ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-6263/15 от 10.05.2016 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070 г. Самара, ул. Аэродромная 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

17 мая 2016 года                                                                        Дело № А55-6263/2015

г. Самара         

Резолютивная часть  постановления  объявлена 10 мая 2016 года        

Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2016 года                       

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Туркина К.К.,

судей Деминой Е.Г., Морозова В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бикташевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 10 мая 2016 года апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 января 2016 года по делу № А55-6263/2015 (судья Богданова Р.М.), 

по иску открытого акционерного общества "РЖД" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания  -   структурного подразделения - филиал ОАО "РЖД" к  акционерному обществу "РН-Транс" в лице филиала в г. Ачинске о взыскании 61 914 050 руб. 60 коп.,

с участием:

от истца – представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от ответчика – представитель Буренкова Т.В., доверенность от 01.12.2015,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "РЖД" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания-структурного подразделения обратилось в суд с иском к закрытому акционерному обществу "РН-Транс" о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 61 914 050 руб. 60 коп.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2015 настоящее дело передано по подсудности на рассмотрение Арбитражного суда Самарской области.

Определением от 25.06.2015 судом удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований, истец просил суд взыскать с ответчика платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 58 546 433 руб. 96 коп. с учетом НДС 18%.

Определением от 10 августа 2015 года в отдельные производства выделены требования о взыскании платы за время нахождения на путях общего пользования составов следующих поездов:

1. № 3537 , индекс 8902-141-8814, сумма платы 79 921 руб. 40 коп, 950 543 руб. 10 коп., 716 руб. 40 коп., 32 221 руб. 80 коп.

2. поезд №3523 индекс 8902-144-8814, сумма платы 801 757 руб. 50 коп.

3. поезд №3601 индекс 8902-104-8814, сумма платы 4 266 813 руб. 00 коп.

4. поезд № 3702 индекс 8880-313-8814, сумма платы 574 757 руб. 60 коп.

5. поезд №2544 индекс 8544-183-8814, сумма платы 950 667 руб. 00 коп и 92 102 руб. 40 коп.

6. поезд №3071 индекс 9700-383-8814, сумма платы 511 247 руб. 70 коп. и 567 542 руб. 70 коп.

7. поезд №2596 индекс 8500-063-8814 , сумма платы 2 324 085 руб. 00 коп.

8. поезд № 3102 индекс 8902-072-8814, сумма платы 1 614 432 руб. 10 коп.

9. поезд № 2526 индекс 8500-497-8814, сумма платы 29 601 руб. 40 коп., 1 489 539 руб. 60 коп.

10. поезд № 3602 индекс 8902-086-8814, сумма платы 3 687 405 руб. 20 коп.

11. поезд № 2647 индекс 8902-037-8814. сумма платы 524 838 руб. 60 коп.

12. поезд № 2526 индекс 8544-175-8814, сумма платы 1 168 441 руб. 60 коп.

13. поезд № 3053 индекс 8902-087-8814, сумма платы 7 656 926 руб. 70 коп.

14. поезд №3603 индекс 8902-045-8814, сумма платы 2 155 013 руб. 10 коп.

15. поезд №2905. индекс 8902-111-8814, сумма платы 2 294 797 руб. 40 коп.

16. поезд № 3207 индекс 8800-247-8814, сумма платы 1 265 576 руб. 40 коп.

17. поезд № 3351 индекс 8902-122-8814. сумма платы 1 851 986 руб. 40 коп.

18. поезд № 3735 индекс 8800-278-8814. сумма оплаты 550 586 руб. 30 коп.

19. поезд №3712 индекс 8500-495-8814. сумма оплаты 1 959 365 руб. 40 коп. и 301 005 руб. 00 коп.

20. поезд № 3051 индекс 9700-369-8814, сумма платы 1 332 135 руб. 20 коп.

21. поезд № 3759 индекс 9700-381-8814, сумма платы 54038 руб. 40 коп. и 1 873 564 руб. 80 коп.

22. поезд № 33006 индекс 8544-173-8814, сумма платы 1 055 412 руб. 00 коп.

23. поезд № 3549 индекс 8902-136-8814, сумма платы 487 606 руб. 70 коп.

