АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-61536/2020
г. Казань Дело № А55-4495/2019
15 июня 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,
судей Топорова А.В., Вильданова Р.А.,
при участии представителя:
ответчика – ФИО1 (доверенность от 20.02.2018 № 434, диплом),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самарского областного Фонда жилья и ипотеки
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.10.2019 (судья Мехедова В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 (председательствующий судья Сергеева Н.В, судьи Драгоценнова И.С., Попова Е.Г.)
по делу № А55-4495/2019
по исковому заявлению Департамента градостроительства городского округа Самара (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Самарскому областному Фонду жилья и ипотеки (ОГРН <***>, ИНН <***>), с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Контрольно-счетной палаты городского округа Самары, Департамента управления имуществом городского округа Самара, о взыскании денежных средств по возврату субсидии в размере 39 639 402,40 руб.
УСТАНОВИЛ:
Департамент градостроительства городского округа Самара обратился в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о взыскании с Самарского областного Фонда жилья и ипотеки (далее – Фонд, заявитель, ответчик, СОФЖИ, Получатель) денежных средств по возврату субсидий в размере 39 639 402,40 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.10.2019 по делу № А55-4495/2019 исковые требования удовлетворены, с Фонда в бюджет городского округа Самара взысканы денежные средства по возврату субсидии в размере 39 639 402,40 руб., а также в доход федерального бюджета - государственная пошлина в размере 200 000 руб. за рассмотрение дела в арбитражном суде.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 решение Арбитражного суда Самарской области от 22.10.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда Фонд обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение по основаниям, изложенным в жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в 2014 году в целях реализации мероприятия муниципальной программы городского округа Самара «Стимулирование развития жилищного строительства в городском округе Самара» на 2012-2017 годы по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее – Департамент) заключил 2 Соглашения о предоставлении субсидий Фонду, а именно, Соглашение от 10.12.2014 № 1; Соглашение от 25.12.2014 № 2.
Контрольно-счётной палатой городского округа Самара (далее - КСП) в период с 12.09.2018 по 17.10.2018 проведена проверка исполнения бюджетного законодательства Департаментом градостроительства городского округа Самара при предоставлении субсидий СОФЖИ из бюджета городского округа Самара на реализацию мероприятий по переселению из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда за 2014 год.
Материалами проверки КСП города Самара было установлено следующее:
Между Департаментом и СОФЖИ 10.12.2014 заключено Соглашение № 1 о предоставлении субсидий некоммерческим организациям, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда (далее - Соглашение).
Данное Соглашение заключено в соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 08.08.2014 № 1156 «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий за счёт средств бюджета городского округа Самара некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда» (далее - Порядок).
Предметом Соглашения является представление Департаментом Получателю из бюджета городского округа Самара субсидий в целях возмещения запланированных затрат в связи с реализацией мероприятия по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда на территории городского округа Самара (далее – субсидий).
Пунктом 2.1 Соглашения установлено, что размер субсидий определен в соответствии с расчётом субсидий, предоставляемых Получателю, по форме согласно приложению № 5 к Порядку, утверждённому постановлением администрации городского округа Самара от 08.08.2014 № 1156, и составляет 17 398 960,80 руб.
23.12.2014 между Департаментом и Получателем субсидий заключено дополнительное соглашение № 1 к соглашению о преставлении субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию мероприятия по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда.
Пункт 2.1 Соглашения изложен в следующей редакции:
«2.1. Размер субсидий определён в соответствии с расчётом субсидий, представляемых Получателю, по форме согласно приложению № 5 к Порядку, утверждённому постановлением администрации городского округа Самара от 08.08.2014 № 1156, и составляет 21 406 392,80 руб.
Проверкой КСП города Самара установлено, что по Соглашению от 10.12.2014 № 1 фактические затраты на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда составили 50 740 000,0 руб., из них за счёт средств субсидий бюджета города 20 126 464,8 руб.
