ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-38603/18 от 21.10.2019 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail:info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

24 октября 2019 года                                                                          Дело № А55-38603/2018    

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 21 октября 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  24 октября 2019 года  

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Сергеевой Н.В., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Сурайкиной А.В.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «Регион-Престиж» -  представитель не явился, извещено,

от Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара -  представитель не явился, извещена,

от Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара -  представитель не явился, извещен,

от Департамента градостроительства городского округа Самара -  представитель Муллова А.А.(доверенность от 16.01.2019),

от Главы городского округа Самара -  представитель не явился, извещен,

от Администрации городского округа Самара -  представитель не явился, извещена,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по  апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Регион-Престиж»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2019 года по делу                    № А55-38603/2018 (судья  Якимова О.Н.), 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Регион-Престиж» (ОГРН 1116318008620),

к Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,

Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара,

Департамента градостроительства городского округа Самара,

Главы городского округа Самара,

Администрации городского округа Самара,

о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Регион-Престиж» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара,  Главы городского округа Самара,  Администрации городского округа Самара (далее – третьи лица), о признании незаконными действий, бездействий.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью «Регион-Престиж» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.

В жалобе указывает на то, что правоустанавливающие документы на объект, находящийся в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0707004:3297,  уполномоченным органом у заявителя не запрашивались.

По мнению подателя жалобы ООО «Регион-Престиж» не обязано было представлять Комиссии правоустанавливающий документ на временный павильон, поскольку ст. 7 Закона № 210-ФЗ предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, участвующих в межведомственном информационном взаимодействии. Предоставление документов и информации осуществляется по межведомственному запросу органа, предоставляющего услугу.

Кроме того, указывает на то, что судом не было рассмотрено требование заявителя о признании незаконным бездействия администрации г.о.Самара, выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о направлении проекта внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре в части изменения части зоны Р-2 на зону Ц-3 в отношении земельного участка площадью 50,0 кв.м с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 для использования под магазин по адресу: г. Самара, Московское шоссе / ул. Ташкентская, подготовленного на основании обращения ООО "Регион-Престиж", в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты повторного представления проекта.

Департамент потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее. Кроме того, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.

Представитель Департамента градостроительства городского округа Самара в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание представители общества с ограниченной ответственностью «Регион-Престиж», Администрации городского округа Самара, Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара, Главы городского округа Самара, Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в их отсутствие.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителя Департамента градостроительства городского округа Самара, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

ООО «Регион-Престиж» предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 площадью 50,00 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе / ул. Ташкентская, вид разрешенного использования «под установку временного павильона» (далее земельный участок). Земельный участок фактически используется в соответствии с видом разрешенного использования.

Однако, согласно генеральному плану городского округа Самара 2008 года, размещенному на муниципальном геопортале Самары, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 расположен на территории объектов административно-делового назначения.

Кроме того, согласно карте застройки и землепользования городского округа Самара, размещенной на муниципальном геопортале Самары, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 расположен в территориальной зоне рекреаций.

Заявитель, указывая на данное несоответствие, обратился в суд с настоящим требованием (с учетом уточнения от 02.08.2019 –л.д.117, т.1)

о  признании незаконным бездействия администрации городского округа Самара, выраженного в непринятии в установленный законом срок решения о направлении проекта внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре в части изменения части зоны Р-2 на зону Ц-3 в отношении земельного участка площадью 50,0 кв.м с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 для использования под магазин по адресу: г. Самара, Московское шоссе / ул. Ташкентская, подготовленного на основании обращения ООО "Регион-Престиж", в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты повторного представления проекта;

обязать администрацию городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Регион-Престиж" путем принятия решения о направлении в представительный орган местного самоуправления проекта внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре в части изменения части зоны Р-2 на зону Ц-3 в отношении земельного участка площадью 50,0 кв.м с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 для. использования под магазин по адресу: г. Самара, Московское шоссе / ул. Ташкентская, подготовленного на основании обращения ООО «Регион- Престиж»;

