АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-45199/2019
г. Казань Дело № А55-6497/2018
30 декабря 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Муравьева С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Пашиной Ж.А.
при участии представителей:
истца – ФИО1 (доверенность от 27.02.2020 № 1), ФИО2 (доверенность от 27.02.2020 № 1),
при участии присутствующего в Арбитражном суде Московского округа представителя:
третьего лица (Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации) – ФИО3 (доверенность от 27.12.2019),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Самарская Лука», Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2020
по делу № А55-6497/2018
по исковому заявлению акционерного общества «Жигулевский известковый завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Самарская Лука» (ОГРН <***>, ИНН <***>), при привлечении третьих лиц: администрация городского округа Жигулевск Самарской области, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области, федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, о признании недействительным межевания и об исключении из ЕГРН сведений,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Жигулевский известковый завод» (далее – АО «ЖИЗ», истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Самарская Лука» (далее – ФГБУ «НП «Самарская Лука», Учреждение), Администрации городского округа Жигулевск Самарской области (далее – Администрация) о признании недействительным межевания территории Национального парка «Самарская Лука» в части включения в ее состав земельных участков с кадастровыми номерами 63:02:0404007:5, 63:02:0405011:1, 63:02:0403014:660, 63:02:0000000:40, 63:02:0000000:42, 63:02:0405004:24, 63:02:0404003:1000, указав, что данное решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) сведений, полученных в результате межевания территории Национального парка «Самарская Лука» о вхождении в ее состав земельных участков с кадастровыми номерами 63:02:0404007:5, 63:02:0405011:1, 63:02:0403014:660, 63:02:0000000:40, 63:02:0000000:42, 63:02:0405004:24, 63:02:0404003:1000.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее‑АПК РФ), привлечены: Администрация городского округа Жигулевск; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области; филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Самарской области»; территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее – ТУ Росимущества).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2019 решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены. Суд признал недействительным межевание территории Национального парка «Самарская Лука» в части включения в ее состав земельных участков с кадастровыми номерами 63:02:0404007:5, 693:02:0405011:1, 63:02:0403014:660, 63:02:0000000:40, 63:02:0000000:42, 63:02:0405004:24, 63:02:0404003:1000; исключил из ЕГРН сведения, полученные при межевании территории Национального парка «Самарская Лука» о вхождении в ее состав земельных участков с кадастровыми номерами 63:02:0404007:5, 693:02:0405011:1, 63:02:0403014:660, 63:02:0000000:40, 63:02:0000000:42, 63:02:0405004:24, 63:02:0404003:1000.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 03.06.2019 решение Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2020 в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2020 исковые требования удовлетворены. Суд признал недействительным межевание территории Национального парка «Самарская Лука» в части включения в ее состав земельных участков с кадастровыми номерами 63:02:0404007:5, 693:02:0405011:1, 63:02:0403014:660, 63:02:0000000:40, 63:02:0000000:42, 63:02:0405004:24, 63:02:0404003:1000; и обязал исключить из ЕГРН сведения, полученные при межевании территории Национального парка «Самарская Лука» о вхождении в ее состав земельных участков с кадастровыми номерами 63:02:0404007:5, 693:02:0405011:1, 63:02:0403014:660, 63:02:0000000:40, 63:02:0000000:42, 63:02:0405004:24, 63:02:0404003:1000.
ТУ Росимущества и Минприроды России обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции от 14.08.2020 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 27.01.2020, мотивируя неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции от 14.08.2020, ФГБУ «НП «Самарская Лука» также обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принять по делу новый судебный акт, мотивируя неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Минприроды России поддержал доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Представители истца, считая доводы жалоб несостоятельными, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения, одновременнозаявили ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Суд кассационной инстанции отклонил ходатайство об отложении рассмотрении жалобы, поскольку не усмотрел оснований, предусмотренных в статье 158 АПК РФ.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Рассмотрение дела произведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Московского округа.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, по состоянию на 1978 год Жигулевский известковый завод функционировал в составе производственного объединения «Куйбышевстройматериалы» (ПО ОКСМ). Данное обстоятельство подтверждается Приказом от 24.05.1978 № 176 «О передаче земельных участков».
