ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-4866/2021 от 24.02.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-14145/2021

г. Казань                                                 Дело № А55-4866/2021

03 марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,

судей Вильданова Р.А., Александрова В.В.,

при участии представителя:

истца – ФИО1 (доверенность от 02.12.2020 № ГОРЬК-325/Д),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «РН-Транс»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021

по делу № А55-4866/2021

по исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице филиала Забайкальская железная дорога, г. Чита, к акционерному обществу «РН-Транс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании, при участии третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Валэнси»,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Забайкальская железная дорога (далее – ОАО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к акционерному обществу «РН-Транс» (далее – АО «РН-Транс», ответчик) о взыскании 6979 руб. 98 коп. убытков.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021, исковые требования удовлетворены. С АО «РН-Транс» в пользу ОАО «РЖД» взысканы 6979 руб. 98 коп. убытков, а также 2000 руб. расходов по государственной пошлине.

В кассационной жалобе АО «РН-Транс» просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы указывается, что в спорной ситуации вагон с грузом был принят к перевозке без замечаний, что подтверждается отметкой в железнодорожной накладной № ЭЬ228196, оформленной квитанцией о приеме груза от 06.03.2020. Судами не исследован вопрос о возможных причинах течи груза, а также вопрос соблюдения перевозчиком (истцом) правил перевозки груза.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Поволжского округа оснований для удовлетворения жалобы не находит.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 06.03.2020 ОАО «РЖД» приняло к перевозке груз – топливо дизельное, что подтверждается оригиналом транспортной накладной ЭЬ228196 со станции Суховская Восточно-Сибирской ж.д. до станции Тында Дальневосточной ж.д. Аварийная карта 315, номер ООН 1202.

Погрузка груза в цистерну осуществлялась силами грузоотправителя.

На перегоне Приисковая - Куэнга Забайкальской ж.д. 10.03.2020 допущен инцидент с опасным грузом – у вагона № 50606243 обнаружена течь груза через нижний сливной прибор.

При комиссионном осмотре вагона по станции Куэнга Забайкальской ж.д. была выявлена капельная течь груза через нижний сливной прибор, течь груза была устранена путем затягивания крышки нижнего сливного прибора. По прибытию поезда № 2958 на станцию Чернышевск-Забайкальский Забайкальской ж.д. вагон № 50606243 был отцеплен на обесточенный путь для проверки исправности и плотности закрытия запорной арматуры нижнего сливного прибора. После снятия исправного ЗПУ грузоотправителя произведено закрытие нижнего сливного прибора через верхний загрузочный люк на 1 оборот, после устранения на верхний загрузочный люк было наложено исправное ЗПУ, по данному факту оформлен акт общей формы ст. Чернышевск-Забайкальский от 10.03.2020 № 3909.

Согласно проведенному комиссией расследованию причиной инцидента при перевозке опасного груза в вагоне № 50606243 явилось нарушение грузоотправителем АО «РН-Транс» требований пункта 3.2.23 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных 22.05.2009 на пятидесятом заседании Совета по железнодорожному транспорту (далее – Правила), в части необеспечения герметичного закрытия крышки загрузочного люка горловины цистерны после погрузки груза на станции отправления.

Расходы истца, затраченные на устранение указанного происшествия, составили 6979,98 руб.

Истец в адрес ответчика направил претензию от 22.06.2020 № 4934/ЗабТЦФТО с требованием оплатить ущерб.

Неисполнение ответчиком требования, изложенного в претензии, явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 18, 19, 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ), установив наличие совокупности обстоятельств, являющихся необходимыми условиями для возложения гражданско-правовой ответственности в виде убытков, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.

У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов обеих инстанций.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права вследствие ненадлежащего исполнения должником обязательства и убытками, а также размер убытков.

В соответствии со статьей 19 УЖТ РФ грузоотправители несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, включая перевозку грузов, грузобагажа с соблюдением особых условий перевозки, загрязнение окружающей среды, перерывы в движении поездов, в том числе возмещают в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на ликвидацию таких ситуаций.

В силу части 1 статьи 18 УЖТ РФ грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.

В соответствии с пунктами 3.1.1 и 3.1.3 Правил перевозок жидких грузов перевозка жидких грузов наливом осуществляется только в технически исправных и предназначенных для этих грузов вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа; грузоотправитель предоставляет перевозчику свидетельство о техническом состоянии вагона-цистерны для перевозки опасного груза, подтверждающее техническую исправность котла, арматуры и универсального сливного прибора, гарантирующее безопасность перевозки конкретного опасного груза

Согласно пункту 2.1.20 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденным протоколом от 05.04.1996 № 15 Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, техническое состояние и пригодность под перевозку опасных грузов кузовов специализированных вагонов, корпусов контейнеров, а также их арматуры и оборудования определяет грузоотправитель.

Перед каждой погрузкой опасного груза в собственный или арендованный вагон или контейнер-цистерну грузоотправитель обязан предъявить на станции отправления уполномоченному работнику перевозчика свидетельство о техническом состоянии вагона или контейнера-цистерны, включая его арматуру и оборудование, гарантирующее безопасность перевозки этого груза. Номер свидетельства работники вагонного хозяйства проставляют в книге формы ВУ-14, а грузоотправитель в соответствующей графе накладной (заявления отправителя) должен сделать отметку: «Вагон (контейнер-цистерна), его арматура и оборудование исправны и соответствуют установленным требованиям».

В силу требований статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» грузоотправители и грузополучатели при перевозках опасных и специализированных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок.

Судами обеих инстанций установлено, что перед подачей под налив грузоотправитель – АО «РН-Транс», выдал свидетельство от 05.03.2020 № 25625 о техническом состоянии вагона № 50606243 для перевозки опасного груза, гарантирующее исправность котла, арматуры, универсального сливного механизма (включая рабочее и конструктивное оборудование) и безопасную перевозку грузов до станции назначения, однако в пути следования выявлена капельная течь груза через нижний сливной прибор, течь груза была устранена путем затягивания крышки нижнего сливного прибора, следовательно, грузоотправитель надлежащим образом не произвел проверку технического состояния вагона-цистерны.

Таким образом, суды правильно указали на то, что на грузоотправителе лежит обязанность по определению технической исправности цистерны, в частности сливных приборов цистерны, которую грузоотправитель исполнил ненадлежащим образом, в результате чего произошла течь груза.

Перевозчик, принимая груз к перевозке, при наружном осмотре цистерны не мог обнаружить, что грузоотправитель нарушил технологию подготовки цистерны к погрузке, поскольку наружный (визуальный) осмотр вагонов не предполагает возможность выявить неисправность сливного прибора, если на момент осмотра отсутствует течь.

При таких обстоятельствах вывод судов о наличии вины грузоотправителя в причинении убытков истцу является правильным.

Причинно-следственная связь между понесенными истцом убытками и действиями грузоотправителя является подтвержденной, поскольку выполнение ОАО «РЖД» работ по устранению инцидента с опасным грузом является следствием действий (бездействия) АО «РН-Транс».

Размер убытков проверен судами первой и апелляционной инстанций и признан правильным.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 по делу № А55-4866/2021 оставить без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                   И.Р. Нагимуллин

Судьи                                                                          Р.А. Вильданов

                                                                                    В.В. Александров