АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-67785/2020
г. Казань Дело № А55-37997/2019
03 декабря 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2020 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2020
по делу № А55-37997/2019
по заявлению администрация муниципального района Исаклинский Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным отказа, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО1, ФИО2, ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального района Исаклинский Самарской области (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконным отказа от 09.01.2020 № 63/999/001/2019-188555 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – Управление Росреестра, регистрирующий орган) в государственной регистрации права собственности муниципального района Исаклинский на объект недвижимости - «Проектирование и строительство поселкового водопровода с водозабором в д. Ганькин Матак муниципального района Исаклинский», с кадастровым номером 63:19:0000000:1131, протяженностью 4 260 м., расположенный по адресу: Самарская область, Исаклинский район, д. Ганькин Матак, и обязании регистрирующий орган осуществить регистрацию права собственности муниципального района Исаклинский на указанный объект недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФИО1, ФИО2, ФИО3.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2020, заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Росреетра от 09.01.2020 № 63/999/001/2019-188555 в государственной регистрации права собственности муниципального района Исаклинский на объект недвижимости - «Проектирование и строительство поселкового водопровода с водозабором в д. Ганькин Матак муниципального района Исаклинский», кадастровый номер 63:19:0000000:1131, протяженностью 4 260 м., расположенный по адресу: Самарская область, Исаклинский район, д. Ганькин Матак; на регистрирующий орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя – в месячный срок с момента вступления настоящего решения в силу осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального района Исаклинский на указанный объект.
Не согласившись ссудебными актами, Управление Росреестра обратилось вАрбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Информация опринятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена наофициальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПКРФ).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов впорядке, предусмотренном главой35 АПКРФ подоводам, изложенным вкассационной жалобе, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 14.12.2012 между администрацией и обществом с ограниченной ответственностью «Спецремстрой» заключен муниципальный контракт № 38-э на выполнение строительных работ по объекту «Проектирование и строительство поселкового водопровода с водозабором в д. Ганькин Матак муниципального района Исаклинский».
На основании разрешения на строительство от 10.12.2012 RU63509307-65, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 26.12.2014 RU63509305-47 названный объект построен и введен в эксплуатацию.
В последующем, администрация обратилась в регистрирующий орган с заявлением от 25.09.2019 № 63/999/001/2019-188555 о государственной регистрации вышеназванного объекта недвижимости.
Уведомлением от 30.09.2019 №63/999/001/2019-188555 Управление Росреестра приостановило регистрацию в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) ввиду того, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указано что, объект с кадастровым номером 63:19:0000000:1131 граничит с земельными участками, правоустанавливающих документов на которые администрацией не представлены.
Уведомлением от 09.01.2020 №63/999/001/2019-188555Управление Росреестра со ссылкой на положения статьи 27 Закона о регистрации отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на спорный объект, в связи с непредставлением правоустанавливающих документов на земельные участки.
Администрация, полагая, что решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации муниципальной собственности на объект противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилась в суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно положениям Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - реестр). Государственная регистрация права в реестре является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект мотивирован тем, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) сооружение с кадастровым номером 63:19:0000000:1131 расположено в границах земельных участков с кадастровыми номерами 63:19:1402002:42; 63:19:1402001:249; 63:19:1402001:267; 63:19:1402001:268; 63:19:1401009:46, между тем отсутствует запись о регистрации права на земельные участки с кадастровыми номерами 63:19:1402002:42; 63:19:1402001:249; 6э:19:1402001:267; 63:19:1402001:2о8; 63:19:1401009:46 за муниципальным районом Исаклинский Самарской области; также на государственную регистрацию не представлены иные документы, свидетельствующие принадлежность муниципальному району Исаклинский Самарской области указанных земельных участков.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Согласно статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Как следует из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения отнесены к линейным объектам.
Статей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 -ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения, то есть инженерная сеть.
В соответствии с положениями статьи 90 ЗК РФ, нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках, не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
Согласно пункту 8 статьи 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. После ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Суды установили, что спорный объект недвижимости относится к числу подземных трубопроводов, объектам трубопроводного транспорта подземного залегания и является линейным объектом.
Руководствуясь вышеназванными положениями законодательства, суды, правомерно отметили, что земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, не формируются и не предоставляются в собственность собственникам этих линейных объектов подземного залегания и пришли к правомерному выводу, что оформление прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации спорного трубопровода, в силу положений земельного законодательства не требуется.
