АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-23184/2022
г. Казань Дело № А55-4445/2021
20 сентября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Мосунова С.В., Хлебникова А.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Сызрань Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022
по делу № А55-4445/2021
по заявлению прокуратуры Самарской области к Администрации городского округа Сызрань Самарской области о признании незаконным бездействия;
третьи лица: глава городского округа Сызрань, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, прокуратура города Сызрани,
УСТАНОВИЛ:
прокуратура Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Администрации городского округа Сызрань Самарской области (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), и обязании Администрации городского округа Сызрань разработать и утвердить указанный правовой акт.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены глава городского округа Сызрань, прокуратура города Сызрани и Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2022 заявленные прокуратурой Самарской области требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 принят отказ прокуратуры Самарской области от заявления в части возложения обязанности на Администрацию разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах; решение Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2022 в части возложения обязанности на Администрацию разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах, отменено и производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части решение суда первой инстанции от 10.02.2022 оставлено без изменения.
Не согласившись с названным постановлением апелляционной инстанции, Администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, действующим законодательством предусмотрено, что осуществление регулирования в сфере недропользования – это право, а не обязанность органов местного самоуправления, а потому органы местного самоуправления самостоятельно принимают решение – осуществлять деятельность в сфере недропользования или нет и каким способом реализовывать представленное им право.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемого судебного акта проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Как видно из материалов дела, проведенной прокуратурой города Сызрани проверкой исполнения Администрацией требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, недрах и недропользовании, защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора) установлено, что Администрацией не приняты меры по разработке и утверждению нормативного правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах, а именно осуществление муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, предусмотренного Законом о недрах.
По результатам проверки 25.11.2020 прокуратурой города Сызрани в адрес Администрации внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства.
Согласно ответу Администрации от 16.12.2020 № 01-20/4446 действующим законодательством предусмотрено, что осуществление регулирования в сфере недропользования – это право, а не обязанность органов местного самоуправления, в связи с чем органы местного самоуправления самостоятельно принимают решение – осуществлять деятельность в сфере недропользования или нет и каким способом реализовывать представленное им право. Кроме того, в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения не относятся вопросы, связанные с недропользованием, добычей полезных ископаемых
Посчитав, что Администрацией было допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного законодательством о недрах, нарушающее права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокуратура Самарской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 17.1 Закона № 131-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент проведения прокуратурой города Сызрани проверки и рассмотрения судом первой инстанции настоящего дела) к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
В пункте 4 статьи 2 Закона № 294-ФЗ определено, что муниципальный контроль это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В силу статьи 1.1 Закона о недрах органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
Редакция статьи 5 Закона о недрах, действовавшая до 01.07.2021, относила к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования, в том числе, контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 41 Устава городского округа Сызрань Самарской области, принятого решением Думы городского округа Сызрань от 25.05.2018 № 44 (далее – Устав), Администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа Сызрань, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Сызрань федеральными законами и законами Самарской области
Согласно пункту 6 статьи 42 Устава Администрация осуществляет муниципальный контроль в границах городского округа в порядке, установленном Решением Думы городского округа и законодательством Российской Федерации.
Как установили суды и следует из материалов дела, Администрация не приняла мер по разработке и утверждению нормативного правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
При этом, как посчитали суды, неисполнение указанных полномочий могло привести к бесконтрольному пользованию общераспространенными полезными ископаемыми и их истощению, что создает угрозу причинения ущерба компонентам окружающей среды, способствует нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также несвоевременному выявлению и пресечению нарушений в сфере недропользования.
С учетом изложенного суды правомерно признали незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах.
Вместе с тем статьей 5 Федерального закона от 11.06.2021 №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» пункт 5 статьи 5 Закона о недрах, согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, признан утратившим силу (данная норма вступила в силу с 01.07.2021).
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.04.2021 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», статью 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» статья 5 Закона о недрах признана утратившей силу с 01.01.2022.
Таким образом, в настоящее время норма закона, обязывающая Администрацию разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах, утратила силу, в связи с чем, как правильно отметила апелляционная инстанция, у суда отсутствуют основания для возложения на Администрацию соответствующей обязанности. Прокуратурой Самарской области был заявлен отказ от требований в данной части, который правомерно принят апелляционным судом.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы суда, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Постановление апелляционного инстанции от 08.06.2022 соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 по делу № А55-4445/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Э.Т. Сибгатуллин
Судьи С.В. Мосунов
А.Д. Хлебников