АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-4143/2021
г. Казань Дело № А55-3711/2020
08 июня 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2021 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания» - ФИО1, доверенность от 01.01.2021,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.10.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021
по делу № А55-3711/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания» (ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным отказа и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации городского округа Тольятти, общества с ограниченной ответственностью Финансово-строительная компания «СтройЭнергоПроект», ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания» (заявитель, общество, общество «Средневолжская газовая компания») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (заинтересованное лицо, управление, Управление Росреестра по Самарской области), содержащееся в уведомлении от 18.11.2019 на заявление № 63-0-1-215/3313/2019-56, 63/001/475/2019-4 об отказе в государственной регистрации права собственности общества «Средневолжская газовая компания» на объект недвижимого имущества - газопровод среднего давления «Техническое перевооружение сети газоснабжения г. Тольятти. Технологическое присоединение к газораспределительной сети комплекса из трех многоквартирных трехэтажных жилых домов по ул. Спортивная, д. 85,87,89. Газопровод среднего давления d100 мм вместо d50 мм на ответвлении к ШГРП № 672. Газопровод среднего давления от ГСД d100 мм до границы земельного участка с кадастровым номером 63:09:0103035:3947» и обязании Управления Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию права собственности общества «Средневолжская газовая компания» на объект недвижимого имущества - газопровод среднего давления «Техническое перевооружение сети газоснабжения г. Тольятти. Технологическое присоединение к газораспределительной сети комплекса их трех многоквартирных трехэтажных жилых домов по ул. Спортивная, д. 85,87,89. Газопровод среднего давления d100 мм вместо d50 мм на ответвлении к ШГРП № 672. Газопровод среднего давления от ГСД d100 мм до границы земельного участка с кадастровым номером 63:09:0103035:3947».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), привлечены - Администрация городского округа Тольятти, общество с ограниченной ответственностью Финансово-строительная компания «СтройЭнергоПроект», ФИО2.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.10.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021, отказано в удовлетворении заявленных требований к Управлению Росреестра по Самарской области полностью.
Не согласившись с судебными актами суда первой и апелляционной инстанции, общество «Средневолжская газовая компания» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что спорное сооружение не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта недвижимости, просит судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм действующего законодательства, направить дело на ново рассмотрение в суд первой инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества «Средневолжская газовая компания» поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Управление Росреестра по Самарской области и иные участвующие в деле лица, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.03.2019 общество представило в Управление заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение «Технологическое перевооружение сети газоснабжения г. Тольятти. Технологическое присоединение к газораспределительной сети комплекса трех многоквартирных трехэтажных жилых домов по ул. Спортивной, д. 85,87,89», расположенное в границах земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0103035:3948, 63:09:0103035:643, 63:09:0103035:875, 63:09:0103035:3643.
Уведомлением от 03.04.2019 № 63-0-1-215/3313/2019-56, 63/001/475/2019-4 Управление Росреестра по Самарской области приостановило государственную регистрацию, предложив обществу представить проектную документацию на объект недвижимости (технический план, содержащий проектную документацию), предусмотренную статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а также представить сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 63:09:0103035:3948, 63:09:0103035:643, 63:09:0103035:875, 63:09:0103035:3643, поскольку представленные договор безвозмездного пользования и договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0103035:3948, 63:09:0103035:643, 63:09:0103035:3643, не прошли государственную регистрацию в ЕГРН; представленный в составе технического плана лист проектной документации в отношении спорного объекта имеет противоречивые сведения о наименовании объекта относительно сведений, указанных в техническом плане; технический план подготовлен на основе рабочей документации, что не соответствует статье 48 ГрК РФ, положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 № 953.
Уведомлением от 18.11.2019 № 63-0-1-215/3313/2019-56, 63/001/475/2019-4 Управление Росреестра по Самарской области отказало в государственной регистрации права собственности и кадастровом учете объекта по причине по причине неустранения приведенных в уведомлении о приостановлении причин, а именно, отсутствия сведений о государственной регистрации права на земельные участки, на которых расположен объект; наличия противоречивых сведений в представленном техническом плане и проектной документации, на основании которой подготовлен технический план.
