ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-6497/18 от 21.06.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-45199/2019

г. Казань                                                 Дело № А55-6497/2018

24 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Петрушкина В.А.,

судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Халидовой Р.И.,

при участии представителей:

в Арбитражном суде города Москвы – Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации – Новожиловой О.В. (доверенность от 28.04.2022),

в Арбитражном суде Поволжского округа:

акционерного общества «Жигулевский известковый завод» – Девяткина А.А. (доверенность от 06.07.2021),

Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Самарская Лука» – Марченко В.В. (доверенность от 07.09.2021),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы  Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Самарская Лука» и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022

по делу № А55-6497/2018

по исковому заявлению акционерного общества «Жигулевский известковый завод» (ОГРН 1026303242460, ИНН 6345000940) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Самарская Лука» (ОГРН 1026303245616, ИНН 6345003910) о признании недействительным межевания и исключении из ЕГРН сведений, с участием третьих лиц, - администрации городского округа Жигулевск Самарской области, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Жигулевский известковый завод» (далее – АО «Жигулевский известковый завод», истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Самарская Лука» (далее – ФГБУ «НП «Самарская Лука», национальный парк «Самарская Лука», учреждение), администрации городского округа Жигулевск Самарской области (далее – администрация) о признании недействительным межевания территории Национального парка «Самарская Лука» в части включения в ее состав земельных участков с кадастровыми номерами 63:02:0404007:5, 63:02:0405011:1, 63:02:0403014:660, 63:02:0000000:40, 63:02:0000000:42, 63:02:0405004:24, 63:02:0404003:1000, указав, что данное решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) сведений, полученных в результате межевания территории Национального парка «Самарская Лука» о вхождении в ее состав земельных участков с кадастровыми номерами 63:02:0404007:5, 63:02:0405011:1, 63:02:0403014:660, 63:02:0000000:40, 63:02:0000000:42, 63:02:0405004:24, 63:02:0404003:1000.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее‑АПК РФ), привлечены: Администрация городского округа Жигулевск; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области; филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Самарской области»; территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее – ТУ Росимущества).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2019 решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены. Суд признал недействительным межевание территории Национального парка «Самарская Лука» в части включения в ее состав земельных участков с кадастровыми номерами 63:02:0404007:5, 693:02:0405011:1, 63:02:0403014:660, 63:02:0000000:40, 63:02:0000000:42, 63:02:0405004:24, 63:02:0404003:1000; исключил из ЕГРН сведения, полученные при межевании территории Национального парка «Самарская Лука» о вхождении в ее состав земельных участков с кадастровыми номерами 63:02:0404007:5, 693:02:0405011:1, 63:02:0403014:660, 63:02:0000000:40, 63:02:0000000:42, 63:02:0405004:24, 63:02:0404003:1000.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 03.06.2019 решение Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

При новом рассмотрении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2020 в иске отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2020 исковые требования удовлетворены. Суд признал недействительным межевание территории Национального парка «Самарская Лука» в части включения в ее состав земельных участков с кадастровыми номерами 63:02:0404007:5, 693:02:0405011:1, 63:02:0403014:660, 63:02:0000000:40, 63:02:0000000:42, 63:02:0405004:24, 63:02:0404003:1000;  и обязал исключить из ЕГРН сведения, полученные при межевании территории Национального парка «Самарская Лука» о вхождении в ее состав земельных участков с кадастровыми номерами 63:02:0404007:5, 693:02:0405011:1, 63:02:0403014:660, 63:02:0000000:40, 63:02:0000000:42, 63:02:0405004:24, 63:02:0404003:1000.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30.12.2020 решение Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2020 по делу отменены, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд  Самарской области.