Сопоставление объектов, приобретённых для отселения граждан, и жилых помещений, выкупленных у собственников аварийного жилья, за счёт средств областного бюджета с данными отчета СОФЖИ об использовании субсидий, предоставленных по Соглашению от 10.12.2014 № 1, и приложенными к нему заключёнными договорами установлено, что одни и те же жилые помещения приобретались как за счёт средств субсидий из областного бюджета, так и за счёт субсидий из бюджета городского округа.
Пункт 3 Порядка предусматривает, что субсидии предоставляются получателю на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда на территории городского округа Самара (за исключением жилых помещений, признанных непригодными для проживания, мероприятия по переселению граждан из которых осуществляется в рамках государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и ведомственных целевых программ городского округа Самара по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда).
Однако согласно документам, представленным прокуратурой г. Самары, и имеющимся предварительным договорам, реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда одних и тех же жилых помещений осуществлялась СОФЖИ из двух источников:
- в рамках мероприятия муниципальной программы городского округа Самара «Стимулирование развития жилищного строительства в городском округе Самара» на 2012-2017 годы, финансируемого за счёт средств предоставления субсидий из средств бюджета городского округа Самара;
- в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, утверждённой Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684, финансируемых за счёт предоставления субсидий из средств областного бюджета в соответствии с соглашением от 20.03.2014 № 49.
В соответствии с пунктом 3 Порядка СОФЖИ неправомерно являлся получателем субсидий на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда из средств городского бюджета по Соглашению от 10.12.2014 № 1, так как аналогичные мероприятия по переселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, уже осуществлялось в рамках государственной программы субъекта Российской Федерации «Развитие элитного строительства в Самарской области» до 2020 года.
Соглашение от 20.03.2014 № 49 о предоставлении субсидий из средств бюджета области было заключено ранее, чем соглашение от 10.12.2014 № 1 о представлении субсидий из бюджета городского округа Самара.
Таким образом, являясь получателем субсидий из бюджета городского округа, СОФЖИ в нарушение статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) допущено использование средств города на цели, не предусмотренные пунктом 3 Порядка в части исключения жилых помещений, переселение из которых осуществляется в рамках иных программ по переселению граждан из ветхого и (или) непригодного для проживания жилищного фонда, раздела 2 Соглашения от 10.12.2014 № 1 на сумму 20 126 464,8 руб.
Кроме того, между Департаментом и СОФЖИ 25.12.2014 заключено Соглашение № 2 о предоставлении субсидий некоммерческим организациям, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда (далее - Соглашение).
Данное Соглашение заключено в соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 08.08.2014 № 1156 «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий за счёт средств бюджета городского округа Самара некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда» (далее - Порядок).
Предметом Соглашения является предоставление Департаментом получателю из бюджета городского округа Самара субсидий в целях возмещения запланированных затрат в связи с реализацией мероприятия по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда на территории городского округа Самара (далее - субсидий).
Пунктом 2.1 Соглашения установлено, что размер субсидий определен в соответствии с расчётом субсидий, предоставляемой Получателю, по форме согласно Приложению № 5 к Порядку, утверждённому постановлением администрации городского округа Самара от 08.08.2014 № 1156 и составляет 23 571 756,78 руб.
Проверкой КСП города Самара установлено, что по Соглашению от 25.12.2014 № 2, фактические затраты на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда составили 52 920 000,0 руб., из них за счёт средств субсидий бюджета города 20 312 937,58 руб.
Сопоставление объектов, приобретённых для отселения граждан, и жилых помещений, выкупленных у собственников аварийного жилья, за счёт средств областного бюджета с данными отчета СОФЖИ об использовании субсидий, предоставленных по Соглашению от 25.12.2014 № 2, и приложенными к нему заключёнными договорами, установлено, что одни и те же жилые помещения приобретались как за счёт средств субсидий из областного бюджета, так и за счёт субсидий из бюджета городского округа.