24. поезд № 3309 индекс 8902-121-8814, сумма платы 1 594 723 руб. 80 коп.

25. поезд № 3714 индекс 8800-275-8814, сумма платы 412 750 руб. 60 коп.

26. поезд № 3722 индекс 8845-555-8814, сумма платы 7343 руб. 10 коп. и 637 750 руб. 90 коп.

27. поезд № 3545 индекс 8902-132-8814, сумма платы 960 840 руб. 00 коп.

28. поезд № 3722 индекс 8845-555-8814, сумма платы 55 528 руб. 00 коп. , 684 415 руб. 60 коп. и 7880 руб. 40 коп.

29. поезд № 2485 индекс 8902-034-8814, сумма платы 2 538 355 руб. 50 коп.

30. поезд № 3033 индекс 8902-048-8814, сумма платы 1 635 255 руб. 50 коп.

В настоящем деле оставлены требования о взыскании платы за время нахождения на путях общего пользования состава поезда.

1. поезд №3002 индекс 8845-564-8814, сумма платы 186 854 руб. 50 коп.

2. поезд № 3702 индекс 8800-306-8814, сумма платы 24 715 руб. 80 коп.

3. поезд №3603 индекс 8902-153-8814, сумма платы 26 608 руб. 00 коп.

4. поезд № 3563 индекс 8902-155-8814, сумма платы 29 067 руб. 40 коп.

5. поезд №3702 индекс 8800-305-8814, сумма платы 14 686 руб. 20 коп.

6. поезд №3621 индекс 88902-156-8814, сумма платы 100 739 руб. 10 коп.

7. поезд № 3071 индекс 8902-147-8814, сумма платы 36 105 руб. 00 коп.

8. поезд № 3255 индекс 8902-077-8814, сумма платы 14 935 руб. 80 коп

9. поезд № 3255 индекс 8902-077-8814, сумма платы 3915 руб. 00 коп.

10. поезд № 3702 индекс 8800-258-8814, сумма платы 89 961 руб. 80 коп.

11. поезд №3702 индекс 8800-273-8814, сумма платы 102 222 руб. 00 коп.

12. поезд № 3702 индекс 8800-272-8814. сумма платы 55 610 руб. 10 коп.

13. поезд № 2396 индекс 8544-184-8814, сумма платы 125 294 руб. 00 коп.

14. поезд № 3702 индекс 8800-254-8814, сумма платы 22 195 руб. 00 коп.

15. поезд № 3702 индекс 8800-288-8814, сумма платы 210 590 руб. 00 коп.

16. поезд № 3702 индекс 8800-289-8814, сумма платы 47 548 руб. 80 коп.

17. поезд № 3558 индекс 8500-501-8814, сумма платы 37 769 руб. 20 коп.

18. поезд № 3231 индекс 8800-166-8814, сумма платы 126 880 руб. 00 коп.

19. поезд № 3702 индекс 8800-252-8814, сумма платы 38 045 руб. 50 коп.

20. поезд № 2554 индекс 8544-338-8814. сумма платы 130 874 руб. 50 коп.

21. поезд № 3702 индекс 8800- 245-8814, сумма платы 107 524 руб. 80 коп.

Определением от 15.09.2015 судом удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований, истец просил суд взыскать с ответчика плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 664 470 руб. 74 коп. с учетом НДС 18%.

Определением от 23.10.2015 удовлетворено ходатайство ответчика о смене его наименования на акционерное общество "РН-Транс".

Решением суда первой инстанции от 19 января 2016 года исковые требования удовлетворены.

С акционерного общества "РН-Транс" в пользу открытого акционерного общества "РЖД" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания-структурного подразделения - филиала ОАО «РЖД» взыскана плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 664 470 руб. 74 коп. с учетом НДС 18%, госпошлина в сумме 2 260 руб. 90 коп.

Не согласившись с принятым судебным актом, акционерное общество "РН-Транс" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 19 января 2016 года, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права.

Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, ,   явку представителей в суд не обеспечил.

Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии истца.