Общество «Средневолжская газовая компания», полагая, что решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации права собственности на объект противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой и апелляционной инстанций отказал в удовлетворении заявленного требования, полагая, что оспариваемый отказ соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку спорный объект, представляющий собой линейное подземно-наземное сооружение газопровода протяженностью 206 м (205,655 м), состоящее из полиэтиленовых труб подземной части и стальных электросварных прямошовных труб надземной части, присоединенное к ответвлению ШГРП № 672, не является объектом недвижимости, права на которое подлежат регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, не может выступать в гражданском обороте самостоятельно, в связи с чем не может быть зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в качестве самостоятельного объекта недвижимости.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Законом № 218-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2017, регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
Согласно части 4 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 6 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются, в частности, по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс (пункт 1 части 1 статьи 15 Закона № 218-ФЗ).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу части 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного федерального закона.
Таким образом, согласно нормам действующего законодательства поступившее в орган регистрации прав заявление и приложенные к нему необходимые документы должны соответствовать предъявляемым им требованиям, в том числе к их форме и содержанию, которые варьируются от способа подачи соответствующих документов.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для их осуществления, на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в ее осуществлении.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, регламентированы статьей 26 Закона № 218-ФЗ, согласно которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 указанного закона (статья 27 Закона № 218-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Исходя из статьи 51 ГрК РФ, строительство проводится на основании разрешения на строительство. Перечень случаев, когда разрешение на строительство при выполнении строительных работ не требуется, приведен в пункте 17 указанной статьи. К таковым, в частности, относится строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Материалами дела подтверждается, что с заявлением общество представило в управление технический план сооружения, требования к которому определены в статье 24 Закона № 218-ФЗ, и рабочую документацию 1727-115-ПЗ «Газопровод», подготовленную в отношении спорного объекта. Технический план, содержащий проектную документацию или декларацию, не представлен.
Между тем, статья 24 Закона № 218-ФЗ определяет, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о сооружении, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24 Закона № 218-ФЗ:
сведения о сооружении, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке, площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости (часть 8);
если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 статьи 24 Закона о недвижимости разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости (часть 11).
На основании части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрена подготовка проектной документации при осуществлении строительства объектов капитального строительства.
В состав технического плана включены листы проектной документации 1727-115-ПЗ «Газопровод», подготовленной в отношении объекта «Технологическое перевооружение сети газоснабжения г. Тольятти. Технологическое присоединение к газораспределительной сети комплекса из трех многоквартирных трехэтажных жилых домов по ул. Спортивная, д. 85,87,89. Газопровод среднего-давления (d100мм вместо d50мм на ответвлении к ШГРП № 672. Газопровод среднего давления от ГСД dl00 мм до границы земельного участка с кадастровым номером 63:09:0103035:3947».
Согласно указанной проектной документации предусматривается прокладка подземно-надземного газопровода среднего давления.
В соответствии со статьей 40 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.
Согласно сведениям технического плана, газопровод среднего давления расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0103035:3948, 63:09:0103035:643, 63:09:0103035:875, 63:09:0103035:3643.
Для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности представлены: договор безвозмездного пользования земельным участком № БП-2160 от 17.10.2017, согласно которому обществу «Средневолжская газовая компания» в безвозмездное пользование предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0103035:643, 63:09:0103035:3948 для строительства: «Технологическое перевооружение сети газоснабжения г. Тольятти. Технологическое присоединение к газораспределительной сети комплекса трех многоквартирных трехэтажных жилых домов по ул. Спортивной, д.85,87,89. Газопровод среднего давления (d100мм вместо d50мм на ответвлении к ШГРП № 672. Газопровод среднего давления от ГСД dl00 мм до границы земельного участка с кадастровым номером 63:09:0103035:3947»; договор аренды земельного участка № АЗ-1447/17 от 20.10.2017, согласно которому обществу «Средневолжская газовая компания» в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 63:09:0103035:3643 для строительства объекта «Технологическое перевооружение сети газоснабжения г. Тольятти. Технологическое присоединение к газораспределительной сети комплекса трех многоквартирных трехэтажных жилых домов по ул. Спортивной, д.85,87,89. Газопровод среднего давления d 100мм вместо d50мм на ответвления к ШГРП № 672. Газопровод среднего давления от ГСД dl00 мм до границы земельного участка с кадастровым номером 63:09:0103035:3947».