При повторном рассмотрении спора решением Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022, исковые требования удовлетворены, признано недействительным межевание территории Национального парка «Самарская Лука» в части включения в ее состав земельных участков с кадастровыми номерами 63:02:0404007:5, 63:02:0405011:1, 63:02:0403014:660, 63:02:0000000:40, 63:02:0000000:42, 63:02:0405004:24, 63:02:0404003:1000; исключены из ЕГРН сведения, полученные при межевании территории Национального парка «Самарская Лука» о вхождении в ее состав земельных участков с кадастровыми номерами 63:02:0404007:5, 693:02:0405011:1, 63:02:0403014:660, 63:02:0000000:40, 63:02:0000000:42, 63:02:0405004:24, 63:02:0404003:1000.

В кассационных жалобах ФГБУ «НП «Самарская Лука» и Минприроды России, поданных в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты  предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.

В отзывах на кассационные жалобы АО «Жигулевский известковый завод» и администрация просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 31.05.2022 судебное разбирательство отложено до 21.06.2022 до 16 часов 20 минут.

В судебном заседании представители Минприроды России и ФГБУ «НП «Самарская Лука» поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах, а представитель АО «Жигулевский известковый завод» возражал против их удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.

В соответствии со статьей 153 - 1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда города Москвы.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзывах на нее и в выступлении представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, по состоянию на 1978 год Жигулевский известковый завод функционировал в составе производственного объединения «Куйбышевстройматериалы» (ПО ОКСМ), что подтверждается приказом от 24.05.1978 № 176 «О передаче земельных участков».

На основании решения конференции трудового коллектива ПО ОКСМ от 12.11.1990 и приказа концерна «РОССТРОМ» от 29.11.1990 № 88, приказа ПО ОКСМ № 318 от 04.12.1990 была создана ликвидационная комиссия, по результатам которой структурная единица «Жигулевский известковый завод» ПО ОКСМ была ликвидирована. Имущество ликвидированного предприятия по приемо-сдаточному акту передано корпорации «Волгостром».

Данное обстоятельство подтверждается приказом от 13.12.1990 № 238 по Жигулевскому известковому заводу.

На основании акта от 14.12.1990 на базе «Корпорации Волгостром» создано арендно - акционерное предприятие «Жигулевский известковый завод». При этом ликвидационной комиссией переданы основные производственные фонды и оборотные средства вновь созданному подразделению Жигулевский известковый завод.

В соответствии с планом приватизации, утвержденным Комитетом по управлению имуществом Самарской области 08.05.1992, и на основании договора купли-продажи от 27.05.1992 № 13 «Корпорации Волгостром» было выдано свидетельство от 27.05.1992 на право собственности на имущество Российского государственного концерна «Ростром».

Одним из учредителей «Корпорации Волгостром» являлся Жигулевский известковый завод с размером вклада 2635 тыс. руб., что подтверждается свидетельством на право собственности от 03.06.1992 № 4, заявкой (учредительный договор) на регистрацию АОЗТ «Корпорация Волгостром» (раздел 7) и справкой по выкупу имущества в 1992 году по заводу «Жигулевский известковый завод».

На основании заявки (учредительный договор) и постановления администрации г. Жигулевска Самарской области № 63 10.02.1993 зарегистрировано АОЗТ «Жигулевский известковый завод» с уставным капиталом 6409 тыс. руб., из которых ЗАО «Корпорация Волгостром» принадлежало 500 тыс. руб.

До 10.02.1993 ЗАО «Жигулевский известковый завод» входило в состав «Корпорации Волгостром» и впоследствии путем реорганизации в форме разделения «Корпорации Волгостром» было создано ЗАО «Жигулевский известковый завод».

При реорганизации ЗАО «Жигулевский известковый завод» по акту приема-сдачи были переданы здания и сооружения, по состоянию на 01.02.1993 – 65 объектов, что подтверждается вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Самарской области от 28.02. по делу № А55-36702/2005; от 31.03.2005 по делу № А55-2683/05-42 об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом.

Указанные судебные акты явились основанием для государственной регистрации права собственности ЗАО «Жигулевский известковый завод» на объекты недвижимости.

