ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-4139/2023 от 27.02.2024 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-332/2024

г. Казань Дело № А55-4139/2023

28 февраля 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года

Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Карповой В.А.,

судей: Вильданова Р.А., Королёвой Н.Н.,

при участии представителя:

заявителя – ФИО1 (доверенность от 25.01.2024),

в отсутствие:

ответчика – извещен надлежащим образом,

третьих лиц – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Октябрьск Самарской области

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023

по делу № А55-4139/2023

по заявлению администрации городского округа Октябрьск Самарской области, Самарская область, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о восстановлении сведений, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, публично-правовой компании «Роскадастр» по Самарской области, г. Самара,

УСТАНОВИЛ:

администрация городского округа Октябрьск Самарской области (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – Управление Росреестра по Самарской области), с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в котором просит восстановить сведения о 58 земельных участках в полном объеме, предназначенных для предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на государственном кадастровом учете.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.09.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 решение Арбитражного суда Самарской области от 13.09.2023 отменено. Принят по делу новый судебный акт. В удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе администрация просит постановление апелляционного суда отменить, заявленные требования удовлетворить, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела, в рамках двух заключенных соглашений о предоставлении в 2014 году из областного бюджета субсидии бюджету городского округа Октябрьск Самарской области на софинансирование расходного обязательства по формированию земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, из земель, находящихся в муниципальной собственности и (или) государственная собственность на которые не разграничена, в том числе для индивидуального жилищного строительства были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет 118 земельных участков.

Указанные земельные участки были образованы путем раздела земельных участков с кадастровым номером 63:33:0308007:114, 63:33:0308007:70, на которые было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за МКУ «Комитет по архитектуре, строительству и транспорту» на основании постановления администрации городского округа Октябрьск Самарской области от 13.11.2014 № 873.

По состоянию на 01.03.2022 в реестре учета граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности числилось 78 земельных участков.

Из 78 земельных участков 58 земельных участков по состоянию на 01.03.2022 состояли на государственном кадастровом учете и имели статус «временные». 25.03.2022 и 28.03.2022 филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области были произведены действия по снятию с государственного кадастрового учета указанных 58 земельных участков.

В рамках досудебного урегулирования спора администрация направила в Управление Росреестра по Самарской области письмо от 01.08.2022 № 2991 с просьбой оказать содействие по вопросу восстановления земельных участков на кадастровом учете.

Управление Росреестра по Самарской области письмом от 29.08.2022 № исх. р/22-02948 отказало в восстановлении земельных участков на кадастровом учете.

Полагая действия Управления Росреестра по Самарской области по исключению из ЕГРН сведений об этих земельных участках незаконными, администрация обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Удовлетворяя заявление администрации, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия Управления Росреестра по Самарской области по снятию с государственного кадастрового учета указанных 58 земельных участков нарушают права, свободы и законные интересы граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение и отказывая в удовлетворении заявления администрации, исходили из того, что земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет со статусом «временный», впоследствии сведения о них были аннулированы на основании части 7 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).

Апелляционный суд пришел к выводу, что в действиях Управления Росреестра по Самарской области по снятию с государственного кадастрового учета спорных 58 земельных участков отсутствуют нарушения действующего законодательства, а также законных прав и интересов истца, в том числе отсутствуют нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что постановление суда апелляционной инстанции не подлежит отмене в связи со следующим.

В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судами установлено, что спорные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет по заявлению от 26.02.2016.

Порядок кадастрового учета объектов недвижимости на дату учета спорных земельных участков был регламентирован Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон №221-ФЗ).

Частью 4 статьи 24 Федерального закона №221-ФЗ было предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 названного Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Также названной нормой было определено, что такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 статьи 24 Федерального закона №221-ФЗ случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Частью 5 статьи 24 Федерального закона №221-ФЗ было предусмотрено, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» отдельные положения Федерального закона №221-ФЗ, в том числе статья 24, с 01.01.2017 признаны утратившими силу.

С 01.01.2017 вопросы осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости регламентированы Федеральным законом №218-ФЗ.

