АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-57740/2020
г. Казань Дело № А55-38603/2018
13 февраля 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
заявителя – извещен надлежащим образом,
ответчика – извещен надлежащим образом,
третьих лиц – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Регион-Престиж»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.08.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2019
по делу № А55-38603/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Регион-Престиж» (ОГРН <***>) к комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара, департамента градостроительства городского округа Самара, главы городского округа Самара, администрации городского округа Самара, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Регион-Престиж» (далее – заявитель, ООО «Регион-Престиж») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений) к администрации городского округа Самара в котором просит: восстановить пропущенный срок обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением;
– признать незаконным бездействие администрации городского округа Самара, выраженное в не принятии в установленный законом срок решения о направлении проекта внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре в части изменения части зоны Р-2 на зону Ц-3 в отношении земельного участка площадью 50,0 кв. м с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 для использования под магазин по адресу: <...> подготовленного на основании обращения ООО «Регион-Престиж», в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты повторного представления проекта;
– обязать администрацию городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Регион-Престиж» путем принятия решения о направлении в представительный орган местного самоуправления проекта внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре в части изменения части зоны Р-2 на зону Ц-3 в отношении земельного участка площадью 50,0 кв. м с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 для. использования под магазин по адресу: <...> подготовленного на основании обращения ООО «Регион-Престиж»;
– признать незаконными действия комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара (далее – комиссия по застройке и землепользованию), выраженные в заключении по результатам заседания комиссии по застройке и землепользованию от 24.09.2018 №КС-7-0-1 об отклонении проекта внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре в части изменения части зоны Р-2 на зону Ц-3 в отношении земельного участка площадью 50,0 кв. м с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 для использования под магазин по адресу: <...> подготовленного на основании обращения ООО «Регион-Престиж», в связи с нахождением на земельном участке самовольно возведенной постройки;
– обязать комиссию по застройке и землепользованию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Регион-Престиж» путем повторного рассмотрения проекта внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре в части изменения части зоны Р-2 на зону Ц-3 в отношении земельного участка площадью 50,0 кв. м с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 для использования под магазин по адресу: <...> подготовленного на основании обращения ООО «Регион-Престиж».
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.08.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО «Регион-Престиж» просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела ООО «Регион-Престиж» предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 площадью 50,00 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе / ул. Ташкентская, вид разрешенного использования «под установку временного павильона» (далее земельный участок). Земельный участок фактически используется в соответствии с видом разрешенного использования.
Однако, согласно генеральному плану городского округа Самара 2008 года, размещенному на муниципальном геопортале Самары, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 расположен на территории объектов административно-делового назначения.
Кроме того, согласно карте застройки и землепользования городского округа Самара, размещенной на муниципальном геопортале Самары, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 расположен в территориальной зоне рекреаций.
Заявитель, указывая на данное несоответствие, обратился в суд с настоящим требованием. При этом заявитель сослался на части 1 и 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), согласно которым внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ.
В силу части 6 статьи 9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Частями 15 и 16 статьи 31 ГрК РФ предусмотрено, что после завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект Главе местной администрации. Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Согласно пункту 1 статьи 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (пункт 1 статьи 37 ГрК РФ).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (часть 2 статьи 33 ГрК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 33 ГрК РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Как следует из материалов дела, 27.06.17 ООО «Регион-Престиж» обратилось к первому заместителю Главы городского округа Самара - председателю комиссии по застройке и землепользованию с заявлением о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки применительно к части территории городского округа Самара в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0707004:3297, и об установлении в пределах границ указанного земельного участка территориальной зоны, предусматривающей размещение временных павильонов розничной торговли и обслуживания населения, как основного вида разрешенного использования.
В обоснование своего заявления ООО «Регион-Престиж» указало на нахождение на земельном участке временного торгового объекта.
Подготовленный на основании обращения ООО «Регион-Престиж» проект внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре был вынесен на публичные слушания. В ходе публичных слушаний возражений на проект не поступило.