На основании протокола общего собрания акционеров ЗАО «Жигулевский известковый завод» в целях привидения в соответствие с действующим законодательством положений Устава общества 30.04.2015 утвержден Устав в новой редакции акционерного общества «Жигулевский известковый завод», что подтверждаются протоколом общего собрания от 30.04.2015, уставом АО «ЖИЗ» в новой редакции, выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 05.12.2018.

Таким образом, АО «Жигулевский известковый завод» является правопреемником имущественных прав и обязанностей Жигулевского известкового завода, существовавшего в составе ПО Куйбышевстройматериалы.

Согласно сведениям о характеристиках объектов недвижимости:

1) земельный участок с кадастровым номером 63:02:0405011:1, находящийся по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, с. Ширяево, имеет площадь 24 115 +/- 32 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования под склады взрывчатых веществ, земельный участок находится в собственности АО «Жигулевский известковый завод», государственная регистрация права осуществлена 18.01.2008, на участок распространены ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, 63.02.2.3 Постановления Совета Министров РСФСР о создании государственного природного парка «Самарская Лука» № 161 от 28.04.1984;

2) земельный участок с кадастровым номером 63:02:0404003:1000, находящийся по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, с. Богатырь, имеет площадь 845 +/- 6 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования под здание столовой, земельный участок находится в собственности АО «Жигулевский известковый завод», государственная регистрация права осуществлена 08.04.2008, на часть земельного участка распространены ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации;

3) земельный участок с кадастровым номером 63:02:0000000:40 (единое землепользование), находящийся по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, г. Жигулевск, с. Богатырь, имеет площадь 14 749 +/- 29 кв. м, вид разрешенного использования под весовую, здание конторы и мастерской, земельный участок находится в собственности АО «Жигулевский известковый завод», государственная регистрация права осуществлена 03.03.2008;

4) земельный участок с кадастровым номером 63:02:0403014:660, находящийся по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, с. Солнечная Поляна, ул. Садовая, имеет площадь 9218 +/- 21 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для использования под транспортный цех предприятия, земельный участок находится в собственности АО «Жигулевский известковый завод», государственная регистрация права осуществлена 03.03.2008;

5) земельный участок с кадастровым номером 63:02:0405004:24, находящийся по адресу Самарская область, город Жигулевск, село Ширяево, имеет площадь 26 989 +/- 40 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под карьер СХТ, земельный участок находится в государственной собственности и обременен арендой в пользу АО «ЖИЗ» сроком с 20.12.2007 по 20.12.2056 на основании договора аренды земельного участка от 25.12.2007 № 96/25‑12-2007, кроме того земельный участок обременен ограничением прав, предусмотренных статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, 63.02.2.3 постановления Совета Министров РСФСР о создании государственного природного парка «Самарская Лука» № 161 от 28.04.1984;

6) земельный участок с кадастровым номером 63:02:0000000:42 (единое землепользование), находящийся по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, с. Богатырь, ул. Управленческая, 1, имеет площадь 160 356 +/- 127 кв. м, категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для использования под промплощадку, земельный участок находится в собственности АО «ЖИЗ», отдельные части земельного участка обременены ограничением прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР о создании государственного природного парка «Самарская Лука» № 161 от 28.04.1984;

7) земельный участок с кадастровым номером 63:02:0404007:5, находящийся по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, село Богатырь, имеет площадь 622 400 +/- 158 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под карьер, земельный участок обременен правом аренды в пользу Минприроды России сроком с 31.01.2008 по 31.01.2057 на основании договора аренды земельного участка от 11.02.2008 № 21/11-02-2008, большая часть земельного участка (622 395 кв. м) обременена ограничением прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, 63.02.2.3 постановления Совета Министров РСФСР о создании государственного природного парка «Самарская Лука» № 161 от 28.04.1984.

Государственный природный парк «Самарская Лука» был образован постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 № 161, в соответствии с которым созданному государственному природному национальному парку «Самарская Лука» на базе Жигулевского и Рождественского лесхозов в пользование было предоставлено 69 тыс. га земельного государственного лесного фонда, также в состав государственного природного национального парка «Самарская Лука» были включены 62 тыс. га из земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР и 3 тыс. га земель других землепользователей, расположенных на территории Самарской Луки.

