ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-37408/2021 от 13.09.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-22097/2022

г. Казань Дело № А55-37408/2021

14 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,

судей Тюриной Н.А., Арукаевой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мусиной Л.И.,

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде представителей:

истца – ФИО1 (доверенность от 21.01.2022 № 254),

ответчика – ФИО2 (доверенность от 20.01.2022),

в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Мясокомбинат «ЛАДА»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022

по делу № А55-37408/2021

по исковому заявлению публичного акционерного общества «Тевис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью Мясокомбинат «ЛАДА» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о понуждении к заключению договора,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Автоград-Водоканал»,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Тевис» (далее – АО «Тевис», истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Мясокомбинат «ЛАДА» (далее – ООО Мясокомбинат «ЛАДА», ответчик) о понуждении заключить договор о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения в редакции оферты договора № 293/в-20Т от 02.11.2020.

Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Автоград-Водоканал» (далее – ООО «АВК», третье лицо).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022, исковые требования удовлетворены, суд на ООО Мясокомбинат «ЛАДА» возложена обязанность заключить с АО «Тевис» договор о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения в редакции оферты договора № 293/в-20Т от 02.11.2020, направленной письмом исх. от 11.11.2020 № 14/12081.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО Мясокомбинат «ЛАДА» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением ими норм права и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Заявитель жалобы ссылается на законное пользование им централизованной системой холодного водоснабжения в соответствии с договором холодного водоснабжения и водоотведения № 2221в от 01.06.2016 и на отсутствие у него обязанности по заключению спорного договора.

Отрицает обоснованность установления в отношении него платы за увеличение нагрузки потребления.

Указывает, что превышение потребления гарантированного объема холодной воды (нагрузки) из системы холодного водоснабжения истца ответчиком не допускается, потребление объема холодной воды (нагрузки) из системы холодного водоснабжения снизилось до договорного объема потребления, в связи с чем ответчик правомерно отказался от подписания проекта договора на условиях увеличения подключенной нагрузки.

В обоснование своих доводов просит приобщить к материалам дела копии актов оказанных услуг за период январь-июль 2022 года, таблицу потребления холодной питьевой воды в 2022 году, акт от 07.02.2022 № 04 выявления прорыва трубы в сети водопотребления.

Кроме того, ответчик ссылается на допущенные судом нарушения норм процессуального права, выразившееся в том, что решение суда по настоящему делу является копией решения суда по иному рассмотренному судом делу (№А55-37409/2021).

Подробнее доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

В отзывах на кассационную жалобу АО «Тевис» и ООО «АВК» просили оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, явившиеся в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель истца возражала против ее удовлетворения.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителя в суд не направило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, АО «Тевис» на основании постановления мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 04.04.2014 № 1081-п/1 является гарантирующей организацией в сфере централизованного холодного водоснабжения и водоотведения на территории Автозаводского района города Тольятти, эксплуатирует сети инженерно-технического обеспечения и осуществляет деятельность по подключению объектов капитального строительства заявителей к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения на основании заключенных договоров о подключении; по водоснабжению и водоотведению на основании заключенных договоров холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Между АО «Тевис» (организация ВКХ) и ООО Мясокомбинат «ЛАДА» (абонент, заказчик) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения № 2221в от 01.06.2016, согласно условиям пункта 1.1. которого организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и очистку.

Абонент обязался оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором, и соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативу допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Абонент в соответствии с пунктом 4.3.5 договора обязался соблюдать установленный настоящим договором режим потребления холодной (питьевой) воды и режим водоотведения.

В Приложении № 3 к договору от 01.06.2016 отражена согласованная сторонами максимальная договорная нагрузка потребления холодной питьевой воды в отношении следующих объектов:

- ООО Мясокомбинат «ЛАДА»: ул. Вокзальная, 17 в количестве 160,9 м3/ сут.;

- АБК, ул. Вокзальная, 17: в количестве 0,4 м3/ сут.;

- Пивоваренный цех, ул. Вокзальная, 17, стр.3: в количестве 59,1 м3/ сут.

