированных участков комиссионно был произведен  пересчет остатков реагентов на складах предприятия. Фактическое наличие  соответствует данным бухгалтерского учета и составило 1392,27 тонн на дату  контроля (учтены в составе запасов бухгалтерского баланса на 30.06.2020). 

При этом палатой было установлено, что часть реагента была передано  обществу с ограниченной ответственностью «Башкирская торговая  компания». Однако первичные учетные документы и акты приема-передачи  товара и возврата товара у предприятия отсутствуют. 

Согласно пункту 4 представления, в нарушение пункта 1 статьи 19  Закона о бухгалтерском учете предприятием не обеспечен внутренний  контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, направленный на 


[A8] получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект  обеспечивает эффективность и результативность своей деятельности. Не  оформлены документально результаты проверок внутреннего контроля,  предусмотренные Положением об отделе по внутреннему контролю МП  «Благоустройство». 

Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего  контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского  учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности отражена в  Информации Минфина России № ПЗ-11/2013, согласно которой внутренний  контроль - процесс, направленный на получение достаточной уверенности в  том, что экономический субъект обеспечивает: а) эффективность и  результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и  операционных показателей, сохранность активов; б) достоверность и  своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности; в)  соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении  фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета. 

Внутренний контроль способствует достижению экономическим  субъектом целей своей деятельности. Он должен обеспечивать  предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и  процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской  (финансовой) и иной отчетности. 

Требования к организации системы внутреннего контроля утверждены  также приказом Федеральной налоговой службы от 16.06.2017 № ММВ-7- 15/509@ (зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2017 № 48424) и  разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 105.26 Налогового кодекса и  применяются с 16.10.2017. 

Организация системы внутреннего контроля за совершаемыми фактами  хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и  своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов,  применяемой организацией, должна быть направлена на выявление, анализа и  оценки рисков наличия или вероятности возникновения обстоятельств,  которые могут привести к искажению информации в бухгалтерской  (финансовой), налоговой и иной отчетности, неправильному исчислению  (удержанию), неуплате (неперечислению) налогов, сборов, страховых взносов 


[A9] и несвоевременному представлению (непредставлению) отчетности в  налоговый орган, путем проведения контрольных процедур. 

Система внутреннего контроля организации должна обеспечивать:  упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной  деятельности организации, в том числе достижение финансовых и  операционных показателей, сохранность активов; правильность исчисления  (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов,  сборов, страховых взносов; достоверность, полноту и своевременность  отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в  бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, а также учета  таких результатов при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых  взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления); соблюдение  законодательства Российской Федерации, в том числе при совершении фактов  хозяйственной жизни по совершенной или планируемой сделке (операции)  или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным  совершенным фактам хозяйственной жизни организации; мониторинг  результатов выполняемых контрольных процедур, направленных на  своевременное выявление, исправление и предотвращение ошибок  (искажений) в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности. 

В годовых отчетах начальника отдела внутреннего контроля (ОВК)  Кулькина С.Ю о проделанной работе на основании положения об отделе  внутреннего контроля за 2017-2019 годы отсутствует оформление результатов  проверок внутреннего контроля, предусмотренные Положением об отделе по  внутреннему контролю МП «Благоустройство» без даты от 2019 года:  результаты выполнения мероприятий систематического внутреннего  контроля; результаты проведенных мероприятий по устранению и  недопущению в дальнейшем выявленных нарушений (ошибок, недостатков,  искажений); сведения об эффективности проведенных работ по внутреннему  контролю. 

В учетной политике МП «Благоустройство» на 2018 год, утвержденной  приказом от 29.12.2017 № 1491-пр, в учетной политике МП  «Благоустройство» на 2019 год, утвержденной приказом от 29.12.2018 № 2249- пр, и применяемой в 2020 году, отражено, что положение о внутреннем 


[A10] контроле устанавливается отдельным распорядительным документом, которое  не представлено. 

Положение о внутреннем контроле, утвержденное приказом  от 31.12.2012 № 1249, на наличие которого указано в Пояснениях к  бухгалтерской отчетности за 2017-2019 годы, не представлено ни в ходе  проверки, ни в ходе рассмотрения дела. 