Пункт 3 Порядка предусматривает, что субсидии предоставляются получателю на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда на территории городского округа Самара (за исключением жилых помещений, признанных непригодными для проживания, мероприятия по переселению граждан из которых осуществляется в рамках государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и ведомственных целевых программ городского округа Самара по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда). Однако согласно документам, представленным прокуратурой г. Самары, и имеющимся предварительным договорам, реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда одних и тех же жилых помещений осуществлялась СОФЖИ из двух источников:
- в рамках мероприятия муниципальной программы городского округа Самара «Стимулирование развития жилищного строительства в городском округе Самара» на 2012-2017 годы, финансируемого за счёт средств предоставления субсидий из средств бюджета городского округа Самара;
- в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, утверждённой постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684, финансируемых за счёт предоставления субсидий из средств областного бюджета в соответствии с соглашением от 20.03.2014 № 49.
В соответствии с пунктом 3 Порядка СОФЖИ неправомерно являлся получателем субсидий на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда из средств городского бюджета по Соглашению от 25.12.2014 № 2, так как аналогичные мероприятия по переселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, уже осуществлялось в рамках государственной программы субъекта Российской Федерации «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года.
Соглашение от 20.03.2014 № 49 о предоставлении субсидий из средств бюджета области было заключено ранее, чем соглашение от 25.12.2014 № 2 о представлении субсидий из бюджета городского округа Самара.
В соответствие со статьей 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Расходование средств субсидии на объекты, приведенные в таблицах № 1, 2 не соответствуют пункту 3 Порядка в связи с тем, что пункт 3 Порядка не предусматривает расходование средств субсидии на объекты, субсидирование которых осуществляется в рамках государственных программ субъекта Российской Федерации по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда.
Таким образом, в нарушение статьи 306.4 БК РФ СОФЖИ допущено расходование средств бюджета города на цели, не соответствующие условиям их получения, предусмотренных пунктом 3 Порядка определения объема и предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда, утвержденного постановлением администрации городского округа Самара от 08.08.2014 № 1156 (далее - Порядок), пункт 2.1 соглашений, а именно в части исключения жилых помещений, переселение из которых осуществляется в рамках иных программ по переселению граждан из ветхого и (или) непригодного для проживания жилищного фонда, т.к. мероприятия по переселению граждан из аналогичных жилых помещений, признанных непригодными для проживания, уже осуществлялись в рамках мероприятий, предусмотренных Государственной программой Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684, на общую сумму 39 639 402,4 руб., в т.ч.:
по Соглашению от 10.12.2014 № 1 на сумму 20 126 464,8 руб.;
по Соглашению от 25.12.2014 № 2 на сумму 19 512 937,6 руб.
Согласно пункту 15 Порядка, в случае выявления нарушения Получателем субсидий порядка предоставления субсидий, а также выявления факта нецелевого использования субсидий Департамент обязан в пятидневный срок со дня выявления данных фактов оформить результат проверки соответствующим актом, в котором указывается выявленные нарушения, и в течении 5 рабочих дней со дня указанного акта направить его копию и письменное требование о возврате в бюджет городского округа Самара субсидий в адрес Получателя субсидий.
В целях соблюдения установленного порядка, истцом в адрес ответчика было направлено соответствующее требование от 25.10.2018 исх. № Д05-01-01/11636-0-1, которое было оставлено ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением о взыскании с Фонда по возврату субсидий в размере 39 639 402,40 руб.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующих обстоятельств.
Ответчик, оспаривая заявленные требования, заявлял об отсутствии двойного финансирования, однако не отрицал, что финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда осуществлялось за счет средств городского и областного бюджетов.