В связи с этим у собственника такого линейного объекта подземного трубопроводного транспорта в силу действующего законодательства наличие правоустанавливающего документа на земельный участок, под поверхностью которого проложен данный подземный линейный объект не может быть предусмотрено и его представление в орган регистрации прав не может быть обеспечено.
Возражая, Управление Росреестра указало, что в представленных на регистрацию права собственности документах и документах, представленных ранее для постановки сооружения на кадастровый учет, отсутствует информация о том, что заявленное сооружение является подземным, а значит, регистрация права собственности на созданный объект недвижимости должна производится исключительно при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок. Более того, кадастр недвижимости ЕГРН не содержит сведений о том, что заявленный к регистрации объект недвижимости является подземным.
Судами установлено, что спорный водопровод стоит на кадастровом учете, что подтверждается выпиской и ЕГРН и не отрицается Управлением Росреестра.
Для его постановки на кадастровый учет был представлен, в том числе, технический план, в разделе 1.1. которого характерные точки контура объекта недвижимости указаны как подземные.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.06.2016 № 6013-ПК/Д23и «О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения» пунктами 6, 8 статьи 90 ЗК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта земельные участки могут предоставляться исключительно для размещения наземных объектов, в том числе необходимых для строительства подземных сооружений. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не требуется.
Необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, в том числе сооружения, созданного с применением технологии горизонтально направленного бурения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена.
Указанная позиция также поддержана на межведомственном совещании, состоявшемся в Минэкономразвития России 19 02.2016 с участием представителей Минтранса России, Минэнерго России, Росреестра, Росавтодора и Роснедр (протокол совещания от 19.02.2016 № 11-ПК).
Суды отметили, что если из проектной документации, заключений органов, уполномоченных выдавать разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, следует, что сооружение представляет собой совокупность наземных и подземных элементов, то представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения, не требуется.
Установить указанные характеристики объекта недвижимости государственный регистратор может, в том числе на основании документов, представляемых для осуществления его государственного кадастрового учета, содержащих сведения о характеристиках такого сооружения, свидетельствующих о его создании с применением технологии горизонтально-направленного бурения и о нахождении части (частей) такого сооружения под поверхностью земельных участков. В указанных целях государственному регистратору следует запрашивать такие данные одновременно с данными о сооружении, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, в органе кадастрового учета.
В частности, пунктами 26, 27 Требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 № 693, предусмотрен порядок включения в технический план координат характерных точек контура сооружений, в том числе подземных.
Согласно рабочей документации на объект недвижимости глубина залегания трубопровода определяется не менее 1,8 м и в соответствии с пунктом 5.4.5 Свода правил по проектированию и строительству СП 40-102-2000 «Проектирование и монтаж трубопроводов систем водоснабжения и канализации из полимерных материалов. Общие требования», устанавливающим, что минимальное заглубление водопровода до верха трубопровода согласно СНиП 2.04.02 должно превышать глубину промерзания грунта для данной местности не менее чем на 0,5 м, не может быть менее 0.5 м. На основании Свода правил СП 131.13330.2012, СНиП 23-01-99*. Строительная климатология» и Строительные нормы и правила СНиП 2.01.01-82 «Строительная климатология и геофизика» глубина промерзания грунта в Самарской области определятся в 160 см.
Разрешение на строительство не могло быть выдано в нарушение вышеуказанных значений. Доказательства обратного регистрирующим органом суду не представлены.
Доказательства того, что спорный водопровод имеет наземную часть, расположенную на земельных участках с кадастровыми номерами 63:19:1402002:42; 63:19:1402001:249; 63:19:1402001:267; 63:19:1402001:268; 63:19:1401009:46, в материалах дела отсутствуют.
Суды установили, что на момент строительства подземного водопровода земельные участки с кадастровыми номерами 63:19:1402002:42; 63:19:1402001:249; 63:19:1402001:267; 63:19:1402001:268; 63:19:1401009:46 ещё не существовали, поскольку были образованы на основании Постановления Администрация муниципального района Исаклинский Самарской области от 12.11.2018 № 965 и поэтому подземный линейный объект был проложен по землям, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми относилось к компетенции заявителя как органа местного самоуправления.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу, что заявителем представлены в регистрирующий орган документы в соответствии с требованиями статей 17, 18 Закона о регистрации, и обоснованно признали отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект незаконным.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установление иных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, не представлено.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены либо изменения судебного акта, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2020 по делу № А55-37997/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Ф.В. Хайруллина
Судьи В.А. Петрушкин
А.Ф. Фатхутдинова