Одновременно указанным постановлением Куйбышевскому облисполкому совместно с Минлесхозом РСФСР было предписано уточнить границы национального парка.

Решением Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333 описание границ национального парка было приведено в соответствии с его естественными границами: от села Переволоки на западе по правому берегу Усинского залива, с севера, востока и юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до села Переволоки с исключением территории собственно города Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

Решениями Куйбышевского облисполкома от 28.03.1989 № 4 и от 21.06.1989 был утвержден проект районной планировки государственного природного Национального парка «Самарская Лука».

Согласно пункту 4.2 раздела 4 Положения о Национальном парке, утвержденном приказом Министра природных ресурсов от 09.03.2004 № 259 национальный парк образован на площади 134 тыс. га, из которых национальному парку в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земли площадью 69 тыс. кв. м., определены границы функциональных зон национального парка.

Сведения о границах Национального парка «Самарская Лука», как о зоне с особыми условиями использования территории, были внесены в Государственный кадастр недвижимости (в настоящий момент - ЕГРН) в 2012 году.

Приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 69 утверждено Положение о национальном парка «Самарская Лука», в соответствии с которым национальный парк расположен на территории муниципальных районов Самарской области: Ставропольского, Волжского, Сызранского, в черте городского округа Жигулевск, в черте городского округа Самара.

Приложение № 1 к Положению о национальном парке «Самарская Лука» содержит координаты поворотных точек границы национального парка «Самарская Лука». Указанные координаты были подготовлены ФГУП «Ростехинвентаризацитя - Федеральное БТИ» в соответствии с договором подряда от 18.12.2013 № 08330, заключенным с ФГБУ «НП «Самарская Лука».

Письмом от 11.05.2018 № 0582 Управление Росреестра по Самарской области сообщило, что в ЕГРН внесены изменения в сведениях о зоне с особыми условиями использования территории - Национальный парк «Самарская Лука» в части указания вида объекта «Территория особо охраняемого природного объекта».

Ссылаясь на то, что в соответствии с приказом Министерства промышленности строительных материалов РФСР от 24.05.1978 № 196 земельный участок площадью 35 га принят от Жигулевского государственного заповедника для расширения карьера известняков и передан Жигулевскому заводу, занятые заводом земельные исключены из территории, которые могут быть заняты национальным парком, однако в результате оспариваемого межевания границ земельного участка Национального парка «Самарская Лука» в состав парка незаконно были включены земли, принадлежащие истцу на праве собственности и праве аренды, и используемые истцом в процессе производственной деятельности, при этом распространение на указанные земли ограничений, связанных с включением земельных участков в состав национального парка, приведет к невозможности ведения истцом производственной деятельности, АО «Жигулевский известковый завод» обратилось в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суды двух инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ), статьями 82, 86 АПК РФ, установив, что материалами дела не подтвержден факт обоснованности включения спорных земельных участков в состав земель Национального парка «Самарская Лука», признали требования истца законными и обоснованными.

Анализ имеющихся в деле доказательств и принятых судебных актов показал, что судами двух инстанций оставлены без рассмотрения и оценки ряд обстоятельств и документов, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела.

Согласно пункту 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Для обеспечения режима заповедников, природных (национальных) парков, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов могут устанавливаться охранные зоны с запрещением в пределах этих зон любой деятельности, отрицательно влияющей на природные комплексы особо охраняемых природных территорий, земельные участки в пределах охранных зон у собственников, землевладельцев и землепользователей не изымаются, пользование земельными участками в пределах охранных зон осуществляется с соблюдением установленного на них режима.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Согласно статье 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ Закона № 33-ФЗ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территорий с выделением следующих функциональных зон: заповедной, особо охраняемой, рекреационной, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зоны хозяйственного назначения и зоны традиционного экстенсивного природопользования (пункт 1 статьи 15 Закона № 33-ФЗ).