Решением комиссии по застройке и землепользованию от 21.09.2018 подготовленный на основании обращения ООО «Регион-Престиж» проект внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре был отклонен в связи с нахождением на земельном участке самовольно возведенной постройки в соответствий с частью 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее– ГК РФ) (протокол заседания комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара от 21.09.2018 № 7) (т.1, л.д.16-17).
Частями 15 и 16 статьи 31 ГрК РФ предусмотрено, что после завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия по застройке и землепользованию с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект Главе местной администрации.
Однако, решением комиссии по застройке и землепользованию от 21.09.2018 подготовленный на основании обращения ООО «Регион-Престиж» проект внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре был отклонен в связи с нахождением на земельном участке самовольно возведенной постройки в соответствий с частью 1 статьи 222 ГК РФ (протокол заседания комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара от 21.09.2018№7) (т.1, л.д.16-17).
При таких обстоятельствах у Главы администрации отсутствовала обязанность в течение десяти дней принять решение о направлении проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления, поскольку проект правил землепользования и застройки был отклонен решением комиссии по застройке и землепользованию.
Таким образом, судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку из представленных в материалы дела доказательств не усматривается неправомерное бездействие соответствующих органов и должностных лиц, также как и незаконность действий комиссии по застройке и землепользованию, выраженных в заключении по результатам заседания комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара от 24.09.2018 №КС-7-0-1.
Заявитель считает незаконными действия комиссии по застройке и землепользованию, выраженные в заключении по результатам заседания Комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара от 24.09.2018 №КС-7-0-1 об отклонении проекта внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре в части изменения части зоны Р-2 на зону Ц-3 в отношении земельного участка площадью 50,0 кв. м с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 для использования под магазин по адресу: <...> подготовленного на основании обращения ООО «Регион-Престиж», в связи с нахождением на земельном участке самовольно возведенной постройки.
Правила застройки и землепользования в городе Самаре утверждены постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61 «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре».
В соответствии с частью 1 статьи 9 названных Правил для обеспечения применения Правил при Главе города формируется действующая комиссия по застройке и землепользованию.
Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением «О Комиссии по застройке и землепользованию при Главе города Самары», являющимся приложением № 2 к Правилам.
Согласно пункту 1.3 положения к компетенции Комиссии относится, в том числе подготовка рекомендаций о необходимости внесения изменений и дополнений в Правила, а также принятия дополнительных нормативных правовых актов, связанных с реализацией и применением Правил и регулирующих вопросы застройки и землепользования.
Согласно пункту 2.1 Положения Комиссия обязана:
проводить публичные слушания в случаях и порядке, определенных статьей 10 Правил;
подготавливать проекты Постановлений и рекомендации Главе города по результатам общественных слушаний и по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
предоставлять Главе города и Самарской городской Думе регулярные (не реже одного раза в год) отчеты о своей деятельности;
обеспечивать гласность при подготовке решений по землепользованию и застройке, в том числе путем предоставления всем заинтересованным лицам возможности доступа на публичные слушания, а также возможности высказывания по обсуждаемым вопросам;
предоставлять по запросу заинтересованных лиц копии протоколов своих заседаний и принятых решений.
Обязанности по осуществлению выезда на место с целью установления наличия (отсутствия) на земельном участке объектов, обладающих признаками самовольной постройки, на Комиссию не возложены.
Судами установлено, что заявителем в комиссию по застройке и землепользованию какие-либо правоустанавливающие документы на объект, находящийся в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0707004:3297, не представлены.
Таким образом, правовые основания для установления в пределах границ указанного земельного участка территориальной зоны, предусматривающей размещение временных павильонов розничной торговли и обслуживания населения, как основного вида разрешенного использования, отсутствовали.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что заявителем не соблюдены условия для признания недействительными оспариваемых обществом решений органов местного самоуправления и обязании их совершить определенные действия, поскольку они приняты в соответствии с действующим законодательством, в пределах имеющихся полномочий, и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Указанные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.08.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2019 по делу № А55-38603/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья В.А. Карпова
Судьи Р.В. Ананьев
В.А. Петрушкин