Поскольку документы не были представлены, суды пришли к выводу о  законности вывода об отсутствии у предприятия распорядительного  документа и положения о внутреннем контроле. 

Согласно пункту 5 представления, в нарушение пунктов 3.1.2, 3.2.12  Коллективного договора от 23.10.2018 (с учетом изменений от 20.09.2019),  принятого на 3 года с момента подписания, пункта 3.1 Приложения 2,  Приложения № 4 к Коллективному договору, пункта 1 статьи 252, статьи 255  Налогового кодекса, предприятием допущены необоснованные расходы на  выплату премии за счет себестоимости выполненных работ на общую сумму  37 216,2 тыс. руб. при отсутствии основания для начисления премии по  данным бухгалтерской отчетности, показателей планов и отчетов о финансово-хозяйственной деятельности. 

На предприятии действует коллективный договор от 23.10.2018 (с  учетом изменений от 20.09.2019), принятый на 3 года с момента подписания.  Основными Положениями материального поощрения работников являются  Приложения № 2-13 к Коллективному договору: Положение о показателях и  размерах премирования рабочих предприятия (Приложение № 4), Положение  о премировании руководящих ИТР и служащих предприятия (Приложение №  2), Положение о выплате единовременной премии работникам предприятия  (Приложение № 6) и другие документы. 

Согласно пункту 3.1 Приложения № 2 к Коллективному договору  основанием для начисления премий являются данные бухгалтерской и  статистической отчетности, а по показателям, которые не предусмотрены  бухгалтерской и статистической отчетностью - данные оперативного учета. 

По данным бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, отчетов о  выполнении планов, по результатам финансово-хозяйственной деятельности  предприятия за каждый из проверяемых периодов 2017-2020 годов получен  отрицательный результат хозяйственной деятельности, накопленный убыток 


[A11] по состоянию на 30.06.2020 составил 892 395 тыс. руб., следовательно, условия  для премирования за счет себестоимости отсутствуют. 

В ежемесячных приказах директора предприятия о премировании  указано о выполнении плановых объемов работ по текущему содержанию  автомобильных дорог и элементов их обустройства. 

В соответствии с пунктами 3.1.2, 3.2.12 Коллективного договора  премиальная система разрабатывается администрацией предприятия и  предусматривает поощрения работников за достижение высоких конечных  результатов предприятия и его подразделений, основными положениями  материального поощрения являются Приложения № 2, 4, 6-13 к  Коллективному договору. 

В Пояснительной записке о финансово-хозяйственной деятельности МП  «Благоустройство» за 2017-2019 годы (приложение на 17 листах к письму МП  «Благоустройство» от 05.08.2020 № 2171 на запрос КСП г.о. Самара от  30.07.2020 № 04-35/з) указано: 

«По итогам 2018 года предприятию по причине недостаточности  качества выполненных работ по муниципальным контрактам были сняты  23,65 млн. руб. с доходной части, что нашло отражение на финансовом  результате предприятия. В 2019 году были сняты 40,2 млн. руб.». 

«за 2018 год предприятию выписано 511 постановлений об  административном правонарушении. Оплата административных штрафов  осуществляется на основании постановлений суда». 

«за 2019 год предприятию выписано 444 протокола об  административном правонарушении. Оплата административных штрафов  осуществляется на основании постановления суда. По итогу 2019 года суд  вынес 444 постановления в отношении предприятия». 

«Высока финансовая нагрузка на юридическое лицо, как на  единственного участника, по штрафам за ненормативное состояние дорожного  покрытия в г.о. Самара»»: 

«За 1 полугодие 2020 года предприятию было выписано 118 протоколов  об административном правонарушении. Оплата административных штрафов  осуществляется на основании постановления суда. По итогу за 1 полугодие  2020 года суд вынес 93 постановления в отношении предприятия (пункт 5 


[A12] страницы 6 Пояснительной записке к отчету ФХД МП г. о. Самара  «Благоустройство» за 1 полугодие 2020 г.)». 

