ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-5892/2021 от 20.12.2021 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-12447/2021

г. Казань                                                         Дело № А55-5892/2021

27 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ананьева Р.В.,

судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара

на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2021

по делу №А55-5892/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МКОМ» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Самара, о признании незаконным действий, при участии заинтересованного лица: Департамента градостроительства городского округа Самара, г. Самара,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «МКОМ» (далее – ООО «МКОМ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент) по возврату заявления ООО «МКОМ» о предоставлении в собственность земельного участка площадью 66,3 кв.м с кадастровым номером 63:01:0714001:9, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, 66, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, письмом от 15.01.2021 № СП-9/59-0-1; понуждении Департамента устранить нарушения прав и законных интересов общества путем рассмотрения данного заявления.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2021, заявленные требования удовлетворены, действия Департамента по возврату письмом от 15.01.2021 № СП-9/59-0-1 заявления ООО «МКОМ» о предоставлении в собственность по договору купли-продажи земельного участка площадью 66,3 кв.м с кадастровым номером 63:01:0714001:9, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, 66, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, признаны незаконными; на Департамент возложена обязанность в 15-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения данного заявления.

Департамент, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения администрации Промышленного района от 29.01.2003 № 121 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары (арендодатель) и ООО «МКОМ» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 31.07.2003 № 000182з, по условиям которого обществу в аренду сроком до 28.01.2006 предоставлен земельный участок площадью 66,30 кв.м с кадастровым номером 63:01:0714001:0009, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, 66, под временный продуктовый магазин.

По акту приема-передачи от 31.07.2003 данный земельный участок передан ООО «МКОМ».

Договор аренды от 31.07.2003 № 000182з зарегистрирован, о чем 02.03.2004 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации.

Дополнительным соглашением от 22.12.2005 внесены изменения в договор аренды от 31.07.2003 № 000182з, в том числе пункт 3.2 изложен в следующей редакции: «Настоящий договор заключен на неопределенный срок».

ООО «МКОМ» 12.01.2021 обратилось к главе городского округа Самара с заявлением о предоставлении в собственность по договору купли-продажи земельного участка площадью 66,30 кв.м с кадастровым номером 63:01:0714001:9, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, 66, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в соответствии со статьей 3, частями 2, 2.1 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приложив к нему договор аренды от 31.07.2003 № 000182з, копию выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 63:01:0714001:9, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, сообщение заявителя, содержащее перечень объектов недвижимости, расположенных на земельном участке.

Департамент письмом от 15.01.2021 № СП-9/59-0-1 на основании пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 2.12 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденного постановлением администрации городского округа Самара от 29.03.2017 № 171, возвратил обществу поданное заявление, поскольку в нем не указано основание предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов из числа оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, не представлены документы, предусмотренные Перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 № 1, не представлена доверенность представителя, предусмотренная пунктом 4 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и подпунктом 3 пункта 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденного постановлением администрации городского округа Самара от 29.03.2017 № 171.

ООО «МКОМ», полагая, что действия Департамента по возврату заявления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность без проведения торгов противоречат действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, установив, что заявление ООО «МКОМ» о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0714001:9 без проведения торгов соответствует требованиям действующего законодательства, к нему приложены все необходимые документы, в том числе доверенность от 20.05.2020 на имя ФИО1, наделяющая его полномочиями представлять интересы ООО «МКОМ» во всех органах местного самоуправления с правом подписывать, делать заявления, представлять, истребовать, получать необходимые документы, а также совершать все другие необходимые правомерные действия, пришли к выводу о том, что действия Департамента по возврату обществу данного заявления без рассмотрения его по существу противоречит действующему законодательству, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.

Между тем судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание следующее.

Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации и предусматривает, в том числе: подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований.

В силу пункта 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 № П/0321 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Таким образом, в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимые для его рассмотрения, а также к нему должны быть приложены документы, предусмотренные Перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 № П/0321.

ООО «МКОМ» в заявлении о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0714001:9 не указано основание предоставления данного земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

В данном заявлении обществом в качестве основания предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка без проведения торгов указаны статья 3, части 2, 2.1 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ).

Статьей 3 Закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В абзаце 5 части 4 пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разъяснено, что действие Закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ не распространяется на отношения по выкупу земельных участков, что не исключает приобретения субъектами малого или среднего предпринимательства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном земельным законодательством и законодательством о приватизации.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом. Его действие распространяется также на отношения, возникающие в связи с отчуждением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.

Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2017 № 306-ЭС17-737 по делу № А55-4072/2016.

Исходя из анализа указанных норм, следует, что Законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ предусмотрена реализация преимущественного права арендаторами муниципального и государственного имущества только в случае приватизации этого имущества.

Вместе с тем испрашиваемый обществом земельный участок является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, решение о приватизации которого уполномоченным органом не принималось.

При этом в границах спорного земельного участка отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, что следует из сообщения к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, в связи с чем к спорным правоотношениям не подлежат применению положения Закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ.

Таким образом, заявление ООО «МКОМ» о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0714001:9 без проведения торгов не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

 Кроме того, обществом в нарушение пункта 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации не представлены документы, подтверждающие его право на приобретение спорного земельного участка без проведения торгов, предусмотренные Перечнем, документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 № П/0321.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Поскольку заявление ООО «МКОМ» о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0714001:9 без проведения торгов не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и к нему не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, у Департамента появилась правовая неопределенность, связанная с отсутствием предусмотренных земельным законодательством оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка обществу в собственность без проведения торгов, в связи с чем Департамент на основании пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации правильно возвратил данное заявление ООО «МКОМ».

Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.10.2021 по делу № А55-30850/2020.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2021 по делу № А55-5892/2021 отменить.

Поскольку судами фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако неправильно применены нормы права, судебная коллегия считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе ООО «МКОМ» в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2021 по делу № А55-5892/2021 отменить.

Обществу с ограниченной ответственностью «МКОМ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.

Председательствующий судья                                            Р.В. Ананьев

Судьи                                                                                    В.А. Карпова

В.А. Петрушкин