признать незаконными действия  комиссии по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара, выраженные в заключении по результатам заседания Комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара от 24.09.2018 №КС-7-0-1 об отклонении проекта внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре в части изменения части зоны Р-2 на зону Ц-3 в отношении земельного участка площадью 50,0 кв.м с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 для использования под магазин по адресу: г. Самара, Московское шоссе / ул. Ташкентская, подготовленного на основании обращения ООО «Регион-Престиж», в связи с нахождением на земельном участке самовольно возведенной постройки;

обязать комиссию по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Регион-Престиж" путем повторного рассмотрения проекта внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре в части изменения части зоны Р-2 на зону Ц-3 в отношении земельного участка площадью 50,0 кв.м с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 для использования под магазин по адресу: г. Самара, Московское шоссе / ул. Ташкентская, подготовленного на основании обращения ООО «Регион-Престиж».

При этом заявитель сослался на ч. 1 и 2 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации,  согласно которым внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ.

Основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в том числе несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа, возникшее в результате внесения в такой генеральный план изменений.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 27.06.17 ООО «Регион-Престиж» обратилось к первому заместителю Главы городского округа Самара - председателю комиссии по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара с заявлением о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки применительно к части территории городского округа Самара в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0707004:3297, и об установлении в пределах границ указанного земельного участка территориальной зоны, предусматривающей размещение временных павильонов розничной торговли и обслуживания населения, как основного вида разрешенного использования.

Подготовленный на основании обращения ООО «Регион-Престиж» проект внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре был вынесен на публичные слушания. В ходе публичных слушаний возражений на проект не поступило.

Частями 15 и 16 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что после завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект Главе местной администрации. Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Решением комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара от 21.09.2018 подготовленный на основании обращения ООО «Регион-Престиж» проект внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре был отклонен в связи с нахождением на земельном участке самовольно возведенной постройки в соответствий с ч. 1 ст. 222 ГК РФ (Протокол заседания комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара №7 от 21.09.18) (т.1, л.д.16-17).

Заявитель считает незаконными действия  комиссии по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара, выраженные в заключении по результатам заседания Комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара от 24.09.2018 №КС-7-0-1 об отклонении проекта внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре в части изменения части зоны Р-2 на зону Ц-3 в отношении земельного участка площадью 50,0 кв.м с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 для использования под магазин по адресу: г. Самара, Московское шоссе / ул. Ташкентская, подготовленного на основании обращения ООО «Регион-Престиж», в связи с нахождением на земельном участке самовольно возведенной постройки, нарушающими права и интересы заявителя вследствие следующих причин.

Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные  или  созданные  без  получения  на  это  необходимых  в  силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Однако, как указал заявитель, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 площадью 50,00 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе / ул. Ташкентская, предоставлен ООО «Регион-Престиж» в аренду под установку временного павильона. Между департаментом управления имуществом городского округа Самара и ООО "Регион-Престиж" заключен договор аренды № 79а от 26.10.2017 г. земельного участка.

На земельном участке с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 расположен временный павильон площадью 45,0 кв.м, который не является капитальным строением.

Следовательно, комиссия по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара, отклоняя подготовленный на основании обращения ООО «Регион-Престиж» проект внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, необоснованно сослалась на ч. 1 ст. 222 ГК РФ в протоколе заседания комиссии №7 от 21.09.18.

Заявитель также указал, что действующие правила землепользования и застройки не соответствуют генеральному плану городского округа (в части земельного участка с кадастровым номером 63:01:0707004:3297).

18.08.15 г. ООО «Регион-Престиж» обратилось в департамент потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденную постановлением Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 № 377, временного павильона, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе / ул. Ташкентская.