В 2014 году в целях реализации мероприятия муниципальной программы городского округа Самара «Стимулирование развития жилищного строительства в городском округе Самара» на 2012-2017 годы по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда между Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара, переименованным в соответствии с решением Думы городского округа Самара от 03.12.2015 № 34 в Департамент градостроительства городского округа Самара, (далее - Департамент) и Фондом, были заключены соглашения о предоставлении субсидий:
Соглашение от 10.12.2014 № 1 о предоставлении субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда (далее - Соглашение № 1);
Соглашение от 25.12.2014 № 2 о предоставлении субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда (далее - Соглашение № 2).
Как указано в соглашениях, субсидии СОФЖИ предоставлялись из бюджета городского округа Самара, а Порядок определения объема и предоставления субсидий за счет средств городского бюджета городского округа Самара, утвержденный постановлением администрации городского округа Самара от 08.08.2014 № 1156 (далее - Порядок) определял лишь механизм расчета и представления субсидий.
В соответствии с пунктами 1,3 статьи 139, пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления субсидий, в том числе в целях софинансирования расходных обязательств, регулируются нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными актами местной администрации.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 139 БК РФ, пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ софинансирование расходных обязательств по муниципальной программе городского округа Самара «Стимулирование развития жилищного строительства в городском округе Самара» на 2012 - 2017 годы нормативно правовым актом не предусмотрено.
Утверждение ответчика о нарушении Департаментом порядка возврата субсидий арбитражными судами во внимание не принято. Так, Департаментом в адрес СОФЖИ в установленном порядке было направлено требование от 25.10.2018 № Д05-01-01/1 1636-1 о возврате субсидии, на которое СОФЖИ был предоставлен ответ от 10.01.2019 № Д05-01-01/11636-2-1. В соответствии с пунктом 5.2 Соглашения № 1 Получатель в течение одного месяца со дня получения письменного требования о возврате субсидии обязан возвратить в бюджет городского округа Самара полученные денежные средства. Однако в добровольном порядке возврат субсидии СОФЖИ не был осуществлен.
Доводы СОФЖИ о возникновении у Департамента неосновательного обогащения, арбитражными судами также не приняты во внимание, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации под неосновательным обогащением понимается приобретенное или сбереженное имущество, которое лицо, без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло за счет другого лица.
Однако жилые помещения Департаменту не передавались, Департамент не приобрел и не сберег указанное имущество.
В соответствии с Порядком приобретенные СОФЖИ жилые помещения передаются в муниципальную собственность городского округа Самара.
Статьей 47 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 № 294 установлено, что Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара.
Ответчиком в нарушение положений статьи 65 АПК РФ надлежащих доказательств в обоснование имеющихся возражений по данному доводу не представлено.
Вышеприведенные нарушения бюджетного законодательства подтверждаются, в том числе представленными в материалы дела представлением КСП г.о. Самара от 27.11.2018 № ПР-03/04-10, а также представлением прокуратуры города Самары от 19.11.2018 № ИсАкт201-07-2 5-2018/73.
Проверка исполнения бюджетного законодательства Департаментом при предоставлении субсидий СОФЖИ из бюджета городского округа Самара на реализацию мероприятий по переселению из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда за 2014 год была проведена в период с 12.09.2018 по 17.10.2018.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять в том числе порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 15 порядка, пунктами 5 Соглашения от 10.12.2014 № 1 и Соглашения от 25.12.2014 № 2 предусмотрено, что в случае нарушения получателем субсидии порядка предоставления субсидии, а также выявления факта нецелевого использования субсидии получатель субсидии обязан возвратить в бюджет городского округа Самара полученные денежные средства.
При изложенных обстоятельствах арбитражные суды пришли к выводу о законности и обоснованности исковых требований.
Доводы кассационной жалобы изучены судом, однако, они подлежат отклонению, поскольку указанные в кассационной жалобе доводы не опровергают законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и правильности выводов судов, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.
Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено. Нормы материального права применены правильно.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясьстатьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.10.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 по делу № А55-4495/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Н.Ю. Мельникова
Судьи А.В. Топоров
Р.А. Вильданов