Не выполнены и натуральные показатели по текущему содержанию  элементов внешнего благоустройства и текущему ремонту за 2017-2019 годы,  за 1 полугодие 2020 года (информация из Сводных отчетов о финансово-хозяйственной деятельности МП «Благоустройство» за 2017 -2019 годы,  пояснительной записки за 1 полугодие 2020 года (приложение к Порядку  составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий  городского округа Самара и контроля за их исполнением, утвержденного  постановлением администрации г.о. Самара от 07.06.2012 № 659). 

Административные штрафы за административные правонарушения по  постановлениям мировых судей г. Самары за нарушение требований по  обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании  дорог составили за проверяемый период 101 481 тыс. руб. 

В связи с невыполнением показателей плана финансово-хозяйственной  деятельности по объему доходов в натуральном и денежном выражении и  наличию убытка, отрицательных показателей финансовой деятельности,  отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности, основания для  материального стимулирования работников в виде премий отсутствуют. 

Таким образом, в нарушение пунктов 3.1.2, 3.2.12 Коллективного  договора, пункта 3.1 Приложения 2, Приложения № 4 к Коллективному  договору, пункта 1 статьи 252, статьи 255 Налогового кодекса, предприятием  допущены необоснованные расходы на выплату премии за счет себестоимости  выполненных работ на общую сумму 37 216,2 тыс. руб. при отсутствии  основания для начисления премии по данным бухгалтерской отчетности,  показателей планов и отчетов о финансово-хозяйственной деятельности,  ведения убыточной деятельности, отсутствия прибыли и невыполнении  плановых показателей по объему работ, в том числе: в 2017 год - 10 820 тыс.  руб., включая разовые премии на 341 тыс. руб.; в 2018 год – 10 860,8 тыс. руб.,  включая премии за выполнение особо важного задания 440 тыс. руб.; в  2019 год - 10 994,1 тыс. руб., включая премии за выполнение особо важного  задания 184,5 тыс. руб.; за 6 мес. 2020 года - 4 541,3 тыс. руб. 


[A13] Премии выплачены руководителям, специалистам и служащим  административно-управленческого персонала, производственно-линейного  персонала за результаты финансово-хозяйственной деятельности по основным  показателям в процентах от должностных окладов. 

Таким образом, вывод судов о наличии нарушения является  правомерным. 

Согласно пункту 6 представления, в нарушение пунктов 3.7, 3,8, 3,9  Устава предприятия, пункта 1 Приложения № 6 к Коллективному договору,  предприятием произведены выплаты премии из прибыли в размере  4 237,2 тыс. руб. при отсутствии основания для начисления премии: получения  чистой прибыли, создания резервного фонда, социального фонда, фонда  материального поощрения работников, перечисления в бюджет г.о. Самара  части прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных  обязательных платежей, ведения убыточной деятельности. 

В соответствии с пунктами 3.7, 3.8, 3.9 Устава, за счет остающейся в  распоряжении предприятия чистой прибыли оно создает резервный фонд, а  также вправе создавать социальный фонд в размере 10% от чистой прибыли и  фонд материального поощрения работников предприятия в размере 30%  от чистой прибыли предприятия. Средства, зачисленные в указанные фонды,  могут быть использованы предприятием только на цели, в соответствии с  которыми они созданы. 

Резервный фонд, социальный фонд и фонд материального поощрения  работников предприятия не созданы, в связи с отсутствием источника  создания фондов - чистой прибыли предприятия. 

При отсутствии чистой прибыли и фондов, создаваемых за счет чистой  прибыли, отсутствует источник выплаты премий за счет чистой прибыли. 

При изложенных обстоятельствах, вывод судов о наличии нарушения  является правомерным. 

Согласно пункту 7 представления, в нарушение пункта 1 статьи 13  Закона о бухгалтерском учете, пунктов 2, 4, 11, 16 Положения по  бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного  приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, предприятием представлена  недостоверная бухгалтерская отчетность на 30.06.2020 в виде искажения  показателей Отчета о финансовых результатах за январь-июнь 2020 года: 


[A14] занижена строка 2350 «Прочие расходы» на 12 924 тыс. руб., что составляет  более 10% от размера показателя данной строки. 

В бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности не признаны в  составе прочих расходов: суммы административных штрафов на дату  вступления в силу постановления по делу об административном  правонарушении в размере 9100 тыс. руб.; пени за несвоевременную уплату  налогов и страховых взносов в бюджет 3824 тыс. руб. 

На сумму 12 924 тыс. руб. занижена строка 1520 «Кредиторская  задолженность» и завышена строка 1370 «Нераспределенная прибыль  (непокрытый убыток)» бухгалтерского баланса по состоянию на 30.06.2020. 

Согласно частей 1 и 2 статьи 15.11 КоАП РФ, грубое нарушение  требований к бухгалтерскому учету, в т. ч. к бухгалтерской (финансовой)  отчетности, является административным правонарушением и влечет  наложение административного штрафа на должностных лиц. 

В соответствии с абзацем 2 раздела 1 Примечаний к статье 15.11 КоАП  РФ под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе  к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается искажение любого  показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном  измерении, не менее чем на 10 процентов. 

На основании Примечания 2 приказа Минфина России от 02.07.2010 №  66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», пункта 11 Положения  по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99,  утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н, показатели об  отдельных доходах и расходах могут приводиться в отчете о финансовых  результатах общей суммой с раскрытием в пояснениях к отчету о финансовых  результатах, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен  для оценки заинтересованными пользователями финансового положения  организации или финансовых результатов ее деятельности. 

На сумму 12 924 тыс. руб. искажен конкретный показатель отчета о  финансовых результатах за период январь - июнь 2020 года, а именно, строка  2350 «Прочие расходы», что составило 30% от данной строки или более 10 %.  (12 924/42 930 тыс. руб.) (расчет 42 930 тыс. руб. = 30 006 тыс. руб. сумма по  Отчету о финансовых результатах январь-июнь 2020 + 12 924 сумма  неотраженных прочих расходов). 


[A15] Неоплаченные административные штрафы, предусмотренные  статьей 12.34 КоАП РФ, за несоблюдение предприятием требований по  обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании  дорог, составляют на дату проверки 11 350 тыс. руб., в том числе за 1  полугодие 2020 года - 9100 тыс. руб. на основании постановлений суда,  вступивших в силу. 

Согласно данным справки Инспекции Федеральной налоговой службы  по Октябрьскому району г. Самара от 04.08.2020 № 70277 о состоянии  расчетов с МП «Благоустройство» по налогам, сборам, страховым взносам,  пеням и штрафам на 01.07.2020, задолженность (неотраженная в  бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности) предприятия в бюджет по  пеням составила 3824 тыс. руб. 

Следовательно, по состоянию на 30.06.2020 предприятием представлена  недостоверная бухгалтерская (финансовая) отчетность. 

Таким образом, вывод о наличии нарушения является законным и  обоснованным. 

При указанных обстоятельствах, суды первой и апелляционной  инстанции обоснованно пришли к выводу об отказе в удовлетворении  заявленных требований. 

Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении дела суды  установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую  правовую оценку. Доводы подателя жалобы, в том числе о проведении  проверки с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О  защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального  контроля», о несоответствии представления палаты требованиям статьи 26  Федерального закона от 05.04.2013 № 41 -ФЗ «О Счетной палате Российской  Федерации», о начале проверки до издания распоряжения о её проведении,  были рассмотрены судами и им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие  заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не  свидетельствует о неправильном применении судами норм права к  установленным фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены  обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не  имеется. 


[A16] На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1  статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2021 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 08.02.2022 по делу № А55-3708/2021 оставить без изменения, кассационную  жалобу без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин 

Судьи Э.Т. Сибгатуллин 

 Р.Р. Мухаметшин 

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России

Дата 28.03.2022 11:15:00
Кому выдана Хабибуллин Ленар Фаритович
Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России

Дата 28.03.2022 5:52:00
Кому выдана Сибгатуллин Эмиль Тафкильевич
Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России

Дата 28.03.2022 5:15:00

Кому выдана Мухаметшин Рустам Ринатович