Однако сведения о государственной регистрации права заявителя на такие земельные участки в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 8.1 и статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.
В силу части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 № 1160/13 указано, что требования о государственной регистрации прав установлены только в отношении недвижимости как категории гражданского права, если объект является вспомогательным и не имеет самостоятельного назначения, такие объекты не могут рассматриваться в качестве отдельных гражданских прав.
Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
Таким образом, поскольку понятие объекта недвижимости является правовой категорией, именно суд, исходя из имеющихся в деле доказательств, оценив их в совокупности, может дать оценку отвечает ли объект признакам объекта недвижимости или нет.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» «газопровод» - конструкция, состоящая из соединенных между собой труб, предназначенная для транспортирования природного газа; «сеть газораспределения» - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий).
В соответствии с «ГОСТ Р 53865-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения», утвержденным приказом Росстандарта от 10.09.2010 № 242-ст, газораспределительная система (система газораспределения): имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно потребителям; сеть газораспределения (газораспределительная сеть): технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений, технических устройств; сеть газопотребления: технологический комплекс газовой сети потребителя, расположенный от места присоединения к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования и состоящий из газопроводов и технических устройств на них; распределительный газопровод: газопровод, проложенный от источника газа до места присоединения газопровода-ввода; газопровод-ввод: газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления.
Однако в соответствии с Законом № 218-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Понятие недвижимого объекта раскрывается в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в пункте 1 которой содержится указание на то, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. При разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью в каждом конкретном случае следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Как следует из технического плана и рабочей документации, объект кадастровых работ представляет собой технологическое присоединение к газораспределительной сети комплекса из трех многоквартирных трехэтажных жилых домов, относящееся к категории наружных газопроводов.
Функциональное назначение газопровода определено как вспомогательное и поименовано в качестве «присоединение к газораспределительной сети».
Согласно указанной проектной документации предусматривается прокладка подземно-надземного газопровода среднего давления. Указанное обстоятельство заявителем не опровергалось.
Суды установили, что спорное сооружение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняет лишь вспомогательную - обслуживающую функцию по отношению к соответствующему зданию функцию, которая заключается в присоединении к газораспределительной сети, а его размещение не является строительством.
Аналогичный правовой подход приведен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2017 № 302-КГ17-14265.
Кроме того, в состав технического плана включены листы проектной документации в отношении объекта «Технологическое перевооружение сети газоснабжения г. Тольятти. Технологическое присоединение к газораспределительной сети комплекса трех многоквартирных трехэтажных жилых домов по ул. Спортивной, д. 85,87,89. Газопровод среднего давления d100мм вместо (150мм на ответвления к ШГРП №672. Газопровод среднего давления от ГСД dl00 мм до границы земельного участка с кадастровым номером 63:09:0103035:3947». Однако, согласно разделу «Характеристики сооружения» технического плана наименование объекта «Технологическое перевооружение сети газоснабжения г. Тольятти. Технологическое присоединение к газораспределительной сети комплекса трех многоквартирных трехэтажных жилых домов по ул. Спортивной, д. 85,87,89.». Таким образом, технический план и рабочая документация, на основании которой подготовлен технический план, имеют противоречивые сведения о наименовании сооружения. Доказательств обратного заявителем в ходе рассмотрения дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, исходили из того, что спорное сооружение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняет лишь вспомогательную функцию, и, установив, что спорный объект не является самостоятельным объектом недвижимости, пришли к выводу о законности изложенного в уведомлении отказа регистрирующего органа.
Выводы судов согласуются со сложившейся в арбитражных судах правоприменительной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 29.09.2017 № 302-КГ17-14265 по делу № А58-4529/2016, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2018 № 07АП-6573/2018 по делу № А45-34201/2017).
Доводы заявителя, изложенные в жалобе, аналогичны доводам, приводимым в суде первой и апелляционной инстанции.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют о том, что спорный объект обладает признаками единого недвижимого комплекса (статья 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясьпунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.10.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 по делу № А55-3711/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Ф.В. Хайруллина
Судьи В.А. Карпова
В.А. Петрушкин