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка (пункт 2 статьи 15 Закона № 33-ФЗ).

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2015 № 2742-О указано, что содержание предусмотренных на территории национального парка ограничений и запретов зависит от целевого назначения земель, определенного на основании функционального зонирования территории этого национального парка.

С учетом специфики требований, заявленных обществом, юридически значимыми являются обстоятельства законности нахождения спорных земельных участков в составе территории Национального парка «Самарская Лука» и основания для исключения сведений о координатах спорных участков из публичного реестра.

Как следует из материалов дела, Национальный парк «Самарская Лука» создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 № 161 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука».

Согласно пункту 1 данного постановления в пользование национальному парку предоставлено 69 тыс. га земель государственного лесного фонда.

Кроме того, в состав национального парка включены 62 тыс. га земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР и 3 тыс. га земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Общая площадь национального парка должна была составлять 134 тыс. га.

Этим же постановлением Куйбышевскому облисполкому совместно с Минлесхозом РСФСР, в ведение которого передан национальный парк, поручено уточнить границы национального парка.

Во исполнение названного постановления Совета Министров РСФСР решением Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333 произведено уточнение и приведено описание границ национального парка «Самарская Лука», общая площадь национального парка определена в 125 051 га.

Минлесхоз РСФСР письмом от 05.11.1985 № 8-17/665 согласовал границы, указанные в решении Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333.

Решением Куйбышевского облисполкома от 28.03.1989 № 94 утвержден Проект районной планировки государственного природного национального парка «Самарская Лука».

Впоследствии решением Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 21.06.1989 внесены изменения в указанный Проект, согласно пункту 1.2 изменены пункты 2.2, 2.4, 2.5 решения Облисполкома от 06.05.1987 № 164 «О согласовании проекта районной планировки государственного природного национального парка «Самарская Лука», принято решение осуществить вынос, в том числе Жигулевского известкового завода (г. Богатырь) Минпромстрой-материалов СССР до 1998 года, при этом поручено ГлавПЭУ Облисполкома в 1989 году рассмотреть вопрос об ускорении создания новых производственных мощностей по выпуску цемента и извести на базе месторождения сырья, расположенных в Шигонском районе Куйбышевской области, кроме того, руководители предприятий решением Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333 о добыче и переработке сырья строительных материалов должны решить вопрос с отраслевыми органами о выделении с 1990 года необходимых лимитов проектно-изыскательных и подрядных работ по проектированию и строительству новых производственных мощностей, восполняющих сокращение добычи и производства продукции на территории национального парка «Самарская Лука», за счет сырьевой базы Куйбышевской и других областей.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 09.03.2004 № 259 было утверждено Положение о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Самарская Лука».

В приложении 1 к данному Положению приведены границы функциональных зон, в том числе заповедной зоны и особо охраняемой зоны, с указанием кварталов по Жигулевскому лесничеству, по Александровскому лесничеству, по Сосново-Солонецкому лесничеству, по Больше-Рязанскому лесничеству, по Волжскому лесничеству, по Шелехметскому лесничеству, по Рождественскому лесничеству, по Подгорскому лесничеству, по Торновскому лесничеству, а также прилегающих земель сельхозназначения.

Функциональное зонирование территории национального парка, утвержденное данным Положением, осуществлялось на основании материалов лесоустройства 1995 г.

В частности, в 1995 г. Центральным государственным лесоустроительным предприятием «Центрлеспроект», находящемся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России, проведено лесоустройство и уточнение фактических границ национального парка.

Согласно Проекту организации и развития лесного хозяйства государственного лесного фонда национального парка «Самарская Лука» общая площадь национального парка составила 127 186 га. Приведенная площадь национального парка с 1995 г. остается неизменной.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2015 № 69 утверждено Положение о национальном парке «Самарская Лука», состав и описание функциональных зон национального парка даны в приложении № 2, карта-схема функционального зонирования территории национального парка - в приложении № 3.

