ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-5484/14 от 11.02.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-20114/2013

г. Казань                                                 Дело № А55-5484/2014

18 февраля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Насыровой Э. И.,

при участии в судебном заседании с использованием систем видео‑конференц‑связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:

заявителя – Ивановой А.А., доверенность от 14.03.2014,

ответчика – Найдовского П.Е., доверенность от 29.12.2014,

в отсутствие:

третьего лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)

по делу № А55-5484/2014

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Время плюс» (ИНН 6316056522, ОГРН 1036300556786) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия, третье лицо - Министерство культуры Самарской области, г. Самара,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Время плюс» (далее -заявитель, общество, ООО «Время плюс») обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – ответчик, Управление Росреестра по Самарской области) с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации прекращения права собственности на объект недвижимого имущества от 07.03.2014 № 01/552/2014-976, выразившегося в отказе прекратить право собственности на административное здание, гараж, по адресу: г. Самара, ул. Арцыбушевская, 204, литера А, А1, обязании прекратить право собственности на административное здание, гараж, по адресу: г. Самара, ул. Арцыбушевская, 204, литера А, А1, исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись от 21.12.2007 № 63-63-01/303/2007-256, согласно которой ООО «Время плюс» является собственником административного здания, гараж по адресу: г. Самара, ул. Арцыбушевская, 204, литера А, А1.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Управление обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на их незаконность.

В соответствии со статьей 153¹ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене.

Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы города Самары от 26.09.2005 № 2496 «Об утверждении проекта границ земельного участка, предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Время плюс» в аренду земельного участка для строительства жилой застройки квартала № 137 в границах улиц Братьев Коростелевых, Полевой, Арцыбушевской, Чкалова и Ленинском районе города Самары» ООО «Время плюс» утвержден проект границ земельного участка и предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок для строительства жилой застройки квартала 137.

15.11.2007 ООО «Время плюс» на основании договора купли-продажи от 15.11.2007 приобрело на праве собственности находящееся по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Арцыбушевская, д. 204  административное здание, гараж, (назначение: нежилое здание; площадь 2 079,10 кв. м.; этажность: 3; литера А, А1; инвентарный номер 36:401:001:004659580:0001).

Право собственности ООО «Время плюс» на административное здание, гараж, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.12.2007 серия 63-АВ № 886169, кадастровый (или условный) номер 63-63-01/029/2005-848.

Из пояснений представителя заявителя и материалов дела следует, что 15.01.2009 между ООО «Время плюс» и ООО «ВолгаРегионПроект» заключён договор о выполнении обследования технического состояния строительных конструкций нежилого здания, расположенного в г. Самара, Ленинский район, ул. Арцыбушевская, д. 204 на предмет возможности осуществления дальнейшей эксплуатации. Необходимость проведения данной работы возникла в связи с наличием дефектов и повреждений несущих и ограждающих конструкций здания. Заключением, проведённым в результате натурного обследования строительных конструкций здания, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Арцыбушевская, уч. 204 установлено, что здание, расположенное по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Арцыбушевская, уч. 204 находится в аварийном состоянии, при котором существует опасность пребывания людей и сохранности оборудования в нём и на прилегающих территориях; техническое состояние строительных конструкций здания и степень износа конструкций не позволяет путём выполнения восстановительных мероприятий обеспечить требуемый уровень технического состояния конструкций, обеспечивающий безопасную эксплуатацию.

26.02.2009 директор ООО «Время плюс» Кузнецов А.Н. обратился в Министерство культуры и молодёжной политики Самарской области с заявлением о рассмотрении вопроса на предмет выдачи разрешения на производство работ по сносу здания, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Арцыбушевская, уч. 204, указав, что 26.02.2009 произошло обрушение части стены указанного здания, что повлекло за собой возникновение аварийной ситуации, угрозу обрыва линии электропередачи и газопровода проходящих по ул. Арцыбушевской между улицами Полевая и Чкалова.

Из пояснений представителя заявителя и материалов дела следует, что ООО «Время плюс» приступило к устранению данной аварийной ситуации путём демонтажа фрагмента стены административного здания. Нависание стены аварийного здания по адресу: г. Самара, ул. Арцыбушевская, д. 204 над жилым домом, расположенным по адресу: г. Самара, ул. Арцыбушевская, д. 206 угрожало жилому дому, расположенному в 10 метрах от аварийного здания, а так же жизни и здоровью жителей. Поскольку аварийная стена демонтирована, остальная часть здания так же подлежала демонтажу, в связи с потерей несущей способности конструкции здания.

Административное здание демонтировано полностью 02.03.2009.

Согласно справке от 01.02.2013, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, административное здание, гараж, по адресу: г. Самара, ул. Арцыбушевская, д. 204 площадью 2 079, 10 кв. м. с условным номером 63-63-01/029/205-848 снят с учёта 24.01.2013 в связи со сносом на основании акта обследования от 27.12.2012.

Полагая, что в настоящее время спорный  объект не существует, 28.01.2014 ООО «Время плюс» обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Арцыбушевская, д. 204.

Уведомлением от 04.02.2014 №01/552/2014-976 Управление Росреестра по Самарской области приостановило государственную регистрацию прекращения права собственности на объект недвижимого имущества, ссылаясь на то, что ООО «Время плюс» просит внести запись о  прекращении права собственности на выявленный объект культурного наследия, который включен в список памятников и ценных объектов архитектуры и градостроительства города Самары в соответствии с распоряжением Главы администрации Самарской области  от 06.05.1993 № 426-р «Об утверждении результатов инвентаризации историко-культурного и природного наследия на территории Самарской области», что подтверждается письмом Министерства культуры Самарской области от 27.09.2013 № 26-04/3488 в отсутствие документов, подтверждающих согласование в уполномоченном органе в установленном законом порядке строительных работ по сносу выявленного объекта культурного наследия.

