ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-3981/18 от 29.01.2019 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru   e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-42170/2018

г. Казань                                                 Дело № А55-3981/2018

30 января 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 января 2019 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,

судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,

при участии представителей:

ответчика – ФИО1, доверенность от 27.12.2018,

в отсутствие: 

заявителя – извещен надлежащим образом,

третьего лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Мягкая кровля»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 (судья Гордеева С.Д.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2018 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)

по делу № А55-3981/2018

по заявлению закрытого акционерного общества «Мягкая кровля», г. Самара, к Самарской таможне о признании незаконными решений и требований, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Самарские таможенные услуги», г. Самара,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Мягкая кровля» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решений Самарской таможни о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары от 20.12.2017, по декларациям на товары № 10412060/070217/0001693, 10412060/030417/0004815, 10412060/270917/0014533, требований таможенного органа об уплате таможенных платежей от 15.01.2018 № 10412000/Тр2018/0000015, 10412000/Тр2018/0000017, 10412000/Тр2018/0000019.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Заявителем во исполнение контрактов, заключенных с обществами с ограниченной ответственностью «Профикс-Юг», «Бишкекская кровельная компания» и «СтройАрсенал», в период с 07.02.2017 по 27.09.2017 по декларациям на товары № 10412060/070217/0001693, 10412060/030417/0004815, 10412060/270917/0014533 с таможенной территории Российской Федерации в Республику Киргизия вывезен товара – битум нефтяной строительный, код ТН ВЭД ЕАЭС 271320000. В графе 36 деклараций на товары завялено об освобождении от уплаты вывозной таможенной пошлины.

Самарской таможней проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров.

По результатам проверки таможней 20.12.2017 приняты решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, а также направлены оспариваемые требования от 15.10.2018 об уплате таможенных платежей.

Основанием для принятия обжалуемых решений послужил вывод Самарской таможни о неправомерном применении льгот по уплате таможенных платежей и взимании с общества вывозных таможенных пошлин, поскольку в отношении товара не были предусмотрены индикативные балансы, которые доведены письмом Минэнерго РФ от 28.11.2017 № КМ-13351/06.

Считая решения и требования незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявления, суды правомерно исходили из следующего.

Согласно пункту 3 статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного Союза, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза.

В соответствии с пунктом 12 Приложения 23 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, предусмотренного пунктом 3 статьи 84 Договора, действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), если соответствующие государства-члены не договорятся об ином.

В настоящее время правоотношения, определяющие условия сотрудничества сторон в сфере поставок нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику, регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики от 06.06.2016 (далее – Соглашение).

Согласно статье 5 Соглашения в отношении товаров, поставляемых из Российской Федерации в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами, Российская сторона не взимает вывозные таможенные пошлины. В отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации в Киргизскую Республику в календарном году сверх объемов, предусмотренных индикативными балансами, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в бюджет Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право Евразийского экономического союза.

Правительствами Российской Федерации и Киргизской Республикой 12.09.2017 подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение (далее – Протокол), где определен порядок утверждения индикативных балансов на 2017 год.

Согласно Протоколу компетентные органы сторон в 2017 году согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов на 2017 год и утверждают по ним индикативные балансы на 2017 год.

Координацию деятельности по Соглашению и контроль за его исполнением осуществляет от имени России Министерство энергетики Российской Федерации на основании статьи 2 Соглашения.

Письмом Минэнерго России от 28.11.2017 № КМ-13351/06 до таможенных органов доведены согласованные объемы беспошлинных поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику на 2017 год.

Нефтепродукт, который был вывезен заявителем по спорным декларациям (битум нефтяной строительный ТН ВЭД ЕАЭС 2713200000) не значится в номенклатуре индикативных балансов для беспошлинного вывоза из Российской Федерации в Республику Киргизия.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 5 Соглашения товары группы 27 (в том числе битум нефтяной строительный ТН ВЭД ЕАЭС 2713200000) Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.

Таким образом, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку спорный товар, как на момент его вывоза из Российской Федерации, так и в последующем, не был предусмотрен индикативными балансами на 2017 год, то основания для освобождения в 2017 году от уплаты вывозных таможенных пошлин битумов нефтяных строительных отсутствуют.

Довод заявителя о том, что изменения, внесенные Протоколом в статью 3 Соглашения, придают обратную силу положениям международного договора, обоснованно отклонен судами, поскольку норма Соглашения, предусматривающая возможность освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, товаров определенной номенклатуры, вывозимых в объемах, предусмотренных индикативными балансами, не изменялась с момента заключения Соглашения.

Поэтому оснований утверждать об ухудшении положения участников внешнеэкономической деятельности после декларирования товара, не имеется.

Согласно письму Департамента международного сотрудничества Минэнерго России от 15.05.2018 № 12-1009 Соглашением не предусмотрены иные временные ограничения по применению утвержденных индикативных балансов к правоотношениям, возникшим до даты их утверждения, кроме как предусмотренные абзацем 1 статьи 3 Соглашения.

Поэтому доводы кассационной жалобы о невозможности применения индикативных балансов и невозможности взимания вывозной таможенной пошлины в отношении объемов и номенклатуры нефтепродуктов вне продекларированных до этого индикативных балансов необоснованны.

Письма и телетайпограммы Федеральной таможенной службы, на которые указывает податель жалобы, не могут рассматриваться в качестве правового основания для предоставления освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин, такие документы не являются международным соглашением либо нормативным правовым документом, поэтому не имеют соответствующей юридической силы.

Довод подателя жалобы о том, что таможенный орган подтвердил право заявителя на льготу по уплате вывозных таможенных пошлин, поскольку выпустил товары из Российской Федерации в Киргизскую Республику и, соответственно, не может ухудшать положение заявителя, подлежит отклонению. Как правильно указали суды, в соответствии с частью 2 статьи 164 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Кассационная инстанция, поддерживая выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами. Доводы кассационной жалобы были рассмотрены судами и им дана ненадлежащая оценка. Переоценка фактических обстоятельств дела, установленных судами в ходе рассмотрения дела, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

При названных условиях судебная коллегия оснований для отмены обжалуемых актов не находит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2018 по делу № А55-3981/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                            Л.Ф. Хабибуллин

Судьи                                                                          М.В Егорова

                                                                           Р.Р. Мухаметшин