ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-3882/2023 от 09.11.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-9107/2023

г. Казань Дело № А55-3882/2023

16 ноября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мосунова С.В.,

судей Закировой И.Ш., Хлебникова А.Д.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 22.03.2023,

Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области ФИО2, доверенность от 23.10.2023,

в отсутствие:

третьего лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Маранта-Сити»

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023

по делу № А55-3882/2023

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Маранта-Сити" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество «Почта России», в лице УФПС Самарской области, о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Маранта-Сити" (далее - ООО "Маранта-Сити", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС по Самарской области, антимонопольный орган), в котором просило:

- признать незаконным и отменить решение в форме Заключения УФАС по Самарской области от 20.01.2023 о признании ООО "МарантаСити" уклонившимся от заключения договора по результатам проведенного открытого аукциона на поставку офисной мебели по проекту "ЛПЦ" для нужд УФПС Самарской области, в связи с тем, что неподписание договора в установленный срок было обусловлено тем, что в связи с введением санкций европейскими странами в отношении РФ поставщик, с которым заключен договор, не имеет возможности поставить ряд товаров, с параметрами необходимыми для заказчика;

- исключить сведения об ООО "Маранта-Сити" и учредителях (участниках) ООО "Маранта-Сити" из Реестра недобросовестных поставщиков от 07.02.2023 номер реестровой записи Р2312680.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.05.2023 в удовлетворении заявленных ООО "Маранта-Сити" требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023 решение Арбитражного суда Самарской области от 14.05.2023 отменено, производство по делу прекращено.

ООО "Маранта-Сити" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 14.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

В отзыве антимонопольный орган, полагая постановление апелляционного суда обоснованным и законным, просит оставить его без изменений, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако третье лицо явку своего представителя в суд не обеспечило.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившейся стороны.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 26.10.2023 объявлен перерыв до 02.11.2023 до 11 часов 15 минут.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 02.11.2023 объявлен перерыв до 09.11.2023 до 10 часов 10 минут.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, отзывов на ней, заслушав представителей заявителя, антимонопольного органа, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.

Как следует из материалов дела, на электронной площадке, расположенной в сети "Интернет" по адресу - utp.sberbank-ast.ru, были размещены сведения о проведении аукциона "Поставка-офисной мебели по проекту "ЛПЦ" для нужд УФПС Самарской области", аукцион в электронной форме N SBR035-220014494200615/32211732252.

ООО "Маранта-Сити" 17.10.2022 была подана заявка на участие в данном аукционе.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок от 01.11.2022 ООО "Маранта-Сити" было признано победителем аукциона, и 08.11.2022 в личном кабинете на вышеуказанном Интернет ресурсе ООО "Маранта-Сити" получило проект договора. Срок подписания контракта был определен АО "Почта России" - 14.11.2022.

На запрос ООО "Маранта-Сити" поставщик ЛДСП известил об отсутствии ряда товаров, с параметрами, необходимыми для выполнения условий договора с АО "Почта России".

Обществом 09.11.2022 на адрес электронной почты уполномоченного сотрудника УФПС Самарской области - OfficeR63@russianpost.ru, а также на адреса - Julia.Vedekhina@russianpost.ru, Elena.Fedyashova@russianpost.ru были направлены запросы о замене материалов на аналоги с указанием, что в свободном доступе на российском рынке товары с указанными в техзадании характеристиками отсутствуют, гарантией, что по техническим характеристикам и эксплуатационным свойствам материалы-аналоги полностью соответствуют требованиям, заявленным в техзадании.

С адреса электронной почты от уполномоченного сотрудника УФПС Самарской области ООО "МарантаСити" 15.11.2022 получило Письмо с согласованием материалов-аналогов.

Однако, после наступления 14.11.2022 у ООО "Маранта-Сити" отсутствовала техническая возможность согласится с условиями договора - функционал сайта после этой даты не позволяет подписать договор поставки.

В УФАС по Самарской области 10.01.2023 поступило обращение филиала АО «Почта России» в лице УФПС Самарской области о включении сведений об ООО «МАРАНТА- СИТИ» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением победителя от заключения договора по результатам проведенного открытого аукциона на поставку офисной мебели по проекту "ЛПЦ" для нужд УФПС Самарской области (№ 32211732252, https://zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион).