На основании решения конференции трудового коллектива ПО ОКСМ от 12.11.1990 и приказа концерна «РОССТРОМ» от 29.11.1990 № 88, Приказа ПО ОКСМ № 318 от 04.12.1990 была создана ликвидационная комиссия, по результатам которой структурная единица «Жигулевский известковый завод» ПО ОКСМ была ликвидирована. Имущество ликвидированного предприятия по приемо-сдаточному акту передано корпорации «Волгостром». Данное обстоятельство подтверждается Приказом № 238 по Жигулевскому известковому заводу от 13.12.1990.
В соответствии с Актом от 1412.1990 на базе «Корпорации Волгостром» создано арендно - акционерное предприятие «Жигулевский известковый завод». При этом ликвидационной комиссией переданы основные производственные фонды и оборотные средства вновь созданному подразделению Жигулевский известковый завод.
27.05.1992 в соответствии с планом приватизации, утвержденным Комитетом по управлению имуществом Самарской области 08.05.1992, и на основании договора купли-продажи № 13 от 27.05.1992 «Корпорации Волгостром» было выдано свидетельство на право собственности на имущество Российского государственного концерна «Ростром».
При этом необходимо отметить, что одним из учредителей «Корпорации Волгостром» являлся Жигулевский известковый завод с размером вклада 2635 тыс. руб., что подтверждается свидетельством на право собственности № 4 от 03.06.1992, заявкой (учредительный договор) на регистрацию АОЗТ «Корпорация Волгостром» (раздел 7) и справкой по выкупу имущества в 1992 году по заводу «Жигулевский известковый завод».
10.02.1993 на основании заявки (учредительный договор) и постановления Администрации гор. Жигулевска Самарской области № 63 зарегистрировано АОЗТ «Жигулевский известковый завод» с уставным капиталом 6409 тыс. руб., из которых ЗАО «Корпорация Волгостром» принадлежало 500 тыс. руб.
ЗАО «Жигулевский известковый завод» до 10.02.1993 входило в состав «Корпорации Волгостром» и впоследствии путем реорганизации в форме разделения «Корпорации Волгостром» было создано ЗАО «Жигулевский известковый завод».
При реорганизации ЗАО «Жигулевский известковый завод» были переданы по акту приема-сдачи здания и сооружения по состоянию на 01.02.1993 – 65 объектов, что подтверждается вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2006 по делу № А55-36702/2005; от 31.03.2005 по делу № А55-2683/05-42 об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом.
Указанные судебные акты явились основанием для государственной регистрации права собственности ЗАО «Жигулевский известковый завод» на объекты недвижимости, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
30.04.2015 на основании протокола общего собрания акционеров ЗАО «Жигулевский известковый завод» в целях привидения в соответствие с действующим законодательством положений Устава общества утвержден Устав в новой редакции акционерного общества «Жигулевский известковый завод». Данные обстоятельства подтверждаются протоколом общего собрания от 30.04.2015, уставом АО «ЖИЗ» в новой редакции, выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 05.12.2018.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что АО «Жигулевский известковый завод» является правопреемником имущественных прав и обязанностей Жигулевского известкового завода, существовавшего в составе ПО Куйбышевстройматериалы.
Согласно сведениям о характеристиках объектов недвижимости:
1) земельный участок с кадастровым номером 63:02:0405011:1, находящийся по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, с. Ширяево, имеет площадь 24 115 +/- 32 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования под склады взрывчатых веществ, земельный участок находится в собственности АО «ЖИЗ», государственная регистрация права осуществлена 18.01.2008, на участок распространены ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, 63.02.2.3 Постановления Совета Министров РСФСР о создании государственного природного парка «Самарская Лука» № 161 от 28.04.1984;
2) земельный участок с кадастровым номером 63:02:0404003:1000, находящийся по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, с. Богатырь, имеет площадь 845 +/- 6 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования под здание столовой, земельный участок находится в собственности АО «ЖИЗ», государственная регистрация права осуществлена 08.04.2008, на часть земельного участка распространены ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) земельный участок с кадастровым номером 63:02:0000000:40 (единое землепользование), находящийся по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, г. Жигулевск, с. Богатырь, имеет площадь 14 749 +/- 29 кв. м, вид разрешенного использования под весовую, здание конторы и мастерской, земельный участок находится в собственности АО «ЖИЗ», государственная регистрация права осуществлена 03.03.2008;
4) земельный участок с кадастровым номером 63:02:0403014:660, находящийся по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, <...> имеет площадь 9218 +/- 21 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для использования под транспортный цех предприятия, земельный участок находится в собственности АО «ЖИЗ», государственная регистрация права осуществлена 03.03.2008;
