ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань
Дело № А55-39709/2009
27 декабря 2010 года
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Ананьева Р.В.,
в отсутствие:
истца (заявителя) – извещен, не явился,
ответчика – извещен, не явился,
третьего лица – извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Сызрань,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.05.2010 (судья Чайников В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Бажан П.В., Засыпкина Т.С.)
по делу № А55-39709/2009
по исковому заявлению администрации городского округа Сызрань к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара, с участием третьего лица – Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара, о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Сызрань (далее – админстрация истец,) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее ‑ ТУ Росимущества, ответчик,) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, создающих угрозу его нарушения, путем признания недействительным права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 844 кв.м., с кадастровым номером 63:08:010124:0054(0)//0:0000000:0//1205:00:0482:076:0:0, об изъятии данного земельного участка у Российской Федерации из чужого незаконного владения и признании права собственности на него за муниципальным образованием ‑ городской округ Сызрань.
Решением суда первой инстанции от 11.052010 в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Самарской области от 11.05.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает обжалуемые акты законными и не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.04.2009 № 08/007/2009-1560 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на данный земельный участок осуществлена 13.12.2000 на основании части 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)
Истец полагает, что государственная регистрации произведена в нарушение установленного законом порядка и при отсутствии на то оснований.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) в федеральной собственности находятся не только земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, но и земельные участки, которые признаны федеральной собственностью федеральными законами, а также которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статья 218 ГК РФ предусматривает основания приобретения права собственности.
Статья 17 ЗК РФ предусматривает приобретение права федеральной собственности на земельные участки, собственником которых выступает публичное образование – Российская Федерация.
Право федеральной собственности на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, определяется на основании статьи 214 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Доказательства нахождения спорного участка в частной или муниципальной собственности отсутствуют.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения,автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Государственная собственность на землю имеет конкретных субъектов права, а именно: Российскую Федерацию или субъекта Российской Федерации.
При государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок в качестве собственника спорного земельного участка указана Российская Федерация.
Право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок было зарегистрировано на основании статьи 214 ГК РФ, что в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является одним из оснований для проведения регистрации права. Истцом не представлены доказательства наличия права муниципальной собственности городского округа Сызрань на момент проведения регистрации права государственной собственности на указанный земельный участок.
Статья 2 Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» предусматривала возникновение права собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации была произведена до введения в действие Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (вступившего в силу с 21.10.2001) (далее – Федеральный закон от 25.10.2001) и Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (вступившего в силу 21.01.2002).
Требование истца о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права администрации, предусмотренного пунктом 10 статьи 3 Федеральный закон от 25.10.2001, на распоряжение спорным земельным участком, является необоснованным. На момент вступления в законную силу Федерального закона от 25.10.2001 право собственности на спорный земельный участок уже было разграничено, у истца отсутствовали права на распоряжение данным участком.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», иными законами не предусмотрен такой способ защиты как признание недействительным зарегистрированного права. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
На основании статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 ‑ 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Истцом не доказано, что администрация является собственником спорного земельного участка, лицом, владеющим имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
В соответствии со статьей 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со статьей 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
На момент вступления в законную силу Федерального закона от 25.10.2001 право собственности на спорный земельный участок уже было разграничено.
Действующим законодательством предусмотрен порядок передачи земельных участков собственникам недвижимого имущества в установленных законом случаях. Принятые по делу судебные акты не лишают истца возможности реализовать свое право на земельный участок в соответствии с требованиями законодательства.
Выводы суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.05.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 по делу № А55-39709/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья А.А. Хайбулов
Судьи А.Ф. Фатхутдинова
Р.В. Ананьев