ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-6377/2022 от 11.08.2022 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

15 августа 2022 года Дело № А55-6377/2022

№11АП-12160/2022

г. Самара

резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2022 года

полный текст постановления изготовлен 15 августа 2022 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дегтярева Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шлычковой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании 11 августа 2022 года апелляционную жалобу Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области на определение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2022 об оставлении заявления без рассмотрения по делу № А55-6377/2022 (судья Богданова Р.М.)

по заявлению Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области заинтересованные лица: 1. Индивидуальный предприниматель ФИО1 КВХ ФИО2; 2. СПК "Заветы Ленина"; 3.Индивидуальный предприниматель ФИО1 КФХ ФИО3; 4. Индивидуальный предприниматель ФИО1 КФХ ФИО4; 5. Общество с ограниченной ответственностью "Утес-2"; 6. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области; 7. Муниципальное казенное учреждение Управление сельского хозяйства муниципального района Нефтегорский Самарской области третье лицо ФГБУ "Приволжское УГМС" (Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды),

об установлении юридического факта,

при участии в судебном заседании:

от Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области – представитель ФИО5, доверенность от 12.07.2022,

от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области – представитель ФИО6, доверенность от 10.01.2022,

от МКУ Управление сельского хозяйства муниципального района Нефтегорский Самарской области – ФИО7, распоряжение от 22.08.2016,

установил:

Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области обратилась с заявлением в котором просит установить факт действия в вегетационный период в апреле - июне 2021 года на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, обусловленных погодно - климатическими условиями, характеризующимися сочетанием опасных агрометеорологических явлений (сильной атмосферной засухи и суховея).

Определением Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2022 по делу № А55-6377/2022 заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, оставлено без рассмотрения.

Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась с апелляционной жалобой. Заявитель не согласен с выводом арбитражного суда первой инстанции о наличии спора о праве, просит судебное определение отменить, рассмотреть заявление по существу и установить юридический факт.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.22г. апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание по рассмотрению жалобы назначено на 11.08.22г.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

В судебное заседание явился представитель заявителя апелляционной жалобы, доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и МКУ Управление сельского хозяйства муниципального района Нефтегорский Самарской области поддержали позицию Администрации и просили ее апелляционную жалобу удовлетворить.

Иные участвующие в деле лица, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не явка лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании представителей заявителя жалобы, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и МКУ Управление сельского хозяйства муниципального района Нефтегорский Самарской области, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены/изменения судебного акта арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 11.08.2021 № 1111 на территории муниципального района с 09.08.2021 введен режим повышенной готовности в связи с почвенно - атмосферной засухой и суховейными явлениями.

Соответствующее решение принято по результатам обследования посевов сельскохозяйственных культур на территории хозяйствующих субъектов района, пострадавших в результате обстоятельств непреодолимой силы, обусловленных опасными погодно - климатическими условиями, а также на основании справки ФГБУ «Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 22.07.2021 № 09-05-12/138.

Сведения о погодно - климатических явлениях представлены по данным наблюдений метеостанций з/с «Авангард» и гидрологического поста Подъем Михайловка, наиболее близко расположенных к муниципальному району Нефтегорский Самарской области. Подразделения Росгидромета в данном районе отсутствуют.

Вегетативное развитие сельскохозяйственных культур проходила при остром дефиците осадков. По данным метеорологической станции з/с «Авангард» с 26.04.2021 по 02.06.2021 года, по данным гидрологического поста Подъём Михайловка по 03.06.2021 года выпало 10-12 мм дождя, что составило 22-26% от нормы. Эффективные осадки отсутствовали: их суточный максимум равнялся 2.7-3.7 мм. В большинстве дней мая преобладал повышенный и аномально высокий температурный режим: значения среднесуточных температур воздуха, 18-28, превышали климатическую норму на 5-14.

Сложившиеся агрометеорологические факторы способствовали испарению влаги и пересыханию её верхних слоев. К концу мая запасы продуктивной влаги под озимой пшеницей в пахотном: 7 мм и метровом: 48 мм, слоях почвы были низкими. На 18 июня они были недостаточными в пахотном слое почвы: 15мм. Под зернобобовой культурой (нут) в пахотном слое почвы они были неудовлетворительными: 14-17 мм, по определению на 18 июня и 8 июля и низкими: 10мм - на 28 июня. В метровом слое почвы в третьей декаде июня-первой декаде июля содержалось неудовлетворительное количество продуктивной влаги: 58- 62 мм.

