ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-3847/14 от 02.12.2014 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань Дело № А55-3847/2014

04 декабря 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2014 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Баширова Э.Г.,

судей Галиуллина Э.Р., Савкиной М.А.,

при участии представителей:

товарищества собственников жилья «Мегаполис» - Трофименко Л.А., доверенность от 05.05.2014,

отсутствии Государственной жилищной инспекции Самарской области, г.Самара, извещенного надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Мегаполис»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.05.2014 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2014 (председательствующий судья Кувшинова В.Е., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.) в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным Предписания от 19.11.2013 № Сор-18982 производить начисление платы за отопление потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: город Самара, Московское шоссе, д. 57 в соответствии с пунктом 21 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307

по делу № А55-3847/2014

по заявлению товарищества собственников жилья «Мегаполис» г.Самара, к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г.Самара, об оспаривании предписания

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья «Мегаполис» (далее – заявитель, ТСЖ «Мегаполис») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - жилищная инспекция) от 19.11.2013 № Сор-18982 об устранении нарушений законодательства.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.05.2014, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2014, требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области № Сор-18982 от 19.11.2013 в части обязания производить начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды потребителям, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, Московское шоссе, д. 57 в соответствии с п.п. 40, 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (утверждены Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 № 197), в оставшейся части отказал.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, в части отказа в удовлетворении заявленных требований, заявитель, ссылаясь на нарушение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, обратился с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным предписания от 19.11.2013 № Сор-18982 производить начисление платы за отопление потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: город Самара, Московское шоссе, д. 57 в соответствии с пунктом 21 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

В отзыве на кассационную жалобу жилищная инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании 27.11.2014 был объявлен перерыв до 02.12.2014 до 15 час. 15 мин. В порядке, предусмотренном информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 сентября 2006 г. №113 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ», информация о перерыве была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.

Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению в силе.

Из материалов дела следует и судами установлено, что жилищной инспекцией было выдано ТСЖ «Мегаполис» предписание от 19.11.2013 № Сор-18982, которым заявителю предписано в срок до 19.02.2014 устранить выявленные нарушения:

- производить начисление платы за отопление потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, Московское шоссе, д. 57 в соответствии с пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307;

- производить начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды потребителям, пользующимися жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, Московское шоссе, д. 57 в соответствии с п.п. 40, 48 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (утверждены Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 № 197).

Полагая, что данное предписание является недействительным, ТСЖ «Мегаполис» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в признании недействительным предписания от 19.11.2013 № Сор-18982 в части производить начисление платы за отопление потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, Московское шоссе, д. 57 в соответствии с пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, арбитражный суд первой и апелляционной инстанции исходили из того, что производя расчет платы за отопление равными долями в течение всего года является более экономически выгодной методикой, оспариваемое предписание в вышеуказанной части не может нарушать какие-либо права и законные интересы заявителя в экономической деятельности.

Выводы суда первой инстанции и апелляционного суда являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля надзора также регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении Государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований» установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Пунктом 2.2 Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 № 150, в ведении жилищной инспекции находится осуществление регионального государственного жилищного надзора за соблюдением порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги.

Согласно пункту 6 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения № 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 01.01.2015.

Следовательно, до 01.01.2015 в отношении коммунальной услуги по отоплению применяется порядок определения расчета платы за отопление, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

Из информации, представленной управляющей организацией, следует, что в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии.

Соответственно, расчет платы потребителям за услуги отопления должен производиться в соответствии с требованиями пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, согласно которым плата за отопление рассчитывается равными долями в течение года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом если дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, исполнитель обязан один раз в год произвести корректировку платы.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской власти от 13.09.2012 № 207 «О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Самарской области» определено, что при расчете платы граждан за коммунальную услугу по отоплению применять порядок расчета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

Как следует из письма Министерства регионального развития РФ от 28.05.2007 № 10087-ЮТ/07 Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем: согласно подпункту «б» пункта 21 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к Правилам определяется исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, а также координируется с размером субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемым гражданам в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к Правилам. При этом размер годовой платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.

Изложенная правовая позиция содержится в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2013 № АКПИ12-1630.

Суд первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод, что ТСЖ «Мегаполис» не представлены доказательства нарушения оспариваемым по делу актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая изложенное суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам.

Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в суде кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 13.05.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2014 по делу № А55-3847/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить товариществу собственников жилья «Мегаполис» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 руб., перечисленной платежным поручением от 29.09.2014 № 263.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Э.Г. Баширов

Судьи Э.Р. Галиуллин

М.А. Савкина