Письмом от 02.10.2015 г. департамент потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара отказал ООО «Регион-Престиж» в удовлетворении заявления о включении в Схему, сославшись на сведения департамента градостроительства городского округа Самара о несоответствии вида использования объекта основным разрешенным видам использования земельных участков в территориальной зоне Р-2.

По мнению заявителя решение комиссии по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара от 21.09.2018 влечет невозможность включения временного павильона ООО «Регион-Престиж» в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, что в свою очередь является препятствием для заключения ООО «Регион-Престиж» договора аренды земельного участка на новый срок после истечения срока действия договора аренды земельного участка № 79а от 26.10.2017 г.

Суд первой инстанции, отклоняя доводы заявителя, правомерно исходил из следующего.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Бремя доказывания обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, по делам данной категории в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, чей акт (действие, бездействие) обжалуется.

Согласно материалам дела 27.06.2017 заявитель обратился в Комиссию с заявлением о принятии решения о подготовке проекта Правил застройки и землепользования в городе Самаре применительно к части территории городского округа Самара в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 и об установлении в пределах границ указанного земельного участка территориальной зоны, предусматривающей размещение временных павильонов розничной торговли и обслуживания населения, как основного вида разрешенного использования.

В обоснование своего заявления ООО «Регион-Престиж» указало на нахождение на земельном участке временного торгового объекта.

Правила застройки и землепользования в городе Самаре утверждены постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61 «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре».

В соответствии с частью 1 статьи 9 названных Правил для обеспечения применения Правил при Главе города формируется действующая Комиссия по застройке и землепользованию.

Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением «О Комиссии по застройке и землепользованию при Главе города Самары», являющимся Приложением № 2 к Правилам.

Согласно пункту 1.3 Положения к компетенции Комиссии относится, в том числе подготовка рекомендаций о необходимости внесения изменений и дополнений в Правила, а также принятия дополнительных нормативных правовых актов, связанных с реализацией и применением Правил и регулирующих вопросы застройки и землепользования.

Согласно пункту 2.1 Положения Комиссия обязана:

проводить публичные слушания в случаях и порядке, определенных статьей 10 Правил;

подготавливать проекты Постановлений и рекомендации Главе города по результатам общественных слушаний и по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;

предоставлять Главе города и Самарской городской Думе регулярные (не реже одного раза в год) отчеты о своей деятельности;

обеспечивать гласность при подготовке решений по землепользованию и застройке, в том числе путем предоставления всем заинтересованным лицам возможности доступа на публичные слушания, а также возможности высказывания по обсуждаемым вопросам;

- предоставлять по запросу заинтересованных лиц копии протоколов своих заседаний и принятых решений.

Обязанности по осуществлению выезда на место с целью установления наличия (отсутствия) на земельном участке объектов, обладающих признаками самовольной постройки, на Комиссию не возложены.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Решением Комиссии от 21.09.2018 подготовленный на основании обращения заявителя проект внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре был отклонен в связи с нахождением на земельном участке самовольно возведенной постройки.

В соответствии с частью 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Однако, заявителем в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара какие-либо правоустанавливающие документы на объект, находящийся в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0707004:3297, не представлены.

Как указал заявитель, решение комиссии по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара от 21.09.2018 влечет невозможность включения временного павильона ООО «Регион-Престиж» в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, что в свою очередь является препятствием для заключения ООО «Регион-Престиж» договора аренды земельного участка на новый срок после истечения срока действия договора аренды земельного участка № 79а от 26.10.2017 г.

Однако, ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного   самоуправления,   определенным   в   соответствии   с   уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом «6.1» части 3 статьи 25 Устава городского округа Самара определено, что для решения вопросов местного значения городского округа Самара Администрация городского округа Самара, являясь органом местного самоуправления городского округа Самара, разрабатывает и утверждает схему размещения НТО.

Администрацией городского округа Самара принято постановление от 19.04.2013 № 377 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара» и утверждена схема размещения НТО на территории городского округа Самара.