Таким образом, при утверждении проекта планировки территории национального парка, имеющего описания и характерные ориентиры границ с внесенными изменениями (исключая территорию г. Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг) с учетом сохранения целостности природного комплекса были определены его фактические границы и предусмотрен вынос производства Жигулевского известкового завода расположенного в г. Богатырь в срок до 1998 года, с предоставлением ему новой сырьевой базы в пределах Куйбышевской и других областей Поволжья с выделением для этих целей лимитов для разработки и строительства новых производственным мощностей.

В решении Верховного Суда Российской Федерации от 02.09.2015 № АКПИ15-681 и решении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № АКПИ18-443, принятых по результатам проверки абзаца 15 пункта 11.4 приложения № 1 к положению о национальном парке «Самарская Лука», утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 69, исследовались вопросы в том числе границ национального парка «Самарская Лука», установленных в координатах МСК-63Г, при этом отмечено, что решениями Куйбышевского облисполкома от 28.03.1998 № 94 и от 21.06.1989 утвержден проект районной планировки парка, подготовленный институтом «Гипрогор» Госстроя РСФСР 1988, согласно данным сведениям г. Жигулевск и рабочий поселок Яблоневый Овраг не входят в границы национального парка, а поселок городского типа Богатырь и с. Ширяево расположены в границах национального парка, населенный пункт Ширяево является центром базирования туристов и экскурсантов, сведения о границах парка как о зоне с особыми условиями внесены в 2012 году.

С учетом установленных по делу обстоятельств земельные участки, используемые с 1978 года на тот момент Жигулевским известковым заводом в составе ПО Куйбстройматериалы, а впоследствии с 1990 АО «Жигулевский известковый завод», расположены в рабочем поселке Богатырь (образованного по решению Исполкома Жигулевского горсовета от 15.04.1958 № 122), фактически вошли в состав национального парка.

Выводы судов о том, что указанные в решении Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 21.06.1989 мероприятия о выносе с территории парка завода не соответствуют действительности, и не могут быть учтены, поскольку впоследствии оно было признано утратившим силу, следует признать ошибочными.

Сам факт истечения срока исполнения мероприятий по выносу производственных мощностей с территории парка не может свидетельствовать о незаконности включения спорных земельных участков в состав национального парка, кроме того, включение земельных участков, используемых заводом с 1978 года, было прямо предусмотрено решением Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333, при этом границы охранной зоны определялись исходя из естественных границ парка.

Судебные инстанции без учета установленных обстоятельств, также сделали ошибочный вывод, что включение спорных участков в состав национального парка является необоснованным.

Следует признать правомерными доводы Минприроды РФ, что отсутствие доказательств, подтверждающих вывод производственных мощностей с земельного участка, используемого заводом, не свидетельствует о незаконном включении участков, используемых предприятием в границах парка.

При этом необходимо учесть, что в пункте 3.3 решения председателя Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 28.06.1990 в условиях становления парка «Самарская Лука» заводу было необходимо пересмотреть в срок до 1991 года проект разработки карьера Богатырь, предусмотрев его рекультивацию в процессе разработки и завершения в срок до 1998 года, с выделением средства парку для восстановления лесонасаждений, взамен вырубленных лесов на землях карьеров завода.

Решением Самарской Губернской Думы от 22.09.1998 № 126 в пункте 3.3 решения от 28.06.1990 были внесены изменения, продлевающие закрытие заводы до 2003 года.

При таких обстоятельствах выводы о том, что земельные участки не подлежали включению в территорию парка не основаны на правильной правовой квалификации решений и нормативных актов, принятых уполномоченными органами.

Согласно части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе

Положения частей 4 и 5 статьи 71 АПК РФ, применяемые с учетом разъяснений, изложенных в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», предусматривают, что заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами.

Судебные инстанции не учли имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие включение спорных участков в состав территории национального парка, при этом исследуемые экспертом вопросы, в том числе о наличии оснований для их включения требовали правовой оценки, которая осуществляется судом, на основании нормативных актов, определяющих формирование границ и создание национального парка.

