ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-38397/19 от 10.12.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-68302/2020

г. Казань                                                 Дело № А55-38397/2019

17 декабря 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мосунова С.В.,

судей Мухаметшина Р.Р., Кормакова Г.А.,

при участии представителя:

заявителя – ФИО1, доверенность от 30.10.2019,

в отсутствие:

иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Министерства имущественных отношений Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2020

по делу № А55-38397/2019

по заявлению закрытого акционерного общества «Тольяттистройзаказчик», (ОГРН <***> ИНН <***>), Самарская область, г. Тольятти к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, третье лицо: Администрация городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти, о признании незаконным отказа,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Тольяттистройзаказчик» (далее – ЗАО «Тольяттистройзаказчик»,  заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее – Минимущество Самарской области, Министерство) о признании незаконным отказа, выраженного в ответе (исходящий № 12-03/10466 от 09.09.2019), во включении в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, сведений об объекте недвижимого имущества - нежилом здании с кадастровым номером 63:09:0304060:1218, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул.Баныкина, 21-Б, общей площадью 7 124,2 кв. м, которое принадлежит на праве собственности заявителю. Также заявитель просил обязать Министерство разместить в установленном порядке на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о включении в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2201 от 07.10.2019, сведений об объекте недвижимого имущества - нежилом здании с кадастровым номером 63:09:0304060:1218, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Баныкина, 21-Б, общей площадью 7 124,2 кв. м, которое принадлежит на праве собственности заявителю, по состоянию на дату размещения данного Перечня в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - 31.12.2019, кроме того, обязать Министерство сообщить в письменной форме заявителю о совершении вышеназванных юридических действий.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2020, оставленным без изменений  постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2020, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Минимущество Самарской области просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, производство по делу прекратить.

В отзыве Администрация городского округа Тольятти, а также ЗАО «Тольяттистройзаказчик» в своих возражениях на кассационную жалобу, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просят в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения формации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», однако явку своих представителей (кроме заявителя)  в суд не обеспечили.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие сторон.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя,  проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, заявитель является собственником нежилого здания с кадастровым номером 63:09:0304060:1218, общей площадью 7 124,2 кв.м., находящегося по адресу: <...>. Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0304060:673, разрешенное использование земельного участка «гостиничное обслуживание», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 30.08.2018.

Заявитель 05.07.2019 обратился в Министерство с письмом № 313, в котором просил определить вид фактического использования указанного выше объекта недвижимого имущества – здания с кадастровым номером 63:09:0304060:1218 и включить его в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.

По поручению Министерства специалистами ГБУ Самарской области «Центр размещения рекламы» с участием представителя Администрации городского округа Тольятти 07.08.2019 и 08.08.2019 было проведено обследование указанного выше здания на предмет его фактического использования, по результатам которого составлен Акт осмотра недвижимого имущества с указанием площадей использования и фотоматериалов, из которого следует, что лишь 14,73% помещений используются как офисы, объекты общественного питания или бытового обслуживания.

Письмом от 09.09.2019 исх. № 12-03/10466 Минимуществом Самарской области отказано заявителю во включении указанного нежилого здания в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.

Основанием для отказа во включении указанного нежилого здания в соответствующий Перечень послужил вывод Минимущества Самарской области о том, что менее 20 % от общей площади здания используется под офисные помещения, под объекты общественного питания, под объекты бытового обслуживания, то есть вид фактического использования данного нежилого здания не соответствует признакам нежилых помещений, установленных статей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в отношении которых налоговая база определяется по кадастровой стоимости.

Не согласившись с данным решением Минимущества Самарской области, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Статьей 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 4 ст. 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в рассматриваемой ситуации установлены положениями статьи 2 Закона Самарской области от 25.11.2003 №98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области».

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 № 719 Минимущество Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что спорный объект - нежилое здание с кадастровым номером 63:09:030406061218, расположенное по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральной район, ул. Баныкина, 21-Б, используется в качестве гостиницы.

