ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-39565/2022 от 06.02.2024 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-12474/2023

г. Казань Дело № А55-39565/2022

07 февраля 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,

судей Желаевой М.З., Савкиной М.А.,

при участии представителя:

ответчика – ФИО1 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Автономной некоммерческой организации «Институт регионального развития»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2023

по делу № А55-39565/2022

по исковому заявлению Министерства энергетики и жилищнокоммунального хозяйства Самарской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Автономной некоммерческой организации «Институт регионального развития» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании задолженности,

третье лицо: Министерство образования и науки Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее– Министерство. истец) обратилось в арбитражный суд к Автономной некоммерческой организации «Институт регионального развития» (далее– АНО «Институт регионального развития», ответчик) с иском о взыскании денежных средств в сумме 8 637 602,78 руб., из которых: 1 372 087 руб. 86 коп., использованных с нарушением условий предоставления и расходования субсидий в соответствии с порядком №791; 7 265 514 руб. 92 коп., использованных с нарушением условий предоставления субсидий в соответствии с порядком №252.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2023 иск удовлетворен, с АНО «Институт регионального развития» в пользу Министерства взыскано 8 637 602 руб. 78 коп., из которых: 1 372 087 руб. 86 коп., использованных с нарушением условий предоставления и расходования субсидий в соответствии с порядком №791; 7 265 514 руб. 92 коп., использованных с нарушением условий предоставления субсидий в соответствии с порядком №252.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2023 решение Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2023 оставлено без изменения.

Не согласившись с решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда АНО «Институт регионального развития» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции по основаниям, изложенным в жалобе.

От АНО «Институт регионального развития» поступили дополнения по кассационной жалобе.

В частности заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, указывает, что им были представлены отчеты по расходованию субсидий по целевому назначению.

От Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

От Министерства образования и науки Самарской области поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором сообщает, что позиция Министерства по делу направлена в суд первой инстанции письмом от 10.07.2023 № МО/3948., дополнительных пояснений у Министерства по делу не имеется, просит рассмотреть кассационную жалобу без участия своего представителя.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, заслушав явившегося представителя ответчика, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.

Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций установили, что Министерством в соответствии с порядком определения объема и предоставления АНО «Институт регионального развития» на финансовое обеспечение деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 23.04.2019 № 252 (далее - Порядок предоставления субсидии) в 2030.12.2019 заключено соглашение с АНО «Институт регионального развития» № 233 о предоставлении и использовании субсидий областного бюджета на осуществление уставной деятельности в виде имущественного взноса Самарской области.

Субсидии предоставлены ответчику в соответствии с Порядком предоставления в 2019 году субсидии автономной некоммерческой организации «Институт регионального развития» на осуществление уставной деятельности в виде имущественного взноса Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 05.11.2019 №791 (далее - Порядок №791), а также в соответствии с Порядком определения объема и предоставления субсидий автономной некоммерческой организации «Институт регионального развития» на финансовое обеспечение деятельности, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 23.04.2019 №252 (ред. от 14.10.2019) (далее - Порядок №252).

По условиям пункта 4.3.1 соглашения получатель обязуется направлять субсидию на цели, установленные пунктом 1.1 раздела 1 настоящего соглашения.

Согласно пункту 4.3.4 соглашения получатель обязуется представлять Главному распорядителю отчет об использовании полученной субсидии по форме, установленной приложением к порядку предоставления субсидий, ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, до полного расходования общего объема лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, установленном порядке.

Согласно пунктам 3 и 8 Порядка № 791 установлено, что для предоставления и перечисления субсидии АНО необходимо наличие и предоставление в Министерство документов, подтверждающих фактически произведенные АНО расходы или возникновение у АНО соответствующих денежных обязательств, в том числе заключенных контрактов, соглашений, договоров.

В соответствии с пунктом 15 Порядка № 791 субсидия подлежит возврату в областной бюджет в случае нарушения АНО условий предоставления и расходования субсидий, выявленного по фактам проверок, проведенных министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля.

Аналогичные требования содержатся в пунктах 4.1.5, 4.3.4, 4.3.6.2 соглашения.

В нарушение вышеуказанных требований ответчик не предоставил отчеты об использовании субсидий на сумму 1 372 087 руб. 86 коп. в рамках Порядка №791 и на сумму 7 265 514,92 руб. по Порядку № 252.

Считая, что ответчик не подтвердил целевое использование субсидии и правомерность использования невозвращенного остатка бюджетных средств путем представления отчетов в установленном порядке, истец потребовал возврата субсидий.

Не урегулировав спор в досудебном порядке, истец обратился в суд с настоящим иском.