В судебном заседании представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по доводам в ней изложенным.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Материалами дела подтверждается, что Между ОАО "РЖД" и ЗАО «РН-Транс» (клиент) заключен договор на организацию расчетов от 29.11.2010 N ЭР/11 (в редакции дополнительного соглашения № 5 от 01.04.2013), регулирующим взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, штрафов, а также иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов и/или порожних вагонов, в экспортном, импортном и внутригосударственном сообщениях и иных услуг/работ, выполняемых ОАО "РЖД" при организации и/или осуществлении перевозок, в том числе платежей за информационные и прочие услуги/работы (при наличии между ОАО "РЖД" и клиентом договора, соглашения, контракта на оказание услуг/выполнение работ). По договору клиент имеет право осуществлять платежи за третьих лиц, не являющихся сторонами договора (пункт 1.1. договора).

Основанием для проведения расчетов клиентом и взыскания ОАО "РЖД" платежей, связанных с перевозками грузов, является указание (наличие) кода плательщика, присвоенного в рамках договора и наименования клиента в перевозочных документах и/или иных документах в качестве лица, осуществляющего оплату (пункт 1.3. договора).

Согласно пункту 2.1.11 дополнительного соглашения № 5 от 01.04.2013 к договору в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), ОАО «РЖД» взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении № 3 к настоящему договору.

Согласно пункту 6.1. договора в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 № 5 претензии клиента по вопросам возврата либо перерасчета начисленных в рамках договора платежей предъявляются клиентом по месту нахождения Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания -структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД".

На основании пункта 6.2. договора в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 № 5 в случае если споры не урегулированы сторонами в досудебном претензионном порядке, они передаются заинтересованной стороной на рассмотрение в арбитражный суд по месту нахождения Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД".

Договор вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует по 31.12.2013 включительно (пункт 8.1. договора в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N5).

Согласно пункту 8.2. договора в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013      N 5 если ни одна из сторон письменно не заявила о намерении расторгнуть договор за 60 календарных дней до окончания срока его действия, договор считается продленным на каждый последующий календарный год.