5) земельный участок с кадастровым номером 63:02:0405004:24, находящийся по адресу Самарская область, город Жигулевск, село Ширяево, имеет площадь 26 989 +/- 40 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под карьер СХТ, земельный участок находится в государственной собственности и обременен арендой в пользу АО «ЖИЗ» сроком с 20.12.2007 по 20.12.2056 на основании договора аренды земельного участка от 25.12.2007 № 96/25‑12-2007, кроме того земельный участок обременен ограничением прав, предусмотренных статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, 63.02.2.3 постановления Совета Министров РСФСР о создании государственного природного парка «Самарская Лука» № 161 от 28.04.1984;
6) земельный участок с кадастровым номером 63:02:0000000:42 (единое землепользование), находящийся по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, <...>, имеет площадь 160 356 +/- 127 кв. м, категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для использования под промплощадку, земельный участок находится в собственности АО «ЖИЗ», отдельные части земельного участка обременены ограничением прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР о создании государственного природного парка «Самарская Лука» № 161 от 28.04.1984;
7) земельный участок с кадастровым номером 63:02:0404007:5, находящийся по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, село Богатырь, имеет площадь 622 400 +/- 158 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под карьер, земельный участок обременен правом аренды в пользу Минприроды России сроком с 31.01.2008 по 31.01.2057 на основании договора аренды земельного участка от 11.02.2008 № 21/11-02-2008, большая часть земельного участка (622 395 кв. м) обременена ограничением прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, 63.02.2.3 постановления Совета Министров РСФСР о создании государственного природного парка «Самарская Лука» № 161 от 28.04.1984.
Государственный природный парк «Самарская Лука» был образован постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 № 161, в соответствии с которым созданному государственному природному национальному парку «Самарская Лука» на базе Жигулевского и Рождественского лесхозов в пользование было предоставлено 69 тыс. га земельного государственного лесного фонда, также в состав государственного природного национального парка «Самарская Лука» были включены 62 тыс. га из земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР и 3 тыс. га земель других землепользователей, расположенных на территории Самарской Луки.
Одновременно указанным постановлением Куйбышевскому облисполкому совместно с Минлесхозом РСФСР было предписано уточнить границы национального парка.
Решением Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333 описание границ национального парка было приведено в соответствии с его естественными границами: от села Переволоки на западе по правому берегу Усинского залива, с севера, востока и юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до села Переволоки с исключением территории собственно города Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Решениями Куйбышевского облисполкома от 28.03.1989 № 4 и от 21.06.1989 был утвержден проект районной планировки государственного природного Национального парка «Самарская Лука».
Согласно пункту 4.2 раздела 4 Положения о Национальном парке, утвержденном приказом Министра природных ресурсов от 09.03.2004 № 259 национальный парк образован на площади 134 тыс. га, из которых национальному парку в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земли площадью 69 тыс. кв. м., определены границы функциональных зон национального парка.
Сведения о границах Национального парка «Самарская Лука», как о зоне с особыми условиями использования территории, были внесены в Государственный кадастр недвижимости (в настоящий момент - ЕГРН) в 2012 году.
Приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 69 утверждено Положение о национальном парка «Самарская Лука», в соответствии с которым национальный парк расположен на территории муниципальных районов Самарской области: Ставропольского, Волжского, Сызранского, в черте городского округа Жигулевск, в черте городского округа Самара.
Приложение № 1 к Положению о национальном парке «Самарская Лука» содержит координаты поворотных точек границы национального парка «Самарская Лука». Указанные координаты были подготовлены ФГУП «Ростехинвентаризацитя - Федеральное БТИ» в соответствии с договором подряда от 18.12.2013 № 08330, заключенным с ФГБУ «НП «Самарская Лука».
После вступления в силу 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о границах национальных парков вносятся в ЕГРН в форме сведений об особо охраняемых природных территорий.
Письмом от 11.05.2018 № 0582 Управление Росреестра по Самарской области сообщило, что в ЕГРН внесены изменения в сведениях о зоне с особыми условиями использования территории - Национальный парк «Самарская Лука» в части указания вида объекта «Территория особо охраняемого природного объекта».