В период с 29.04.2021 по 02.06.2021 было зафиксировано опасное агрометеорологическое явление - атмосферная засуха. Максимально воздух прогревался до 37°. С температурами воздуха 25° и выше насчитывалось 27 дней, в том числе 13 дней со значениями 30° и выше.

Гидротермический коэффициент составил 0,33 - 0,34, что указывает на наличие сильной атмосферной засухи. В периоды 7-10,12-15,12-19 июля регистрировалось опасное агрометеорологическое явление - суховей: при дневных прогревах воздуха 26-36° максимальная скорость ветра составила 7-13 м/с, минимальная относительная влажность воздуха равнялась 16-30%.

Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что рост, развитие и формирование урожая зерновых и зернобобовых культур в Нефтегорском районе Самарской области проходили при неблагоприятных агрометеорологических условиях.

С 01.01.2009 года в соответствии с приказом Росгидромета от 16.10.2008 № 387 введен в действие руководящий документ «Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений» (далее - РД 52.88.699-2008), согласно которому к гидрометеорологическим явлениям относятся агрометеорологические явления - метеорологические, гидрологические явления или их сочетания, оказывающие воздействие на производство сельскохозяйственной продукции.

Типовой перечень опасных природных явлений содержится в приложении А к РД 52.88.699-2008, к которым, в числе прочих, относятся:

- аномально-жаркая погода - период с апреля по сентябрь в течение 5 дней и более значение среднесуточной температуры воздуха выше климатической

нормы на 7 °С и более;

- засуха атмосферная - в период вегетации сельскохозяйственных культур отсутствие эффективных осадков (более 5 мм в сутки) за период не менее 30 дней подряд при максимальной температуре воздуха выше 25°С (в южных районах РФ - выше 30°С). В отдельные дни (не более 25 процентов продолжительности периода) возможно наличие максимальных температур ниже указанных пределов;

-засуха почвенная - в период вегетации сельскохозяйственных культур о за период не менее 3 декад подряд запасы продуктивной влаги в слое почвы 0-20 см составляют не более 10 мм или за период не менее 20 дней, если в начале периода засухи запасы продуктивной влаги в слое 0-100 см были менее 50 мм;

-суховей - ветер скоростью 7 м/с и более при температуре выше 25 °С и относительной влажности не более 30%, наблюдающиеся хотя бы в один из сроков наблюдений в течение 3 дней подряд и более в период цветения,

-налива, созревания зерновых культур.

Таким образом, на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области в вегетационный период в апреле - июле 2021 года под действием непреодолимой силы сложились чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, обусловленные погодно-климатическими условиями, характеризующимися сочетанием опасных агрометеорологических явлений (сильная атмосферная засуха, суховей).

Наличие вышеуказанных обстоятельств непреодолимой силы привело к значительному снижению урожая сельскохозяйственных культур на территории муниципального района, что подтверждается актами от 19.07.2021 № 1-5, в соответствии с которыми общая посевная площадь, пострадавших сельскохозяйственных культур, составила 5806,3 га., в том числе озимая пшеница- 1298,3 га., ячмень -1525 га., нут - 2078 га., чечевица- 510 га., озимая рожь - 60 га., овес- 95 га., прочие зерновые культуры -240 га. В соответствии со статьей 138.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут предоставляться дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе с установлением условий предоставления указанных дотаций, а также в целях поощрения достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципальных образований. Методика распределения дотаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 09.12.2019 № 896 утвержден Порядок установления прогнозных значений социально-экономических показателей, оцениваемых при предоставлении из областного бюджета дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.

В соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Самарской области министерство является органом исполнительной власти Самарской области, ответственным за методическое сопровождение расчета прогнозных значений показателя, по показателю «Валовой сбор зерна в весе после доработки».

Прогнозные значения социально-экономического показателя «Валовой сбор зерна в весе после доработки» на 2021 год утверждены распоряжением Правительства Самарской области от 14.12.2020 № 624-р.

В соответствии с методикой расчета прогнозных значений социально-экономического показателя «Валовой сбор зерна в весе после доработки», утвержденной приказом министерства от 29.11.2019 № 433-п, прогнозное значение показателя может быть скорректировано по инициативе министерства или на основании обращения муниципального района в следующих случаях: возникновение форс-мажорных обстоятельств в отрасли растениеводства муниципального района (чрезвычайная ситуация и т.д.); установление регионального (межмуниципального) и (или) местного уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию, подтвержденное правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления; наличие вступившего в законную силу в году предоставления субсидии решения арбитражного суда о признании несостоятельной (банкротом) организации, деятельность которой оказывала влияние на исполнение обязательств; аномальные погодные условия, подтвержденные справкой территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Невозможность отнесения сложившейся на территории муниципального района обстановки к чрезвычайной ситуации, отсутствие сетевого подразделение Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды для констатации факта аномальных погодных условий на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области, а также справки территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, приводит к невозможности корректировки значений социально-экономического показателя «Валовой сбор зерна в весе после доработки» на 2021 год, что в свою очередь приведет к снижению уровня распределяемых дотаций местному бюджету в плановый период.