Управление указало на необходимость направления по этой причине соответствующего запроса в  Министерство культуры Самарской области, а также указало заявителю на возможность представления им недостающих документов самостоятельно.

 В порядке межведомственного запроса Управление получило ответ Министерства культуры Самарской области от 19.02.2014 № 26-06/485, согласно которому по данным государственного учета объектов культурного наследия здание, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Арцыбушевская, д. 204, литера А, а является выявленным объектом культурного наследия «Баня купца Н.И. Лебедева», согласно Сводного списка выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Самарской области; согласование и разрешение на проведение работ по сносу выявленного объекта культурного наследия Министерство культуры Самарской области не выдавало; названный объект в силу пункта 8 статьи 18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ) до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе включить его в реестр подлежит государственной охране.

Сообщением от 07.03.2014 Управление Росреестра по Самарской области отказало в государственной регистрации прекращения права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Арцыбушевская, д. 204 в связи с отсутствием согласования и разрешения на проведение работ по сносу выявленного объекта культурного наследия «Баня купца Н.И. Лебедева», расположенного по адресу: г. Самара, ул. Арцыбушевская, 204, литер А.а, которое должно выдаваться Министерством культуры Самарской области.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО «Время плюс» в арбитражный суд с настоящим требованием.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о государственной регистрации прав) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В силу пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Согласно пункту 1 статьи 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что на государственную регистрацию прекращения права собственности, ответчиком представлены необходимые и достаточные документы, позволяющие совершить действия по государственной регистрации прекращения права собственности  на заявленный объект;  оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, создавая препятствия по распоряжению принадлежащим обществу имуществом, так как на земельном участке по адресу: г. Самара, ул. Арцыбушевская, д. 204, на котором ранее находился выявленный объект культурного наследия,  ООО «Время плюс»  ведется строительство двадцатипятиэтажного жилого дома в соответствии с разрешением на строительство № RU 63301000-020 от 16.04.2013, что согласно статье 201 АПК РФ является основанием для признания отказа в государственной регистрации незаконным.

В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

Согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ в Российской Федерации памятники истории и культуры народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия; гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Памятники истории и культуры в силу статей 3 и 4 Федерального закона 25.06.2002 № 73-ФЗ относятся к объектам культурного наследия и подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты культурного наследия регионального значения, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 3 и 4 статьи 9.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения.

Аналогичная норма содержится в статье 4, 5 Закона Самарской области от 08.12.2008 № 142-ГД «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Самарской области».

Согласно статье 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 48 вышеуказанного Закона установлено, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

 Судом установлено и материалами дела подтверждается, что объект, относительно которого ООО «Время плюс» обратилось с соответствующим заявлением в регистрирующий орган, является вновь выявленным объектом культурного наследия, следовательно, указанный объект имеет особый правовой режим использования.

Согласно выписке из ЕГРП в отношении спорного объекта в силу пункта 2 статьи 13 Закона о государственной регистрации   зарегистрировано ограничение (обременение) права собственности ООО «Время плюс»  в пользу Самарской области – «ограничение в пользовании; соблюдение правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры дата регистрации 08.08.2006, № регистрации 63-63-01/171/2006-767, срок не определен, права обременяются в пользу Самарской области».

В силу пункта 4 статьи 52 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 № 118-ФЗ) выявленный объект культурного наследия используется с обязательным выполнением следующих требований: обеспечение неизменности облика и интерьера выявленного объекта культурного наследия в соответствии с особенностями, определенными как предмет охраны данного объекта и изложенными в заключении историко-культурной экспертизы; согласование в порядке, установленном пунктом 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке или части водного объекта, в пределах которых располагается выявленный объект археологического наследия.

Аналогичные нормы содержатся и в новой редакции Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ). В частности, согласно пунктам 9, 10 статьи 16 собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия; снос выявленного объекта культурного наследия запрещен.

При таких обстоятельствах, выводы судов первой и апелляционной инстанции о незаконности действий Управления Росреестра по Самарской области по отказу в государственной регистрации прекращения права собственности на спорный объект, ввиду непредставления обществом необходимых и достаточных документов, представление обществом необходимых и достаточных документов, позволяющих совершить действия по государственной регистрации прекращения права собственности, являются несостоятельными, несоответствующими  фактическим обстоятельствам дела.

Осуществление ООО «Время плюс» на земельном участке по адресу: г. Самара, ул. Арцыбушевская, д. 204, на котором ранее находился выявленный объект культурного наследия, строительства многоэтажного жилого дома на основании разрешения на строительство № RU 63301000-020 от 16.04.2013, не может свидетельствовать о незаконности действий регистрирующего органа, нарушении прав и законных интересов ООО «Время плюс» в сфере экономической деятельности, создании препятствий по распоряжению принадлежащим ему имуществом, поскольку названные права ограничены в публичных интересах сохранения объектов истории и культуры для настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Судебная коллегия считает, что противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, в случае гибели или уничтожения выявленного объекта культурного наследия, действия по легализации вновь создаваемого объекта недвижимости на земельном участке, находящемся под снесенным объектом культурного наследия, не могут быть предприняты в рамках рассмотрения спора в порядке главы 24 АПК РФ при обжаловании действий Управления Росреестра по Самарской области.

 При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты не соответствуют требованиям, установленным статьей 15 АПК РФ, ввиду неправильного применения норм материального права и несоответствия фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ.

Так как фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены достаточно полно, однако нормы права ими применены неверно, суд кассационной инстанции считает возможным, в силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 по делу № А55-5484/2014 отменить.

В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Время плюс» отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья                                   Ф.В. Хайруллина

Судьи                                                                          В.А. Петрушкин

                                                                                     В.А. Карпова