Ссылаясь на то, что в соответствии с приказом Министерства промышленности строительных материалов РФСР от 24.05.1978 № 196 земельный участок площадью 35 га принят от Жигулевского государственного заповедника для расширения карьера известняков и передан Жигулевскому заводу, занятые заводом земельные исключены из территории, которые могут быть заняты национальным парком, однако в результате оспариваемого межевания границ земельного участка Национального парка «Самарская Лука» в состав парка незаконно были включены земли, принадлежащие истцу на праве собственности и праве аренды, и используемые истцом в процессе производственной деятельности, при этом распространение на указанные земли ограничений, связанных с включением земельных участков в состав национального парка, приведет к невозможности ведения истцом производственной деятельности, АО «ЖИЗ» обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что с момента установления границ особо охраняемой природной территории - Национального парка «Самарская Лука», все земельные участки, находящиеся в указанных границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, в силу прямого указания закона являются собственностью Российской Федерации, а не с момента государственной регистрации такового права, что соответствует статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Документами, принятыми в целях реализации постановления Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 № 161 «О создании государственного природного Национального парка «Самарская Лука» и решения Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333 об уточнении его границ, подтверждается, что Жигулевский известковый завод вошел в границы Национального парка «Самарская Лука». Истцом тот факт, что по состоянию на 1984 год, рабочий поселок Богатырь в соответствии с установленной процедурой был объединен с городом Жигулевск, не доказан.
Суд также указал, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 по административному делу № АКПИ18-443 отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Приложения 1 к Положению о национальном парке «Самарская Лука», утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 69 в части координат поворотных точек границы национального парка «Самарская Лука» по территории городского округа Жигулевск.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что на момент образования и формирования границ Национального парка «Самарская Лука» земельные участки, расположенные в границах города Жигулевска, включая земельные участки, находящиеся в границах города Жигулевска, включая земельные участки, находящиеся в поселках Бахилова Поляна, Зольное, Солнечная Поляна, Богатырь, Ширяево, в границы Национального Парка не вошли, а вошли в гор. Жигулевск, материалы дела доказательств обратного не содержат.
Суд апелляционной инстанции указал, что ранее приказом Министерства промышленности строительных материалов РСФСР от 24.05.1978 № 196, изданным во исполнение распоряжения Совета Министров РСФРС от 16.07.1978 № 644-р Жигулевскому известковому заводу от Жигулевского государственного заповедника Главохоты РСФСР в Куйбышевской области (Жигулевского государственного природного биосферного заповедника имени И.И. Спрыгина) был передан земельный участок площадью 35 га, в приложении № 2 к Решению Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333 в списке землепользователей отсутствует Жигулевский известковый Завод, что не было учтено при межевании территории национального парка «Самарская Лука»; земельные участки использовались именно в производственной деятельности истцом и его предшественниками более 40 лет, нарушен порядок межевания территории Национального парка «Самарская Лука», что привело к необоснованному включения их в состав Национального парка «Самарская Лука».
При этом, на территории исследуемых земельных участков отсутствуют природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 АПК РФ).
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.
При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статье 305 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (статья 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу статей 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Из приведенных правовых положений усматривается, что условием удовлетворения требования об устранении препятствий в пользовании имуществом является совокупность доказанных юридических фактов: наличия права собственности (иного вещного права) у истца; наличие препятствий в осуществлении прав собственности или владения; обстоятельства, подтверждающие то, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании собственником имущества, не соединенные с лишением владения.
В силу положений статьи 65 АПК РФ на истце лежит бремя доказывания факта противоправного нарушения ответчиком прав истца по пользованию и (или) распоряжению принадлежащим истцу имуществом.
Ответчик при этом должен доказать правомерность своего поведения.
В рассматриваемом деле требования истца, оспаривающего результаты межевания территории национального парка в части включения в его состав спорных земельных участков, могут быть расценены как негаторные, направленные на устранение нарушения прав истца в отношении свободы использования им принадлежащих ему земельных участков.
Исходя из частей 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017, одним из принципов ведения Единого государственного реестра недвижимости (состоящего, в том числе из реестра объектов недвижимости - кадастра недвижимости и реестра границ) является достоверность сведений.
Согласно пункту 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Для обеспечения режима заповедников, природных (национальных) парков, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов могут устанавливаться охранные зоны с запрещением в пределах этих зон любой деятельности, отрицательно влияющей на природные комплексы особо охраняемых природных территорий, земельные участки в пределах охранных зон у собственников, землевладельцев и землепользователей не изымаются, пользование земельными участками в пределах охранных зон осуществляется с соблюдением установленного на них режима.
