ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-5125/07 от 18.01.2008 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 543-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. КазаньДело №А55-5125/2007

18 января 2008 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего Сагадеева Р.Р.,

судей Хасанова Р.Г., Филимонова С.А.,

при участии:

от заявителя – Эйриха Ю.В. (по доверенности от 21.12.2007 №20/08),

от ответчика – Корцовой Е.В. (по доверенности от 22.05.2007 №03-14/997),

                            Хасянова Т.Ф. (по доверенности от 13.12.2007 303-14/978),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г.Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2007 (судья
Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2007 (председательствующий Юдкин А.А., судьи Кувшинов В.Е., Семушкин В.С.) по делу № А55-5125/07 ,

по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс», г.Самара, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о признании частично незаконным ее решения от 30.03.2007 №11-42/63/5097,

по докладу судьи Хасанова Р.Г.,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России о признании незаконным и отмене ее решения от 30.03.2007 №11-42/63/5097 в части доначисленных налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме – 1082401 рубль, пени по нему в сумме 50026 рублей, штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 216480 рублей, налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта – 2370905 рублей, пени – 19089 рублей, штрафа – 474181 рубль, налога на прибыль, зачисляемого в местный бюджет – 93937 рублей, штрафа – 18998 рублей, налога на добавленную стоимость – 41800420 рублей, пени – 1558042 рублей, штрафа – 8364000 рублей, земельного налога – 6118678 рублей, пени – 582828 рублей, налога на доходы физических лиц – 975 рублей, штрафа – 114 рублей.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2007, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2007, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя это нарушением и неправильным применением судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия считает, что не имеется правовых оснований для её удовлетворения.

Как усматривается из материалов дела, решением налогового органа от 30.03.2007 №11-42/63/5097 по результатам акта выездной налоговой проверки от 01.03.2007 №209ДСП за период с 01.01.2004 по 31.12.2005, Федеральному государственному унитарному предприятию «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» предложено уплатить в бюджет доначисленные налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на землю, плату за пользование водными объектами, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, пени по ним и налоговые санкции, предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Коллегия выводы арбитражного суда об удовлетворении заявленных требований находит правильными.

Судами установлено, что Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» на основании Федеральной космической программы России на 2001 – 2005 года заключил государственные контракты с Федеральным космическим агентством (далее - Заказчик) на поддержание и эксплуатацию наземно-космической инфраструктуры от 02.02.2004 №353-НИ 19/04 и от 03.02.2005 №353-НИ 19/05.

Согласно данным контрактам Заказчик, являющийся главным распорядителем бюджетных средств, выделяет бюджетные средства в объеме «Сметы затрат…», а Исполнитель, являющийся получателем бюджетных средств, берет на себя обязательство поддерживать в технически исправном состоянии и обеспечивать эксплуатацию объектов наземной космической инфраструктуры.

При определении налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Установлено, что целевые поступления из бюджета бюджетополучателям - средства полученные Предприятием в рамках обозначенных контрактов (в 2004 году - 88500000 рублей, в 2005 году - 138000000 рублей, итого - 226500000 рублей) являются целевым финансированием и данные обстоятельства подтверждаются копиями государственных контрактов, дополнительными соглашениями к госконтрактам, сметами затрат.

В силу статей 152, 158, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации унитарное предприятие может являться получателем бюджетных средств, каковым и является ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс».

Согласно пункту 34 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся суммы целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, исходя из положений пункта 2 статьи 251 и пункта 34 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что полученные налогоплательщиком целевые поступления из бюджета и понесенные им в рамках таких поступлений расходы не учитываются при формировании базы, облагаемой налогом на прибыль и не включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль в сумме 226500000 рублей, в том числе НДС в размере 17380124 рублей.

Следовательно, у налогового органа не было правовых оснований для начисления налога на прибыль в сумме 3467025 рублей из суммы НДС 17380124 рублей.

Начисление налоговым органом ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» НДС в сумме 40770 000 рублей также является неправомерным.

В соответствии со статьями 153, 154 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы по НДС не учитываются денежные средства, поступившие в виде целевых средств из бюджета различных уровней.

Денежные средства, полученные в рамках государственных контрактов от 02.02.2004 №353-НИ 19/04 и от 03.02.2005 № 353-НИ 19/05 являются целевыми и в состав налоговой базы по НДС не включаются, поскольку в данном случае отсутствует реализация товаров (работ, услуг).

Кроме того, ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» заключил государственные контракты с Федеральным космическим агентством от 23.03.2004 №300-3046/04 и от 16.02.2005 №300-3046/05 на выполнение работ для федеральных нужд (Мобилизационная подготовка экономики). Полученные средства в рамках данных контрактов были учтены предприятием в качестве целевого финансирования и не были включены в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Данные контракты отличаются от договоров целевого финансирования тем, что предусматривают передачу результатов работ по соответствующим актам и содержат налог на добавленную стоимость.

Следовательно, судами правомерно признано необоснованным оспариваемое решение налогового органа в части налога на добавленную стоимость в сумме 1 030 420 рублей.

Налоговым органом в ходе проверки, признано неправомерным невключение в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц денежной суммы, выплаченной в возмещение расходов по оплате счетов гостиниц, оформленных не в соответствии с унифицированной формой, без приложения к ним кассового чека и, соответственно, неполное исчисление, удержание и перечисление сумм налога на доходы физических лиц.

Судами правомерно не приняты во внимание данные доводы Инспекции, поскольку компенсационные выплаты в связи с командировкой в силу ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации, п.3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не образуют дохода физического лица и не подлежат включению в налоговую базу.

Физические лица Шавалдин А.Л. и Илларионова Т.Н. предоставили документы, подтверждающие факт осуществления расходов на их проживание в гостинице, а также факт нахождения в командировке.

Следовательно, суды пришли к правильному выводу о том, что начисленные суммы НДФЛ в оспариваемом решении являются неправомерными.

Коллегия выводы судов о несостоятельности доводов налогового органа  о доначислении земельного налога в сумме 6118678 рублей, пени в сумме 582828 рублей и налога на прибыль по трудовым договорам в сумме 71271,81 рубль, также находит правомерными, которые были исследованы и получили надлежащую правовую оценку.

Доводы налогового органа в кассационной жалобе о неуплате ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» сумм единого социального налога в результате занижения налоговой базы, не могут быть приняты во внимание, поскольку в этой части решение налогового органа в рамках рассматриваемого судом заявления не обжаловалось.

При таких обстоятельствах коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2007 по делу №А55-5125/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                              Р.Р.Сагадеев

судьи                                                                                                Р.Г.Хасанов

                                                                                                           С.А.Филимонов