18.08.2015 заявитель обратился в Департамент потребительского рынка и услуг с заявлением о включении в Схему НТО (временного павильона), расположенного на земельного участке с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 по адресу: г. Самара, Московское шоссе/ул. Ташкентская, площадью 50, кв.м.

Согласно пункту 11 Порядка включение в Схему нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществлялось органом местного самоуправления по согласованию с органом, осуществляющим полномочия собственника соответствующего имущества.

В целях соблюдения норм, установленных Порядком, в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара Департаментом потребительского рынка и услуг был  направлен  запрос  (от 26.08.2015  №  26-14-01/01/3781) о рассмотрении пакета    документов,    поступивших    от    заявителя и представления    информации    о    соответствии    расположения    НТО по адресу г. Самара, Московское шоссе/ул. Ташкентская, градостроительным нормам, в том  числе, сведений    из    информационной    системы    обеспечения градостроительной  деятельности  городского  округа  Самара о принадлежности    земельного    участка    к    определенной территориальной зоне по карте правового зонирования, территории общего пользования, о нахождении участка в охранной зоне подземных или наземных инженерных сетей и коммуникаций.

Согласно выписке из ИСОГД от 21.09.2015 № 6-МУ-38-Д05-01-01/8382 (т.1, л.д.21),  представленной  Департаментом  строительства  и  архитектуры городского округа Самара, вид разрешенного использования спорного объекта не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в территориальной зоне Р-2.

При таких обстоятельствах, в случае отказа во включении в Схему НТО, заявитель не был лишен права обратиться в суд за защитой в установленном порядке.

О тказ уполномоченного органа во включении объекта заявителя в Схему НТО предметом настоящего спора не является.

Согласно пункту 1 статьи 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (пункт 1 статьи 37 ГрК РФ).

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (часть 2 статьи 33 ГрК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 33 ГрК РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Как предусмотрено частями 15 и 16 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ, после завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект Главе местной администрации.

Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Как следует из материалов дела, 27.06.17 ООО «Регион-Престиж» обратилось к первому заместителю Главы городского округа Самара - председателю комиссии по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара с заявлением о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки применительно к части территории городского округа Самара в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0707004:3297, и об установлении в пределах границ указанного земельного участка территориальной зоны, предусматривающей размещение временных павильонов розничной торговли и обслуживания населения, как основного вида разрешенного использования.

Подготовленный на основании обращения ООО «Регион-Престиж» проект внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре был вынесен на публичные слушания. В ходе публичных слушаний возражений на проект не поступило.

Частями 15 и 16 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что после завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект Главе местной администрации.

Однако, Решением комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара от 21.09.2018 подготовленный на основании обращения ООО «Регион-Престиж» проект внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре был отклонен в связи с нахождением на земельном участке самовольно возведенной постройки в соответствий с ч. 1 ст. 222 ГК РФ (Протокол заседания комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара №7 от 21.09.18) (т.1, л.д.16-17).

При таких обстоятельствах у Главы администрации отсутствовала обязанность в течение десяти дней принять решение о направлении проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления, поскольку проект правил землепользования и застройки был отклонен Решением комиссии по застройке и землепользованию.

Таким образом, судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку из представленных в материалы дела доказательств не усматривается неправомерное бездействие соответствующих органов и должностных лиц, также как и незаконность действий  комиссии по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара, выраженных в заключении по результатам заседания Комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара от 24.09.2018 №КС-7-0-1.

С учетом того, что в установленные нормативными правовыми актами сроки ответчиками осуществлялась деятельность по разработке проекта решения о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в г.Самара по установлению соответствующих зон, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции также отмечает, что сам факт отсутствия внесения соответствующих изменений в ПЗЗ сам по себе не свидетельствует о неправомерном бездействии ответчиков при отсутствии доказательств нарушения норм действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.

Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2019 года по делу                    №А55-38603/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                И.С.Драгоценнова

Судьи                                                                                                                Н.В.Сергеева  

                                                                                                                           Е.Г.Попова