На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Согласно статье 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ) национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территорий с выделением следующих функциональных зон: заповедной, особо охраняемой, рекреационной, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зоны хозяйственного назначения и зоны традиционного экстенсивного природопользования (пункт 1 статьи 15 Закона № 33-ФЗ).
На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка (пункт 2 статьи 15 Закона № 33-ФЗ).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2015 № 2742-О указано, что содержание предусмотренных на территории национального парка ограничений и запретов зависит от целевого назначения земель, определенного на основании функционального зонирования территории этого национального парка.
Как следует из материалов дела, Национальный парк «Самарская Лука» создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 № 161 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука». Согласно пункту 1 данного постановления в пользование национальному парку предоставлено 69 тыс. га земель государственного лесного фонда. Кроме того, в состав национального парка включены 62 тыс. га земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР и 3 тыс. га земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Общая площадь национального парка должна была составлять 134 тыс. га.
Этим же постановлением Куйбышевскому облисполкому совместно с Минлесхозом РСФСР, в ведение которого передан национальный парк, поручено уточнить границы национального парка.
Во исполнение названного постановления Совета Министров РСФСР решением Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333 произведено уточнение и приведено описание границ национального парка «Самарская Лука», общая площадь национального парка определена в 125 051 га. Минлесхоз РСФСР письмом от 05.11.1985 № 8-17/665 согласовал границы, указанные в решении Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333.
Решениями Куйбышевского облисполкома от 28.03.1989 № 94 и от 21.06.1989 утвержден проект районной планировки государственного природного национального парка «Самарская Лука», подготовленный институтом «Гипрогор» Госстроя РСФСР в 1988 г.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 09.03.2004 № 259 было утверждено Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк «Самарская Лука».
В приложении 1 к данному Положению приведены границы функциональных зон, в том числе заповедной зоны и особо охраняемой зоны, с указанием кварталов по Жигулевскому лесничеству, по Александровскому лесничеству, по Сосново-Солонецкому лесничеству, по Больше-Рязанскому лесничеству, по Волжскому лесничеству, по Шелехметскому лесничеству, по Рождественскому лесничеству, по Подгорскому лесничеству, по Торновскому лесничеству, а также прилегающих земель сельхозназначения. Функциональное зонирование территории национального парка, утвержденное данным Положением, осуществлялось на основании материалов лесоустройства 1995 г.
В частности, в 1995 г. Центральным государственным лесоустроительным предприятием «Центрлеспроект», находящемся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России, проведено лесоустройство и уточнение фактических границ национального парка. Согласно Проекту организации и развития лесного хозяйства государственного лесного фонда национального парка «Самарская Лука» общая площадь национального парка составила 127 186 га. Приведенная площадь национального парка с 1995 г. остается неизменной.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2015 № 69 утверждено Положение о национальном парке «Самарская Лука», состав и описание функциональных зон национального парка даны в приложении № 2, карта-схема функционального зонирования территории национального парка - в приложении № 3.
Судом апелляционной инстанции установлено, что спорные земельные участки принадлежат истцу на следующих основаниях:
1. Земельный участок с кадастровым номером 63:02:0404003:1000, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, с. Богатырь, площадью 845 кв. м, принадлежит истцу на основании Договора купли-продажи земельного участка № 91/19-03-2008 от 19.03.2008. Из данного договора следует, что договор заключен в соответствии с постановлениями мэра городского округа Жигулевск от 26.10.2007 № 926 «О предоставлении земельного участка в собственность за плату», от 11.02.2008 № 79 «О присвоении адреса земельному участку». Согласно пункту 1 Постановления мэра городского округа Жигулевск Самарской области от 26.10.2007 № 926 «О предоставлении земельного участка в собственность за плату» ЗАО «Жигулевский известковый завод», на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 63:02:0404003:1000, из земель населенных пунктов, под зданием столовой, право собственности на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № 070691 от 19.01.2007.
2. Земельный участок с кадастровым номером 63:02:0405011:1, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, с. Ширяево, площадью 24 115 кв. м, принадлежит истцу на основании Договора купли-продажи земельного участка № 17/24-10-2007 от 24.10.2007. Из данного договора следует, что договор заключен в соответствии с постановлением мэра городского округа Жигулевск от 17.09.2007 № 1617 «О предоставлении земельного участка в собственность за плату». Согласно пункту 1 Постановления мэра городского округа Жигулевск Самарской области от 17.09.2007 № 617 «О предоставлении земельного участка в собственность за плату» ЗАО «Жигулевский известковый завод», на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 63:02:0405011:1, из земель населенных пунктов, под склады взрывчатых веществ, право собственности на нежилые здания подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № 334098, 334100, 440753 от 09.08.2006.