Как следует из материалов дела, на станции назначения Новая Еловка 16.03.2014 по прибытию состава поезда № 3002 индекс 8845-564-8814 был составлен акт общей формы № 2/189 от 16.03.2014, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Дубинино КЖД в 05-35 12.03.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Дубинино КЖД 16.03.2014 в 09-35час. На станцию назначения вагоны прибыли 16.03.2014 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями №149 от 12.03.2014, № 149/1 от 16.03.2014г. В ведомости подачи и уборки вагонов № 280392 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 186 854,50 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 15.03.2014 по прибытию состава поезда № 3702 индекс 8800-306-8814 был составлен акт общей формы № 2/179 от 15.03.2014, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск-1 КЖД в 09-30 14.03.2014г. были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Ачинск-1 КЖД 14.03.2014 в 23-05час. На станцию назначения вагоны прибыли 15.03.2014 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями №155 от 14.03.2014, № 155/1 от 14.03.2014г. В ведомости подачи и уборки вагонов № 280389 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 24 715,80 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 15.03.2014 по прибытию состава поезда № 3603 индекс 8902-153-8814 был составлен акт общей формы № 2/187 от 15.03.2014, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Бугач КЖД в 00-50 15.03.2014 были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Бугач КЖД 15.03.2014 в 14-00час. На станцию назначения вагоны прибыли 15.03.2014 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями № 157 от 15.03.2014г., № 157/1 от 15.03.2014г. В ведомости подачи и уборки вагонов №290319 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 26 608.00 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 17.03.2014 по прибытию состава поезда № 3563 индекс 8902-155-8814 был составлен акт общей формы № 2/184 от 17.03.2014, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Красноярск КЖД в 22-50 15.03.2014г. были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Красноярск КЖД 16.03.2014г. в 14-50 час. На станцию назначения вагоны прибыли 17.03.2014 с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями № 159 от 15.03.2014, № 159/1 от 16.03.2014г. В ведомости подачи и уборки вагонов №290320 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 29 067.40 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 13.03.2014г. по прибытию состава поезда № 3702 индекс 8800-305-8814 был составлен акт общей формы № 2/173 от 13.03.2014, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск-1 КЖД в 02-45 13.03.2014 были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Ачинск-1 КЖД 13.03.2014г. в 09-45час. На станцию назначения вагоны прибыли 13.03.2014г. с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями № 151 от 13.03.2014г, № 151/1 от 13.03.2014г. Время простоя вагонов на промежуточной станции составило 07 час 00 мин. В ведомости подачи и уборки вагонов № 290322 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 14 686.20 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 18.03.2014 по прибытию состава поезда № 3621 индекс 8902-156-8814 был составлен акт общей формы № 2/195 от 18.03.2014г., в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Бугач КЖД в 02-20 17.03.2014г. были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Бугач КЖД 18.03.2014 в 16-45час. На станцию назначения вагоны прибыли 18.03.2014г. с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями № 164 от 17.03.2014г., № 164/1 от 18.03.2014г. В ведомости подачи и уборки загонов № 300305 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 100 739,10 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 16.03.2014г. по прибытию состава поезда № 3071 индекс 8902-147-8814 был составлен акт общей формы № 2/182, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Боготол КЖД в 07-45 15.03.2014г., были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Боготол КЖД 16.03.2014 в 00-30 час. На станцию назначения вагоны прибыли 16.03.2014г. с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями № 142 от 08.03.2014, № 142/1 от 16.03.2014г. В ведомости подачи и уборки вагонов № 290321 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 36 105,00 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 14.01.2014г. по прибытию состава поезда № 3255 индекс 8902-077-8814 был составлен акт общей формы № 2/34 от 14.01.2014г., в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск-2 КЖД в 06-35 12.01.2014г. были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Ачинск-2 КЖД 14.01.2014 в 17-ООчас. На станцию назначения вагоны прибыли 14.01.2014г с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями № 16 от 12.01.2014, №16/1 от 14.01.2014г. В ведомости подачи и уборки вагонов № 250214 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 14 935,80 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 11.01.2014г по прибытию состава поезда № 3255 индекс 8902-077-8814 был составлен акт общей формы № 2/20 от 11.01.2014, в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск-2 КЖД в 20-12 10.01.2014 были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Ачинск-2 КЖД 11.01.2014 в 12-35 час. На станцию назначения вагоны прибыли 11.01.2014г. с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями № 09 от 10.01.2014г., № 09/1 от 11.01.2014г. В ведомости подачи и уборки вагонов № 010336 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 3 915.00 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 14.02.2014г по прибытию состава поезда № 3702 индекс 8800-258-8814 был составлен акт общей формы № 2/96 от 14.02.2014г. в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск-1 КЖД в 09-20 12.02.2014г. были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Ачинск-1 КЖД 13.02.2014г в 22-10 час. На станцию назначения вагоны прибыли 14.02.2014г с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями № 86 от 12.02.2014г., № 86/1 от 13.02.2014г. В ведомости подачи и уборки вагонов № 040308 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 89 961,80 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 22.02.2014г по прибытию состава поезда № 3702 индекс 8800-273-8814 был составлен акт общей формы № 2/123 от 22.02.2014г. в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск-1  КЖД в 19-30 20.02.2014г. были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Ачинск-1 