При рассмотрении настоящего спора арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующих установленных обстоятельств и оценки доказательств.

Арбитражными судами установлено, что в обоснование своих возражений ответчик указал, что отчет на сумму иска был предоставлен в Министерство на 476 листах сопроводительным письмом от 05.03.2021 №86.

Таким образом, по мнению АНО, отчеты предоставлены и обязательства АНО исполнены.

Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций с указанным доводом не согласились в связи с тем, что Порядком предоставления в 2019 году субсидии АНО «Институт регионального развития» на осуществление уставной деятельности в виде имущественного взноса Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 05.11.2019 №791 и Порядком определения объема и предоставления субсидий автономной некоммерческой организации «Институт регионального развития» на финансовое обеспечение деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области установлены сроки и формы предоставления отчетов ежеквартально до пятого числа месяца, следующего за отчетным. Соглашения о предоставлении субсидий были заключены в 2019 году и действовали до 31.12.2019.

Предоставление отчетов по данным соглашениям в 2021 году не предусмотрено Порядками №791 и № 252.

Арбитражные суды установили, что письмо АНО от 05.03.2021 №86 поступило в Министерство и зарегистрировано 05.03.2021 №МЭЖКХ/2887. Представленные АНО документы рассмотрены Министерством и в АНО направлен ответ от 16.04.2021 №МЭЖКХ/2490-исх с подробным обоснованием несоответствия представленных документов требованиям, установленным Порядками №791 и №252, а также о взыскании субсидии в судебном порядке.

Истцом направлен запрос в Министерство образования и науки Самарской области (далее - Минобрнауки), которое с 01.01.2020 осуществляет функции и полномочия учредителя АНО от имени Самарской области, а также главного распорядителя бюджетных средств в отношении АНО с просьбой проведения сверки платежных поручений, представленных письмом АНО от 05.03.2021 №86 и отчетных документов об использовании субсидий, представленных минобрнауки АНО в 2020 году.

Согласно письму Минобрнауки от 21.04.2021 №МО/1140-вн перечень расходов АНО на сумму 2 818 883 руб. 73 коп. профинансированы Минобрнауки по соглашению от 28.12.2020 №465 на основании Постановления Правительства Самарской области от 24.12.2020 №465 на погашение кредиторской задолженности за 2019 год. Расходы на сумму 806 797 руб. 40 коп. были выделены Минобрнауки и включены в отчеты АНО об использовании субсидии из областного бюджета за I - IV кварталы 2020 года.

Таким образом, письмом от 05.03.2021 №86 АНО представило документы, на основании которых ранее Минобрнауки уже были предоставлены АНО субсидии в размере 3 625 861 руб. 13 коп.

При таких обстоятельствах, арбитражные суды пришли к выводу, что такое поведение ответчика свидетельствует о нарушении им условий Порядков №791 и №252, согласно которым субсидии расходуются АНО при соблюдении условия недопущения двойного финансирования расходов за счет предоставляемых субсидий и средств областного бюджета, полученных в рамках реализации иных расходных обязательств Самарской области.

Письмом от 19.04.2021 №239 зарегистрированным в Министерстве 20.04.2021 №МЭЖКХ/5105 АНО отозвало с рассмотрения отчет об использовании субсидии из областного бюджета по сопроводительному письму от 05.03.2021 №86.

Таким образом, установив указанные обстоятельства, оценив представленные доказательства и доводы участников спора, арбитражные суды пришли к выводу о том, что исковые требования о взыскании денежных средств в сумме 8 637 602 руб. 78 коп. подтверждены материалами дела, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Ссылка в жалобе на представленный отчет от 05.03.2021 являлась предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и отклонена, поскольку указанные в отчете данные частично относились к другим субсидиям. Более того, письмом от 19.04.2021 №239 зарегистрированным в Министерстве 20.04.2021 №МЭЖКХ/5105 ответчик отозвал с рассмотрения отчет об использовании субсидии из областного бюджета по сопроводительному письму от 05.03.2021 №86.

Иных доказательств использования субсидии ответчик в дело не представил.

При рассмотрении настоящего спора арбитражные суды первой и апелляционной инстанций установили все существенные обстоятельства для данной категории споров, оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участников спора в их совокупности.

Доводы кассационной жалобы изучены судом, однако, они подлежат отклонению, поскольку указанные в кассационной жалобе доводы не опровергают законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и правильности выводов судов, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.

Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.

Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.

При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено. Нормы материального права применены правильно.

Таким образом, на основании вышеизложенного суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2023 по делу № А55-39565/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Н.Ю. Мельникова

Судьи М.З. Желаева

М.А. Савкина