3. Земельный участок с кадастровым номером 63:02:0403014:660, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, <...> площадью 9218 кв. м, принадлежащий истцу на основании договора № 24/18-02-2008 купли-продажи земельного участка от 18.02.2008. Из данного договора следует, что договор заключен в соответствии с постановлением мэра городского округа Жигулевск от 24.01.2008 № 98 «О предоставлении земельного участка в собственность за плату». Согласно пункту 1 Постановления мэра городского округа Жигулевск Самарской области от 24.01.2008 № 98 «О предоставлении земельного участка в собственность за плату» ЗАО «Жигулевский известковый завод», на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 63:02:0403014:660, из земель населенных пунктов, под здание насосной автомойки (строение № 1), под здание механизированной мойки (строение № 2), котельная (строение № 3), под здание сварочного участка (строение № 4), под здание бокса для БеЛАЗов (строение № 5), под здание гаража (строение № 7), под здание АЗС (строение № 8), под здание склада масел (строение № 9), под гараж для 1-й машины (строение № 10), под вулканизаторской (строение № 11), под здание ремонтного корпуса с бытовыми помещениями (строение № 12), в границах плана (чертежа).
4. Земельный участок с кадастровым номером 63:02:0000000:42, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, <...>, площадью 160 356 кв.м, принадлежит истцу на основании Договора № 41/26-03-2008 купли-продажи земельного участка от 26.03.2008 № 41/26-03-2008. Из данного договора следует, что договор заключен в соответствии с постановлением мэра городского округа Жигулевск от 24.01.2008 № 99 «О предоставлении земельного участка в собственность за плату». Кроме этого, в соответствии с пунктом 1.1 истец купил в собственность земельный участок для использования под промплощадку, под здание заводоуправления (строение № 1), под здание цеха камнеобработки (строение № 4), под здание дробзавода № 1 (строение № 6), под трансформаторной подстанции (строение № 7), под здание производственной (строение № 9), под здание бытовых помещений цеха обжига (строение № 11), под здание трансформаторной 35/6 (строение № 12), под здание газового цеха (строение № 13), под здание ГРП (строение № 14), под здание трансформаторной подстанции (строение № 15), под здание автогаража (строение № 16), под здание диспетчерской (строение № 17), под здание склада ГСМ (строение № 18), под здание склада ГСМ (строение № 19) в границах плана (чертежа).
5. Земельный участок с кадастровым номером 63:02:0000000:40, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, <...>, площадью 14 749 кв. м, принадлежит истцу на основании Договора № 23/18-02-2008 купли-продажи земельного участка от 18.02.2008. Из данного договора следует, что договор заключен в соответствии с постановлением мэра городского округа Жигулевск от 15.01.2008 № 26 О предоставлении земельного участка в собственность за плату». При этом, указанный земельный участок предназначен под здание конторы и мастерской (строение № 20), здание весовой (строение № 21). Земельные участки, образованные под объектами капитального строительства, по состоянию на 1992 год представляли собой единый комплекс общей площадью 12 га.
В соответствии со свидетельством о праве собственности на землю № 94 от 10.09.1992 и свидетельством о праве собственности № 226 от 23.03.1999 Жигулевскому известковому заводу предоставлены земельные участки 12 га (под промплощадку) и 0,958473 га (под автоколонну).
Решениями Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2006 по делу № А55-36702/2005 и от 31.03.2005 по делу № А55‑2683/05-42 установлено, что здания Жигулевского известкового завода расположены на земельном участке площадью 12 га.
В соответствии с договором № 21/11-02-2008 аренды земельного участка от 11.02.2008 арендодатель (муниципальное образование городского округа Жигулевск) сдал, а арендатор (ЗАО «Жигулевский известковый завод») принял в пользование на условиях аренды земельный участок сроком на 49 лет с 31.01.2008 по 31.01.2057 площадью 622 400 кв. м, отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 63:02:0404007:5, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, с. Богатырь, для карьера. Данный земельный участок образован посредством объединения земельных участков с кадастровыми номерами 63:02:0404007:0001, площадью 27 га и 63:02:0404007:2 площадью 35 га. Данное обстоятельство подтверждается кадастровым планом земельного участка от 20.11.2007.