КЖД 22.02.2014г в 09-00 час. На станцию назначения вагоны прибыли 22.02.2014г с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями № 110 от 20.02.2014, № 110/1 от 22.02.2014г. В ведомости подачи и уборки вагонов № 130314 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 102 222,00 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 21.02.2014г по прибытию состава поезда № 3702 индекс 8800-272-8814 был составлен акт общей формы № 2/118 от 21.02.2014г. в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск 1 КЖД в 15-00 20.02.2014г. были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Ачинск-4 КЖД 21.02.2014г в 17-13 час. На станцию назначения вагоны прибыли 21.02.2014г с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями № 109 от 20.02.2014, № 109/1 от 21.02.2014г. В ведомости подачи и уборки вагонов № 140356 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 55 610,10 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 23.02.2014г по прибытию состава поезда № 2396 индекс 8544-184-8814 был составлен акт общей формы № 2/122 от 23.02.2014г. в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Боготол КЖД в 21-30 21.02.2014г. были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Боготол КЖД 23.02.2014г в 18-20 час. На станцию назначения вагоны прибыли 23.02.2014г с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями № 112 от 21.02.2014, № 112/1 от 23.02.2014г. В ведомости подачи и уборки вагонов № 140357 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 125 294,00 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 11.02.2014г по прибытию состава поезда № 3702 индекс 8800-254-8814 был составлен акт общей формы № 2/91 от 11.02.2014г. в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск-1 КЖД в 07-35 11.02.2014г. были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Ачинск-1 КЖД 11.02.2014г в 18-00 час. На станцию назначения вагоны прибыли 11.02.2014г с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями № 82 от 11.02.2014, № 82/1 от 11.02.2014г. В ведомости подачи и уборки загонов № 170320 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 22 195,00 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 05.03.2014г по прибытию состава поезда № 3702 индекс 8800-288-8814 был составлен акт общей формы № 2/145 от )5.03.2014г. в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск 1 КЖД в 15-20 03.03.2014г. были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Ачинск-1 КЖД 05.03.2014г в 05-35 час. На станцию назначения вагоны прибыли 05.03.2014г с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями № 127 от 03.03.2014, № 127/1 от 05.03.2014г. В ведомости подачи и уборки вагонов № 170300 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 210 590,00 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 05.03.2014г по прибытию состава поезда № 3702 индекс 8800-289-8814 был составлен акт общей формы № 2/143 от 05.03.2014г. в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск-1 КЖД в 00-15 04.03.2014г. были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Ачинск-1 КЖД 05.03.2014г в 01-25 час. На станцию назначения вагоны прибыли 05.03.2014г с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями № 129 от 04.03.2014, № 129/1 от 05.03.2014г. В ведомости подачи и уборки вагонов № 170302 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 47 548,80 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 21.02.2014г по прибытию состава поезда № 3558 индекс 8500-501-8814 был составлен акт общей формы № 2/117 от 21.02.2014г. в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Боготол КЖД в 11-10 20.02.2014г. были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Боготол КЖД 21.02.2014г в 04-40 час. На станцию назначения вагоны прибыли 21.02.2014г с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями № 108 от 20.02.2014, № 108/1 от 21.02.2014г. В ведомости подачи и уборки вагонов № 190320 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 37 769,20 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 18.02.2014г по прибытию состава поезда № 3231 индекс 8800-166-8814 был составлен акт общей формы № 2/111 от 18.02.2014г. в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Назарово КЖД в 19-55 16.02.2014г. были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Назарово КЖД 18.02.2014г в 04-40 час. На станцию назначения вагоны прибыли 18.02.2014г с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями № 97 от 16.02.2014, № 97/1 от 18.02.2014г. В ведомости подачи и уборки вагонов № 170303 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 126 880,00 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 10.02.2014г по прибытию состава поезда № 3702 индекс 8800-252-8814 был составлен акт общей формы № 2/86 от 10.02.2013г. в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск-1 КЖД в 18-20 09.02.2014г. были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Ачинск-1 КЖД 10.02.2014г в 12-20 час. На станцию назначения вагоны прибыли 10.02.2014г с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями № 80 от 09.02.2014, № 80/1 от 10.02.2014г. В ведомости подачи и уборки вагонов № 260234 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 38 045,50 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 16.02.2014г по прибытию состава поезда № 2554 индекс 8544-338-8814 был составлен акт общей формы № 2/104 от 16.02.2014г. в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Боготол КЖД в 11-27 14.02.2014г. были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Боготол КЖД 16.02.2014г в 07-35 час. На станцию назначения вагоны прибыли 16.02.2014г с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями № 93 от 14.02.2014, № 93/1 от 16.02.2014г. В ведомости подачи и уборки вагонов № 250290 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 130 874,50 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 16.02.2014г по прибытию состава поезда № 2554 индекс 8544-338-8814 был составлен акт общей формы № 2/104 от 16.02.2014г. в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Боготол КЖД в 11-27 14.02.2014г. были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Боготол КЖД 16.02.2014г в 07-35 час. На станцию назначения вагоны прибыли 16.02.2014г с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями № 93 от 14.02.2014, № 93/1 от 16.02.2014г. В ведомости подачи и уборки вагонов № 250290 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 130 874,50 руб. (без учёта НДС).