Комиссией УФАС по Самарской области было подготовлено Заключение от 20.01.2023, согласно которому ООО "Маранта-Сити" было признано уклонившимся от заключения договора по результатам проведенного открытого аукциона на поставку офисной мебели по проекту "ЛПЦ" для нужд УФПС Самарской области (№ 32211732252, https://zakupki.gov.ru/).

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "МарантаСити" в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции рассмотрел дело по существу, сделав вывод о том, что оспариваемое ООО "Маранта-Сити" Заключение от 20.01.2023, согласно которому ООО "МарантаСити" было признано уклонившимся от заключения договора по результатам проведенного открытого аукциона на поставку офисной мебели по проекту "ЛПЦ" для нужд УФПС Самарской области (№ 32211732252, https://zakupki.gov.ru/), является ненормативным правовым актом, возможность обжалования которого предусмотрена положениями главы 24 АПК РФ, и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, в единой информационной системе.

Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утверждены правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее – Правила №1211).

В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения "О Федеральной антимонопольной службе", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС РФ).

Пунктом 2.1 Приказа ФАС РФ от 18.03.2013 № 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", предусмотрено, что комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

В силу указанных норм УФАС по Самарской области является органом, уполномоченным принимать решение о наличии либо отсутствии оснований для включения сведений в отношении ООО "Маранта-Сити", а основанием для включения сведений в отношении участника в Реестр недобросовестных поставщиком является заключение ФАС РФ, оформленное соответствующим приказом.

В соответствии с Законом о закупках и постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на ФАС России возложено осуществление полномочий по ведению указанного реестра.

Приказом ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлено, что по результатам проверки сведений, указанных в Постановлении Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", комиссия ФАС России (комиссия территориальных органов ФАС России) дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения вышеуказанных сведений в Реестр, которое оформляется приказом ФАС России.

Согласно пункту 2.2 Приказа № 164/13 подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в Реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного в пункте 2 Приказа № 164/13 решения руководителя ФАС России.

Соответственно, основанием для включения сведений в Реестр в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 5 Закона о закупках, является именно приказ ФАС РФ.

Вместе с тем, само заключение территориального органа ФАС России является документом внутриведомственного характера, не порождающим для субъектов каких-либо прав и обязанностей, не является безусловным основанием для включения соответствующих сведений в Реестр, следовательно, не относится к ненормативным правовым актам, в связи с чем в случае оспаривания заключения антимонопольного органа в арбитражном суде обжалованию подлежит соответствующий пункт приказа ФАС России.

Судом апелляционной инстанции также отмечено, что Заключение Комиссии УФАС по Самарской области от 20.01.2023 в отношении ООО "Маранта-Сити" не содержит указания на возможность его обжалования в судебном порядке.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции, учитывая правовую позицию, изложенную в Определениях Верховного Суда РФ от 19.08.2019 N 307-ЭС19-4440 по делу N А56-104785/2018, от 28.03.2019 N 302-ЭС19-3163 по делу N А19-18952/2018, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ, пунктом 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 12 "О применении АПК РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", прекратил производство по делу, отметив, что в случае наличия волеизъявления ООО "Маранта-Сити" имеет право в установленном законом порядке обжаловать соответствующий ненормативный правовой акт ФАС РФ о включении сведений об ООО "Маранта-Сити" и учредителях (участниках) данного общества с ограниченной ответственностью в Реестр недобросовестных поставщиков.

В кассационной жалобе ООО "Маранта-Сити" оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что оснований для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков не имелось, и, ссылаясь на положения статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", считает, что Заключение УФАС по Самарской области от 20.01.2023 в данном случае является ненормативным правовым актом, влекущих включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном понимании действующего законодательства.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков за нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регламентируется постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, предусматривающим, что включение сведений в этот реестр производится территориальным органом ФАС РФ путем принятия решения.

Однако, в данном случае антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении обществом Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а включение в реестр недобросовестных поставщиков в этом случае регламентируется постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", которое предусматривает, что территориальный орган ФАС РФ готовит заключение, которое направляется в ФАС РФ, и включение в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется приказом руководителя ФАС РФ.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права.

Нарушений судом апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятого судебного акта, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанций не находит оснований для отмены постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2023.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023 по делу № А55-3882/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья С.В. Мосунов

Судьи И.Ш. Закирова

А.Д. Хлебников