В свою очередь: земельный участок 63:02:0404007:0001 был образован на основании свидетельства о праве аренды на землю № 111 от 24.09.1992; земельный участок 63:02:0404007:2 был образован на основании Государственного акта на право пользования землей № А-I № 104070 от 12.01.1979.
Согласно сведениям, содержащимся в Акте отвод участка, произведен на основании Распоряжения СМ РСФСР от 16.05.1978 № 644‑Р.
В соответствии с договором № 96/25-12-2007 аренды земельного участка от 25.12.2007 арендодатель (муниципальное образование городского округа Жигулевск) сдал, а арендатор (ЗАО «Жигулевский известковый завод») принял в пользование на условиях аренды земельный участок сроком на 49 лет с 20.12.2007 по 20.12.2056 площадью 26 989 кв. м, отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 63:02:0405004:24, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, с. Ширяево, для карьера СХТ.
Данный земельный участок образован на основании Государственного акта на право пользования землей А-1 № 529587. Дата в акте отсутствует. Основанием для предоставления участка являлось Решение Исполкома от 19.02.1985 № 59 «О продлении срока разработки недр Жигулевского известкового завода».
На момент рассмотрения спора зарегистрированное право собственности истца, а также правовые основания его возникновения в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылался на то, что включение спорных земельных участков в состав территории национального парка было осуществлено на основании оспариваемого межевания территории национального парка и повлекло для истца негативные последствия в виде распространения на спорные земельные участки специального режима землепользования и, как следствие, невозможность ведения на земельных участках производственной деятельности, являющейся для истца основной.
Тогда как ответчики и 3-и лица неоднократно в судах, в том числе и в кассационной жалобе, приводили доводы о том, что спорные участки были включены в границы национального парка при его создании.
С учетом изложенного одним из обстоятельств, подлежащих установлению для правильного разрешения настоящего спора, является выяснение вопроса о том, когда и на основании какого государственного акта была определена принадлежность спорных земельных участков (исходных земельных участков) к категории земель особо охраняемых территорий и объектов либо их отнесение к охранной зоне национального парка.
Необходимо отметить, что в рамках дела № АКПИ18-443, на которое ссылаются заявители кассационных жалоб, при исследовании вопроса о формировании границ национального парка «Самарская Лука» проверялась их формирование в части конкретных поворотных точек по отношению к гражданам ФИО4, ФИО5, ФИО6, вместе с тем было отмечено, что национальный парк «Самарская Лука» создан в 1984 году, в пользование парку предоставлено 69 тыс. га государственного лесного фонда, а также были включены 62 тыс. га земель колхозов и совхозов, впоследствии в 1985 году Министерство сельского хозяйства РСФСР согласовало границы и решением Куйбышевского облисполкома от 28.03.1989 утвержден проект районной планировки государственного природного национального парка «Самарская Лука», где согласно сведениям Г. Жигулевск и поселок городского типа Яблоневый Овраг не входят в границы национального парка, а поселок городского типа Богатырь и с. Ширяево расположены в границах национального парка; сведения о границах национального парка «Самарская Лука» как о зоне с особыми условиям использования территории внесены в Государственный кадастр недвижимости в 2012 году.
Таким образом, при наличии установленных судебным актом обстоятельств создания, формирования и внесения границ национального парка в период с 1984 по 2012 гг. необходимо было обеспечить правовой анализ формирования участков, которые были предоставлены в 1978 году Жигулевскому известковому заводу.
Так, истец в обоснование заявленных требований указывал на то, что спорные земельные участки, предоставленные заводу, фактически находятся в границах земельного участка площадью 35 га, ранее отведенного заявителю за счет земель Жигулевского государственного заповедника Главохоты РСФСР в Куйбышевской области (Жигулевского государственного природного биосферного заповедника имени И.И. Спрыгина) на основании приказа Министерства промышленности строительных материалов РСФСР от 24.05.1978 № 196, изданного во исполнение распоряжения Совета Министров РСФРС от 16.07.1978 № 644‑р, данный земельный участок из хозяйственной деятельности завода не изымался и парку при его создании не передавался.
В соответствии со статьями 33, 34 Земельного кодекса РСФСР изъятие земельного участка либо его части для государственных или общественных нужд производится на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. Совет Министров РСФСР, Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных Советов депутатов трудящихся вправе производить изъятие земельных участков из земель и в пределах, указанных в статье 13 настоящего Кодекса.
