ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-555/14 от 20.11.2014 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань                                                           Дело № А55-555/2014

25 ноября 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2014 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Карповой В.А.,

судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,

в отсутствие:

заявителя – извещен надлежащим образом,

заинтересованных лиц – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, и Министерства строительства Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2014 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Кувшинов В.Е., Холодная С.Т.)

по делу № А55-555/2014

по заявлению индивидуального предпринимателя Игнатьевой Татьяны Леонидовны, с. Красноармейское, Самарская область (ОГРНИП 312637506500012) к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Министерству строительства Самарской области, г. Самара, о признании незаконным заключения, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Игнатьева Татьяна Леонидовна (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции, о признании незаконным решения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее – Департамент строительства и архитектуры), изложенного в письме от 26.09.2013 № СП-9/1354-0-11 «О результатах рассмотрения», о возложении обязанности выполнить действия по выбору земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а именно осуществить публикацию информационного сообщения о возможном (предстоящем) предоставлении земельного участка по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Каменногорская, пересечение с пер. Юный, рядом с домом № 6 для строительства выставочного зала, утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте (плане) соответствующей территории, о признании незаконным решения Министерства строительства Самарской области (далее – Министерство строительства), изложенного в письме от 08.10.2013 № 3/9677, о возложении обязанности рассмотреть заявление по существу после получения от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара акта о выборе земельного участка для строительства и утвержденной схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте (плане) соответствующей территории.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014, заявленные требования удовлетворены полностью. Признаны незаконными решение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, изложенное в письме от 26.09.2013 № СП-9/1354-0-11, и решение Министерства строительства Самарской области, изложенное в письме от 08.10.2011 № 3/9677. На ответчиков возложены обязанности по вступлению в законную силу настоящего решения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем организации Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара работы по выбору земельного участка для строительства выставочного зала и принятия Министерством строительства Самарской области решения о предварительном согласовании места размещения объекта о утверждении акта о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, Министерство строительства обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Министерство строительства в своей жалобе также ссылается на то, что согласно постановлению Правительства Самарской области от 09.11.2012 № 639 предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства осуществляется исключительно на торгах.

В кассационной жалобе Департамент строительства и архитектуры просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит правовых оснований для их удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, 13.04.2012 предприниматель Игнатьева Т.Л. обратилась в Министерство строительство с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство объекта розничной торговли общей площадью не более 1000 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Каменногорская, пересечение с пер. Южный, радом с домом № 6.

Письмом от 26.09.2013 № СП-9/1354-0-11 Департамент строительства и архитектуры сообщил Министерству строительства о том, что заявителем не представлено заключение Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральной БТИ», а также заключение Министерства культуры Самарской области после проведения историко-культурной (археологической) экспертизы.

На основании данного заключения Министерством строительства 08.10.2013 вынесено решение об отказе в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка.

Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, отклоняет доводы кассационных жалоб и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суды правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен в статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3.2. Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства (далее - Регламент взаимодействия), утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74.

Порядок осуществления выбора земельных участков для строительства регулируется статьей 31 ЗК РФ, пунктом 1 которой предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Министерство принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 3.9. Регламента взаимодействия).

Министерство отказывает в дальнейшем осуществлении процедур по предоставлению земельных участков вне зависимости от стадии предоставления земельных участков при выявлении нарушений законодательства, исключающих принятие министерством соответствующих решений (пункт 3.20 Регламента взаимодействия).

Как видно из материалов дела,в качестве основания для отказа в проведении процедуры выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта указано отсутствие историко-культурной (археологической) экспертизы испрашиваемого земельного участка, а также заключение ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

Однако судами, верно указано, что нормы ЗК РФ, Регламента взаимодействия, а также Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не возлагают на заявителя обязанности представлять вместе с заявлением о предоставлении ему земельного участка заключение историко-культурной (археологической) экспертизы испрашиваемого земельного участка, а также заключение органа, осуществляющего технический учет объектов недвижимости.

Из материалов дела следует, что о необходимости представления вышеназванных заключений ответчики заявителю не сообщали.

При этом, заявителем представлены в материалы дела сведения из ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и отчет о научно-исследовательских работах по археологическому обследованию земельного участка под строительство выставочного зала площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Каменногорская, пересечение с пер. Южный, рядом с домом № 6.

Руководствуясь вышеуказанными положениями Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Регламента взаимодействия, а также Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение Департамента об отказе в проведении процедуры выбора земельного участка изложенное в письме от 26.09.2013 № СП-9/1354-0-11, а также решение Министерства строительства об отказе в предоставлении вышеназванного земельного участка, изложенное в письме от 08.10.2011 № 3/9677 по основаниям, изложенным в вышеупомянутых решениях, не может быть признано соответствующим требованиям 30 ЗК РФ.

Суды, с учетом требований, установленных в пункте 5 статьи 201 АПК Российской Федерации, в целях восстановления нарушенных прав и устранения допущенных нарушений, обязали заинтересованных лиц совершить определенные действия в виде рассмотрения заявления в соответствии с действующим земельным законодательством, и при этом, указанный в резолютивной части способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя не обязывает Министерство принять решение о предварительном согласовании места размещения спорного объекта без учета возможных препятствий к такому согласованию, которые могут быть выявлены при соблюдении требований статей 30, 31 ЗК РФ.

Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 по делу № А55-555/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                            В.А. Карпова

Судьи                                                                                    Р.В. Ананьев

                                                                                              С.Ю. Муравьев