На станции назначения Новая Еловка 07.02.2014г по прибытию состава поезда № 3702 индекс 8800-245-8814 был составлен акт общей формы № 2/74 от J7.02.2014г. в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ачинск-1 КЖД в 11-20 05.02.2014г. были задержаны вагоны из-за невозможности приёма станцией Новая Еловка по причинам, зависящим от грузополучателя ЗАО «РН-Транс». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Ачинск-1 КЖД 07.02.2014г в 05-40 час. На станцию назначения вагоны прибыли 07.02.2014г с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следовании на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель ЗАО «РН-Транс» был уведомлен перевозчиком извещениями № 76 от 05.02.2014, № 76/1 от 07.02.2014г. В ведомости подачи и уборки вагонов № 270205 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования на сумму 107 524,80 руб. (без учёта НДС).

Общая сумма начисленной платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования с учетом принятых судом уточнений составила 664 470 руб. 74 коп. с учетом НДС 18%.

Ссылаясь на то, что вагоны были задержаны по вине ответчика из-за неприема их железнодорожной станцией назначения, на основании пункта 2.1.11. договора в редакции дополнительного соглашения N 5 от 01.04.2013 истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 664 470 руб. 74 коп. с НДС.

Ответчик, возражая против удовлетворения иска, указал на недоказанность вины грузополучателя в неприеме вагонов на станции назначения, на неправомерное включение в расчет платы НДС по ставке 18%.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) не предусмотрено взимание перевозчиком платы за пользование вагонами, ему не принадлежащими, поэтому возможность включения данного условия в договор на эксплуатацию железнодорожного пути общего пользования допускается только по соглашению сторон с установлением порядка и размера взимания данной платы.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08 плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.

Устав не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.

Вместе с тем, следует учитывать волю сторон на принятие обязательства по оплате использования пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.

Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих сторонам договора определять порядок начисления и расчета платы за пользование вагонами, в том числе определять перечень документов, которыми подлежит подтверждению факт задержки вагонов.

Установление такой платы как ответственности грузополучателя за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования согласуется с принципом свободы договора, закрепленным в статье 421 Кодекса.

Пунктом 2.1.11. договора в редакции дополнительного соглашения N 5 от 01.04.2013 предусмотрено, что в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), ОАО "РЖД" взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении N 3 к договору.

В приложении N 3 к договору в редакции дополнительного соглашения N 5 от 01.04.2013 сторонами согласованы размеры плат за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", по причинам, не зависящим от перевозчика.

Таким образом, поскольку плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования предусмотрена договором, следовательно, ОАО "РЖД" вправе начислить плату при наличии соответствующих оснований.

Распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р об утверждении Методических рекомендаций по оформлению задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, к таким причинам, в частности, отнесены занятость вагонами станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей, занятость вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.

Пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) установлено, что. в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.

Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.

Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.

Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.

На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.

Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45), согласно пункту 3.1 которых факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.

Из материалов дела следует, что истцом была исполнена обязанность по извещению грузополучателя - ЗАО "РН-Транс" о задержке поезда и спорных вагонов.

Таким образом, несмотря на то, что акты общей формы подписаны ответчиком с разногласиями, факт задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования на промежуточной станции из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем, подтвержден надлежащими доказательствами - актами общей формы, ведомостями подачи и уборки вагонов.

Представленные в материалы дела акты общей формы соответствуют требованиям, установленным Правилами N 45.

При таких обстоятельствах и в соответствии с условиями договора и названными нормами права суд правомерно удовлетворил заявленные исковые в полном объеме.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторно проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства.

При таких обстоятельствах и в соответствии с условиями договора и названными нормами права суд правомерно удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме (данный вывод подтверждается судебной практикой - постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 03.12.2015 по делу № А55-9873/2015).

На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 19 января 2016 года по делу № А55-6263/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                            К.К. Туркин

 Судьи                                                                                                           Е.Г. Демина

                                                                                                                      В.А. МорозовПожалуйста, подождитеПожалуйста, подождите

Пожалуйста, подождите