Право предоставления земель занятых защитными и другими лесами первой группы, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства независимо от их размеров, было также закреплено статьей 13 указанного Кодекса и только по постановлению Совета Министров РСФСР.
Статус земельного участка в силу действующего законодательства определяется не местом его нахождения, а нормами закона, регулирующего соответствующие правоотношения. Нахождение спорного земельного участка в территориальных границах сел Богатырь, Ширяево и Солнечная Поляна не свидетельствует о безусловном отнесении участка к категории особо охраняемых природных территориях, поскольку спорный земельный участок не был отведен и предоставлен Жигулевскому известковому заводу для целей, связанных с ведением лесного хозяйства, а был обусловлен необходимостью использования в хозяйственной деятельности завода.
Суду первой инстанции, разрешая спор, при оценке процедуры формирования границ национального парка в 1984 году необходимо было учитывать, что Жигулевский известковый завод уже осуществлял использование участка, предоставленного в установленном порядке за счет земель Жигулевского государственного заповедника.
При разрешении спора остались без надлежащей оценки основания исключения (отсутствие) Жигулевского известкового завода из числа землепользователей национального парка при наличии факта нахождения спорных участков в границах особо охраняемого природного объекта.
Таким образом, учитывая, что установление факта расположения спорных земельных участков в границах национального парка или вне его границ является определяющим для данного дела и необходимым для применения норм материального права и рассмотрения спора по существу заявленных требований, суду следовало предложить сторонам представить соответствующие доказательства, в том числе ходатайствовать о назначении землеустроительной экспертизы.
Следует отметить, что истец в суде первой инстанции заявлял ходатайство о проведении судебной экспертизы на предмет того, входят ли земельные участки с кадастровыми номерами 63:02:0404007:5, 63:02:0405011:1, 63:02:0403014:660, 63:02:0000000:40, 63:02:0000000:42, 63:02:0405004:24, 63:02:0404003:1000 в границы национального парка «Самарская Лука», определенные постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 № 161 «О создании государственного природного Национального парка «Самарская Лука», решениями Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333, от 28.03.1989 № 94 и от 21.06.1989, с изображением на картографическом материале.
Учитывая, что в приложении № 2 к решению Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333, которым произведено уточнение и приведено описание границ национального парка «Самарская Лука», в списке землепользователей, входящих в состав Государственного природного национального парка, отсутствует территория, занимаемая Жигулевским известковым заводом, рассмотрение надлежащим образом судом первой инстанции ходатайства истца о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы могло привести к установлению данного факта.
Таким образом, избранный судом первой инстанции подход при рассмотрении данного дела, повлекший отказ в иске, не способствовал разрешению по существу возникшего между сторонами спора.
Суд апелляционной инстанции установил, что на момент осуществления межевания границ территории Национального парка «Самарская Лука» границы исследуемых земельных участков уже существовали, данные земельные участки использовались именно АО «Жигулевский известковый завод» и его правопредшественниками в своей производственной деятельности более 40 лет, тем не менее при межевании границ национального парка «Самарская Лука» согласование границ с АО «Жигулевский известковый завод» не проводилось. Между тем, данное обстоятельство само по себе не подтверждает законность или незаконность нахождения спорных земельных участков в составе национального парка.
Отказ судов в назначении экспертизы по вопросу включения спорных участков в территорию землепользователей, переданной в пользование национальному парку и на каком этапе формирования (создания) национального парка «Самарская Лука», свидетельствует о нарушении судами норм статей 9, 65, 82 АПК РФ.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда и апелляционное постановление и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Основаниями для отмены решения, апелляционного постановления являются несоответствие выводов фактическим обстоятельствам, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 288 АПК РФ).
В связи с неполным выяснением как судом апелляционной инстанции, так и судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора и которые входят в предмет исследования и установления судами исходя из предмета и основания исковых требований (статьи 6, 8, 9, 49, 170 АПК РФ), принятые по делу судебные акты подлежат отмене.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, установление всех имеющих значение для дела обстоятельств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, данный спор в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, предложить сторонам представить дополнительные доказательства заявленных требований и возражений, рассмотреть вопрос о назначении по делу экспертизы, и с учетом установленных фактических обстоятельств и при правильном применении норм материального и процессуального права разрешить спор по существу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство акционерного общества «Жигулевский известковый завод» об отложении судебного разбирательства отклонить.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2020 по делу № А55-6497/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Ф. Фатхутдинова
Судьи В.А. Петрушкин
С.Ю. Муравьёв