В ходе исполнения договора АО «Тевис» при проведении проверки в присутствии представителя абонента выявило превышение им потребления гарантированного объема холодной воды (нагрузки) из системы холодного водоснабжения по объектам ООО Мясокомбинат «ЛАДА» и АБК по ул. Вокзальной, 17 на величину 43,89 м3/ сут. и 4,41 м3/ сут. соответственно, что зафиксировано в составленном акте от 25.06.2019.

АО «Тевис» предложило ООО Мясокомбинат «ЛАДА» ограничить объем (потребление) водоснабжения до гарантированного договорного объема либо обратиться в АО «Тевис» с заявлением о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения в связи с необходимостью увеличения подключаемой нагрузки.

Ответчик каких-либо мер по ограничению потребления объема ресурса до договорного не предпринял.

При этом ООО Мясокомбинат «ЛАДА» 05.07.2019 направило в адрес АО «Тевис» заявление (вх. № 6285), полученное адресатом 08.07.2019, на увеличение в связи с наращиванием объема производства подключаемой договорной нагрузки по договору холодного водоснабжения и водоотведения № 2221в от 01.06.2016 до 210 м?/сут., то есть с увеличением на 48,7 м?/сут., с распределением по точкам подключения:

- ООО Мясокомбинат «ЛАДА»: ул. Вокзальная, 17 в количестве 204 м3/сут.;

- АБК, ул. Вокзальная, 17: в количестве 6 м3/ сут.

По результатам рассмотрения данного заявления с заявленной дополнительной нагрузкой 48,7 м?/сут. (что более 10 м?/сут.), руководствуясь Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 28.09.2017 № 299 АО «Тевис» обратилось в Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области об установлении индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО «Тевис» объектов ООО Мясокомбинат «ЛАДА».

Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 20.10.2020 № 324 установлен индивидуальный размер платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства ООО Мясокомбинат «ЛАДА».

После чего АО «Тевис» направило ООО Мясокомбинат «ЛАДА» проект договора о подключении № 293/в-20Т от 02.11.2020, который был получен ответчиком 19.11.2020, однако, подписан не был в отсутствие мотивированного отказа от подписания договора.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском о понуждении ООО Мясокомбинат «ЛАДА» к заключению спорного договора.

Разрешая исковые требования, суды руководствовались статьями 420, 426, 432, 438, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ), статьей 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее ? Закон № 416-ФЗ), пунктом 2, 86, 87, 88, 97, 105 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее-Правила №644), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее-Основы ценообразования), пунктами 13, 38, 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров», и установив факт превышения абонентом потребления договорного объема ресурса, пришли к выводу о наличии оснований для спорного понуждения.

Судебная коллегия суда округа соглашается с выводами судов.

Отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в исковой период регулировались положениями Закона № 416-ФЗ, Правил № 644, Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее - Правила № 83), Основ ценообразования.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона № 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Аналогичные требования были установлены пунктом 86 Правил № 644 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, раздел IV которых с 01.03.2022 признан утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 №2130).

Согласно пункту 15 Правил № 83 подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 18 Закона № 416-ФЗ лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу части 13 статьи 18 Закона № 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.

На основании части 15 статьи 18 Закона № 416-ФЗ договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 88 Правил № 644 (действующего в спорный период) заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение пяти рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка, планирующие осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий подключения. В случае если заявитель определил необходимую ему нагрузку, он обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения.

В пункте 90 Правил № 644 (действующего в спорный период) указано, что для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного и хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект (за исключением случаев направления заявления о подключении в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве), данные об общей подключаемой нагрузке.

Согласно пункту 91 Правил № 644 (действующему в спорный период) организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие перечню, указанному в пункте 90 настоящих Правил, и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений. Организация водопроводно-канализационного хозяйства определяет, к какому объекту (участку сети) централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения должно осуществляться подключение (технологическое присоединение), и оценивает техническую возможность подключения (технологического присоединения) и наличие мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в инвестиционной программе организации.