Согласно части 7 статьи 72 Федерального закона №218-ФЗ временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона №221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01.03.2022.

По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер (за исключением сведений о земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых до 01.01.2017 была осуществлена государственная регистрация безвозмездного пользования), исключаются из ЕГРН в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости.

В течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что 25.03.2022 и 28.03.2022 были произведены действия по снятию с государственного кадастрового учета указанных 58 земельных участков.

Суды установили, что сведения государственного кадастра недвижимости о спорных земельных участках в силу положений статьи 24 Федерального закона №221-ФЗ имели временный характер, сведения об этих участках были исключены Управлением Росреестра из ЕГРН в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 72 Федерального закона №218-ФЗ, в связи с неосуществлением государственной регистрации прав на эти земельные участки до 01.03.2022.

Применительно к предусмотренному названной нормой регулированию, суды обоснованно посчитали, что для осуществления Управлением Росреестра таких действий после 01.03.2022 заявления от органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение земельными участками, не требовалось.

Данный вывод судов соответствуют правовой позиции, сформулированной в пункте 23 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного постановлением Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которой временные сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости самим органом кадастрового учета по истечении срока, установленного Законом о кадастре, если не осуществлена государственная регистрация права или ограничения (обременения).

В ЕГРН отсутствуют сведения о государственной регистрации прав собственности и (или) об обременении (ограничении) спорных земельных участков в виде постоянного (бессрочного) пользования, таким образом, перевод записей о спорных участках в ЕГРН из статуса «временные» в «архивные» не противоречит части 1.1. статьи 70 Федерального закона № 218-ФЗ, согласно которой, части земельного участка, государственный кадастровый учет которых осуществлен до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сведения о которых носят временный характер, могут быть сняты с государственного кадастрового учета по истечении пяти лет со дня постановки на такой учет по решению органа регистрации прав или на основании заявления правообладателя земельного участка или лиц, в пользу которых установлены ограничения прав или обременение объекта недвижимости.

Следовательно, действия Управления Росреестра по Самарской области по снятию с государственного кадастрового учета спорных земельных участков, носящих характер временных, не противоречат действующему законодательству, а осуществлены в полном соответствии с его требованиями.

Также суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что действия Управления Росреестра по Самарской области не нарушаются права, свободы и законные интересы граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поскольку реализация статьи 70 Федерального закона №218-ФЗ, по снятию земельных участков с государственного кадастрового учета, носящих временный характер, не зависит от норм, установленных в Законе Самарской области от 13.04.2015 № 37-ГД «О порядке постановки на учет граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести образованные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Обязанность по ведению реестра граждан, желающих бесплатно приобрести земельные участки и соблюдению их прав, свобод и законных интересов относится к полномочиям органов местного самоуправления Самарской области (часть 2 статьи 1 указанного закона).

У органов местного самоуправления не имеется препятствий для формирования и обращения вновь за государственным кадастровым учетом в отношении спорных земельных участков в соответствии со статьей 14 Федерального закона №218-ФЗ.

Более того, восстановление архивных записей на спорные земельные участки со статусом «временные» не представляется возможным в связи с отсутствием законодательного регулирования данного вопроса в силу утраты своей законной силы статей 20 - 26 Федерального закона № 221-ФЗ, которые регулировали постановку земельных участков с указанным статусом.

Аналогичный правовой подход был изложен в Определении Верховного суда Российской Федерации от 26.01.2023 №306-ЭС22-26855.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на положениях действующего законодательства, в связи с чем оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.

Судебная коллегия, оценивая доводы кассатора, установила отсутствие в них ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу, признала их несостоятельными. Иная оценка заявителем установленных судом обстоятельств, а также иное толкование законодательства, не свидетельствует о судебной ошибке и не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 № 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 № 307-ЭС16-8149.

Принимая во внимание положения статей 286 и 287 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, равно как и оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены либо изменения постановления. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 по делу № А55-4139/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья В.А. Карпова

Судьи Р.А. Вильданов

Н.Н. Королёва