В соответствии с Законом Самарской области от 03.04.2009 № 41-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства» органы местного самоуправления ежеквартально представляют в министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - министерство) отчетность
о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса -получателей субсидий, а также иную отчетность по форме и в сроки, установленные уполномоченными органами.

Министерство как орган, уполномоченный на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, руководствуясь приказом Минсельхоза России от 17.03.2021 № 132 «Об утверждении формы отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, сельскохозяйственных товаропроизводителей, получателей средств, производителей зерновых культур за 2021 год и сроков его представления» представляет по утвержденной форме отчет о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, сельскохозяйственных товаропроизводителей, получателей средств, производителей зерновых культур за I квартал текущего года, за полугодие текущего года; за I - III кварталы текущего года, за текущий год и в установленные сроки.

Так, форма № 9-АПК «Отчет о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства», заполняется сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляющими деятельность по виду - сельское хозяйство, на основании имеющих учетных данных, где помимо прочих сведений отражается посевная и убранная площадь с разграничением видов сельскохозяйственных культур.

Таким образом, учитывая отсутствие правовой определенности в указанных правоотношениях, а также сетевого подразделение Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды для подтверждения воздействия на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области, установление данного факта необходимо с целью формирования достоверных учетных данных и внесения изменения в ранее направленную отчётность.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации с заявление об установлении юридического факта в арбитражный суд.

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются арбитражными судами в особом (специальном) процессуальном порядке (глава 27 АПК РФ).

Согласно частям 1 и 2 статьи 218 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела об установлении факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным; факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте; факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении; других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В части 1 статьи 219 АПК РФ определены юридические условия, совокупность которых необходима для установления юридических фактов в порядке особого производства: у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты; федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.

Кроме того, заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, не может быть рассмотрено по существу арбитражным судом в порядке главы 27 АПК РФ, если такое обращение связывается с последующим разрешением спора о праве.

Так, согласно части 3 статьи 217 АПК РФ в случае, если при рассмотрении дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение.

В соответствии с частью 3 статьи 221 АПК РФ при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.

На основании части 4 статьи 221 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, выяснится, что имеется спор о праве, арбитражный суд оставляет без рассмотрения заявление об установлении юридического факта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 76, заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подлежит оставлению без рассмотрения, если требование возникло из спора о праве; такое требование может быть рассмотрено в общем порядке.

Целью установления факта действия в вегетационный период в апреле - июне 2021 года на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, обусловленных погодно - климатическими условиями, характеризующимися сочетанием опасных агрометеорологических явлений (сильной атмосферной засухи и суховея) является необходимость решения вопроса о праве заинтересованных лиц, заявителя, на предоставленные за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидии, в целях возмещения затрат, в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на производства зернобобовых культур, масленичных культур.

С учетом изложенного арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что, заявление по существу направлено на разрешение вопроса о праве на субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям. Решение вопроса о праве заинтересованных лиц, заявителя, на предоставленные за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидии, в целях возмещения затрат, в связи с производством сельскохозяйственной продукции не является прерогативой арбитражного суда.

При таких обстоятельствах, установив, что обращение с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, обусловлено наличием спора о праве, арбитражный суд первой инстанции обоснованно оставил заявление без рассмотрения на основании п.3 ч.1 ст.148 АПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные заявителем в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции, им дана соответствующая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на решение арбитражного суда от 17.02.22г. по делу №А55-35154/2021 и решение суда общей юрисдикции не принимается во внимание, т.к. указанные судебные акты приняты в отношении иных лиц, с иными фактическими обстоятельствами.

Принятие судебного акта по иному делу не поименовано в статье 270 АПК РФ как основание для отмены определения.

В мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (последний абзац части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение арбитражного суда от 17.02.22г. по делу №А55-35154/2021 и решение суда общей юрисдикции указанными выше Постановлениями не являются, потому арбитражный суд не обязан был их учитывать при принятии обжалуемого определения.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.

руководствуясь статьями 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

определение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2022 по делу № А55-6377/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа с направлением кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.

Судья Д.А. Дегтярев