В силу пункта 94 Правил № 644 (действующего в спорный период) в случае представления сведений и документов, указанных в пункте 90 настоящих Правил, в полном объеме и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 рабочих дней со дня представления сведений и документов, указанных в пункте 90 настоящих Правил, в полном объеме направляет заявителю подписанный договор о подключении (технологическом присоединении) с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение).

В соответствии с пунктом 101 Правил № 644 при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности (пропускной способности и сечения сооружений) и при отсутствии резерва мощности по производству соответствующего ресурса, необходимых для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.

При этом полномочия по установлению платы за подключение возложены на орган тарифного регулирования субъекта Российской Федерации.

На территории Самарской области в соответствии с пунктом 7.2 Положения о Департаменте ценового и тарифного регулирования Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 10.10.2018 № 582, установление платы за подключение к системам водоснабжения относится к предмету ведения и полномочиям Департамента.

В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки превышает предельный уровень нагрузки, то в соответствии с Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 28.09.2017 № 299 «Об установлении для городского округа Тольятти предельного уровня нагрузки, при котором плата за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения устанавливается индивидуально» для заявителя, обратившегося за подключением с нагрузкой 10 куб. метров в сутки и более, тарифы на подключение устанавливаются органом регулирования тарифов индивидуально.

Материалами дела подтверждается, что по условиям заключенного сторонами договора объем гарантированной подачи ресурса по водоснабжению (договорная нагрузка) в отношении двух объектов определен в договоре в размере 161,3 м3/сут., вместе с тем, в ходе потребления ответчиком ресурса им допущено превышение предельного размера нагрузки более, чем на 10 м3/сут.

В ходе реагирования на заявление ответчика о заключении договора о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения объектов ООО Мясокомбинат «ЛАДА» и АБК по ул. Вокзальной, 17 с заявленной дополнительной нагрузкой 48,7 м3/сут. 14.08.2020 истец, действуя в соответствии с Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 28.09.2017 № 299, обратился с заявлением в Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области об установлении индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО «Тевис» объекта заявителя (увеличение нагрузки потребления).

Приказом от 20.10.2020 № 324 Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области на основании результатов экспертного исследования установлен индивидуальный размер платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства ООО «Мясокомбинат «ЛАДА» и «АБК» на условиях запрашиваемой нагрузки.

Во исполнение пункта 104 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства направила заявителю проект договора от 02.11.2020 о подключении (технологическом присоединении) с перечисленными условиями подключения (технологического присоединения).

Форма договора признана судами соответствующей установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» типовой форме договора

Согласно пункту 105 Правил № 644 проект договора о подключении (технологическом присоединении) должен быть подписан заявителем в течение 30 дней после его получения от организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Ответчик договор о подключении не подписал и не направил в адрес истца мотивированный отказ от подписания договора в установленный срок, при этом продолжил осуществлять потребление ресурса в объеме, превышающем гарантированный по договору № 2221в от 01.06.2016.

Указанное последним обстоятельство представленными в материалы дела отчетами.

Признавая ответчика обязанным соблюсти предусмотренную законом процедуру и заключить спорный договор, суды первой и апелляционной инстанций установили факт увеличения, превышения на постоянной основе объемов потребления ресурса со стороны ответчика, и учли, что правила о заключении договоров о подключении (технологическом присоединении) являются императивными нормами и обязательны к исполнению сторонами, подключение, а также использование не предусмотренной договором нагрузки без наличия договора о подключении не является правомерным.

При этом, как верно указали суды, действующим законодательством не предусмотрен порядок подключения, в том числе -увеличение подключаемой нагрузки, без заключения соответствующего договора о подключении.

Исходя из системного толкования пунктов 86 и 88 Правил № 644 заключение договора на подключение объекта капитального строительства к системам водоснабжения необходимо не только при первоначальном подключении объекта к соответствующей системе, но и при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, что верно указано в обжалуемых судебных актах

Само по себе то обстоятельство, что пропускная способность труб объектов абонента позволяла потреблять воду в необходимом ему увеличенном объеме, не свидетельствует о том, что такое потребление с увеличением нагрузки допустимо в рамках договора холодного водоснабжения и водоотведения № 2221в от 01.06.2016 без заключения договора о подключении с целью санкционированного увеличения необходимой мощности.