Установленный в рамках судебной экспертизы факт нахождения спорных земельных участков на момент формирования национального парка в составе г. Жигулевска требовали правовой оценки, в связи с чем также не может являться основанием для удовлетворения иска.

Из анализа решений Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333, от 21.06.1989, которыми были уточнены границы парка следует, что г. Жигулевск и поселок городского типа Яблочный Овраг не входили в границы зоны с особыми условиями использования территорий.

Вместе с тем решением Куйбышевского областного совета от 21.06.1989 предусматривался вынос Жигулевского известкового завода, расположенного непосредственно в п. Богатырь, который и находится в границах национального парка, о чем также отмечено в решении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2017 № АКПИ18-443.

Системный анализ принятых уполномоченными органами нормативных актов с целью образования парка и установления границ, позволяет сделать вывод о том, что завод должен был в установленный срок прекратить разработку карьера в п. Богатырь рекультивировать земельные участки, используемые в производственной деятельности, для последующего восстановления лесонасаждений на Самарской Луке.

Эти обстоятельства, безусловно, исключают выводы о том, что земельный участок, находящийся в пользовании завода, был ошибочно включен в состав земель национального парка.

При разрешении спора судебные инстанции установили, что основанием для включения спорных участков в границы парка являются акты о создании парка и проекты планировки его территории, которые в установленном порядке не оспорены.

Поскольку Жигулевский известковый завод подлежал выведению за пределы границ парка с последующей рекультивацией земель, именно по этой причине предприятие не было включено и в перечень земель национального парка, перечисленных в приложении № 2 к решению Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333, поскольку в нем содержались исключительно землепользователи, включенные в границы парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации и в отношении которых не принималось решения о прекращении деятельности и рекультивации используемых ими участков.

В границы национального парка при его создании были включены земли населенного пункта, расположенные в том числе и в Жигулевском районе, не включая город Жигулевск.

Из анализа документов административно-территориального деления с. Богатырь (решения исполкома от 08.04.1959 № 235, от 24.04.1995 № 180 «Об образовании рабочего поселка Богатырь и учреждении Ширяевского сельсовета», с учетом действующих в спорный период указа Президиума Верховного Совета РСФРС от 12.09.1957 «О порядке отнесения населенных пунктов к категории городов, рабочих и курортных поселков» и указа  Президиума Верховного Совета РСФРС от 17.08.1982 «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» и статьи 1 Закона РСФСР от 19.07.1968 «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР») следует, что рабочий поселок Богатырь имел статус самостоятельной территориальной единицы.

Данные обстоятельства также свидетельствуют о том, что спорные земельные участки были включены в границы парка в установленном законом порядке и оснований для их исключения не имеется.

При наличии правильной оценки признаков административно-территориального деления, с учетом порядка образования рабочего поселка Богатырь, выводы, сделанные в судебной экспертизе об отнесении  спорных участков к городу Жигулевску не могут быть приняты во внимание и не имеют правового значения.

Судебные инстанции установили все юридически значимые обстоятельства, однако неправильно применены нормы материального права, в связи с чем суд кассационной инстанции считает возможным принять новое решение об отказе в иске.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 по делу № А55-6497/2018 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требований акционерного общества «Жигулевский известковый завод» о признании недействительным межевания территории Национального парка «Самарская Лука» в части включения в ее состав земельных участков с кадастровыми номерами 63:02:0404007:5, 63:02:0405011:1, 63:02:0403014:660, 63:02:0000000:40, 63:02:0000000:42, 63:02:0405004:24, 63:02:0404003:1000; исключении из ЕГРН сведений, полученных при межевании территории Национального парка «Самарская Лука» о вхождении в ее состав земельных участков с кадастровыми номерами 63:02:0404007:5, 693:02:0405011:1, 63:02:0403014:660, 63:02:0000000:40, 63:02:0000000:42, 63:02:0405004:24, 63:02:0404003:1000 отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                    В.А. Петрушкин

Судьи                                                                                  Р.В. Ананьев

                                                                                             Ф.В. Хайруллина