Суд первой инстанции, проанализировав Акт осмотра объекта недвижимого имущества (раздел 2) от 07.08.2019-08.08.2019, на который ссылалось Министерство, указал, что  для размещения офисных помещений, помещений общественного питания, помещений для бытового обслуживания используется более 20% от общей площади задания, а именно: используются под офисные помещения 201,7 кв.м. (№ п.п. 1. 3 Акта), под объекты общественного питания 756,7 кв.м. (№ п.п. 4,13.14 Акта), под объекты бытового обслуживания 922,9 кв.м. (№ п.п. 5.6.7.8 Акта), что составляет 26,4% от общей площади здания.

Кроме того, из материалов дела следует, что ЗАО «Тольяттистройзаказчик» заключены долгосрочные договоры аренды нежилых помещений с арендаторами, фактически осуществляющими виды коммерческой деятельности по соответствующим назначениям в спорном объекте недвижимости. Так, согласно договору аренды нежилого помещения № 287/1 от 03.09.2018 арендуемая площадь арендатором ООО «Вершина» составляет 1308,7 кв. м, которая используется для размещения ресторана (объекта общественного питания). Согласно договору аренды нежилого помещения №286/2-01 от 03.09.2018 арендуемая площадь арендатором ООО «Альпен Спа» составляет 1563,3 кв. м, которая используется непосредственно для размещения спа-салона, сауны, оздоровительных услуг (объекта бытового обслуживания). Таким образом, на основании заключенных договоров аренды фактически используемая площадь под офисы, рестораны и бытовое обслуживание составляет 40,3% от общей площади здания.

В материалах настоящего дела также имеется акт осмотра объекта недвижимого имущества от 09.01.2020, составленный кадастровым инженером, из которого следует, что объект осмотра фактически используется в целях:

1) размещения объекта общественного питания; процентное отношение площади таких фактически используемых помещений к общей площади здания составляет 21,2 %  от общей площади здания;

2) размещения объекта бытового обслуживания; процентное отношение площади таких фактически используемых помещений составляет 25,4 % от общей площади здания;

3) размещение гостиницы; процентное отношение площади таких фактически используемых помещений составляет 53,4 % от общей площади здания.

Из данного акта осмотра объекта недвижимого имущества от 09.01.2020 также следует, что в здании оказываются услуги населению (гражданам) в сфере бытового обслуживания (Спа-салон «Альпен СПА»), в сфере общественного питания (ресторан «Вершина»), а также гостиничные услуги (гостиница «Альпен Парк»). В здании имеются отдельные входы/выходы в помещения спа-салона, ресторана и гостиницы.

Следовательно, фактически используемая площадь под объекты общественного питания и объекты бытового обслуживания в здании составляет 46,6 % от общей площади здания.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 372, 375, 378.2 НК РФ, Закона Самарской области от 25.11.2003 № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», постановления Правительства Самарской области от 25.07.2016 № 402 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений», пришел к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером 63:09:0304060:1218 соответствует критериям статьи 378.2 НК РФ, подлежит включению в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и удовлетворил заявленные требования.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

В кассационной жалобе и дополнениях Минимущество Самарской области, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, а также, полагая, что Перечень объектов недвижимого имущества является нормативным актом, и требования о включении в него конкретного объекта должны рассматриваться в соответствии Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации в суде общей юрисдикции, считает, что производство по делу в арбитражном суде должно быть прекращено.

Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.

Так, судами отмечено, что заявителем в рамках настоящего дела оспаривается отказ Министерства, изложенный в ответе № 12-03/10466 от 09.09.2019, а не сам Перечень на 2020 год, утвержденный приказом Минимущества Самарской области № 2201. Приказ Министерства также в рамках настоящего дела не оспаривается. В рамках настоящего дела заявителем оспаривается решение органа, осуществляющего публичные полномочия, вынесенное по результатам рассмотрения обращения конкретного лица. Данное решение Министерства не затрагивает права и законные интересы неограниченного круга лиц, а касается непосредственно заявителя.

Следовательно, указали суды нижестоящих инстанций, оснований для прекращения производства по делу в рассматриваемой ситуации не имеется.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Нарушений судами норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2020 по делу № А55-38397/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.

Председательствующий судья                                                     С.В. Мосунов

Судьи                                                                                    Р.Р. Мухаметшин

Г.А. Кормаков