Довод кассационной жалобы о неподтверждении факта увеличения им нагрузки потребления и ссылки на обстоятельство ограничения потребления объема ресурса до договорного (декларирование фактического снижения потребления в последующем, после выявлении факта превышения и направления абонентом спорного заявления) отклоняются судом округа как опровергнутые представленной в материалами дела документацией, содержащей иные сведения, подтверждающие обоснованность доводов стороны организации ВКХ, и не влекущими отмену принятых по делу судебных актов.

Представленные ответчиком в суд кассационной инстанции документы: копии актов оказанных услуг за период январь-июль 2022 года, таблицы потребления холодной питьевой воды в 2022 году, акта от 07.02.2022 № 04 выявления прорыва трубы в сети водопотребления (составленный абонентом в одностороннем порядке с целью объяснения потребления в одном из периодов с превышением договорной нагрузки), таблица потребления, не могут быть приобщены к материалам дела на основании заявленного в кассационной жалобе ходатайства о приобщении доказательств, поскольку данные документы не были представлены ответчиком при рассмотрении дела в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций и не являлись предметом оценки в ходе судебного разбирательства.

Также, из представленных документов не усматриваются объемы потребления по каждой точке отдельно, что не позволяет определить границы потребления и соответствующую нагрузку, сопоставить их с договорными.

Более того, как справедливо отметил суд первой инстанции, балансирование абонента на грани предельного потребления является недопустимым режимом функционирования. Ответчик ни один подключен к централизованной системе водоснабжения, работа на грани предельной нагрузки, ее превышение, негативно сказываются на остальных абонентах, поскольку система рассчитана на определенное количество потребления. Заключение спорного договора позволит снять излишнюю нагрузку с системы в целом.

При этом суды также отметили, что, несмотря на свои возражения, ответчик официально свою заявку об увеличении подключаемой нагрузки не отозвал.

Судом округа отклоняется позиция ответчика о том, что его заявка подлежала аннулированию на основании положений пункта 105 Правил №644, согласно которому в случае ненаправления заявителем в организацию водопроводно-канализационного хозяйства подписанного проекта договора о подключении (технологическом присоединении) либо мотивированного отказа от подписания договора о подключении (технологическом присоединении) заявка о подключении (технологическом присоединении) аннулируется не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении (технологическом присоединении).

Аннулирование заявки на основании приведенной нормы производится организацией ВКХ в случае отсутствия обстоятельств, препятствующих такому аннулированию.

В настоящем же случае истец подтвердил представленными отчетами о потреблении воды по объектам за 2019-2020 гг. значительное превышение ответчиком договорных нагрузок потребления, что свидетельствует об обоснованности разрешения судами заявленных требований.

Возражения заявителя жалобы против установления стоимости подключения дополнительной нагрузки также являлись предметом рассмотрения судов и были обосновано отклонены ими в соответствии с пунктами 81, 82, 85 Основ ценообразования.

Суды верно исходили из того, что установленный Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области индивидуальный размер платы за подключение рассчитан с учетом необходимости обеспечения дополнительной нагрузкой в размере 48,7 м3 /сут. Данный приказ ответчиком не оспаривался и недействительным не признан.

Основания для признания в рамках настоящего дела определенных к несению ответчиком затрат на выполнение работ по переподключению объекта капитального строительства ООО «Мясокомбинат «ЛАДА» экономически необоснованными и неправомерно учтенными Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области в установленном индивидуальном размере платы за подключение, отсутствуют.

При таком положении судебная коллегия суда округа полагает, что суды двух инстанций, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, а также доводы и возражения сторон, руководствуясь положениями действующего законодательства, правильно определили спорные правоотношения, с достаточной полнотой выяснили и установили имеющие существенное значение для дела обстоятельства.

Оснований для переоценки доказательств и выводов судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.

Довод кассационной жалобы об идентичности содержания решения суда первой инстанции по настоящему делу и решения суда по другому делу с участием тех же лиц не является нарушением норм процессуального права и основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу № А55-37408/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Т.Н. Федорова

Судьи Н.А. Тюрина

И.В. Арукаева