ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-5075/2010 от 29.03.2011 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А55-5075/2010

05 апреля 2011 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,

судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,

при участии представителей:

ответчика – ФИО1 (доверенность от 17.03.2011),

третьего лица – ФИО2 (доверенность от 24.12.2010),

в отсутствие:

истца – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» в лице филиала «Территориальное управление по теплоснабжению в г. Самаре»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2010 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 (председательствующий судья Серова Е.А., судьи Каплин С.Ю., Лукьянова Т.А.)

по делу № А55-5075/2010

по исковому заявлению муниципального предприятия городского округа Самара «Инженерная служба» к закрытому акционерному обществу «ПЖРТ Промышленного района» о взыскании 546 925 руб., при участии третьего лица – открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания»,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное предприятие городского округа Самара «Инженерная служба» (далее – истец, МП г.о. Самара «Инженерная служба») обратилось (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу «ПЖРТ Промышленного района» (далее – ответчик, ЗАО «ПЖРТ Промышленного района») о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в результате неоплаты услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде по адресу: <...> за период 01.01.2010 по 28.02.2010 размере 626 360 руб. 71 коп.

Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, -   открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» (далее – третье лицо, ОАО «Волжская ТГК»).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010, исковые требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, третье лицо обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, сославшись на нарушение судами норм материального права.

Ответчик представил отзыв на кассационную жалобу, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает кассационную жалобу без участия представителей истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 29.03.2011 до 17 часов 10 минут.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей ответчика и третьего лица, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из искового заявления, приказом Департамента управления имуществом городского округа Самара от 22.09.2009 № 2963 на баланс МП г.о. Самара «Инженерная служба» переданы тепловые сети для дальнейшего их содержания и эксплуатации.

Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.12.2009 № 82/р, МП г.о. Самара «Инженерная служба» включено в реестр организацией, осуществляющих деятельность в электроэнергетике Самарской области под регистрационным номером 2.2.230 – услуги по передаче тепловой энергии (мощности), приказом Управления по государственному регулирования и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.12.2009 № 79 установлены тарифы на тепловую энергию по МП г.о. Самара «Инженерная служба» в размере 167 руб./Гкал.

В период с 01.01.2010 по 28.02.2010 ЗАО «ПЖРТ Промышленного района» ресурсоснабжающей организацией поставлено следующее количество тепловой энергии в горячей воде: за январь 2010 года в объеме 2037,449 Гкал, за февраль в объеме 1141,029 Гкал, расчет производился по данным представленным ОАО «Волжская ТГК».

Поскольку договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде с ответчиком не заключен, МП г.о. Самара «Инженерная служба» полагает, что ЗАО «ПЖРТ Промышленного района» неосновательно обогатилось на сумму 626 360 руб. 71 коп., в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, и, определяя ответчика как представителя собственников помещений в многоквартирных домах, что участниками процесса не оспаривалось, суды правомерно исходили из следующего.

Правоотношения сторон по отпуску тепловой энергии регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре энергоснабжения (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Пунктом 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Утверждение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с пунктами 1, 6, 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Одним из основных принципов государственного регулирования тарифов является в силу статьи 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» осуществление поставок электрической и тепловой энергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке.

Между ОАО «Волжская ТГК» (энергоснабжающая организация) и ЗАО «ПЖРТ Промышленного района» от имени собственников заключен договор от 01.01.2009 № 15767т на снабжение тепловой энергией, по условиям которого энергоснабжающая организация подает абоненту, а абонент получает и потребляет тепловую энергию в горячей воде в соответствии с условиями настоящего договора.

Пунктом 5.1 договора стороны предусмотрели, что система теплопотребления абонента должна быть оборудована необходимыми приборами учета, допущенными к эксплуатации в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя.

При отсутствии у абонента приборов учета количество принятой тепловой энергии и теплоносителя определяется энергоснабжающей организацией расчетным методом.

Согласно пункту 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109, тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:

1) стоимость единицы электрической (тепловой) энергии (мощности);

2) стоимость услуг по передаче единицы электрической (тепловой) энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 Правил № 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

При применении тарифов, включающих в себя две и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих (пункт 17 Правил № 307).

Из материалов дела следует, что отношения ЗАО «ПЖРТ Промышленного района» как представителя собственников многоквартирного дома и МП г.о. Самара «Инженерная служба» в части исполнения и несения затрат на эксплуатацию внутриквартальных тепловых сетей, переданных в безвозмездное пользование, договором не урегулированы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды сделали обоснованный вывод, что ответчик в спорных правоотношениях действует не в целях извлечения экономической выгоды, а в интересах граждан, и, поэтому условия обеспечения их данным видом услуг не могут быть иными, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление услуг гражданам, как непосредственным потребителям. Какие-либо дополнительные расходы, в том числе в виде стоимости услуг по передаче тепловой энергии, оказанных третьими лицами в структуре платы за коммунальные услуги ни действующим законодательством, ни договором на снабжение тепловой энергией не предусмотрены.

В связи с этим, на основании положений статей 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, суды сделали правомерный вывод о том, что ЗАО «ПЖРТ Промышленного района» не приобрело и не сберегло имущество, подлежащее ко взысканию в качестве неосновательного обогащения.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона,не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 по делу № А55-5075/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Т.Н. Федорова

Судьи И.В. Арукаева

Э.Т. Сибгатуллин